Почему ребенок не переворачивается в 6 месяцев: основные причины

Асимметрия движений ребенка

Это один из самых частых вопросов от родителей. Частый, потому что встречается у каждого ребенка. Ребенок переворачивается только в одну сторону, а во вторую не хочет. Ползет и одну ногу хорошо выносит вперед, а вторая прямая или приставляется. Встает только с одной ноги. И это не только у детей. Понаблюдайте за собой, и вы увидите, что брюки надеваете быстро, начиная только с одной ноги. Начнете с другой – и сразу немного не удобно. То же самое с футболкой, блузкой, пальто. И это не зависит от того, левша вы или правша. И это нормально.

Все хорошо и можно успокоиться? Не нужно ничего делать? Нет, это не так.

Сегодня наблюдал за ребенком. Он очень хорошо и быстро переворачивается через правую сторону. Через левую может, но медленней. Мяч оказался от него с левой стороны, и он попытался к нему перевернуться. А там подушка и нужно закатиться на нее. В правую сторону он это делает, а в левую не справился и решил сначала перевернуться через правую сторону, а потом доползти до мяча. Но как только перевернулся, то сразу обратил внимание на упаковку и переключился на нее.

Нужно делать, нужно помогать ребенку. Почему это важно?

Так постепенно ребенок может привыкнуть к тому, что предметы слева – это не важно. Начнёт обращать внимание только на то, что с правой стороны, или предпочитать правую сторону. Потом станет не сильно важна левая сторона тетради, ребенок не будет обращать внимание в игре на детей с левой стороны, на самокате поворачивать станет только в одну сторону, а вырастет – и машину поцарапает с левой стороны… Ситуация закрепляется во всех видах деятельности на всю жизнь. Поэтому и важно ребенку помогать с этим справляться.

Если ребенок переворачивается только в одну сторону или предпочитает одну сторону другой в определенных действиях, нужно что-то делать, но когда и как?

Давайте на примере переворота со спины на живот разберем ситуацию асимметрии движений ребенка. Начал переворачиваться только в одну сторону, а во вторую – вообще не получается.

Правило первое – доведение до автоматизма.

Не начинать стимулировать переворот в обе стороны. Это приведет к тому, что на первом этапе ребенок затормозится с освоением переворота в обе стороны. Сначала дайте освоить переворот в одну сторону так, чтобы он стал автоматическим. Автоматическим – это легким и быстрым. Вот когда не будет риска разбить еще не сформированный навык, начинайте стимулировать переворот в другую сторону.

Правило второе – не препятствуйте перевороту через «быструю сторону».

Если ребенок решит, что лучше так, проще потом доползти, то привлеките его внимание к игрушке дополнительно после переворота. Через некоторое время ребенок поймет, что переворачиваться в другую сторону, а потом доползать – это не эффективно, и сам станет пробовать осваивать переворот в другую сторону. В этом ему можно помогать: поддерживать подталкивать на начальном этапе.

С ползанием ситуация приблизительно такая же, но есть еще и дополнительные условия.

  • Доведение до автоматизма ползания. Как есть. Пусть не очень правильно, но освоить необходимо. Потом нужно увеличить нагрузку в прямолинейном движении. Можно положить одеяло на пути ребенка, немного скомканное. Препятствие поможет ему ползти правильнее, осмысленнее. Летом это может быть песок на пляже, трава на даче…
  • Если не выставляет одинаково обе ноги, то стоит начать поворачивать в сторону «правильной». Тогда он на ней будет стоять, а другую ногу вынужден будет начать переносить.
  • Увеличить километраж. Но с этим дети обычно сами справляются.

Такими способами можно помочь ребенку при асимметрии движений.

Повторю: сначала дать освоить навык в одну сторону и только потом начинать подтягивать вторую. Вот тогда и мотивация не пропадет, и быстрее освоятся обе стороны.

Первый год жизни малыша – это фундамент для успешного будущего. Удивительно, но именно в этом возрасте мы получаем первый опыт успешности, принимаем свои первые решения, начинаем верить в себя и свои силы.

Для родителей самых маленьких, основываясь на наиболее частых вопросах, задачах и переживаниях мам и пап, я создал цикл мини-лекций про малышей от 0 до 3-х лет “Онлайн-азбука. Действительно важное”.

Онлайн-азбука – это большой сборник лекций, который включает более 60 видео-роликов про моторику, психику, игрушки по возрастам, диагнозы ортопедов и многое другое, что действительно важно знать родителям.

Обратите внимание на пакет “Я родился”, куда входит онлайн-Азбука с обратной связью, онлайн-курс “Массаж и гимнастика от 0 до года” и онлайн-курс “Естественное развитие ребенка”, – это лучшее предложение для родителей малышей с максимальной скидкой!

Об авторе

Олег Леонкин, детский реабилитолог, иппотерапевт, специалист по сенсорной интеграции и детскому массажу, муж и отец 5-х детей.

