Агрессия у дошкольников: как бороться?

Снижение словесной агрессии

Вербальную (словесную) агрессию предотвратить сложно и реагировать придется после того, как обидные фразы сказаны ребенком. Желательно их проанализировать и попытаться понять переживания отпрыска. Возможно, он не знает, как по-другому выразить эмоции или же хочет испытать превосходство над взрослыми. Когда враждебно настроенный и нервный ребенок оскорбляет других детей, взрослые должны рассказать им о том, как достойно дать отпор.

Большинство агрессивных поступков в подростковом возрасте совершается в результате эмоционально напряженных ситуаций. Ребят выводит из себя повелительный тон, демонстрация силы и власти, фразы наподобие: «учитель всегда прав», «делай, как тебе велено». В ситуациях, когда родители требуют полного подчинения или поучают, они нередко ведут себя враждебно.

Эмоциональные и критические замечания со стороны взрослых вызовут еще больший протест и раздражение. При общении с подростком читать нравоучения не следует. Важно уведомить его о негативных последствиях поступков, обсудить пути выхода из ситуации.

Пример конструктивного поведения – умение слушать и понимать оппонента, позволять ему высказывать свое мнение, будет полезен ребенку. Общаться и давать ему рекомендации желательно не на ходу, а в спокойной доверительной обстановке. Взрослым важно продемонстрировать доверительное отношение к проблемам сына или дочери, признать детские чувства («…понимаю, как тебе обидно»). Нелишними будут паузы, которые помогут успокоиться, и чувство юмора.

Обсуждая тему агрессии с ребенком, не нужно переходить на личности – говорят лишь о поступках или проявлениях

Взрослым важно продемонстрировать доверительное отношение к проблемам сына или дочери, признать детские чувства понимаю, как тебе обидно.

Агрессивное поведение ребенка в детском саду

Агрессивность ребенка вызывает неудовольствие у взрослых. Действительно, неприятно, когда ребенок агрессивно себя ведет.

Мы уже говорили на тему того, что делать, если дети ссорятся, сегодня мы погорим об агрессивном поведении ребенка в детском саду.

Действительно, неприятно, когда ребенок агрессивно себя ведет.

Агрессивное поведение дошкольников. Причины и коррекция.

Автор: Кожохина Кристина Сергеевна

Агрессивное поведение дошкольников. Причины и коррекция.

Виды агрессивного поведения

Проявления агрессии: агрессивное поведение уже в дошкольном возрасте приобретает разнообразные формы. В психологии принято выделять вербальную и физическую агрессии, каждая из которых может иметь прямые и косвенные формы.

Наиболее часто наблюдаются прямая и косвенная вербальная агрессия – от жалоб и агрессивных фантазий (позову бандитов, они тебя побьют) до прямых оскорблений (толстуха, дурак, нытик). У некоторых проявляется физическая косвенная и прямая агрессии.

Среди агрессивных детей отчетливо выделяются 3 группы. Различаются они по внешним поведенческим проявлениям (частота и степень жестокости действий), психологическим характеристикам (уровень интеллекта и произвольность), уровнем развития игровой деятельности, социальным статусом в группе сверстников.

Первую группу составляют дети, которые чаще всего используют агрессию как средство привлечения к себе внимания сверстников. Обычно они чрезвычайно ярко выражают свои эмоции – кричат, громко ругаются, разбрасывают вещи. Агрессивные акты мимолетны, ситуативны и не отличаются особой жестокостью. В общем психическом развитии ребенка имеется некоторое отставание. Его обостренная потребность во внимании и признании со стороны сверстников не может реализоваться через традиционные формы. В качестве средства самоутверждения используются агрессивные действия.

Вторую группу составляют дети, которые используют агрессивную форму поведения как норму при общении со сверстниками. Их агрессивные действия – форма достижения конкретной цели. Положительные эмоции испытываются в момент достижения результата, а не в момент проявления агрессии. Вторая группа, в отличии от первой, не стремится привлечь к себе внимание. Среди проявлений форм агрессии, чаще всего встречается прямая физическая агрессия, которая не отличается особой жестокостью. Ориентир делается исключительно на свои желания, эмоции сверстников игнорируются.

