Травматичные для детской психики посещения детского сада: почему ребенок сильно плачет и что с этим делать?

Консультация для воспитателей «Что делать, когда ребенок плачет?»

Ребенок пришел в детский сад, и посещает его уже значительное количество времени, но при этом все равно регулярно плачет и хочет к маме. Такая ситуация, думаю, встречалась у многих педагогов. И очень часто педагог не знает, как успокоить малыша,кроме как погладить по головке и сказать: «Мама скоро придет, она ушла в магазин!». Но зачастую такой подход не спасает. Ребенок все равно продолжает плакать изо дня в день. В этот момент воспитатель задается вопросом: «Что же происходит? Вроде бы ходит давно, а все равно регулярно плачет и зовет маму?».

Рассмотрим эту ситуацию и дадим рекомендации по вопросу: «Что же делать, когда ребенок плачет?».

В первую очередь, прежде чем предпринимать попытки помочь ребёнку справиться с его неприятностью, надо успокоиться самому педагогу. Потому что чаще всего педагог сам испытывает раздражение в данной ситуации.

Не говорите ребенку «перестань плакать» или «не плачь» и не пытайтесь другими способами остановить слезы. Часто эти фразы только усиливают рыдания, потому что воспринимаются детьми как критика. Прекращая плачь, уча детей сдерживать слезы, мы не даем им возможности снять стресс. Следствием такого подавления могут стать проблемы эмоционального и поведенческого характера, неспособность детей полностью раскрыть свой потенциал, а в будущем – обусловленные стрессами заболевания. Да и не обучим мы детей самостоятельности, вмешиваясь в процесс познания мира и себя.

Не стоит вообще разговаривать с ревущим ребенком. Слова введут его в еще большее состояние напряжения. Когда ребенок плачет, он охвачен чувством горя и обиды, раздражения и боли и не способен даже воспринять смысл обращения к нему. Поэтому не тормошите его раньше времени, не давите расспросами о причине плача (все равно часто дети и сами не знают причины, не выносите суждение о серьезности травмы (физической или эмоциональной). Ребенку не удается достаточно выплакаться и избавиться от своего стресса, и он будет продолжать капризничать до тех пор, пока ему не предоставят возможность выплакаться полностью.

Что же делать в этой ситуации?

Чётко обозначить начало и окончание рабочего дня, понятное малышу.

Явно, уверенно, решительно уходить родителям.

Повторять ритуал входа и выхода в детский сад и из детского сада (приветствие и прощание, закрывание дверей).

Сообщить малышу на доступном для понимания уровне:

• что мама придёт позже;

• вы поняли, что он расстроен;

• вы можете побыть с ним, обнять, если он хочет.

Нужно уделить внимание и родителям, объяснить, что маленькие дети с трудом переключаются с одной ситуации, с одной привязанности на другую. Важна твёрдость и решительность взрослого, уверенность, что ребёнку нужно остаться в классе и это безопасно. Если родитель сам сомневается и боится (боится огорчить, а малыш не знает, чего боится взрослый, то ребёнок паникует. Если родитель, страшась увидеть слёзы дорогого чада, норовит исчезнуть по-тихому, малыш начинает бояться, что взрослый может исчезнуть в любую секунду, и вернуть доверие маленького человека будет нелегко. Подчас надёжность родителя важнее приятности.

«Плачет, плачет осень», или История одного занятия

«Плачет, плачет осень», или История одного занятия Сильный дождь начался еще ночью. Утром он во всю бежал по улицам потоками воды, шуршал в кронах осенних деревьев, струился по стеклам.

Консультация для родителей «Что делать, если ребенок часто капризничает» Консультация для родителей «Что делать, если ребенок часто капризничает» Детские капризы доставляют много неприятностей родителям. Особенно.

Консультация для родителей «Что делать, если ребенок кусается?»

Консультация для родителей «Что делать, если ребенок кусается?» Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта! Сегодня хочу поделиться с Вами консультацией “Что делать, если ребенок кусается?”.

Консультация для родителей «Что делать, если ребенок на хочет слушать чтение книг?»

Консультация для родителей «Что делать, если ребенок на хочет слушать чтение книг?» Консультация для родителей «Что делать, если ребенок не хочет слушать чтение книг?» Наше время – время великих достижений науки, техники,.

Консультация для родителей «Что делать, если ребенок не слушается?» Если вы уступите ребёнку, он сделается вашим повелителем, И для того, чтобы заставить его повиноваться, вам придётся ежеминутно договариваться.

Консультация для родителей «Что делать, если ребенок врет»

Консультация для родителей «Что делать, если ребенок врет» Консультация для родителей “Что делать, если ребенок врет” Если ребенок врет, родители начинают хвататься за голову и искать, где же они.

Консультация для родителей «Что делать, если ребенок завидует»

Консультация для родителей «Что делать, если ребенок завидует» Наши дети растут,и если раньше они завидовали друзьям с новыми игрушками,то с их ростом зависть тоже растет -к мобильному телефону или.

Консультация для родителей «Ребенок не хочет читать. Что делать?»

Консультация для родителей «Ребенок не хочет читать. Что делать?» Часто можно услышать от родителей дошкольников сетования на то, что ребенок не хочет читать книги, и чем ближе поступление в школу, тем.

Консультация для родителей «Ребенок ворует, что делать?» В основе детского воровства чаще всего лежит психологическая травма. Ребенок хочет,чтобы на него обратили внимание,а ворованное ему вовсе.

Консультация для воспитателей «Что делать, когда дошкольники говорят неправду?» Дети, бывает, говорят неправду. Это известно каждому педагогу. И мы знаем, с чем это связано: ребёнок хочет нравиться; ребёнок не хочет.

Ребёнок плачет в детском саду: как помочь малышу?

ребенок плачет на руках у мамы

Даже если он в чём-то провинился. Хоть и эмоционально нелегко даются такие моменты, но хорошо одно – кроха сейчас рядом с вами и вы можете контролировать ситуацию.

А вот когда мамы узнают, что их ребёнок плачет в детском саду, недавно начав туда ходить, то их часто охватывает сильная тревога, страх и даже паника. «Он ещё совсем маленький и совсем один там», «Может, малыш ещё не готов к садику?», «Как же ему помочь?» – такие мысли проносятся в голове у мамы.

И, согласитесь, наиболее сильное беспокойство испытывают те, кто уже к этому времени вынужден был выйти на работу. Ведь нет возможности примчаться к своему чаду и мгновенно уладить ситуацию.

Почему ребёнок плачет в детском саду?

Рассмотрим основные причины стресса, который испытывает малыш от посещения садика:

  1. Разлука с мамой на длительное время;

Чем меньше возраст ребёнка, тем сильнее стресс по этой причине и тем тяжелее проходит адаптация к садику.

