Проблемы с руками у детей и взрослых с точки зрения психосоматики

АТОПИЧЕСКИЙ ДЕРМАТИТ, СИМПТОМЫ И МЕТОДЫ ЛЕЧЕНИЯ

Атопический дерматит достаточно широко распространенное заболевание по всему миру, занесенное в международную классификацию болезней в 1933 году, а в российскую только в 1999.

Основные проявления атопического дерматита – это зуд, высыпания и раздражение на коже рук, ног и лица. Проблема заключается в том, что они вызывают не только физический дискомфорт, но и психологический, утяжеляя течение заболевания, лечение которого зачастую оказывается совсем не простым. Но решение есть – главное, следить за своим здоровьем, владеть информацией о специфике болезни и следовать рекомендациям врача.

Что это такое:

Специфика болезни заключается в хроническом течении, зуде, сухости, высыпаниях. Но и это – не единственные нюансы. Есть и ряд других:

  • Заболевание имеет волнообразное течение. Для него характерны периоды ремиссии и обострения. Для того чтобы контролировать течение заболевания необходимо следить за провоцирующими факторами и по возможности избегать их.
  • Риск присоединения вторичной инфекции. Зудящая кожа провоцирует расчесывание. В результате с поверхности ногтей в рану попадают возбудители инфекции, что усугубляет течение атопического дерматита.

Атопический дерматит у взрослых, причины и лечение которого разнообразны, важно своевременно диагностировать. В противном случае болезнь может прогрессировать, а площадь поражения увеличиваться.

Атопический дерматит – причины заболевания

Именно генетика является ключевым фактором запуска болезни у ребенка, поэтому важно провести диагностику на ранних стадия развития болезни.

Чаще всего возникают обострения заболевания, которые провоцируются различными факторами:

  • Грибок рода малассезия, который в норме обитает на поверхности кожи человека. В результате его повышенной активности образуются вещества, которые оказывают раздражающее действие на кожу и запускают воспаление.
  • Неправильное питание. Чрезмерное употребление сои, цитрусовых, коровьего молока, клубники, меда и прочих потенциальных аллергенов способно вызвать аллергическое воспаление в коже. Задаваясь вопросом, чем лечить атопический дерматит у взрослых, важно понимать, что следует обратить внимание на ежедневный рацион и скорректировать питание, исключив из меню всевозможные продукты с высокой аллергенностью или индивидуальной непереносимостью.
  • Неграмотно подобранная косметика. Компоненты, содержащиеся в кремах, лосьонах и прочих видах косметической продукции, способны воздействовать на кожу и приводить к кожным реакциям.
  • Синтетические ткани. При частом ношении вещей из ненатуральных тканей нарушается дыхание кожи. Кроме того, прилегание самих тканей может оказывать раздражающее действие кожу. Это может приводить к обострению заболевания.
  • Клещи домашней пыли также являются значимой причиной обострения кожного процесса. Поэтому больному с атопическим дерматит стоит особенно внимательно относиться к своевременной влажной уборке и проветриванию помещений.
  • Не следует исключать и психологическое воздействие. Стрессы, переутомление также часто становятся началом обострения.

Симптомы атопичных высыпаний на коже

Как вылечить атопический дерматит и устранить его основные проявления? Для начала необходимо разобраться в проявлении заболевания.

Симптомы атопического дерматита, как правило, возникают в раннем возрасте, по мере взросления внешние проявления меняются. У взрослых наиболее характерными проявления являются сухие зудящие высыпания в области подколенных и локтевых сгибов на запястьях, на шее. Кожа в области высыпаний утолщается, становится хорошо виден кожный рисунок. Сами высыпания выглядят как папулы на утолщенной грубой кожи, из-за зуда появляются расчесы.

В каждом конкретном случае область поражений и интенсивность проявлений может варьировать. Но главный критерий диагностики атопического дерматита, характерный для всех – кожный зуд.

АТОПИЧЕСКИЙ ДЕРМАТИТ У ВЗРОСЛЫХ

Младенческая форма или детская экзема

  • Возраст от 4-6 месяцев до 2-х лет
  • Характеризуется появлением гиперемии, отечности, пузырьков, мокнутия, корок.
  • В этом возрасте основные проявления атопического дерматита возникают на лице (кожа щёк и лба), наружной поверхности верхних и нижних конечностей, локтевых и подколенных ямках, запястье, туловище и ягодицах.
  • Детей беспокоит зуд, выраженность которого зависит от интенсивности высыпаний.
  • Крайне важно учитывать, что в этот период жизни у больных атопическим дерматитом отмечается сенсибилизация преимущественно к пищевым аллергенам, что определяет важность нормализации питания как основу базисной терапии.

Детская форма атопического дерматита

  • Возраст от 2-х до 12 лет
  • Проявляется в виде эритемы (покраснение), отечности, папул (возвышение над уровнем кожи), эрозий, экскориаций (поверхностный дефект кожи, покрытый кровяной или серозной коркой, возникающий при ее механическом повреждении), трещин и утолщением кожи, усилением ее рисунка.
  • Кожные покровы у ребёнка сухие или очень сухие с большим количеством чешуек, отмечаются тёмные круги вокруг глаз, трещины в углах рта, гиперлинеарность ладоней.
  • Локализация на сгибательных поверхностях конечностей, переднебоковой поверхности шеи, локтевых и подколенных ямках, тыльной поверхности кожи кистей рук.
  • Дети нередко скрипят зубами во сне, невнимательны и излишне подвижны.
  • Преимущественная сенсибилизация в этот период к ингаляционным аллергенам (клещи домашней пыли, пыльца растений и др.)

АТОПИЧЕСКИЙ ДЕРМАТИТ У ДЕТЕЙ

Подростковая форма атопического дерматита

  • Атопический дерматит у подростков бывает в возрасте от 12 лет и старше.
  • У больных начинают преобладать высыпания по типу блестящих папул (возвышения над уровнем кожи), отмечается выраженное утолщение кожи, усиление ее рисунка, механические нарушения целостности кожи в результате расчесывания (экскориация) и появление трещин.
  • Основной локализацией высыпаний шея, локтевые сгибы, запястья, тыльная поверхность кистей рук.
  • Все больные предъявляют жалобы на сильный зуд, нарушение сна, невротические реакции, которые нередко по своей выраженности не соответствуют тяжести кожного процесса.

АТОПИЧЕСКИЙ ДЕРМАТИТ У ДЕТЕЙ

Атопический дерматит является одним из заболеваний, которые чаще всего появляются у маленьких детей. У новорожденных и детей в возрасте до двух лет болезнь может формироваться на фоне нарушений, которые могут быть вызваны:

  • неправильным подбором питания для искусственного вскармливания;
  • употреблением в пищу продуктов с высоким аллергенным потенциалом;
  • проблемами со стороны желудочно-кишечного тракта;
  • неблагоприятными условиями окружающей среды;
  • паразитарными заболеваниями, инфекциями или иными причинами.

Лечение атопического дерматита

Оно должно начинаться устранения причинно-значимого аллергена, если он известен, нормализации питания и образа жизни, например, исключение всех потенциально опасных в плане атопии продуктов питания, а также пуховых одеял и подушек, животных в доме, ежедневная влажная уборка в доме и др.

Из лекарственных препаратов для местного применения у детей часто используют топические глюкокортикостероиды сильной и средней степени активности для быстрого противовоспалительного и противозудного эффекта. Однако их длительное применение, особенно в детской практике невозможно вследствие формирования нежелательных явлений (атрофия кожи, присоединение вторичной инфекции). В настоящее время широко практикуется принцип ступенчатой терапии, когда после купирования выраженного обострения топическими глюкокортикостероидами назначается негормональный препарат для поддерживающей терапии.