В третью группу входят дети, для которых желание нанести вред другому – самоцель. Они испытывают удовольствие от самих действий, приносящих боль и унижение другим. Дети третьей группы в основном используют прямую вербальную и физическую агрессию. Причем действия отличаются особой жестокостью и хладнокровием. Так, безо всякой видимой причины, ребенок может схватить другого за волосы и бить головой об стену, или столкнуть с лестницы и с удовольствием наблюдать как жертва кричит и плачет. Обычно выбираются более слабые жертвы. Совершенно отсутствует при этом чувство вины или раскаяния. Норма и правила поведения открыто игнорируются. Для детей этой группы особо характерны обида, мстительность.

Причины агрессии дошкольников.

На формирование агрессивности у ребенка влияют 4 момента:

1) негативизм матери (ее отчужденность от ребенка, постоянная критика, равнодушие);

2) терпимость матери к проявлениям агрессивности ребенка по отношению к другим детям и взрослым (поощрение такого поведения);

3) суровость дисциплинированных воздействий (физическое наказание, унижение, игнорирование);

4) индивидуальные особенности темперамента ребенка (возбудимость, вспыльчивость).

Доминирующей причиной появления агрессивного поведения – отношение родителей к своим детям.

Рекомендации для родителей: значение игры в жизни ребенка велико. Некоторые игры негативно влияют на его психику, вызывают агрессию. Поэтому очень важно правильно выбирать игрушки своим детям и учить в них играть.

Современные дети смотрят телевизор гораздо чаще. Родители, занятые работой и домашними делами, часто усаживают ребенка перед экраном, чтобы не мешал. Дети до 8 лет подражают действиям других: родители, герои, сверстники. Чрезмерная демонстрация на телевидении сцен насилия не только стимулирует временное ситуативное повышение агрессивности, но и способствует закреплению моделей агрессивного поведения.

Т.о., на агрессивное поведение влияет то, как родители воспитывают, общаются, что покупают и разрешают.

Коррекция агрессии.

Коррекционную работу с агрессивными детьми целесообразно проводить в четырех направлениях:

– обучение способам выражения гнева в приемлемой форме;

– обучение приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях;

– отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях;

– формирование таких качеств, как эмпатия, доверие к людям.

Как перевести гнев в мирное русло:

Шаг первый: озвучить состояние ребенка. Это очень важно, ведь ребенок учится распознавать свои эмоции при условии, что взрослый ему их называет. Если ребенок явно на что-то или на кого-то разозлился, то важно сказать ему, что вы видите его состояние: «По-моему, ты злишься на что-то».

Шаг второй: присоединиться к чувствам ребенка. К сожалению, очень часто мы обходим этот момент и сразу начинаем давать советы, нравоучения. Дело в том, что только присоединившись к чувствам ребенка мы помогаем ему от них освободиться, успокоиться. Когда ребенок сердится, он часто говорит о том, как хотел бы отомстить обидчику. В таких случаях следует говорить, что вы понимаете сильные эмоции ребенка: «Чувствуется, что ты зол и готов доставить обидчику много неприятностей» и т.п. Такими комментариями вы, с одной стороны, показываете ребенку, что действительно готовы выслушать и помочь, а с другой – расширяете его представления о том, что конкретно задело и стало причиной агрессии.

Шаг третий: помочь ребенку выразить гнев адекватным способом. Агрессию ребенок в той или иной форме должен выместить, он не сможет долго сдерживаться. Понятно, что драка, укусы, плевки, ругань – это запрещенные приемы. Однако важно, чтобы было произведено реальное действие. Можно попросить ребенка звуком или движением выразить злость, которую он испытывает в данный момент. Пусть это будет вопль, рычание, топанье ногами, биение подушки, швыряние мягких кубиков в стену. Рекомендуется нарисовать свой гнев, а потом лист скомкать или разорвать. Хорошо, если взрослый сделает тоже самое вместе с ребенком. Если удастся действительно искренне позлиться, то ребенок быстро успокоится.