  • До 2 лет дети ещё сильно привязаны к маме и нуждаются в тесном эмоциональном контакте с ней, в её заботе и ласке. Если они этого резко лишаются, то их психика сильно страдает;
  • Да и у малышей 2-3 лет связь с родителями ещё очень крепка, поэтому попадание в мир совершенно незнакомых ему «тётей» и других детей не может пройти гладко.

Дети, в таком случае, обычно весь день подходят к воспитателю с вопросом: «А когда придёт мама?» Каждая минута ожидания для них мучительна. И это самая распространённая причина того, что ребёнок начинает плакать в детском саду.

  1. Переход на новый режим;

График питания, сна, прогулок в садике отличается от домашнего. И, чем сильнее разница, тем тяжелее привыкать ребёнку. Это очевидно.

Поэтому (особенно в первое время посещения детского сада) он может отказываться от еды, испытывать трудности в засыпании, как в самом садике, так и дома;

Знайте! Чем более приближены по времени к садиковским все домашние процедуры и мероприятия, тем легче приспособиться ребёнку к новым условиям.

  1. Самостоятельность;

Дети, которым не давали действовать самостоятельно и, к началу посещения садика, не привили основных навыков самообслуживания (есть ложкой, одеваться, мыть руки, ходить на горшок), оказываются совершенно беспомощными в новой обстановке. И это усиливает стресс.

О том, как это сделать вы можете узнать из статьи Как развить самостоятельность у ребенка?>>>

  1. Другое отношение к ребёнку со стороны взрослых;

Если дома он привык к ласке, доброте и вниманию мамы, папы и других близких родственников, то в садике малыш может столкнуться с повышенной строгостью, серьёзностью и требовательностью воспитателей. Притом колоссальный недостаток внимания не может не отражаться на настроении и состоянии ребёнка.

  1. Приобщение к новым правилам и нормам поведения. «Это нельзя», «Это надо вот так», «Делай так», «Не ходи туда» и т. д. – вызывают у маленького человечка множество вопросов и непонятностей в стиле: «А почему?»
  1. Малыша могут обижать в садике другие дети, отбирать игрушки, толкать и пр. Такие действия могут вылиться в то, что ребёнок плачет после детского сада или отказывается идти туда утром;
  1. Невкусная еда. Рацион в садике может в корне не устроить кроху, особенно если он привередлив в еде и питается очень ограниченно.

К чему может привести стресс от посещения детского сада?

Конечно, любая адаптация к чему-либо всегда вызывает хотя бы минимальный стресс. Даже мы, взрослые, подчас очень настороженно относимся ко всему новому.

А тут ребёнок. Да ещё попадает в первое в своей жизни внедомашнее учреждение. Без слёз, очевидно, не обойтись. Но иногда стресс настолько сильный, что может повлечь за собой различные неприятные последствия:

  • Частые заболевания. Стресс приводит к ослаблению иммунитета, и ребёнок оказывается в ситуации, когда количество источников заражения возрастает, а сопротивляемость организма снижается. Вот и результат;
  • Кроме того, есть такое явление, как психосоматика, когда наше психическое состояние, переживания и стрессы отражаются на здоровье. Чаще всего это происходит на уровне подсознания. Например, недостаток внимания к себе ребёнок неосознанно может стремиться восполнить посредством болезни.

Чтобы этого не происходило, просмотрите интернет-семинар для мам Здоровый ребенок>>>

  1. В нем вы найдете простые, бесплатные способы укрепить здоровье ребенка во время посещения детского сада;
  2. Ребенок будет реже болеть, быстрее пройдет адаптацию и перестанет плакать в детском саду;
  3. Про психосоматические причины болезней и как их избежать, вас тоже ждет отдельный блок в этом подробном видеокурсе.
  • Отказ от еды. Психическое состояние очень часто отражается и на пищевом поведении. С началом посещения садика, малыш может начать хуже кушать, в том числе и дома. Читайте статью по теме: Ребенок плохо ест, что делать?>>>;
  • Проблемы со сном. На какое-то время ребёнок может даже перестать спать днём, долго засыпать ночью, опять-таки, требуя повышенного внимания к себе (ведь укладывая его спать, мама будет долгое время рядом). И, конечно, до боли знакомый вариант: малыша сложно разбудить утром, так как он не хочет идти в садик;

По этой теме на сайте есть хорошая статья: Ребенок хочет спать, но не может уснуть>>>

  • Изменения в поведении. Когда ребёнок плачет перед детским садом, после него и когда находится в нём, это автоматически указывает на то, что он стал более капризным.

Также, как следствие сопротивления новым условиям или в результате взаимодействия с другими детьми, малыш может начать проявлять агрессивность (в отношении себя, родителей, неодушевлённых объектов). Не торопитесь наказывать его за каждое грубое действие, ведь так подчас он выражает свои душевные переживания.

Как подготовить малыша к детскому саду?

Что же делать, когда ребёнок плачет в детском саду? Первое правило:предположить заранее, что такая ситуация произойдёт и начать готовить малыша к садику.

  1. Начните задолго до посещения детского сада рассказывать ребёнку о нём: что это такое, зачем туда ходить, что там хорошо. Рассматривайте фотографии в журналах, где дети играют вместе, в том числе в садике;
  2. Научите необходимым умениям: самостоятельно кушать и одеваться, ходить на горшок и мыть руки (читайте статью по этой теме: Как приучить ребенка к горшку?>>>);
  3. Постепенно приближайте режим дня малыша к тому, который установлен в садике. Особенно это касается графика сна и приёма пищи;
  4. Чаще бывайте в людных местах: на детских площадках, в парках. Проходите с малышом мимо садиков, останавливайтесь, чтобы посмотреть на других детей там во время прогулки. Комментируйте их действия: «Смотри, дети играют (бегают, прыгают, смеются)», делая акцент на позитивных эмоциях (узнайте, что делать, если ребенок боится других детей?>>>);
  5. Приучайте ребёнка оставаться наедине с другими родственниками (не только с вами). Так постепенно будет происходить привыкание его сначала к своим, а потом и к чужим людям;
  6. Больше общайтесь со своим крохой. Особенно если ребёнок плачет, когда идёт в детский сад. Если замечаете, что он взволнован или чего-то боится, попытайтесь выяснить причину. Но очень мягко. Никогда не высмеивайте и не обесценивайте страхи своего чада. Относитесь к ним с пониманием и всегда поддерживайте кроху;
  7. В первые дни, месяцы посещения садика, проявляйте к ребёнку повышенное внимание. Ведь малышу его так не хватает!
  8. Нередко тревога и стресс передаются детям от их родителей. Умейте вовремя отслеживать собственные страхи и негативные эмоции, чтобы справляться с ними, а не «награждать» ими своё чадо;
  9. Когда ребёнок плачет утром в детском саду или перед ним, не ругайте и не критикуйте его. Так вы только усилите стресс и замедлите процесс адаптации. Рассказывайте о положительных моментах садика или просто переключайте внимание малыша на что-то другое;
  10. Пусть малыш плавно привыкает к детскому саду. Сначала ходите туда вместе с ребёнком на два часа во время прогулок вашей группы. Затем постепенно увеличивайте длительность его пребывания в садике;

Кстати! Развивающие центры и частные детские сады с малочисленными группами могут стать хорошим вариантом для мягкой адаптации малыша.