Первое, что нужно сделать, начиная лечение атопического дерматита – подобрать медикаменты, способные снизить выраженность основных симптомов – это могут быть как для наружного применения (кремы, мази, лосьоны), так и системные (таблетки). Лечение атопического дерматита у взрослых мазями, таблетками как правило дает результат. Применяются различные группы препаратов:

  • Антигистаминные. Данная группа применяется в период обострения, чтобы устранить зуд. Их чаще всего назначают на короткий период не более 7 дней.
  • Сорбенты. Существует много споров, использовать ли сорбенты, которые избавляют организм от аллергенов. В период обострения врачи часто назначают данную группу препаратов, особенно если обострение вызвано пищевыми аллергенами.
  • Топические кортикостероиды. Также применяются в острый период для купирования обострения. Хорошо устраняет воспаление, после их отмены назначается поддерживающая терапия негормональными препаратами.
  • Негормональные препараты для наружного применения, например, мази с цинком пиритиона активированного, назначаются после для устранения острого воспаления в качестве поддерживающей наружной терапии.
  • Эмоленты. Обязательно рекомендуются всем пациентам с атопическим дерматитом независимо от остроты и выраженности процесса и применения наружных лечебных средств. Эмоленты позволяют нормализовать водно-липидный барьер кожи, который нарушен у пациентов с атопическим дерматитом ввиду генетических особенностей.

Если присоединяется вторичная инфекция, то пациенту назначают антибактериальные средства, или комбинированные наружные препараты с антибактериальным компонентом.

Особенности ухода за кожей при атопическом дерматите

Рассматривая атопический дерматит и уход за поврежденной кожей, необходимо понимать особенности атопичной кожи.

У пациентов с атопическим дерматитом (АтД) отмечается чрезмерная сухость кожных покровов. Сухость кожи возникает в результате нарушения липидного слоя кожи. Из-за этого утрачивается эластичность, что в итоге ведет к повреждению целостности кожных покровов. Если барьерная функция кожи нарушена, то она становится проницаемой для аллергенов. В ответ на действие аллергенов запускается воспаление, которое сопровождается еще большим зудом и расчесами. Расчесы приводят к еще большему повреждению кожи, так запускается порочный круг «зуд-воспаление-расчесы-зуд». По этой причине людям, страдающим от данной патологии, кроме ежедневного ухода за кожей при атопическом дерматите необходимо дополнительное применение средств, устраняющих зуд.

Не менее важная жалоба пациентов с АтД – повышенная чувствительность кожных покровов, причем они реагируют на различные типы раздражителей. Подбирая уход за кожей при атопическом дерматите, следует придерживаться элементарных рекомендаций:

  • Оберегайте кожу от агрессивных веществ, кислот, щелочей, которые могут содержаться во фруктовых или овощных соках, растворителях, лаках для ногтей, средствах для уборки и чистки поверхностей и т.п.
  • Водные процедуры должны длиться не более 10 минут, рекомендована температура воду не выше 38 0C. Кожу необходимо аккуратно промокнуть полотенцем, но не вытирать. После водных процедур обязательно нанесение увлажняющего крема-эмолента – для сохранения влаги в коже и восстановления кожного барьера.
  • Сделайте выбор в пользу белья из натуральных тканей с гипоаллергенными свойствами, изделия из синтетических материалов или шерсти не используйте.
  • Чтобы снизить вероятность травмирования кожи в процессе расчесывания, следите за длиной ногтей, чаще их подстригайте, маленьким детям надевайте носочки и перчатки-антицарапки.
  • Старайтесь поддерживать в помещении влажность на уровне 60%, избегайте сильного нагрева воздуха в комнате (оптимально, когда температура в помещении находится на уровне от 20 до 23 градусов).

Кроме того, необходимо ограничить чрезмерные физические нагрузки, которые могут вызывать потливость.

Как ухаживать за кожей при атопическом дерматите?

Главное правило ухода за атопичной кожей – это выбор максимально щадящих средств, которые будут бережно заботиться о состоянии кожных покровов, не пересушивать и не раздражать их. Последовательность ухаживающих процедур может выглядеть следующим образом:

  • Очищение. Идеально, если для удаления загрязнений использовать средства, разработанные специально для ухода за кожей при атопическом дерматите. Они действуют деликатно, бережно очищают, не вызывая ощущения стянутости и сухости. Понять, насколько подходит подобранное средство можно только по субъективным ощущениям. Поэтому не исключено, что придется попробовать не одно, а несколько средств.
  • Увлажнение и смягчение. Здесь речь идет о приобретении не просто увлажняющего, а супер увлажняющего крема. Наносить стоит по мере необходимости, чтобы не допускать пересушивания кожных покровов. Увлажнять кожу нужно как в период обострения атопического дерматит, так и вне обострений.
  • Защита с SPF. Атопическая кожа крайне чувствительна к любым раздражающим факторам, и ультрафилет – один из них. В период высокой солнечной активности непременно нужно пользоваться защитными средствами с SPF не менее 50. Так удастся не только избежать солнечных ожогов, но и свести к минимуму риск развития фотодерматоза. Рекомендуется выбирать гипоаллергенные бренды, которые не содержат отдушек и красителей.

Препараты на основе цинка

Чтобы устранить внешние проявления атопического дерматита, врачи часто рекомендуют препараты на основе цинка пиритиона активированного – препараты линии Скин-кап, которые не содержат в своем составе гормональных компонентов.

Скин-кап обладает противовоспалительным, антибактериальным, противогрибковым действием. Крем Скин-кап способствует устранению воспаления, борется с грибками рода Malassezia, которые могут запускать воспаление на коже при атопическом дерматите, а также способствует снижению риска присоединения вторичной инфекции и оказывает дополнительное увлажняющее действие.

Противовоспалительный эффект Скин-капа обусловлен угнетением чрезмерной выработки медиаторов воспаления. Таким образом, механизм действия препарата Скин-кап способствует быстрому разрешению высыпаний и устранению зуда, а отсутствие в составе препарата гормонального компонента определяет возможность его длительного применения (до 6 недель).

Применять препараты Скин-кап можно как в активной стадии воспаления для лечения атопического дерматита у взрослых и детей с целью уменьшения раздражения кожных покровов, так и в качестве поддерживающей терапии после отмены наружных гормональных средств.

При острых и хронических процессах, при поражениях с сухостью и шелушением, дополнительно увлажняет кожу. Подходит для применения на кожу лица и другие участки тела

Что такое психосоматика и как она проявляется: мнение психолога

Один из основных запросов, с которыми люди часто обращаются в Московскую службу психологической помощи, — тревога и стрессы. Специалисты отмечают, что с этими негативными эмоциями обязательно нужно работать, поскольку они могут оказывать серьезное влияние на здоровье человека. О том, какие психологические причины вызывают соматические расстройства, что такое психосоматика и как она проявляется, рассказывает психолог Елена Герасимова.

В жизни мы постоянно накапливаем психическое напряжение, и наш организм сообщает о том, что с ним что-то не в порядке. Это явление называют «психосоматическим расстройством». Психосоматика — направление в медицине и психологии, которое изучает, как чувства и переживания влияют на физическое здоровье человека.

Психологические причины, которые могут вызывать соматические болезни:

  • Нехватка положительных эмоций (возникновение сниженного настроения, тревоги, депрессии, стресса). Позитивные впечатления необходимы человеку не меньше витаминов.
  • Негативные разрушительные мысли, направленные на самого себя или на других людей: «все плохо».
  • Повторение определенных фраз, провоцирующих проблемы со здоровьем (например, фраза «видеть тебя не могу» может привести к близорукости).
  • Добровольный «перенос» на себя заболеваний кого-то из близких людей (идентификация).
  • Изматывающее чувство вины, самобичевание.
  • Самовнушение под влиянием авторитетных, на взгляд человека, источников (информация из энциклопедий, интернета, телевидения).
  • Манипуляция несуществующей, надуманной болезнью (с помощью болезни человек пытается организовать действия и чувства других людей).