Шаг четвертый: обсудить случившееся. Теперь стоит в спокойном тоне обговорить все.

Читайте также:  Нипертен - инструкция и цена

Игры и занятия с детьми для снятия агрессии.

1. Купить подушку цилиндрической формы, придумать ей простое имя (Бобо, Жужу). Когда у ребенка появится желание подраться, кусаться, толкнуть кого-то или стукнуть, надо объяснить, что детей и взрослых нельзя стукать. Но вот есть Бобо, который будет рад подраться.

2. Очень полезны для снятия агрессии игры с водой, песком и глиной. Хорошо снимает напряжение лепка из глины и пластилина.

3. Подвижные игры. Учите ребенка снимать напряжение через направленную игру: догонялки, прыгалки, зарядку. Эти занятия снимают агрессивное напряжение и дают положительные эмоции.

4. Релаксация, расслабление. После снятия излишней напряженности, положите ребенка «поспать», «поплавать на надувном матрасе» – обеспечьте состояние покоя. Пусть это будет даже всего одну минуту.

5. Можно чередовать движение и покой. Это научит ребенка произвольно контролировать свое поведение, а значит и эмоциональное состояние.

6. Выражение своего гнева через рисунки.

Агрессия аутичных детей:

Самоагрессия. Возникает при ломке привычного стереотипа, например, изменение привычной обстановки в комнате, смене педагога, запрещение обычно дозволенного действия. Возникает самоагрессия чтобы заглушить дискомфорт. В такой ситуации бессмысленно обращаться к ребенку с уговорами, запретами, пытаться отвлечь его – все это лишь усиливает его напряжение и может ужесточить самоагрессию. Вместе с тем, надо ее срочно купировать, т.к. она может быть опасной. Если это возможно, следует просто восстановить измененный стереотип. Однако часто, изменение, которое так не понравилось ребенку бывает вынужденным (заболел педагог, сломалась любимая игрушка). Кроме того, взрослый не всегда может понять, что именно так расстроило ребенка.

Наиболее действенным оказывается следующий метод работы: взрослый начинает переживать ребенку, голося вместе с ним, обозначая простыми подходящими словами его состояние (ой-ой-ой, какая беда). В такой ситуации перенасыщения отрицательным эффектом ребенок почти всегда успокаивается.

Агрессия по отношению к окружающим объектам и людям.

Циклические агрессивные разряды. Это наиболее грубые проявления агрессии, обрушивающиеся на игрушки и другие предметы, привлекшие внимание ребенка. Например, девочка со словами «дай куклу», берет ее в руки, но почти сразу же кидает в стену. Потом снова «дай куклу» и кидает в стену. Подобное поведение связано с повышенной пресыщаемостью ребенка, доставляющее ему ощущение выраженного дискомфорта и провоцирующее желание уничтожить объект. Справиться с такими агрессивными разрядами очень сложно, лучше просто не использовать или прятать те предметы, которые вызывают у ребенка данное поведение.

Импульсивные агрессивные действия, направленные на окружающих людей. Это навязчивое стремление дергать за волосы, раздирать руку, вдавливаться подбородком в плечо взрослого. Если подобные действия при общении со взрослым усиливаются, необходимо пытаться перебить их достаточно интенсивным более адекватным взаимодействием: крепко обнять ребенка или прижимая к себе, покачать. Не следует бояться обилия тактильных контактов. Когда эта ситуация отработана многократно и ребенок каждый раз в ней получает поддержку взрослого, частота и интенсивность данной формы агрессии значительно снижается.

Агрессия по отношению к близким. Может возникать в ситуации особого напряжения, дискомфорта, запрета. Особенно часто страдает мать, с которой ребенок находится в состоянии аффективного симбиоза. Агрессивные разряды, направленные против матери, являются формой самоагрессии. Поскольку ребенок не может отделить ее от себя, так выражается его самоагресии.