  1. Станьте активным участником жизнедеятельности вашего крохи в детском саду. Познакомьте его с воспитателями, с другими детьми, включайтесь в коллективные игры. Пусть ваш авторитет сыграет значимую роль в адаптации малыша к садику.
Читайте также:  Симптомы и признаки высокого артериального давления у женщин и мужчин

Конечно, в одной статье не рассказать все тонкости подготовки ребенка к детскому саду. Поэтому, приглашаю вас просмотреть интернет-курс Я иду в детский сад: легкая адаптация к садику!>>>

Из него вы сможете узнать, как познакомить ребенка с садиком и режимом и подружить малыша с воспитателем.

Пусть, когда вы уходите, у вашего ребенка будет верный и надежный друг в детском саду. Надежный взрослый, который пожалеет, уделит внимание и будет оберегать ребенка. Это возможно, если вы примените алгоритм из курса «Я иду в детский сад!»

Травматичные для детской психики посещения детского сада: почему ребенок сильно плачет и что с этим делать?

Фото 1

Большинство родителей отдает своих малышей в детский сад в двух-трехлетнем возрасте. Начало посещения учебно-воспитательного учреждения нередко сопровождается истериками.

Важно понимать, почему ребенок плачет в детском саду и как помочь ему быстрее адаптироваться к новым условиям.

Почему ребенок сильно плачет в садике?

Ребенок в детском садике может плакать по разным причинам. Чаще всего истерики обусловлены расставанием с родителями. Малыш был неразрывно связан с матерью, домом. Попадание в непривычную ему обстановку вызывает страх.

Фото 2

Ребенок сталкивается с такими переживаниями:

  • боится воспитателя;
  • испытывает страх перед новым коллективом;
  • переживает, что его не заберут домой из садика.

Выполнять ряд действий, которые требует от него воспитатель, ребенок в состоянии стресса не может. Это приводит к еще большим переживаниям.

Психологи выделяют три типа детей:

Фото 3

  1. легко адаптируемые. Такие малыши отличаются открытостью и дружелюбностью. Они быстро вливаются в коллектив, располагают к себе окружающих. Такие дети не боятся новых ситуаций и чувствуют в садике себя уверенно. Психика малышей устойчива. Поэтому расставание с родителями они воспринимают спокойно. Даже если отдать их в садик в двухмесячном возрасте, они будут чувствовать себя хорошо. К сожалению, таких детей очень мало;
  2. средней адаптации. Таких малышей большинство. Оказываясь в садике первый раз, им некомфортно и страшно. Но, когда они понимают, что им ничего не угрожает, что родители забирают их обратно домой, они успокаиваются и дальнейшее посещение садика не вызывает у них расстройства;
  3. тяжело адаптируемые. Процент таких детей относительно невысокий. Они отличаются сильной привязкой к родителям. К садику они не привыкают ни спустя неделю, ни через пару месяцев. Посещение учебно-воспитательного заведения сопровождается криками, истериками. Ребенок может рыдать в садике целый день, до тех пор пока за ним не вернется мама. Тяжело адаптируемые дети плохо находят общий язык со сверстниками. В садике им очень одиноко и тоскливо. Таких деток отдавать в сад нужно как можно позже – в 4 года.

Оценить уровень готовности малыша к посещению детского садика могут только опытные психологи. Если точно определиться с датой первого похода в учебно-воспитательное учреждение, то проблем с адаптацией практически не будет.

Среди прочих причин сильного плача в садике стоит выделить:

Фото 4

  • плохое отношение воспитателя;
  • наличие болезни;
  • дефицит родительского внимания. Малыши нуждаются в общении и контактах с матерью. В садике родителей им заменяет воспитатель. Но персонал учебно-воспитательного учреждения следит за всеми детьми и не может постоянно уделять внимание конкретному малышу;
  • наличие жестоких и невоспитанных детей в коллективе.

Иногда истерики у малыша провоцируют сами родители. Мать очень переживает, оставляя своего ребенка в учебно-воспитательном учреждении. Малыш это чувствует, и тоже начинает испытывать страх и волнение.

К чему может привести постоянный стресс от посещения детского сада?

Если ребенок постоянно плачет в детском садике, игнорировать это нельзя. Хронический стресс может стать причиной негативных изменений в состоянии здоровья.

Детский психолог и писательница Пенелопа Лич, долго изучала проблему воздействия длительного плача на психику и здоровье детей. В результате проведенных исследований она обнаружила, что беспрерывные истерики наносят существенный удар по детскому организму.

Когда малыш рыдает, в его организме начинает активно вырабатываться адреналин. Это гормон стресса, который в большом количестве негативно отражается на функционировании нервной системы. Длительный плач провоцирует повреждение клеток ЦНС, патологии развития головного мозга.

Сильные переживания способны привести к таким патологиям:

  • сахарный диабет;
  • обострение хронических заболеваний внутренних органов;
  • нарушения в работе сердца;
  • гипертония;
  • расстройства психики.

Особенно негативно сказывается стресс, связанный с посещением садика, на категориях детей:

Фото 5

  • со слабой иммунной системой (которые с рождения постоянно болеют);
  • у которых имеются нарушения в психике, ЦНС;
  • сильно привязанных к матери.

Игнорирование постоянного стресса вследствие посещения детского садика приводит к тому, что ребенок становится нервным, апатичным, несобранным, озлобленным. Это мешает ему развиваться, негативно сказывается на социализации в будущем.

Что делать родителям?

Родители, чьи дети отличаются плохим уровнем адаптации, интересуются, что им делать, чтобы минимизировать степень стресса. Педиатры рекомендуют заранее готовить малыша к посещению садика. Также специалисты отмечают, что привыкание к новым условиям и коллективу должно быть постепенным.

Фото 6

Чаще всего, родители отводят ребенка в учебно-воспитательное учреждение и оставляют его там на целый день, никак не реагируя на слезы. Так поступать нельзя.

Правильная адаптация предполагает постепенное увеличение времени пребывания в детском саду. Сначала малыша оставляют с воспитателем на пару часов, потом – до обеда, затем – до ужина.

Каждый последующий этап рекомендуется начинать лишь после успешного преодоления предыдущего. Родителям следует интересоваться, как прошел день ребенка в садике: что он нового узнал, с кем общался, подружился, что ел, как к нему относятся другие дети, персонал. Необходимо хвалить малыша за его достижения, поддерживать и давать советы

Если ребенок еще плохо разговаривает, то нужно интересоваться его состоянием и успехами у воспитателя. Эти несложные действия помогут выяснить причину плача в садике и ее устранить. Для более простой адаптации к детскому садику Комаровский рекомендует приучать малыша с самого рождения к здоровому и активному образу жизни.