Когда сердце болит

К психологу обратилась 25-летняя москвичка Маргарита. Девушка встречалась с молодым человеком Иваном на протяжении двух лет. Она мечтала выйти замуж и создать семью. Ивана, наоборот, все устраивало. Он не торопился законно оформлять отношения, так как считал, что спешить ни к чему, нужно пожить для себя. Девушка не раз поднимала разговор о замужестве и рождении детей, но молодой человек раздраженно отвечал: «А зачем нам формальности? Нам и так хорошо вместе! Ты готова вообще быть матерью? Эти детские пеленки, крики и все такое? Ты сама привыкла к тишине, а ребенок постоянно будет требовать внимания. Хочешь — нянчись с племянницей». Такой ответ, причем полученный не в первый раз, девушку не устроил, и в паре разразился очередной скандал. Начались обвинения Ивана в несерьезности и безответственности. Но он продолжал стоять на своем.

Читайте также:  Почему колено опухло и болит при сгибании. Отек коленного сустава причины: причины, симптомы и лечение

Молодые люди приняли решение на время разойтись. Каждый задумался о своем. Маргарита очень переживала, ее стали мучить частые головные боли, бессонница, возникли потеря аппетита и нарушение сердечного ритма, периодически повышалось артериальное давление. Самочувствие ухудшалось, пришлось обратиться к врачу. Обследование патологии не выявило. Врач порекомендовал ей обратиться к психологу.

«Функциональное нарушение сердечного ритма — это реакция на конфликтные ситуации, тревожность, когда человек принимает все близко к сердцу. Существует связь между страхом и сердечным ритмом. Кровеносные сосуды регулируют вегетативную нервную систему, которая связана с нашими эмоциями и напрямую взаимодействует с чувствами», — отмечает психолог.

Психическое напряжение, конфликты и волнения приводят к сокращению гладкой мускулатуры, изменению состояния сосудов и, как следствие, повышению артериального давления, нарушениям сердечного ритма, боли в области груди. Страх может вызвать учащенное сердцебиение и боль в сердце, и наоборот, боль с измененным сердечным ритмом может вызвать страх. Оба процесса усиливают воздействие друг на друга и бесконтрольно переходят в приступ.

Как можно себе помочь

В момент возникновения знакомой боли запомните все детали ситуации: какие вы совершали действия, как выглядели, какие испытывали ощущения, что думали. Если в это время вы с кем-то беседовали, обязательно сохраните в памяти слова собеседника, свои мысли по поводу них. Это поможет проанализировать и определить, на что конкретно вы реагируете.

Выделяют следующие психосоматические нарушения:

  1. заболевания:
    • сердечно-сосудистой системы (гипертония, ишемическая болезнь сердца — самые опасные, так как приводят к инсультам и инфарктам);
    • желудочно-кишечного тракта (язва желудка и 12-перстной кишки, язвенный колит);
    • эндокринные (сахарный диабет, базедова болезнь — тиреотоксикоз);
    • дыхательной системы (бронхиальная астма);
    • кожной системы (нейродермиты, чесотка на отдельных частях тела);
    • опорно-двигательной системы (ревматоидный артрит, остеохондроз);
    • головные боли (боли напряжения — мышечные боли шеи, затылка, висков, давящие тупые боли, сочетающиеся с другими болями, например, болями в ногах; боли, охватывающие «всю голову», приступообразные, острые, пульсирующие, не сочетающиеся с другими болями; боли односторонние, иногда охватывающие обе стороны);
    • онкологические заболевания (опухоли, новообразования);
  2. вегетоневрозы — на первом месте вегетативные симптомы (нет органических поражений):
    • кардионевроз — распространяется на сердечную систему;
    • гипервентиляционный синдром — патологическое состояние, схожее с астмой, без органического поражения с распространением на дыхательную систему (при сохранности всех органов);
    • панические атаки — проявляются в мощном вегетативном сдвиге, (нарушение сердечно-сосудистой деятельности, желудочно-кишечного тракта, чувство нехватки воздуха, повышение артериального давления, ощущение страха, тревоги, тремор и т. д.);
  3. истерическая конверсия — истерические симптомы могут быть проявлены в любых заболеваниях, возникают, когда человек хочет достичь определенной цели путем демонстраций и манипуляций.

Когда выдуманная болезнь становится реальностью

27-летняя Виктория по настоянию матери получила высшее экономическое образование, но по специальности работать не хотела. Ее молодой человек предлагал различные варианты трудоустройства, но девушка находила любые отговорки и причины, чтобы не работать. Ей нравилась беззаботная жизнь, и менять она ничего не хотела. Молодого человека на неделю отправили в командировку, он порекомендовал девушке найти работу, так как у нее могут возникнуть финансовые трудности. Пообещав заняться этим вопросом, через три дня Виктория заскучала. Большую часть денег, оставленных на продукты, она потратила на дорогое платье и решила напроситься к замужней подруге в гости: «там всегда найдется что-нибудь перекусить». Викторию быстро утомили посиделки, поскольку четырехлетняя дочь приятельницы требовала постоянного внимания. Вика начала раздражаться, ведь она пришла поделиться проблемами, а тут ребенок не дает спокойно поговорить! Девушка покинула дом.

Когда молодой человек вернулся, первым делом поинтересовался, каковы успехи с поиском работы у Виктории, и был вовлечен в красочный рассказ о безрезультатных неудачных собеседованиях с демонстрацией нового платья. Молодого человека разозлила выходка, и он поставил ультиматум: или Виктория ищет работу, или они расходятся. Девушка не ожидала такого поворота событий. Что же делать?

На следующее утро Виктория пожаловалась на плохое самочувствие, ссылаясь на боли в области сердца, слабость, головокружение и тошноту. Виктория симулировала заболевание, решив потянуть время. Через неделю непрекращающегося «плохого самочувствия» молодой человек отвез Викторию к врачу для обследования. Результаты показали полное здоровье. Удостоверившись в обмане, мужчина принял решение расстаться. Вика слезно умоляла его сохранить отношения, утверждая, что ей «действительно плохо» и она нуждается в помощи. Молодой человек дал ей второй шанс. По прошествии некоторого времени в одно утро девушка проснулась от сильной боли в области груди и одышки. Она испугалась, впала в громкую истерику. Вызвали скорую помощь. На этот раз Виктория не симулировала, проявились реальные симптомы. Ее направили на лечение в клинику неврозов с диагнозом «Психосоматическое расстройство». После успешного лечения Виктория обратилась к психологу.

Упражнения, которые помогут улучшить состояние:

Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Нужно сделать глубокий вдох и постараться одним выдохом задуть ее. Повторите. И еще раз.

Теперь представьте, что вам нужно задуть пять маленьких свечек. Делайте глубокий вдох и задувайте их по очереди маленькими порциями выдохов. Повторите. И еще раз.

«Моя болезнь в рисунке»

Нарисуйте и расскажите самому себе или кому-то из близких:

  • Как вы узнали о болезни?
  • Как вы изменились, когда это произошло?
  • Что самое страшное вы представляете о своей болезни?
  • Что произойдет, когда вы выздоровеете?
  • Что для вас быть здоровым и сильным?
  • Как вы видите себя в будущем?

«Солнышко»

Нарисуйте солнышко с лучиками и на этих лучиках напишите свои положительные качества. Зачитайте их вслух себе или кому-либо из близких.

Видите, сколько в вас положительных качеств! Есть за что себя похвалить и любить. Делайте это чаще!

Подробнее узнать о психосоматике и получить ответы психолога на интересующие вопросы можно у специалистов Московской службы психологической помощи как на индивидуальных консультациях, так и во время вебинаров. Записаться на консультации и онлайн-занятия можно на сайте.

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Психосоматические заболевания детского возраста: интервью «Лечащего врача»

Одна из самых серьезных диагностических проблем – психосоматические заболевания. Их выявлению и лечению у детей был посвящен мастер-класс Вейновских чтений – крупнейшей ежегодной неврологической конференции. Мы задали спикерам ряд вопросов.