Генерализованная агрессия. Провоцируется сенсорными стимулами. Ребенок может разбрасывать мозаику или кубики, разливать воду, хлопать дверцами шкафа, сбрасывать игрушки с полок и так далее. Если пытаться его в этот момент переключить, может нарастать напряжение, и действия только усиливаются. Однако их нельзя игнорировать, так как ребенок застревает на них, сильно возбуждается и растормаживается. Необходимо по возможности подключаться к ним, проигрывать их вместе с ребенком, интерпретируя их как позитивные, придавая им яркий эмоциональный смысл. Например, рассыпание мозаики можно проигрывать как салют, разливание воды, как море. Вместе с тем следует быть очень осторожным при подборе материала, с которым предстоит работать, чтобы не спровоцировать подобное поведение.

Импульсивные агрессивные действия , направленные на окружающих людей.

Как бороться с агрессией у ребенка?
консультация на тему

В консультации рассматриваются

1. причины, вызывающие агрессивное поведение детей дошкольного возраста;

2. модели поведения с агрессивным ребенком;

3. игры для агрессивных детей.

Если не принимать решительных мер, агрессия у детей дошкольного возраста может стать чертой характера и принести много неприятностей человеку во взрослой жизни.

Виды детской агрессии

  • Физическая. Она проявляется в нанесении физического и материального вреда обидчику. Агрессор может укусить, ударить другого человека или животного, сломать какую-то вещь.
  • Словесная или вербальная агрессия включает в себя оскорбления, клевету, крики. Девочки гораздо чаще прибегают к этому способу, используя вместо кулаков бойкотирование, интриги и манипуляции.

Конфликтующий человек может проявлять её:

  • прямо (сделать больно, оскорбить в лицо);
  • косвенно (сломать вещь обидчика, распускать о нём неприятные слухи или нелестно отзываться «за спиной»);
  • символически (угрожать).

Это открытые проявления агрессивности у детей. Если ребёнок не умеет открыто конфликтовать, то он начинает это делать скрыто (пассивно): отказывается выполнять домашнее задание или есть, беспричинно враждует с другими детьми, отказывается идти на компромисс. Скрытая агрессия у подростков мешает выстроить здоровые отношения, становится причиной неконтролируемой ревности и подозрительности, приводит к саморазрушению.

Они учатся уважительно относиться к воспитателям, строить отношения со сверстниками, проверяют на прочность окружающих людей.

Детская агрессия, причины и как с ней бороться

Юлия Худотеплова
Детская агрессия, причины и как с ней бороться

Проявления детской агрессии

«Агрессор»

Он не может справиться со своим гневом, выплескивая отрицательные эмоции на родных, друзей, воспитателей и учителей. Проявляя агрессию, дети портят отношения со сверстниками, которые боятся их и обходят стороной. Ощущение изолированности только усиливает раздражение и желание отомстить.

Ребенок часто подвергается насмешкам со стороны сверстников, его дразнят и не хотят с ним дружить. Причиной может быть застенчивость, немодная одежда, избыточный вес и многое другое. Дети не скрывают антипатии к тем, кто на них не похож. Все их чувства лежат на поверхности.

детская агрессия

Распространенные причины детской агрессии

Существуют различные причины детской агрессии, среди них наиболее распространёнными являются:

Воспитание в негативной среде

Детская агрессия часто является зеркальным отражением поведения родителей. Взрослые не всегда умеют мирным путем решать свои споры, а дети учатся, глядя на них. Например, если в семье приняты физические наказания, то ребенок воспринимает это как норму. Он привыкает к тому, что получить желаемое можно, просто ударив сверстника.

Желание ребенка привлечь к себе внимание

Если ребенок не выделяется какими-либо способностями, например, умением рисовать, его никто не выделяет из общей группы сверстников. Но если привлечь к себе внимание нестандартным способом, например, проявить агрессию, его поведение будут обсуждать.