Фото 7

Педиатр дает такие советы:

    с младенчества. Полезны солнечные, воздушные ванны, водные процедуры;
  • расширять круг общения малыша. Ходить в гости к знакомым и родственникам, у которых тоже есть дети;
  • приучать к распорядку дня;
  • периодически оставлять малыша с бабушкой, дедушкой, тетей или дядей;
  • чаще гулять на свежем воздухе.

Нужно помогать ребенку расширять круг его общения. Для этого надо обеспечить знакомство с детьми из садика еще до поступления. Если у малыша появятся друзья, то ему будет проще адаптироваться в коллективе.

Советы психолога

Детский садик с точки зрения психологии и педагогики, рассматривается как положительный фактор в развитии и становлении человека. Посещение такого заведение способствует воспитанию, приучению к порядку. Малыш приобретает навыки находить общий язык со сверстниками и взрослыми.

Благодаря этому ребенку будет проще в будущем освоиться в школе, построить отношения в ВУЗе, на работе. Тема адаптации является достаточно актуальной. Поэтому психологи уделяют этой теме большое внимание.

Специалисты дают следующие советы родителям:

  • отдавать ребенка в садик в возрасте 2-3 лет;
  • не ругать малыша, когда он плачет и не хочет оставаться в учебно-воспитательном заведении;
  • до посещения садика прийти туда в качестве экскурсии, познакомиться с воспитателем и группой;
  • поиграть с малышом в детский сад. Одни куклы будут детьми, другие – воспитателями. Надо показать на примере, что в коллективе интересно и весело;
  • попросить бабушку, дедушку или других родственников, к которым малыш меньше привязан эмоционально, отводить его в садик;
  • поговорить с ребенком. Объяснить ему, что посещение детского сада принесет ему пользу;
  • выяснить, какие проблемы есть у малыша в общении со сверстниками, дать советы по их решению;
  • оставляя ребенка в садике на целый день, нельзя обманывать, обещая забрать его через пару часов. Лучше говорить, что вы вернетесь за ним после полдника, прогулки или сна;
  • дать малышу какой-нибудь личный предмет или вещь. Например, шарф или заколку. Можно разрешить ребенку брать с собой фотографию родителей;
  • установить контакт с воспитателем;
  • оставляя ребенка в садике, нужно сохранять спокойствие, не показывать своих переживаний;
  • придумать ритуал расставания (обнимание, воздушные поцелуи);
  • дать старый ключ, сказав, что он от дома. Так ребенок поймет, что скоро вернется домой, и успокоиться.

Видео по теме

Что делать, если ребенок плачет в детском саду:

Таким образом, если малыш постоянно плачет в детском садике, это значит, что его что-то беспокоит. Необходимо выяснить, почему малышу некомфортно в учебно-воспитательном учреждении.

Причин может быть много: плохое самочувствие из-за болезни, страх перед новым коллективом, негативное отношение детей и персонала, дефицит внимания. Важно помочь ребенку адаптироваться в детском саду. Психологи дают ряд рекомендаций касательно того, как приучить малыша к посещению учебно-воспитательного заведения.

Что делать, если ребенок все время плачет в детском саду или яслях: советы психолога

Переживания детей, пошедших в детский сад, индивидуальны, и отличаются эмоциональным накалом. Ситуация, когда мама оставляет малыша с незнакомыми взрослыми и детьми, ошеломляет его. Некоторые малыши начинают хныкать, едва войдя с мамой в группу, но быстро успокаиваются, как только за мамой закроется дверь. Другие не прекращают плакать весь день. Особо впечатлительные крохи долго не могут адаптироваться к чуждой для них обстановке. Истерика и плач продолжаются с утра до вечера, и даже дома. Что же делать, если ребенок в детском саду плачет?

Ребенок плачет в саду

Многие семьи сталкиваются с проблемой плача ребенка в саду

Какие дети легко переносят пребывание в детском саду?

Лучший показатель адаптации, как считают детские психологи и воспитатели, складывается у детей, выросших в многодетной семье. Хорошо воспринимают ясли или детский сад и малыши, живущие в коммунальных квартирах. Секрет такой тенденции в том, что дети воспитываются в шумной компании, на условиях равноправия, где к ним относятся как к взрослой, самостоятельной личности. Отношения с родителями выстраиваются на правах партнеров, поэтому малыши способны некоторое время спокойно обходиться без опеки родных.

Почему долгий плач вреден для здоровья ребенка?

Известный детский психолог Пенелопа Лич провела многочисленные исследования, направленные на выявление негативной зависимости здоровья ребенка от длительного плача. Полученные специалистом результаты привели к печальному выводу: долгий, беспрерывный плач может стать причиной серьезного психического расстройства здоровья маленького человека.

Неважно, когда ребенок плачет в детском саду, до входа в него или уже в группе: «выливающаяся» горькими слезами эмоция провоцирует обильный выброс гормона, вызывающего стресс. Излишек отрицательного гормона негативно воздействует на всю нервную систему крохи. Долго продолжающийся плач повышает риск повреждения нервных клеток, что может привести к нарушениям в развитии головного мозга.

Когда ребенок плачет в детском саду больше 20 минут, он утверждается в мысли, что никто ему не поможет. Повторяющаяся ситуация очень травмирует психику крохи, закладывая серьезные проблемы во взрослую жизнь. Однако, как утверждает Пенелопа Лич, это не означает, что малышу нельзя плакать, а родителям каждый раз беспокоиться по этому поводу. Детям свойственно выражать негативные эмоции плачем, но плох не он. Большую травму наносит не получение ребенком необходимой реакции на его крик о помощи.

В какой ситуации не стоит отдавать малыша в детский сад?

Ситуации, в которых от родителей требуется внимание и участие, возникают со многими детьми. Пресловутый кризис трехлеток приводит к тому, что малыш не выдерживает смену обстановки и впадает в продолжительную депрессию. Именно в 3 года происходит осознание маленьким человечком себя, как личности. Психический перелом отражается и на поведении крохи. Нередки беспричинные истерики, упрямство, зажатость и агрессия.

Адаптация ребенка

Родителям необходимо помочь ребенку адаптироваться в саду, побольше разговаривать с малышом и узнавать, как он провел свой день

Привязанный к родителям, он трагически переживает разлуку. Крепкие узы нельзя рубить топором, необходимо действовать осторожно и внимательно. Понимая, что успокоить малыша не получается, не стоит заставлять его ходить в садик. Что уже говорить о годовалых крохах, которых отдают в ясли. Малютки, нервная система которых слаба и уязвима, испытывают настоящие душевные муки, отрываясь от мамы и папы.

Поместить в новую обстановку часто болеющего ребенка, значит, усугубить негативную сторону его жизни. Душевное волнение, которое он испытает при расставании с родителями, ослабит его иммунитет и продлит время выздоровления малыша. Кроме того, в садике он может подхватить другие болячки, и затея с ранним посещением ДОУ выльется в бесконечные походы по больницам.