Заболевания, известные современной медицине, исчисляются десятками тысяч. Значимое место при этом занимают две большие группы: соматические заболевания, которые влияют на функцию тех или иных внутренних органов, и психические заболевания, изменяющие восприятие реальности и личность пациента. Сегодня все больше данных указывает на то, что такое строгое деление не совсем верно, поскольку ряд соматических заболеваний могут быть спровоцированы психическими факторами, например, стрессом. В то же время, соматическая патология может повлиять на формирование и манифестацию у пациента тех или иных патологических психических состояний.

В связи с этим особую значимость приобретает диагностика и лечение психосоматических расстройств. Этот термин объединяет соматические заболевания, которые не вызваны определенной структурной патологией органа и могут быть обусловлены неблагоприятным состоянием психической сферы. Они особенно распространены среди жителей крупных городов, которые каждый день подвергаются значительному стрессу.

Психосоматические заболевания могут развиться не только у взрослых, но и у детей. Этой проблеме был посвящен один из мастер-классов Вейновских чтений – крупнейшей ежегодной конференции, посвященной актуальным проблемам неврологии. Спикеры подготовили ответы на несколько вопросов наших корреспондентов.

Леонид Семенович Чутко, д.м.н., профессор, руководитель Центра поведенческой неврологии Института мозга человека (Санкт-Петербург).

Светлана Александровна Немкова, д.м.н., профессор кафедры неврологии, нейрохирургии и медицинской генетики педиатрического факультета Российского Национального исследовательского медицинского Университета им.Н.И.Пирогова Минздрава России.

ЛВ: Когда стали выделять психосоматические заболевания?

Светлана Александровна Немкова

Впервые понятие «психосоматическое заболевание» предложил немецкий врач Хайнрот в 1818г. Он использовал данный термин для обозначения взаимосвязи телесных недугов пациентов и их душевных страданий. Хайнрот предположил, что соматические расстройства могут вызываться душевными расстройствами. Идеи связи телесного и психического высказывались еще Гиппократом.

В 1922 году благодаря венскому психоаналитику Дойчу было введено понятие «психосоматическая медицина». Концепция психосоматической медицины основана на представлении о взаимосвязи психической и физической сфер жизнедеятельности человека. Она объединила такие заболевания, как ишемическая болезнь сердца, артериальная гипертензия, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, бронхиальная астма, псориаз. Существенную роль в их патогенезе играют неблагоприятные психические воздействия.

Диагностика и лечение психосоматических заболеваний остается одной из важнейших проблем медицины и сегодня. Согласно современным данным, психосоматическая патология является причиной обращения за медицинской помощью в поликлинику детей в 8-40% случаев.

ЛВ: Чем опасны психосоматические заболевания?

Леонид Семенович Чутко

Под влиянием психогенных факторов формируются угрожающие заболевания – бронхиальная астма, артериальная гипертензия, язвенная болезнь желудка. При этом их диагностика относительно сложна. Следует учитывать не только клинические проявления, но и данные психологических исследований, а также семейные, культуральные и социальные факторы.

ЛВ: Какие факторы могут способствовать развитию психосоматических заболеваний?

На развитие психосоматических заболеваний влияют особенности личности (например, повышенный уровень тревожности), семейные особенности, а также патология перинатального периода.

ЛВ: Как происходит формирование психосоматических расстройств?

Выделяют три этапа развития психосоматического расстройства в детско-подростковом возрасте. Кратковременные эмоциональные нарушения и функциональные соматические расстройства называют психосоматическими реакциями. При их усилении они трансформируются в психосоматические состояния. Наконец, формируются психосоматические заболевания, которые имеют органическую основу.

Соматический компонент психосоматической патологии у детей и подростков во многом зависит от возраста. Например, до 7 лет патология проявляется, в основном, в пищеварительной и кожной системах, с 8 лет— в двигательной сфере, с миалгиями и артралгиями, а также с алгическими (цефалгическими) проявлениями, и с 10 лет — нарушениями в эндокринной системе.

ЛВ: Какова распространенность соматопсихических заболеваний в популяции?

У 70% соматически больных обнаруживают психические нарушения различного регистра и степени тяжести.

ЛВ: Как соматическая болезнь влияет на психику человека?

Выделяют 2 основных вида патогенного влияния соматической болезни на психику.

Вследствие интоксикации, гипоксии и других воздействий на ЦНС при соматических инфекционных, эндокринных и и др. заболеваниях могут возникнуть соматогении. Они влияют на возникновение психических заболеваний. А с психологической реакцией личности на заболевание и его возможные последствия связаны нозогении.

При этом у пациента может развиваться гипонозогнозия или гипернозогнозий – это пренебрежительное или, наоборот, преувеличенное отношение к своей болезни, лечению, симптомам.

К гипернозогнозии могут приводить ятрогенные факторы, например, необдуманная фраза врача.

ЛВ: Могут ли перенесенные тяжелые соматические заболевания отрицательно сказываться в дальнейшем на психическом развитии ребенка и приводить к поведенческим нарушениям?

Да, еще 1982 году К.С. Лебединская, исходя из этиологического принципа, описала задержку психического развития соматогенного происхождения. Этот тип психической задержки обусловлен влиянием различных тяжёлых соматических состояний, перенесённых в раннем возрасте (врожденные и приобретенные пороки соматической сферы, например, сердца, эндокринопатии, хронические инфекции, аллергические состояния). В клинике у таких пациентов преобладают астенические проявления с истощаемостью по гипостеническому типу, эмоциональная лабильность, нарушения концентрации и распределения внимания, а также задержка эмоционального развития — соматогенный инфантилизм. Он обусловлен рядом невротических наслоений — неуверенностью, боязливостью, капризностью, связанными с ощущением своей физической неполноценности. В МКБ-10 данный вид патологии представлен в разделе F8 -Расстройства психологического (психического) развития, а также в разделе F90-F98 Эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте. Более того, показано, что до 5% случаев умственной отсталости (F70-F79) могут быть обусловлены влиянием метаболические (эндокринных) нарушений.

ЛВ: прослеживается ли влияние генетических факторов на формирование нарушений обмена веществ, которые могут приводить к формированию интеллектуальной недостаточности?

Да, это целый ряд моногенных заболеваний, таких как нарушения обмена аминокислот, дефицит креатина, дефицит витаминов / кофакторов, нарушения обмена металлов, лизосомные болезни накопления, митохондриальные болезни.

ЛВ: может соматический фактор в виде дефицита витаминов и микроэлементов негативно сказываться на психическом развитии ребенка?

Безусловно, микронутриентный дефицит может способствовать формированию нарушений нервно-психического развития. Есть работы, демонстрирующие, что своевременное назначение в данном случае поливитаминных комплексов способствует значительному улучшению когнитивного статуса ребенка.

ЛВ: Связаны ли нарушения сна у детей с психосоматическими и соматопсихическими расстройствами?

Нарушения сна у детей могут быть обусловлены эмоциональными причинами (в МКБ-10 данные нарушения представлены в рубрике F51- Расстройства сна неорганической этиологии). К соматопсихической патологии можно отнести расстройства сна органической этиологии (G47.), а именно апноэ во сне (G47.3). Данные патологические состояния могут вызывать целый ряд нейрокогнитивных осложнений, таких как дневная сонливость, повышенная утомляемость, дефицит внимания и гиперактивность, агрессия, депрессия, соматизация жалоб, академическая неуспеваемость. В тяжелых случаях могут развиваться эндокринные расстройства вследствие нарушение продукции соматотропного гормона (гормона роста), вплоть до задержек физического развития, а также склонность к ожирению.

ЛВ: Могут ли эндокринные заболевания вызывать психические нарушения?

Да, безусловно. При эндокринных заболеваниях психические расстройства возникают вследствие влияния дисбаланса нейрогуморальной регуляции обменных процессов, а также психотравмирующих перегрузок, возникших после осознания негативных социальных последствий болезни.