Возникновение чувства ревности

Если мама похвалила чужой детский рисунок в присутствии своего ребенка, это может вызвать вовсе не желание нарисовать так же хорошо, а скорее обратную реакцию. Детская агрессия выльется в то, что ребенок просто порвет чужой удачный рисунок и оттолкнет «конкурента». Причиной детской агрессии в данном случае будет чувство ревности и негодование по поводу того, что кто-то посмел украсть у ребенка мамину похвалу.

Возникновение чувства зависти

Причиной детской агрессии также может стать зависть. Если объектом детской агрессии становится человек, которому ребенок завидует, он стремится унизить его, «наказав» таким образом за превосходство. Например, если предметом зависти стала красивая и дорогая игрушка, ребенок с низкой самооценкой может отнять и сломать ее, чтобы устранить эту несправедливую, на его взгляд, разницу.

Читайте также:  Способы и этапы лечения пульпита

Проявление агрессии как способа защиты

Иногда детская агрессия является способом защиты от враждебного им окружения. А лучшая защита – это нападение. Такую позицию ребенок может усвоить, если родители оценивают его поступки в зависимости от настроения или присутствия посторонних людей. Не зная, чего ожидать, в следующий раз ребенок ведет себя агрессивно просто «на всякий случай».

Как бороться с детской агрессией

Родителям важно знать, как бороться с детской агрессией. Правильное поведение во время приступа агрессии у ребёнка позволит быстро потушить вспышку гнева.

Постарайтесь остановить приступ гнева

Дети не в состоянии успокоиться самостоятельно, им нужно помочь справиться со злостью. Даже если ребенок кусается или дерется, крепко обнимите его. Но сделайте это спокойно, без ответной агрессии.

Установите зрительный контакт с ребенком

Пока Вы обнимаете ребенка, необходимо находиться с ним на одном уровне. Не разрывая телесный контакт, постарайтесь наладить зрительный – посмотреть ему в глаза. На подсознательном уровне такое поведение воспринимается как сигнал к обретению спокойствия, ведь мама рядом. Такой прием подействует, даже если в этот момент ребенком владеет злость.

Выберите правильную интонацию

Прежде чем заговорить, выберите правильную интонацию, чтобы обозначить эмоциональное состояние ребенка. Желательно, чтобы Ваш голос звучал нейтрально. Обращаться нужно в утвердительной форме, но ни в коем случае не приказным или поучительным тоном. Только так малыш почувствует, что Вы понимаете его состояние. Ведь агрессивное поведение для него и есть способ продемонстрировать свое негодование. И если ребенка поняли, это означает, что цель достигнута и дальнейшее агрессивное поведение просто не имеет смысла.

Подберите правильные слова

Сохраняя телесный контакт, подберите правильные и соответствующие возрасту Вашего ребенка слова, которые помогут его успокоить. Если Ваш агрессор еще совсем маленький, подойдет, например,такая фраза: «Тебе плохо, малыш! Успокойся!». Для ребенка постарше важно обозначить эмоции, которые он испытывает в момент проявления агрессии, и их причину,это могут быть следующие слова: «Тебе обидно, что нужно ложиться, а тебе еще хочется поиграть». Если ребенок укусил или ударил Вас, стоит подробно объяснить ему, что Вам неприятно,например: «Мне больно! Мне не нравится, когда меня кусают».

как бороться с детской агрессией

Игры для профилактики агрессии у детей

Проводить воспитательную работу и объяснять, как нужно себя вести, имеет смысл тогда, когда все эмоции окончательно схлынут. Только успокоившись, ребенок будет способен услышать Вас. Нужно показать, что проблемы можно решать и мирным путем. Не запрещайте детям выражать агрессию, а просто предложите реагировать на неприятные ситуации иначе, не причиняя вреда окружающим. Пока ребенок не способен спокойно выражать свое недовольство или неприятие чего-либо, с ним нужно проводить специальные игры и упражнения, направленные на моделирование проявлений детского гнева. Используя игровую форму, можно помочь ребенку снять накопившееся эмоциональное напряжение.