Степени адаптации ребенка к посещению детского сада

Механизм адаптации у каждого ребенка работает по-разному. Многое зависит от устойчивости нервной системы малыша. Резкая перемена для одного крохи выглядит не так страшно, и он быстро осваивается в новой обстановке. Более ранимым ребенком такое обновление принимается тяжело, и он долго и болезненно переживает его, капризничает, гневается на родителей. Наблюдение специалистов позволили выявить у маленьких детей три степени адаптации: сложную, среднюю и высокую. Расскажем подробнее о каждой из них.

Сложная степень адаптации

Замкнутость

При сложной степени адаптации ребенок становится замкнутым, нервным, часто истерит и плачет

Незнакомая обстановка доводит малыша до выраженного нервного срыва, выливающегося в бесконечные истерики. Расставание с мамой может привести к болезни. Находясь в группе, ребенок сторониться сверстников, его не привлекают общие игры и садовские игрушки, он замыкается. Внимание рассеивается, кроха отгораживается от происходящего вокруг него. Услышав слова воспитателя, он может испугаться, впасть в истерику, начать звать маму. Некоторые малыши вообще не реагирует на обращения к ним, могут разнервничаться и замкнуться.

Читайте также:  Почечно-клеточный рак: причины, симптомы, диагностика и лечение
Как помочь ребенку?

Что должна сделать мама, если ребенок плачет в яслях? Необходимо проявить чуткость и терпение. Договоритесь с воспитателем на то, чтобы две-три недели находиться рядом с ребенком. Станьте своеобразным проводником между ним и другими детьми, введите его в новые условия своей теплой рукой и горячим сердцем. Предпринятые действия не привели к решению проблемы, обратитесь за консультацией к специалисту.

Средняя степень

Здоровье ребенка

Если внешне ребенок (при средней степени адаптации) не проявляет никаких признаков беспокойства в саду, то физические отклонения показываются в полной мере. Это можно наблюдать по частым простудам и другим заболеваниям

Внешне ребенок спокойно провожает маму, если и расстраивается, то ненадолго, не чурается игр с детьми. Трудности адаптации выражаются скрытно, трансформируясь из психологического беспокойства в частые болезни. Ребенок постоянно простужается, подхватывает ангину, страдает от аллергии. Наличие проблемы показывают и беспричинные приступы агрессии, гнева, плаксивости. Такому малышу требуется полтора-два месяца на полное привыкание.

Как помочь ребенку?

Ежедневно разговаривайте с ребенком, спрашивайте о том, как прошел его день в саду, чем он занимался, с кем подружился. Важно, чтобы и воспитатель не оставлял малыша без внимания, старался деликатно объяснить ему правила пребывания в саду, задействовал его в общих занятиях. Работайте в тесном тандеме с воспитателем. Попросите его, чтобы он вовремя сигнализировал о негативных реакциях крохи.

Высокая степень

Позитивная реакция ребенка на посещение ДС радует родителей и облегчает работу воспитателя. Малыш охотно собирается в садик, быстро знакомится с другими детьми, адекватно относится к требованиям и замечаниям воспитателей. Адаптация не занимает у него много времени, как правило, ему хватает 1-2 недель, чтобы благополучно влиться в детский коллектив. Отсутствие болезней так же свидетельствует о хорошей адаптации крохи.

Общительность ребенка

Высокая степень адаптации ребенка заметна сразу. Такие детки очень общительны, активны и здоровы

Высокая адаптация выражается и в психологическом поведении. Ребенок без проблем засыпает, просыпается вовремя, ему некогда скучать, он постоянно занят. Играет с другими детками, сам придумывает игры, активно ведет себя на прогулке, не жалеет игрушек для других детей. Когда мама приходит за ним, он с удовольствием рассказывает о том, как прошел его день.

Что требуется от родителей?

Основная задача родителей состоит в том, чтобы грамотно подготовить малыша к поступлению в сад. Расскажите ему, почему он должен ходить в ДС, что его там ждет. Объясните правила пребывания, как долго он там будет, с кем может познакомиться. Самое главное – дайте ему понять, что он идет туда на определенное время, и вечером вы его обязательно заберете.

Как правильно облегчить период адаптации?

Воспитатель говорит вам, что у вашего малыша продолжаются истерики, отнеситесь к этому серьезно. Выясните у педагога, как часто он это делает, в какое время. Возможно, ребенок расстраивается в момент вашего ухода, или, наоборот, вечером, когда ждет вас, и думает, что вы не появитесь, что вы забыли о нем. Некоторые детки начинают хныкать, проснувшись после «тихого часа», забыв, что они не дома, а находятся в непривычной обстановке. Узнав причину тревог, можно скорректировать темы разговоров с ребенком, акцентируя успокаивающие объяснения на озвученной проблеме. Главное, чтобы сказанные вами слова не расходились с вашими поступками.

Разговор с воспитателем

Не надо стесняться задавать вопросы воспитателю, так как это может помочь понять причины плохой адаптации ребенка и найти пути решения проблемы

Полезные советы для родителей

Никто лучше вас не знает ваше сокровище. Слушайте ваше чадо, анализируйте, находите наилучший для него способ успокоить и развеять тревоги. Мы дадим вам несколько полезных советов:

  1. Сравните, когда ребенок плачет в яслях: после того, как его отводит мама или папа. Возможно, он меньше расстраивается, когда идет в сад с сестрой или бабушкой. Поговорите со своими близкими, и доверьте эту важную миссию тому члену семьи, с кем малыш расстается безболезненней.
  2. Заполните дорогу в садик и из сада домой разговором с крохой, даже если он еще плохо говорит. Главное, чтобы он вас услышал, принял информацию, и составил хорошее впечатление. Идя в сад, рассказывайте ему, как там весело, как его ждут новые друзья. Забрав ребенка, расспросите о том, что случилось за день, как он себя вел, с кем подружился.
  3. Сын или дочка привязаны к какой-нибудь любимой игрушке, разрешите ему брать ее с собой. Такой метод помогает деткам со средней и тяжелой степенью адаптации, предупреждая истерику. Наденьте крохе его любимый предмет одежды. Игрушка или платьице станут частичкой дома, и ему будет спокойнее.
  4. Всегда забирайте малыша в хорошем настроение, даже если у вас неприятности на работе или болит зуб. Возникшие претензии к воспитателю выясняйте не в присутствии воспитанника. Малыш очень тонко чувствует ваше настроение, его напугает ваша нервозность, и период адаптации продлится.
  5. Идти на поводу у ребенка, который закатывает истерики, не стоит. Понимая, что вы явно жалеете его и готовы не вести в ДС, он начнет манипулировать вами, устраивая вам истерику после детского сада. Будьте настойчивы, постарайтесь успокоить его словами, но делайте это по дороге в сад. Переживите вместе со своим сокровищем время адаптации.
  6. Добавьте к прощаниям и встречам добрую традицию. Выходя за дверь группы, пошлите крохе воздушный поцелуй, или помашите рукой особым образом. Символические жесты лучше слов покажут ребенку вашу к нему любовь.