Читайте также:  С какого возраста и когда можно давать ребенку огурец?

Для клинической картины характерны следующие закономерности: во-первых, зависимость особенностей психопатологических проявлений от стадии и тяжести эндокринной болезни; во-вторых, в случае повышения функции той или иной железы обычно усиливается и психическая функция; и, в-третьих, в случае ухудшения функционирования эндокринных желез нарастают проявления астении, на фоне которой формируются острые или хронические психотические или непсихотические отклонения, могут формироваться психоорганические нарушения. При эндокринных заболеваниях часто развивается так называемый психоэндокринный синдром при котором происходит постепенное ослабление памяти и интеллекта, мотивации, изменяется личность больного в целом.

Особенно ярко выражены психические нарушения при нарушениях функции щитовидной железы.

ЛВ: Какие психические нарушения наиболее часто развиваются у детей после перенесенных инфекций?

Наиболее часто у детей встречаются постинфекционные астении. Они возникают в результате перенесенного заболеваниях инфекционного характера (ОРВИ, гриппа, ангины, гепатита и др.), первые симптомы появляются через 1-2 недели после инфекционной болезни и сохраняются в течение 1-2 месяцев. Преобладают ощущения общего утомления, слабости, усталости, усиливающиеся при физических нагрузках. Появляются раздражительность, беспокойство, напряжение, эмоциональная неустойчивость, обидчивость, плаксивость, вспыльчивость, капризность, снижается аппетит и порог переносимости различных раздражителей: громких звуков, яркого света, вестибулярных нагрузок. Развиваются нарушения сна, потливость, ощущение перебоев в сердце, нехватки воздуха, трудности с концентрацией внимания, снижение запоминания и продуктивности интеллектуальной деятельности.

ЛВ: Как лучше лечить психосоматические и соматопсихические заболевания? Есть ли особенности у детей?

Наиболее широко применяются 2 направления лечения: медикаментозная коррекция и психотерапия.

Фармакотерапия у детей предусматривает применение небензодиазепиновых анксиолитиков: тенотен, ноофен, атаракс, а также ноотропных и нейропротекторных средств (пантогам, нооклерин, кортексин, пикамилон).

Преимуществом применения Тенотена детского является то, что препарат, сочетает в себе успокаивающие, ноотропные и вегетотропные свойства, не вызывает седации и заторможенности, улучшает память, внимание и процессы обучения, не вызывает перевозбуждения и расстройств сна, хорошо переносится. отсутствуют побочные эффекты.

Тенотен детский применяется по следующей схеме: при невротических и вегетативных расстройствах — внутрь, по 1 таблетке от 1 до 3 раз в сутки (держать во рту до полного растворения — не во время приема пищи). Рекомендуемая длительность приема препарата – 1-3 месяца. При необходимости возможно продление курса лечения до 6 месяцев или повторить через 1-2 месяца.

Кроме фармакотерапии, лечение пациентов с психосоматическими расстройствами предполагает интегративный подход с использованием современных методов психотерапии: когнитивно-поведенческой, игровой, арт-терапии.

ЛВ: Подтверждена ли эффективность применения Тенотена детского клиническими исследованиями?

Эффективность применения Тенотена детского подтверждена результатами многочисленных клинических исследований с высоким уровнем доказательности.

Мультицентровое двойное слепое плацебоконтролируемое рандомизированное исследование эффективности и безопасности применения Тенотена детского у 100 детей с синдромом дефицита внимания/гиперактивности (СДВГ легкой, средней и выраженной степени тяжести) в возрасте от 6 до 12 лет, в течение 12 недель (дозировка по 2 таблетки 2 раза в сутки), показало, что Тенотен значительно снижает тяжесть СДВГ у 34% пациентов через 3 месяца терапии, а также достоверно улучшает память и концентрацию внимания (1).

Многоцентровое двойное слепое плацебо-контролируемое исследование эффективности и безопасности применения Тенотена детского при тревожных расстройствах у 98 детей и подростков возрасте от 5 до 15 лет, в течение 12 недель (по 1 таблетке 3 раза в сутки) свидетельствовало, что Тенотен детский оказывает успокаивающее действие с 1-х дней приема, с достоверным снижением индекса тревожности у детей (тест Р. Тэмпл), при этом максимальный эффект отмечался у детей в возрасте 5-7 лет (2).

Изучение результатов применения Тенотена детского в течение 1 месяца у 60 детей и подростков (в возрасте от 11 до 15 лет) с синдромом вегетативной дисфункции показало, что Тенотен детский нормализует вегетативный тонус уже в течение первых 2-х недель терапии. По окончании курса лечения уменьшение вегетативных расстройств и редукция астено-невротического синдрома отмечалась у 80% обследованных, улучшение когнитивного статуса у 73%, что в 2 раза превосходило результаты контрольной группы (3).

Тенотен детский применяется и в практике педиатра в следующих случаях: астенические состояния после перенесенных ОРВИ, функциональные нарушения ритма сердца, в том числе, дисфункция синусового узла, у детей и подростков с вегето-сосудистой дистонией (ВСД).

ЛВ: Какие еще немедикаментозные методики применяются ли у детей и подростков для коррекции психосоматической патологии?

В лечении психосоматической патологии активно может применяться электроэнцефалографическая биологическая обратная связь с повышение мощности альфа-ритма в теменно-затылочных областях. Целью такого лечения является снижение уровня тревоги у ребенка.

Вопрос: С вашей точки зрения, какой один аспект терапии соматопсихических заболеваний у детей заслуживает наибольшего внимания врачей?

Лечение психосоматических заболеваний у детей должно носить комплексный характер и включать в себя психотерапевтическую коррекцию и рациональную фармакотерапию. При этом очень важным является оказание помощи, не только детям, но и их родителям. Очень часто именно от общей обстановки в семье зависит течение психосоматического заболевания и, следовательно, прогноз для ребенка.

Работа педагога-психолога с психосоматическими проявлениями у детей и взрослых

Мы живем с вами в эпоху кризисов и социальных перемен. Тем не менее, в одних и тех же обстоятельствах мы ведем и чувствуем себя по-разному. На некоторых людей жизненные сложности действуют угнетающе, приводят к ухудшению здоровья. У других те же проблемы способствуют пробуждению скрытых ранее ресурсов, духовному совершенствованию – как бы вопреки экстренным ситуациям.

Давно доказан факт психологической природы многих заболеваний – психологи призывают искать причины болезни в отношении к жизни, окружающим людям, самим себе. Психосоматические расстройства у детей и взрослых, являются важной проблемой практического здравоохранения. Неумение распознать эту патологию часто приводит к тому, что истинный диагноз устанавливается спустя многие годы после возникновения первых проявлений болезни. Вы часто нервничаете и получаете проблемы с сердцем и сосудами, злитесь – страдают зубы и печень, много грустите – неизбежны бронхиты, хронический кашель и т. д. Детская психосоматика имеет ту же природу, что и взрослая – все душевные переживания находят выход в частых простудах, следующих одна за другой.

Термин “психосоматика” включает в себя 2 понятия. Психосоматика (от греч. psyche – душа, soma – тело)

Психосоматические расстройства – физиологические болезни, возникающие на основе психотравмирующих обстоятельств.

Факторы риска возникновения психосоматических расстройств у детей и подростков:

1. Наследственная отягощенность психическими заболеваниями;

психотического характера;

непсихотического характера.

2. Наследственная отягощенность психосоматическими расстройствами

3. Личностные особенности родителей.

4. Личностные особенности больных.

1. Патология беременности и родов.

2. Нарушение вскармливания.

3. Нарушения психомоторного развития

4. Травмы, операции, интоксикации.

5. Остаточные явления раннего органического поражения ЦНС.