Консультация «Как бороться с комарами» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №11 «Василек» города Белореченска муниципального.

Детская агрессия Детская агрессия – явление вполне закономерное и естественное. Ребёнок ведёт себя агрессивно, чтобы самоутвердиться или совершенствовать.

Консультация для родителей «Детская агрессия» Что такое агрессия? Агрессия – это физическое или вербальное (словесное) поведение, направленное на причинение вреда кому-либо. Как агрессивность.

Детская агрессия: причины, профилактика и коррекция Почти в каждом коллективе детей встречается хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения. Этого ершистого, драчливого, грубого.

Конспект занятия «Страхи и как с ними бороться» Цель занятия: оказать психологическую помощь боязливым, неуверенным в себе детям, имеющим различные страхи; научить их преодолевать свои.

Консультация для родителей «Детская агрессия» Детская агрессия. Вы большие, а ваши дети — маленькие. Они импульсивно развиваются и с трудом могут управлять своими чувствами. Видя истерику.

Консультация для родителей «Детская агрессия» Что это означает, когда речь идет о детях? Агрессивный ребенок всегда готов пустить в ход кулаки или злословие. Он как будто все время или.

Консультация для родителей на тему «Детская агрессия» “Детская агрессия” «Каждый может разозлиться – это легко. но разозлиться настолько, насколько нужно и по той причине, по которой нужно,.

Памятка для родителей «Агрессия детей: причины и предупреждение» “Человек обладает способностью любить, и если он не может найти применения своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя.

Советы родителям «Как бороться с детскими капризами» 7 советов родителям: «Как бороться с капризами ребенка». Многие родители не знают,как вести себя с капризным ребенком и дают волю эмоциям.

Правильное поведение во время приступа агрессии у ребёнка позволит быстро потушить вспышку гнева.

Причины агрессии у детей

✔ В том, что дошкольник взрывной и крикливый, нет ничего страшного, это особенности темперамента.

✔ Некоторые дети в возрасте от 3 до 7 лет проявляют агрессию, акцентируя таким образом внимание на себе.

✔ Часто обстоятельства провоцируют кроху на демонстрацию физической силы. Это либо родители, которые держат сына или дочь в ежовых рукавицах, либо провокатор, он вполне может быть в детском коллективе.

✔ Если кто-то периодически обзывает или задирает малыша, тот рано или поздно отреагирует не лучшим образом. Не обязательно ударит обидчика, но выместит злобу на ком-то другом.

✔ Бывает, что тяга к дракам возникает во время адаптации к режиму дня в детском саду или расписанию в школе. Активный ребенок начинает выплескивать раздражение на сверстников. Пассивный — проявляет упрямство, отказывается от еды и игр. Эти симптомы тоже требуют внимание.

И не стоит после этого удивляться, почему в мире есть жестокость.

Вербальная агрессия

Этот вид агрессии проявляется в словесной форме: повышенный тон разговора, переходящий на крик, оскорбления и унижения, возможны даже угрозы.

Они тревожны, пугливы, им кажется, что весь мир настроен против них.

Что делать, чтобы уменьшить проявление агрессии

Пресекать агрессию нужно не время от времени, а постоянно — это требует терпения от родителей. Первое время агрессивный ребенок не воспринимает замечания, но при систематическом повторении он начинает их осознавать.

Кроме разговоров, эффективны специальные упражнения и игры. Маленького ребенка можно занять рисованием, лепкой, игрой с сыпучими материалами, кукольным представлением. На улице можно бегать, бросать камни в воду, собирать интересные растения. Ребенка постарше можно устроить в спортивную секцию. Для выброса негативных эмоций подойдут активные и творческие занятия.

Малыш должен доверять родителям, поэтому нельзя отказывать ему, когда он хочет поделиться своими идеями или переживаниями.