Веселье

По дороге в садик расскажите ребенку, как интересно и весело будет ему сегодня играть с ребятками

Распространенные ошибки

Подготовиться к детскому саду и правильно провести ребенка через адаптацию получается не у всех родителей. Какие действия и разговоры могут усложнить процесс? Рассмотрим типичные ошибки мам и пап:

  • Неправильно прибегать к наказанию малыша за плач и нежелание идти в садик. Плач или истерика от переживаний – это его естественная реакция. Требовать от него выполнения обещанного «больше не плакать», глупо, он, в силу своего возраста, еще не научился держать слово. Успокойте кроху, поцелуйте, и заверьте, что вы непременно его заберете.
  • Избегайте в присутствии ребенка обсуждений его истерик и плохого поведения с другими членами семьи. Малыш, услышав ваши жалобы или сетования, почувствует вашу тревогу, и его собственные переживания увеличатся.
  • Никогда не запугивайте кроху отправкой в детский сад. Создавая негативный образ учреждения, вы отобьете у него любое желание идти туда.
  • Нельзя плохо отзываться о воспитателях и порядках в садике. Малыш сложит у себя в голове мнение, что взрослые там плохие, и он не хочет к ним идти.
  • Ложь во благо не для крохи. Обещать ему, что вы заберете его через час, не стоит, если вы этого не планируете, говорите сыну или дочке правду. Ваш обман может убить в ребенке доверие к вашим словам.

Доктор Комаровский, наставляя мамочек перед отправкой малыша в ДС, говорит им, что они уже опоздали. Подготовка начинается со дня рождения. Знаменитый педиатр настаивает на том, чтобы воспитывать ребенка в гармонии с обществом.

Полезно много гулять, давать ему общаться с ровесниками, даже если они еще сидят в коляске. Учить самостоятельности, считает Комаровский, надо с раннего возраста. Гигиенические процедуры, закаливание, веселые игры с другими детками, общение с друзьями мамы и папы лучше любого психолога помогут ребенку без труда адаптироваться к посещению детского сада.

Клинический и перинатальный психолог, окончила Московский Институт перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы и Волгоградский Государственный Медицинский Университет по специальности клинический психолог Подробнее »

Как поступать воспитателю, если ребенок плачет в детском саду

Если ребенок плачет в детском саду

Детский сад – новая и непривычная атмосфера для детей. Каждый ребенок по-своему на нее реагирует. Некоторые дети адаптируются в первые дни, а кто-то даже спустя две-три недели чувствует дискомфорт и часто плачет. И это не значит, что воспитатель что-то неправильно делает. Просто ребенку нужно время, чтобы привыкнуть. Общая задача родителей и воспитателей – помочь ему безболезненно вступить в жизнь детского сада. В статье обсудим как предотвратить детские слёзы и как правильно на них реагировать, если ребёнок не успокаивается.

Почему дети плачут в детском саду

Дети в индивидуальном порядке привыкают к садику. В основном скорость адаптации зависит от возраста и здоровья ребенка, от степени привязанности к маме и от опыта общения с детьми и взрослыми. На основе этих особенностей выделим основные причины, почему дети плачут в садике.

Рядом нет мамы

Маленькие дети еще сильно привязаны к маме. С самого рождения мама для ребенка – это безопасность, тепло и еда. В ходе эволюции выживали только те дети, которые не отпускали своих мам далеко. Поэтому теперь состояние детей сильно зависит от присутствия и любви матери. Да, ребенок уже может отдаляться от мамы в знакомой безопасной обстановке и чувствовать себя комфортно. Но когда его отдают в руки чужих людей, а мама скрывается за незнакомой дверью, ребенок может чувствовать себя одиноко и испытывать стресс. Он начинает плакать и отстраняться от воспитателя.

При разлуке с мамой должен появиться взрослый, который на время заменит ее и даст малышу внимание и поддержку. Этим человеком должен стать воспитатель. Речь не о том, чтобы завоевать любовь на уровне матери, а о том, чтобы установить с ребенком доверительную связь. Детям нужен веселый и в то же время сочувствующий взрослый, который умеет эмоционально и физически поддержать. Малыш должен чувствовать, что воспитатель о нем позаботится, придет на помощь и разделит с ним его чувства.

Как помочь ребенку?

1. В первый же день знакомства постарайтесь установить контакт с ребенком. Ласково разговаривайте с ним, предлагайте игрушки, поглаживайте, проявляйте заботу и помогайте в случае необходимости. Но если ребенок не принимает воспитателя и реагирует негативно, значит ему нужно больше времени, чтобы привыкнуть к новому человеку.

2. Оставьте на некоторое время маму в группе. Когда она рядом, ребенок успокаивается. Но задача мамы не только успокоить свое дитя, но и расположить его к воспитателю. Для этого ей следует говорить, например: “Смотри, какая добрая и хорошая тетя, она очень любит детей, играет с ними”.

3. Некоторые особенности воспитателя могут замедлить привыкание ребенка к нему. Например, высокий рост, громкий голос, резкие движения или напряженность. Постарайтесь минимизировать свое влияние на детей. Чаще присаживайтесь, чтобы оказаться на уровне ребенка, следите за громкостью голоса.

4. Дети чувствуют, что вы напряжены и это отталкивает. Поэтому приходите к ним в расслабленном состоянии, которое располагает к себе детей. То же самое касается и родителей. Когда они боятся оставлять ребенка, малыш улавливает это состояние и начинает еще больше плакать. Родитель должен прощаться с ребенком спокойно, уверенно и доброжелательно.

Если спустя две-три недели никакие методы не помогают и ребенок продолжает плакать, возможно он еще просто не готов отдалиться от мамы. Ранний отрыв только усилит его страхи и психологические трудности.

Вокруг много незнакомых людей

Некоторые дети легко вступают в контакт с новыми людьми. Им нравится общаться и играть с посторонними. Но есть дети, которые боятся чужих людей. Они начинают плакать и стараются уединиться, чтобы уменьшить взаимодействие с окружающими. Возможно это особенность их характера, а возможно они просто не успели получить достаточно опыта общения с людьми. Не играли во дворе с ребятами, у них нет братьев и сестер и их круг общения ограничивался только близкими. Таким детям сложнее привыкнуть к садику.

Воспитателю следует уделить особое внимание встревоженному ребенку. Не настаивайте на его участии в групповых играх, если он боится. Но и не теряйте ребенка из виду. Если вы наладили контакт с малышом, но он боится других детей, привлекайте его в игры, где вы выступаете в роли мамы. Например, мама-кошка или мама-коза. Утром встречайте встревоженных детей особенно радостно: “Привет, Даня! Я так рада тебя видеть. Ребята, смотрите, кто к нам пришел! Мы давно тебя ждем.”