6. Вредные привычки (патологически привычные действия – ППД – сосание пальца, грызение ногтей, раскачивание туловищем, выдергивание волос и др.).

3. Психосоциальные

1. Плохие материально-бытовые условия и конфликты в семье.

2. Нарушение системы мать-дитя.

3. Дефекты воспитания.

4. Посещение детских учреждений.

5. Наличие сестер и братьев.

6. Неполная семья.

7. Курение и алкоголизм у родителей.

8. Потеря (болезнь) родителей или близких родственников.

9. Изменение стереотипа общения.

10. Психоэмоциональные перегрузки.

Наиболее частыми причинами возникновения отрицательных эмоций у детейдошкольного возраста являются:

– срыв первичного стереотипа поведения (смена обстановки или крута общения);

– неправильное построение режима для ребенка;

– неправильные воспитательные приемы;

– отсутствие необходимых условий для игры и самостоятельной деятельности;

– создание односторонней аффективной привязанности;

– отсутствие единого подхода к ребенку.

Ниже мы приведем взаимосвязи заболеваний с психологическими проблемами. Но эта связь достаточно условна, и нужен индивидуальный подход в каждом случае.

Психосоматические причины детских заболеваний

Часто ребенок болеет из-за недостатка внимания, гиперопеки или неблагоприятной атмосферы в семье – это основные психосоматические источники детских хворей. Детская психосоматика типична в своих проявлениях.

Ангина и другие заболевания горла = отсутствие свободы самовыражения

У ребенка болит горло – он либо сильно обижен, либо страдает от невозможности высказать свое мнение. Родители такого ребенка часто обрывают его инициативу, останавливая его просьбами помолчать, не вмешиваться, делают за него то, что он в состоянии сделать самостоятельно.

Кашель = непринятия себя, накопленная неприязнь

Кашель далеко не всегда может свидетельствовать о простуде. Многие родители наверняка замечали, что детки могут кашлять без видимых причин. По мнению специалистов по психосоматическим болезням, кашель – это выплескивание негатива, накопленного ребенком. Часто беспричинный кашель возникает у детей, родители которых часто ругают своих чад по мелочам – за разбитую посуду, перелитый чай, рассыпанную случайно еду. Взрослые не уделяют большого внимания подобным мелочам, а вот детки, напротив, запоминают такие моменты и часто «внутри» критикуют себя, пусть даже и непроизвольно. Когда подобный негатив накапливается, ребенок пытается прокашляться.

Судороги = панических страх

Судороги у детей могут быть связаны с сильнейшим чувством страха, Малышу хочется ухватиться за мамину руку, сжать ее покрепче и почувствовать опору.

Тошнота = стресс, испуг, большая обида

Ребенка тошнит – кишечная инфекция, ротавирусная инфекция или отравление! Именно так, не задумываясь, ответит большинство мамочек. На самом деле, тошнота и даже рвота ребенка может быть вызвана психологическими проблемами – сильнейшим стрессом, испугом и даже серьезной обидой.

Чаще всего, когда речь идет о психологическом факторе, причиной тошноты у ребенка становится сильный стресс и переживания, связанные с новыми ощущениями, ответственностью. Многие дети нервничают на первых занятиях в школе.

Запор = нежелание расставаться с чувствами и воспоминаниями

По мнению ученых, причиной запора у ребенка может стать нежелание расставаться с накопленными чувствами, воспоминаниями и эмоциями. Часто, подобны психологические запоры у ребенка связаны с нежеланием расставаться с садиком и, соответственно, боязнью неизведанного – школы.

Конъюнктивит = страх прошлого

Психологической причиной возникновения конъюнктивита может стать сильный страх ребенка вновь пережить какое-то неприятное событие из прошлого

Простуда = дискомфорт, смятение, беспокойство

Внезапная простуда. Кто из родителей не сталкивался с подобным? Ребенок чувствует себя отлично, не бывает на сквозняке, не ест мороженное, но внезапно заболевает простудой. С точки зрения психологии, психологической причиной простуды ребенка может стать общий дискомфорт в доме или беспокойство, преследующее малыша. Часто простуда подстерегает детей, которые становятся свидетелями напряженной обстановки в семье, во время ссор родителей, во время тяжелого финансового положения, когда родители удручены. Ребенок впитывает в себя негатив, витающий в воздухе и заболевает.

Проблемы с кожей = гиперопека

Проблемы с кожей – аллергические дерматиты, ветрянка, появление сыпи и прочие отражения внутреннего состояния говорят о том, что ребенок пытается установить дистанцию между взрослыми и собой. Все та же гиперопека, которая проявляется в регулярных прикосновениях, объятиях, поцелуях, приводит к тому, что малыш подсознательно ставит барьер – ему необходимо личное пространство.

Нарушения мочеиспускания и ночные недержания = Сверх контроль

Нарушения мочеиспускания и ночные недержания появляются у детей, которые склонны контролировать себя, опасаясь негативной реакции со стороны родителей.

Боли в животе= сильный испуг,

Жалобы на боли в животе должны насторожить родителей – ребенка что-то пугает.

Болезни ушей=негативное вербальное воздействие

Второй реакций на жизнь в коллективе становятся болезни ушей, которые также могут быть следствием ругани, скандалов и разговоров на повышенных тонах, которые слышит ребенок.

Как защитить ребенка от психологических болезней? Большинство психологов считает, что психологическое здоровье или нездоровье ребенка неразрывно связаны также со стилем родительского воспитания, зависят от характера взаимоотношений родителей и детей.

Важнейший совет, который даст любой психолог – обеспечить позитивную атмосферу в доме, искоренить ссоры, скандалы, ругань в семье. Больше времени стоит уделять ребенку и, самое важное, прислушиваться к нему, к его желаниям, рвениям и проявлениям своего «Я». Ни в коем случае нельзя ограничивать ребенка в волеизъявлении, самовыражении. Даже если его рисунки или стихи не производят на вас впечатление – это его нынешнее увлечение, дарящее ему позитив, а значит запрещать ему заниматься любимым делом нельзя.

Сохранение психологическогоздоровья обеспечивается действиями по двум направлениям: профилактическом – развитие стрессоустойчивости (готовности к возможным изменениям, нарушающим равновесие); реабилитационном – восстановление равновесия, работоспособности или ресурсного потенциала.

Основой профилактики эмоционального благополучия является создание благоприятной атмосферы взаимного доверия и уважения, открытое доброжелательное общение.

Способствование становлению базовых свойств личности: самооценки и образа «Я», нравственных ценностей, смыслов и установок, социально-психологических ценностей в системе отношений с другими людьми.

Иными словами: помочь ребенку поверить в свои силы, научить детей осознанно воспринимать свои собственные эмоции, понимать эмоциональное состояние других людей, обучать детей этическим ценным формам и способам поведения в отношениях со сверстниками и взрослыми, а также проводить консультативную, профилактическую, психодиагностическую и коррекционную работу с семьей.

Реализовать эти направления работы можно через:

– индивидуальные (беседы, консультации);

– групповые (консультации, лекции, клубы, дискуссии, диспуты);

– фронтальные (родительские собрания)

Невербальные (наглядные) методы психологического просвещения (стендовая информация, подборка специальной психологической литерату ры для родителей, папки-раскладушки, альбомы, распечатки тематической информации и др.).

Вербальные методы работы с родителями (консультации, семинары, семинары-практикумы, лекции, родительские клубы, круглые столы, дни открытых дверей и пр.)

Таким образом, для сохранения психологического здоровья и социального благополучия детейнеобходимо выполнение следующих условий: включение в профилактическую работу всего коллектива ДОУ, активное участие родителей, отбор диагностических методов и развивающих упражнений, адекватных особенностям детей дошкольного возраста. Оценка показателей психологического здоровья проводится нами посредством диагностических методик, методов наблюдения за детьми в различных видах деятельности.