Работа с агрессивными детьми

В дошкольной психологии работа с агрессивными детьми выделена в отдельный обширный раздел. Она включает в себя очень многое. Таких детей важно научить видеть в сверстниках друзей и партнеров. Их нужно привлекать к совместным играм и коллективным занятиям. Они должны научиться справляться со своей агрессией цивилизованными способами. Энергии нужно дать выход. Лучший способ – спорт и спортивные игры. Такие дети должны физически уставать. Запрет на агрессию может привести к аутоагрессии. Обязательно исключить или ограничить фильмы и игры с элементами насилия. Читать добрые сказки. Учить на примерах литературных героев.

Читать добрые сказки.

Критерии агрессивности ребенка

  1. Часто теряет контроль над собой.
  2. Часто спорит, ругается со взрослыми.
  3. Часто отказывается выполнять правила.
  4. Часто специально раздражает людей.
  5. Часто винит других в своих ошибках.
  6. Часто сердится и отказывается сделать что-либо.
  7. Часто завистлив, мстителен.
  8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.
Читайте также:  Беременность мальчиком и девочкой — чем отличаются

Предположить, что ребенок агрессивен можно лишь в том случае, если в течение не менее чем 6 месяцев в его поведении проявлялись хотя бы 4 из 8 перечисленных признаков.

Ребенку, в поведении которого наблюдается большое количество признаков агрессивности, необходима помощь специалиста: психолога или врача.

С целью выявления агрессивности у ре­бенка можно использовать специальную анкету, разработанную для воспитателей и учителей.

Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.

Агрессия у дошкольников: как вести себя родителям

Агрессия в первоначальном виде – это энергия, данная человеку для различных свершений. Мужчина наделен ею в большей степени, т.к. важнейшая задача его состоит в самоутверждении в большом мире, а для этого требуется много энергии. Агрессия как энергия всегда присутствует у людей, которые ставят перед собой большие цели и двигаются навстречу им.

Соответственно, когда у человека мало энергии (и агрессии, поскольку они взаимосвязаны), он выглядит пассивным, инертным, слабым. Это про то, что изначально агрессия – это наша данность, необходимая для жизни.

Когда агрессия становится проблемой – агрессивностью? Тогда, когда она направляется не в то русло: не в созидание, а в разрушение. Т.е. когда человек не строит, защищает, придумывает, помогает (и расходует на это свою энергию), а когда спорит, кричит, ругается, дерется, травмирует.

Поэтому глобальные задачи взрослого человека:

  1. Там, где ситуация предполагает появление агрессии! – научить маленького человека понимать и выражать ее приемлемым путем (к примеру, выхватили из рук игрушку – как себя вести?).
  2. Там, где ситуация не предполагает появление агрессии! – направлять ее в нужное русло (к примеру, ребенок хочет в споре настоять на своем – как перенаправить возросшую агрессию?)

Мы вернемся еще к обсуждению того, как с наибольшим успехом выполнить эти задачи, а пока поговорим о той враждебной агрессивности, которая становится проблемой для общения между детьми.

Как правило, она боится прямой агрессии и физического столкновения.

Как правильно справиться с фрустрацией

Когда что-то происходит не так, как хочется, первое желание – исправить ход вещей. Бывает, это удаётся, но иногда все попытки тщетны, ситуацию изменить не в нашей власти. Что происходит дальше? Нам приходится смириться, принять ситуацию, кому-то выплакаться и жить дальше. Подобные «слёзы тщетности» помогают смириться, с невозможностью изменить ситуацию.

Необязательно плакать в буквальном смысле этого слова, но человек обязательно должен пройти путь от раздражения из-за невозможности что-то изменить к принятию ситуации и скорби. Вот почему маленькие дети не могут освободиться от раздражения иначе, чем через слёзы. Поэтому если раздражению не дать выхода через слёзы, оно будет искать другой путь, и, скорее всего, выльется в агрессивном поведении ребенка.

Теперь им трудно понять, почему они должны делить центр внимания родителей c младшим братиком или сестричкой.

Возрастные периоды и формы проявления агрессии у детей дошкольного возраста

Рассмотрим, когда и как проявляются зачатки агрессивного поведения у дошкольников в период от рождения до школьного возраста.