Режим дня, не комфортный для ребенка

Ребенок хочет бегать, а ему говорят сидеть. Или он устал и хочет спать. Малыш хочет внимания, а воспитатель занят другими детьми. Он проголодался, а его никто не кормит. Конечно, ребенок начинает плакать. И эта реакция вполне обоснована. Чтобы у детей было уравновешенное настроение, воспитатели должны правильно проводить все режимные процессы – сна, кормления, туалета и активности. И учитывать привычки и навыки каждого ребенка. Например, кто-то не спит без укачивания или не умеет кушать самостоятельно.

Бывают ситуации, когда ребенок не может перенести свои навыки в непривычную обстановку. Дома он умеет кушать самостоятельно, а в садике ждет, пока его покормят. Или не может помыть руки в новой обстановке и сразу плачет. Воспитателю важно знать навыки и привычки ребенка. Для этого при первой встрече следует спросить у родителей, что умеет их ребенок. А затем наблюдать, выполняет ли он эти действия в детском саду.

Читайте также:  Целлюлит во время беременности: боремся с помощью массажа, крема и обертываний

Слабый тип нервной системы

С особым вниманием следует относиться к детям со слабым типом нервной системы. Они ведут себя неуверенно, медлительно, часто болеют. Их пугает все новое и непривычное. И при малейших неприятностях они начинают плакать. Не всегда такие дети выражают эмоции в слезах. Они могут просто ходить грустными и подавленными.

Воспитателю следует подбадривать таких детей и помогать им. Не заставляйте ребенка насильно делать то, что делают другие – есть, спать и играть с другими детьми. Чтобы стабилизировать его состояние, предлагайте ему яркие игрушки. Они помогут отвлечься от грустных переживаний и привлечь к нему внимание других детей. Не игнорируйте особенности нервной системы ребенка. Так ему будет еще сложнее адаптироваться.

Как вести себя воспитателю, когда ребенок плачет

Если не получилось заранее предотвратить плач ребенка, успокойте его, используя эти правила.

Не игнорируйте эмоции и плач малыша.

Но и не пытайтесь его утешать или отвлекать. У ребенка есть четкая задача – самостоятельно справиться со своим эмоциональным состоянием. Утешать – означает проделать работу за него. Отвлекать – значит мешать проделать эту работу. Нужна просто поддержка.

Покажите, что вы понимаете как расстроен ребенок.

Можно сказать: “Я вижу, что тебе грустно. Но ты можешь грустить и одновременно делать что-то еще. Чем бы ты хотел заняться, пока грустишь?”. И дайте ему несколько игрушек на выбор. Если он не берет их, тогда скажите: “Ты хочешь посидеть здесь, пока грустишь?”. Подобными фразами вы излучаете уверенность, что ребенку по силам преодолеть эту грусть, что это такое же дело, как нарисовать солнышко. И ребенок может заниматься этим столько, сколько захочет.

Если малыш часто плачет, поговорите с родителями.

Объясните, что ему сложно адаптироваться в детском саду. Попросите родителей поработать над положительным отношением ребенка к садику. Например, каждое утро они рассказывают, как там будет весело и интересно. Плюс важно, чтобы родители демонстрировали свою уверенность и решительность. И на самом деле были уверены, что ребенку безопасно оставаться в садике. Если родитель сам сомневается и боится, малыш это чувствует и паникует.

Если плач ребенка мешает другим детям, уведите его в уединенное место. Скажите, что вы можете побыть с ним и обнять его, если он хочет.

Конечно, бывают случаи, когда плакать по цепочке начинает половина группы и тогда воспитателя на всех не хватит. “Титаник” начинает тонуть. Были ли у вас такие сложные случаи в практике? Как вы справлялись в таких ситуациях? Поделитесь своим опытом в комментариях, возможно, завтра это спасет кого-то из ваших коллег:)

Если статья была вам полезна, пожалуйста, оцените ее по “звездной” шкале ниже, где 5 звезд – очень полезна.

Мы хотим, чтобы вы читали только интересные материалы, и будем благодарны за обратную связь!

Ребенок по-прежнему плачет в детском саду: что делать?

Ваш малыш ходит в детский сад уже третий месяц, но по-прежнему плачет при расставании? Или с трудом остается на занятиях, куда вы начали его водить, или не отпускает вас из дома, оставаясь с бабушкой или няней? Что можно сделать в такой ситуации? Как научиться прощаться без слез?

Вы тревожная мама?

Кажется, еще совсем недавно кроха продолжал увлеченно трясти погремушкой, когда вы выходили из детской. Потом он стал “маминым хвостиком” — но вы были к этому готовы: все дети проходят через закономерный этап развития, когда между вами устанавливается глубокая эмоциональная связь.

Кроме того, если ребенок первого полугодия жизни чувствует себя с мамой одним целым, малыш постарше начинает понимать, что мама — другой человек, а значит, есть риск остаться без ее защиты. Понятно, что такое открытие поначалу пугает.

Но теперь-то он вроде бы уже подрос, а все равно не желает расставаться с вами надолго, оставаться в детском саду или на занятиях. Не стоит сразу паниковать и думать, что это навсегда: нежелание отходить от мамы — такой же этап развития, как и все остальные, и это тоже обязательно пройдет.

Грань тут довольно тонкая, но важно найти баланс: вы не можете бесконечно соглашаться с желанием ребенка быть только рядом с вами, потому что это мешает его полноценному развитию, но не можете и заставить его резко отделиться, если вдруг решили, что время пришло, — это приведет к обратному эффекту. Так что единственный верный вариант — помогать малышу постепенно становиться все более самостоятельным, учитывая его готовность к этому.

Вы тревожная мама?

Важно помнить, что дети копируют эмоциональное состояние родителей и остающихся с ними бабушек-дедушек. Как вы думаете, кто скорее найдет удовольствие в самостоятельных играх — ребенок спокойной и уверенной мамы или малыш, чья мама постоянно переживает, как бы чего не вышло?

Не надейтесь, что ваши страхи ребенок не замечает: мимика, жесты, тон выдают вас с головой. И если вы хотите научить его самостоятельности, не забегайте ежеминутно в детскую с озабоченным выражением лица.

Малыш тревожной мамы будет бояться далеко отойти от нее, у него возникает ложное ощущение безопасности: “раз мама за меня больше всех боится, значит, она лучше всех меня защищает”. Неудивительно, что играть такой ребенок предпочитает только с мамой, а папу может даже оттолкнуть: “Уходи!”. Отцы часто болезненно реагируют на такую “избирательность” чада, хотя все, что им нужно сделать, — это постараться почаще находить время для игр.

И позаботьтесь о том, чтобы все члены вашей семьи придерживались одинаковой тактики — про отсутствие мамы нельзя говорить плохо, даже в шутку. Например, бабушкины вздохи: “Ну что это мама так долго сидит в ванной? Забыла, что ли, про тебя. ” или “Что-то мама долго не возвращается! Уж не случилось ли чего?” могут свести на нет все ваши педагогические усилия.