Ребенок же беспомощен в этих ситуациях, но мудрость взрослых дает ему защиту, так как именно окружающие ребенка взрослые способны создать приемлемые условия для его полноценного развития. Основой такого развития является психологическое здоровье, от которого во многом зависит здоровье в целом.

Читайте также:  Японский протокол ЭКО: что это, эффективность стимуляции, кому назначают, особенности экстракорпорального оплодотворения

Эссенциальный тремор при нейропсихиатрических расстройствах

Феноменология дрожания пальцев рук разнообразна и многогранна. В дополнение к кинетическому и постуральному дрожанию рук , выделяют “тремор намерения” и “тремор покоя” . В нескольких исследованиях, постуральная нестабильность и легкая или умеренная атаксическая походка, за исключением случаев, наблюдаемых при нормальном старении, были продемонстрированы у пациентов с эссенциальным тремором , и особенно у пациентов с другими признаками поражения мозжечка (например, “тремор намерения”). Интресно отметить, что эта атаксическая походка может фактически улучшиться при введении низких доз этанола. В дополнение к этим проблемам с походкой, у пациентов с эссеницальным тремором наблюдаются также тонкие нарушения движения глаз , что снова подразумевает вовлечение мозжечка на клиническом и физиологическом уровнях.

Эссенциальный ( основной ) тремор – наиболее распространенный вид патологического тремора у людей; в некоторых исследованиях он в двадцать раз больше распространен, чем болезнь Паркинсона. Наиболее важным симптомом у пациентов с эссенциальным тремором является кинетический тремор с частотой 8-12 Гц (т. е. тремор, возникающий во время произвольного движения) рук, а иногда и тремор головы и даже “голоса”. Только в Соединенных Штатах, по оценкам ряда авторов , 13 миллионов человек страдают от эссенциального тремора. По оценкам исследователей , распространенность эссенциального тремора составляет 4,0-5,6% среди людей в возрасте ≥ 40 лет и 9,0% или выше среди лиц в возрасте до 60 лет.

В течение последнего десятилетия постоянно возрастающая в своем объеме клиническая литература подразумевала, что мозжечок может быть централизованно вовлечен в патогенез эссенциального тремора. Во- первых, патология со стороны мозжечка , с отклонениями в тандемной походки и нарушениями баланса, неоднократно описывались у больных с эссенциальным тремором. Отметим, что выраженный тремор рук встречается у 58% пациентов с эссенциальным тремором , а у 10% пациентов с этим тремором он распространяется и на голову. Во-вторых, сообщалось, что односторонний мозжечковый инсульт резко прекращает ипсилатеральный тремор плеча при эссенциальном треморе, а “пути выключения” мозжечка являются целью глубокой стимуляции головного мозга, которая, как известно , является эффективным методом лечения эссенциального тремора. Кроме того, многочисленные исследования нейро-визуализации предоставили доказательства поражения полушарий и дисфункции мозжечка при эссенциальном тремор, в том числе функциональной магнитно – резонансной томографии (МРТ) , позитронно – эмиссионной томографии и [ 1 H] магнитно – резонансной спектроскопии томографии (MRSI ).

В начале этого века исследователи определили, что существуют идентифицируемые структурные патологические изменения во всех изученных генах при эссенциальном треморе , и эти изменения, по-видимому, были двух типов. Наиболее распространенный тип эссенциального тремора (более 75% пациентов ) характеризовался явными изменениями в мозжечке, включая проксимальные набухания аксона клеток Пуркинье, которые, вероятно, представляют собой клеточный ответ на травму) , уменьшение количества клеток Пуркинье на 40%, гетероцитоза клеток Пуркинье и набухание дендритов. Второй тип эссенциального тремора характеризовался тельцами Леви, ограниченными главным образом локусом ceruleus; при этом мозжечок не имел потери клеток Пуркинье.

Традиционный взгляд на эссенциальный тремор , свидельствует о том, что последний является моносимптомом , характеризующимся дрожанием пальцев рук. Однако, за последнее десятилетие исследователи открыли , что эта картина эссенциального тремора является чрезмерным упрощением. Во-первых, стало ясно, что многие пациенты помимо тремора также имеют другие моторные нарушения (например, атаксическая походка). Во-вторых, сейчас при эссенциальном тремора признается наличие множества “немоторных нарушений” не только когнитивных , но и других психических расстройств. При этом “мягкие когнитивные изменения” (особенно функциональная дисфункция) были зафиксированы в нескольких исследованиях пациентов с эссенциальным тремором. Два исследования, основанные на изучении популяции, продемонстрировали связь между эссенциальным тремором и деменцией.

Психические расстройства при эссенциальном треморе включают специфические черты личности, беспокойство ( тревогу) , социальную фобию, и депрессивные симптомы. Депрессия при этом может быть основным проявлением болезни, а не вторичным ответом на наличие тремора. Как и при других нейродегенеративных заболеваниях , эссенциальный тремор , по-видимому, больше, чем болезнь двигательной системы.

Когнитивные особенности у пациентов с эссенциальным тремором , особенно проблемы с исполнительной функцией, были впервые оценены в исследовании М. Gasparini et al. (2001), а затем подтвержденны и другими исследователями в том же году. Кроме того, пациенты с эссенциальным тремором продемонстрировали значительно более низкие, чем ожидалось, оценки по мерам комплексного слухового и визуального внимания, вербальной беглости и немедленного ответа. Эти типы дефицитов могут отражать трудности с инициированием и поддержанием стратегий обработки информации; подобный механизм, как считается, лежит в основе когнитивных изменений у пациентов с болезнью Паркинсона. Наблюдаемые когнитивные дефициты кажутся похожими на те, которые возникают после мозжечковых поражений и дисфункции этой структуры мозга , и, таким образом, согласуются с дисфункцией мозжечкового таламо-кортикального пути. В популяционном исследовании J. Benito-Leon et al ( 2006)., забывчивость была отмечена у 50,4% пациентов с эссенциальным тремором. Исследование, проведенное в 2006 году в Мадриде J. Benito-Leon et al. впервые продемонстрировали, что шансы на появление деменции почти в два раза выше среди более ранних случаев эссеницального тремора.

Наблюдение, касающеесе того , что эссенциальный тремор , по-видимому, связан не только с умеренными когнитивными изменениями, но и с повышенным риском развития деменции, вызывает несколько вопросо. Почему потребовалось так много времени , чтобы эта гипотеза стала актуальной ? Здесь может быть проведена параллель с болезнью Паркинсона, где латентность от начального описания заболевания до оценки когнитивного дефицита составляла более 150 лет. Ведь пациенты с болезнью Паркинсона и эссеницальным тремором часто бывают пожилыми людьми, и существует тенденция приписывать их познавательные нарушения и слабоумие пожилому возрасту.

Расстройство соматоформное (психосоматическое заболевание) – симптомы и лечение

Что такое расстройство соматоформное (психосоматическое заболевание)? Причины возникновения, диагностику и методы лечения разберем в статье доктора Ильченко Е. Г., психиатра со стажем в 8 лет.

Над статьей доктора Ильченко Е. Г. работали литературный редактор Маргарита Тихонова , научный редактор Сергей Федосов

Ильченко Евгений Геннадиевич, психотерапевт, психиатр, психолог - Санкт-Петербург

Определение болезни. Причины заболевания

Соматоформные расстройства — это группа психогенных заболеваний, в основе которых лежат физические симптомы, напоминающие соматическое (телесное) заболевание, но при этом никаких специфических нарушений органов и систем обнаружить не удаётся. Проще говоря, это телесное проживание психологических проблем.

Раньше такие расстройства называли “органными неврозами”. [14] В дальнейшем по отношению к ним стал применяться термин “психосоматические заболевания” или “психосоматика”, но со временем на смену ему пришло понятие “соматоформные расстройства”.