  • Самым первым проявлением агрессии у младенцев является период до года. У ребенка появились крепкие острые зубки и их срочно нужно опробовать в деле – ребенок начинает кусаться. Развивается наглядно-действенное мышление, малыш манипулирует с игрушками, старается кинуть их и посмотреть, как они падают, а может и в папу запустить.
  • С развитием межличностного общения (период 2-3 лет) малыш пытается активно взаимодействовать с другими детьми, при этом формы общения могут быть разными: толкнуть кого-то или отобрать понравившуюся игрушку.

Если форма общения малыша не поддавалась педагогической коррекции со стороны взрослых, скорее всего манера поведения останется агрессивной.

Важно понимать, что любые проявления агрессивного поведения у дошкольников носят временных характер и пройдут к 6-7 годам. Разумеется, при условии спокойной обстановки дома и доверительных отношений с ребенком.

Сколько раз вы крикнули на мужа.

Как бороться с агрессивным поведением детей дошкольного возраста

Проблема социализации остается одной из актуальных и в процессе развития общества, и в процессе воспитания ребенка. Детство как особая культурная реальность с точки зрения социального статуса важно тем, что именно на этот период приходится основной этап социализации человека – период закладывания базиса личности, основ человеческой культуры. С другой стороны, процесс социализации в дошкольном возрасте характеризуется определенной социальной незрелостью ребенка (несформированность устойчивых социальных установок, достаточного объема социального опыта и др.), что осложняет процесс его социальной адаптации, не позволяет ребенку быть эффективным во всех проблемных ситуациях. С первых дней своего существования человек окружен другими людьми. С самого начала своей жизни он включен в социальное взаимодействие. Первый опыт общения человек приобретает еще до того, как научится говорить.
Если в дошкольном возрасте не созданы условия для полноценной социализации, отсутствует целенаправленное социальное развитие, велика вероятность проявления у ребенка социальной дезадаптации.
Государственный стандарт дошкольного образования, дифференцируя содержание программ, реализуемых в ДОУ, выделяет несколько направлений, среди которых важное место отводится социально-личностному, включающему в себя задачи развития положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей.
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Цель детского сада — эмоционально, коммуникативно, физически и психически развить ребенка. Сформировать устойчивость к стрессам, к внешней и внутренней агрессии, сформировать способности, желание учиться. При этом надо учитывать, что дети сегодняшние, это не те дети, что были вчера.
Ещё совсем недавно словосочетания «трудный ребёнок», «отклоняющееся поведение» относили в основном к подросткам. В последнее время всё чаще стали говорить и писать об асоциальном поведении младших школьников и детей дошкольного возраста. У дошкольников чаще всего встречаются такие формы социально не одобряемого поведения, как ложь, воровство, сквернословие, прямая физическая агрессия (дерутся, толкаются, кусаются, плюются).

Мне бы хотелось поделиться опытом своей работы по профилактике и коррекции детской агрессии.
Причины появления агрессии у детей могут быть самыми разными и проявляться уже в детстве.
усвоение эталонов агрессивного поведения в семье (физические наказания, драки, скандалы). Именно у детей, которые постоянно видят, как агрессивно ведут себя самые близкие люди, агрессивность чаще всего и становится устойчивой чертой;
дефицит родительского внимания, ласки, любви, который приводит к неуверенности в себе, вызывает проявления аутоагрессии;
стремление к лидерству в группе;
недостаток двигательной активности;
низкий уровень развития коммуникативных навыков и навыков совместной игры;
тревожность, впечатлительность, эмоциональная нестабильность;
косвенная стимуляция агрессии средствами массовой информации, компьютерными играми, игрушками агрессивного характера (разного рода монстры, трансформеры и т. п.).
Причинами частных случаев проявления детской агрессии могут быть:
желание завладеть игрушкой, в которую играет другой ребёнок;
ревность;
замечание воспитателя или наказание;
голод;
утомление;
скука и др.

Цель детского сада эмоционально, коммуникативно, физически и психически развить ребенка.

Добавить комментарий