Не злоупотребляйте утверждениями вроде “Ты уже большой, так что должен. ” Во-первых, не такой уж он и большой на самом деле, во-вторых, некоторые дети иногда слишком серьезно относятся к таким словам, и мысль, что теперь они должны думать и действовать как-то иначе, “как большие”, слишком тревожит их.

Вы можете просто сказать ребенку, что многие его сверстники уже ходят в садик, им нравится там проводить время, потому что можно играть с другими детьми, узнавать на занятиях что-нибудь интересное, поиграть во что-то новое.

И конечно, не сердитесь на малыша, если он ведет себя как “мамин хвостик” — так к его неуверенности добавится еще и чувство вины за то, что не соответствует вашим ожиданиям. А он-то хочет, чтобы вы им гордились!

Как тренировать расставание

Как тренировать расставание

Воспитательные теории, предполагающие дисциплину и соблюдение требований, тут не подойдут: раз у ребенка есть потребность быть рядом с вами, насильственное изменение положения вещей приведет к обратному эффекту: он вообще не захочет от вас отходить, но к этому добавится еще и невроз.

Так же как младенческое нежелание лежать в кроватке в одиночестве отлично “лечится” ношением на ручках при любой возможности (то есть старательным удовлетворением важной потребности, а не ее отрицанием), то и к желанию подросшего малыша быть рядом стоит отнестись с пониманием.

Постепенное, учитывающее темп ребенка отделение быстрее приведет к его готовности отпустить маму, чем любые силовые методы. Если сначала вы будете уходить на 10-15 минут, потом на полчаса, потом на час-полтора, малыш быстро поймет, что все в порядке: мама всегда возвращается. Тогда можно будет начинать исчезать и на более долгое время.

Убедитесь, что в течение дня у вас и ребенка есть возможность просто пообниматься, посидеть вместе или поваляться на ковре, полежать и пошептаться перед сном или утром, после звонка будильника и до подъема. Не пытайтесь сделать это время максимально “полезным” и не переживайте, что оно проходит впустую — это не так, в эти минуты малыш “впитывает” ваше внимание, наполняется им.

Во что поиграть, чтобы ребенок легче отпускал маму

Детский сад. В группе вашего садика — куклы, зайки и мишки, а вы с ребенком по очереди будете родителями, которые сначала приводят своих деток в садик, прощаются с ними, уходят на работу, а потом приходят забирать их. Что говорит “родитель”? Как себя ведет “ребенок”? Эта игра очень поможет в адаптации к детскому саду.

Я и мои близкие. Соберите в маленький фотоальбом снимки самого малыша и его родственников и друзей, любимого домашнего животного, даже любимых игрушек. Эти фотографии он будет рассматривать вместе с вами, а вы будете комментировать: “Смотри, вот мы с папой — мы тебя любим. А вот бабушка — и она тебя любит”. Этот фотоальбом будет визуальной поддержкой для малыша — а еще его можно брать собой в садик.

Карточки “Пока-пока”. Вырежьте из плотной бумаги 10 небольших карточек и вместе с ребенком нарисуйте на каждой разные условные обозначения: сколько раз надо обняться, поцеловаться или помахать рукой друг другу при прощании. Теперь когда мама или малыш будут уходить куда-то, они вытянут одну из карточек и выполнят то, что на ней написано. Например, “Три раза поцеловать в нос и один раз помахать”.

Не доверяете бабушкам?

Поощряйте общение ребенка с другими значимыми взрослыми: с бабушками, дедушками и прочими родственниками. “Вопрос бабушек” иногда бывает довольно сложным, не все мамы довольны их методами воспитания и часто стараются максимально контролировать происходящее в это время, переживают, что бабушки “делают все не так”.

Да, возможно, у старшего поколения действительно свои представления о режиме дня, дисциплине, порядке в доме и о том, можно ли есть конфеты перед обедом. Но подумайте сами: чем больше любящих людей окружает малыша, тем увереннее он себя чувствует.

Дайте ему возможность самому выстраивать свои собственные отношения с другими родственниками, понять, что люди разные, что мама делает так, а тетя — по-другому, что общаться с ними можно по-разному, что с мамой можно бегать по детской площадке и кататься с горки, зато с бабушкой — ходить в театры и слушать музыку. Не стоит руководить всем-всем, что происходит, когда вас нет рядом, просто договоритесь о самых значимых для вас моментах.

Ребенок плачет при расставании: что делать?

Как прощаться без слез? Во-первых, постарайтесь успокоиться сами. Скажите себе: “Я доверяю людям, с которым остался мой ребенок, они о нем позаботятся, ему с ними хорошо. Я сознательно выбрала этот садик — он подходит моему малышу, там заботливые воспитатели. Мой ребенок растет, становится более самостоятельным, я помогаю ему это сделать. Скоро мы увидимся”.

Во-вторых, помогите маленькому освоиться в новой обстановке и в новой для него ситуации: вместе с ним все рассмотрите, узнайте, где находится туалет, где дети моют руки, где какие игрушки лежат, обсудите, какие тут действуют правила.

В-третьих, никогда не уходите незаметно, не прощаясь — это просто нечестно по отношению к ребенку. Но и не затягивайте прощание до бесконечности, так он еще больше расстроится. “До свидания, скоро встретимся!” говорите позитивным тоном: малыш легко считывает ваше настроение, так что если вы спокойны и дружелюбны, меньше шансов, что он разволнуется. А вот если явно грустите или тревожитесь, он может решить, что вы оставляете его там, где он не будет в безопасности.

Если ребенок все-таки расплакался в момент вашего ухода, не надо возвращаться обратно или соглашаться посидеть еще, ваши колебания только ухудшат ситуацию. Просто через 5-10 минут позвоните домой или воспитателю: скорее всего, малыш уже утешился (это лучше, чем вы будете волноваться еще несколько часов).

Придумайте небольшой ритуал прощания, тогда ребенку легче будет отпустить вас. Может быть, вы договоритесь, что он носит с собой в садик любимого медведя, и вы должны попрощаться с ними обоими определенным образом; или вы можете оставлять малышу какую-нибудь свою вещь (шарфик, заколку); или, прежде чем уйти на работу, вы быстро нарисуете в блокноте картинку про то, что интересного сегодня произойдет.

Чем точнее выполняется “прощальный” ритуал, тем спокойнее себя будет чувствовать ребенок. А еще обсудите с ним “план действий” на тот случай, если ему вдруг станет грустно. Может ли он подойти к воспитательнице и попросить ее посидеть с ним? Или пошепчет на ухо своему мишке, что уже соскучился, а мишка “пошепчет” ему, что мама скоро придет? Но не стоит ждать мгновенного результата: на то, чтобы малыш привык оставаться без вас, может уйти от пары недель до пары месяцев — и это совершенно нормально.

Ссылка на основную публикацию