Сам термин “психосоматическое расстройство” — один из самых противоречивых. Изначально он обозначал заболевание, необъяснимое с биологической точки зрения, причина которого кроется в смещении психического конфликта в соматический. [3] [4] Сейчас же психосоматические расстройства включают в себя разнообразные конкретные нарушения органов и систем организма, в появлении которых ведущую роль играют психогенные факторы. Такое определение расстройства не раз подвергалось критике, так как безусловное утверждение о психическом происхождении определённого класса заболеваний приводит к мысли о том, что и другие соматические нарушения имеют биопсихосоциальную основу. [2] [5]

Психика и тело (сома) неразделимы, поэтому проявление какого-либо соматического заболевания может быть вызвано иррациональной психологической защитой (аффективной переработкой), но при этом расстройство будет проявляться не психологическими, а соматическими симптомами. [2] [10]

Распространённость соматоформных расстройств достигает 6,3%. [6] И в последние годы пациенты с нечёткими, полиморфными соматическими симптомами, быстро сменяющими друг друга и не укладывающимися в клиническую картину какого-то определённого заболевания, встречаются всё чаще. [7] Такие люди многократно и подолгу диагностируются и лечатся у общемедицинских специалистов — терапевтов, кардиологов, гастроэнтерологов, аллерго-иммунологов, эндокринологов и врачей другого профиля. [3] [11] Частично из-за этого подходы к лечению соматоформных расстройств недостаточно разработаны.[9,14] Другие причины — недостаточное внимание к соматоформному расстройству со стороны психотерапевтов и психиатров [3] [10] и отсутствие консолидации врачей психотрепевтического и общемедицинского профиля в борьбе с данной патолгией.

Процесс появления соматоформных расстройств затрагивает три взаимосвязанные сферы жизни человека: биологическую, психологическую и социальную. [3] Именно их нарушение и приводит к психогенным нервно-психическим расстройствам. [4] [5]

“Пусковым механизмом” возникновения соматоформных расстройств чаще всего являются:

  • переутомление и астения, возможный обморок;
  • нарушения сна-бодрствования;
  • душные и закрытые помещения;
  • многолюдные общественные места;
  • перенесённые частые инфекционные заболевания, токсикоинфекции;
  • оперативные хирургические вмешательства;
  • злоупотребление алкоголем;
  • гормональные перестройки;
  • острый стресс в результате развода, рождения ребёнка, болезни или смерти близкого человека.

При этом важно понимать, что не каждый человек, однажды потеряв сознание или испытав скачок артериального давления, заболевает соматоформным расстройством.

При обнаружении схожих симптомов проконсультируйтесь у врача. Не занимайтесь самолечением – это опасно для вашего здоровья!

Симптомы соматоформного расстройства

Пациенты с данным расстройством не видят связи между психологическими переживаниями и клиническими проявлениями заболевания. Они зациклены на физических (соматических) симптомах и настроены в основном на медикаментозное лечение у терапевтов.

Чаще всего людей с соматоформным расстройством беспокоят различные боли (алгии), при этом болевые проявления не всегда являются симптомами патологии органов. С подобными болезненными ощущениями, вызванными психическими нарушениями, сталкиваются достаточно часто. Как правило, они не снимаются даже сильными анальгетиками. Особенно это относится к психогенным головным болям, которые встречаются чаще, чем другие головные боли вместе взятые. Наиболее распространённые головные боли — цефалгии (в области от бровей до затылка).

Часто возникают расстройства желудочно-кишечного тракта, в частности запоры и диарея. С психоаналитической точки зрения, склонность к запорам может говорить о жадности, нежелании человека расставаться с чем-либо. Диарея (речь идёт не о единичном поносе, а о затяжной или часто повторяющейся проблеме) может являться реакцией на сильный страх и выраженное беспокойство. Понос — это “бегство” от проблемы, которая не поддаётся осмыслению.

К эмоциональному проявлению соматоформного расстройства относится депрессия. Она связана с агрессией, направленной на себя. К физическим появлениям в основном относят ишемическую болезнь сердца, скачки артериального давления, язвенную болезнь желудка или двенадцатиперстной кишки. Последнее чаще характерно для людей, не умеющих распознавать в себе агрессивные эмоции, такие как раздражение, гнев, злость. Стараясь запретить себе их испытывать, не умея “экологичным” образом их проявлять, человек разрушает себя изнутри.

Подавление чувства тревоги и страха, особенно когда их причины непонятны, вызывают каскад психофизиологических реакций (раньше это называлось симпатоадреналовым кризом).

В первобытном мире источник угрозы, вызывающей страх, был очевиден — например, встреча с медведем. В таком случае было только два варианта реагирования — бить или бежать. В современном обществе угроза не столь очевидна, а социальные нормы и установки накладывают свои “запреты” на проявление реакций. В связи с этим паника и ужас разворачиваются внутри человека, вызывая каскад вегетативных реакций — пробивает холодный пот, учащается сердцебиения, происходит скачок артериального давления на фоне выработки гормонов стресса, дыхание становится поверхностным и частым. И тут возникает вторична тревога, а с ней и страх потери контроля, наступления инфаркта, инсульта и смети. Часто такие пациенты вызывают бригаду скорой помощи, многократно обследуются у терапевтов, кардиологов, неврологов и эндокринологов, проходят ряд диагностических и лабораторных исследований и, не находя причин страха в заболеваниях внутренних органов, с диагнозом “Паническая атака” направляются к психотерапевту.

Частые заболевания горла (ангины или тонзиллиты) могут говорить о страхе человека что-то высказать или попросить о чём-то очень важном. Иногда такие люди боятся поднять голос в собственную защиту и тем самым “теряют” его.

Бронхиальная астма, как и некоторые другие болезни, связанные с возникновением дыхательной недостаточности, чаще случается у людей (в основном детей), которые патологически сильно привязаны к своей маме. Их любовь буквально “удушающая”. Ещё один вариант — строгость родителей при воспитании сына или дочери. Если человеку с самого раннего возраста внушают, что плакать нельзя, громко смеяться неприлично, прыгать и бегать на улице — верх дурного тона, то ребёнок растёт, боясь выражать свои истинные чувства и потребности: они его постепенно начинают “душить” изнутри.

Нейродермиты, псориаз, атопические дерматиты, крапивница, как и большинство заболеваний, имеющих отношение к аллергии, могут свидетельствовать о неприятии чего-либо. Кожа — первый защитный психологический барьер, поэтому её заболевание указывает на нарушение психологических границ человека.

Патогенез соматоформного расстройства

В основе возникновения соматоформных расстройств лежит нейропсихологическая концепция. Она базируется на предложении о том, что соматические проявления у таких пациентов указывают на их низкий порог переносимости физического дискомфорта: [4] [6] [12] то, что здоровые люди воспринимают как напряжённость, пациенты с соматоформными расстройствами будут расценивать как боль. При этом в качестве пускового механизма выступают значимые внутриличностные противоречия и неразрешимые психотравмирующие ситуации, которые являются неочевидными, причём чаще не острыми, а хроническими.

Так, из-за воспитания, нарушенной системы отношений или неконструктивного копинг-поведения саму психогенную (чаще конфликтогенную) ситуацию не получается решить рационально. В дальнейшем это приводит к нервно-психическому ослаблению и аффективной переработке — психологической защите психики от неразрешимого внутриличностного конфликта. Однако возникшее напряжение всё же должно найти выход. И так как психика и сома неразделимы, то конфликт находит разрешение не в психологических, а в соматических проявлениях.

Например, те чувства, эмоции, переживания, которые возникли в ответ на психотравмирующую ситуацию, подавляются, вытесняются или подвергаются отрицанию: нельзя расстраиваться и плакать, надо быть всегда сильным. В результате эти переживания выливаются в виде соматоформного расстройства, например сердечно-сосудистой или желудочно-кишечной систем.

Психогенез соматоформного расстройства

Классификация и стадии развития соматоформного расстройства

В Международной классификации болезней десятого пересмотра выделяют три уровня психосоматических нарушений.

Ссылка на основную публикацию