Уже больше 25 лет я работаю на стыке 3 наук: медицины, педагогики и психологии, из них 18 лет с “особыми детьми”.

Наблюдая за ребенком, я анализирую порядка 40 факторов, вижу этап развития, чувствую потребности ребенка и знаю о его проблемах. Слушаю родителей и верю им. Думаю, делаю выводы, соединяю и объясняю. Перевожу с детского языка на взрослый.

Почему дети не хотят переворачиваться?

Вчера мы говорили о навыках переворотов у детей. Сегодня мы продолжим тему о том, как освоить эти навыки и в чем причины того, что малыш не переворачивается. Не стоит малыша специально начинать тренировать стоять или сидеть ранее пяти-шести месяцев и до того, как он научится переворачиваться. Наилучшим вариантом будет, когда каждый из новых этапов в развитии ребенка будет сменять другой этап очень плавно и в нужных последовательностях. Конечно, иногда дети могут «перескакивать» или же значительно сокращать некоторые из этапов в развитии, однако эти этапы все равно поочередно будут сменять друг дружку.

С чего все начинается?
Совсем еще недавно вашему крохе была недоступна большая часть из движений. Но вот он достиг возраста в три месяца, и он стал постепенно пытаться дотягиваться до игрушек. И теперь крохе уже спокойно не лежится в одном статичном положении, и ребенок хочет поворачиваться на бочок, и пробует переворачиваться со спины на животик. Но у каждого ребенка эти моменты в развитии формируются в индивидуальном порядке. В среднем. По нормам развития дети начинают переворачиваться на бока в возрасте четырех месяцев, и затем эти навыки примерно месяцам к пяти постепенно переходят в навыки переворачивания со спинки на животик. К концу пятого месяца и началу шестого месяца многие из малышей уже могут переворачиваться как в одном направлении, так и в другом – с живота на спину или со спинки на животик.

Если ваш наблюдающий педиатр определяет, что развитие вашего крохи полностью соответствует всем нормам по возрастным показателям, тогда не стоит волноваться, что ваш ребенок не усвоит какие-либо навыки или что-либо пропустит. Постепенно малыш будет осваивать и приобретать все навыки, которые заложены ему природой. Если же в полгода ваш малыш не умеет совсем переворачиваться и даже не продукт этого делать, тогда необходимо срочно проконсультироваться со специалистами – врачом-педиатром или неврологом. Врач дополнительно и очень прицельно будет осматривать ребенка, будет исключать неврологические нарушения, и также параллельно с этим будет советовать целый ряд упражнений, а также массажи и многие другие процедуры, которые быстро и активно помогут малышу в наверстывании упущенного времени. Если малышу нужна ваша помощь и некоторые манипуляции, важно помочь ребенку в подготовке и осуществлении переворотов.

Вот такого рода упражнения могут помочь в укреплении мышц в области спины, живота, шейных мышц и подготовки их к активным и новым движениям. Они полезны детям с возраста трех месяцев. Прежде всего, поочередно нужно сгибать и разгибать ножки малыша по аналогии с упражнением «велосипедик». Важно давать ребенку свои большие пальцы на своих руках для их захвата. Важно разводить его ручки по сторонам, а потом их сводить, собирая их в «куску» на грудке малыша. Часто нужно выкладывать кроху на животик, и это можно начинать делать уже с первого месяца жизни, и начинать нужно с одной минуты, и постепенно увеличиваем время пребывания малыша на животе до десяти минут. Такое упражнение будет способствовать укреплению мышц в области шеи, удерживающих головку в вертикальном положении. Начинать нужно также и гимнастику, которую проводит после предварительных процедур массажа, длительность в их выполнении не превышает 10-15 минут. И когда ребенок начнет уверенно удерживает головку, опирается на ручки, он станет более активным и любопытным, можно начинать первые упражнения по обучению его переворотам.

Почему ребенок не переворачивается?
Иногда родители обращаются к врачу с жалобами на то, что ребенок к достижению ключевого возраста не может выдавать необходимые навыки. Так, в частности, к четырем месяцам он просто не хочет переворачиваться. Почему такое может происходить, каковы причины этого явления? Прежде всего, основной причиной крохи может стать его избыточный вес. Возможно, у вашего крохи его вес превышает норму, и ему достаточно тяжеловато даются все физические упражнения. Не желая самого себя утруждать, он будет предпочитать просто спокойно лежать и отдыхать как можно больше, вместо того, чтобы трудиться и работать над своими навыками и овладевать все новыми и новыми умениями. Это единственная из причин, для устранения которой вам предстоит пересматривать рацион вашего карапуза и его нормы кормления. Особенно часто с подобным явлением приходится сталкиваться тем родителям, детишки которых находятся на искусственном вскармливании.

Другой причиной, по которой ребенок может не переворачиваться к положенному сроку, может стать его недоношенность. Дети, которые были рождены ранее срока, особенно намного раньше, могут намного отставать в своем развитии от своих доношенных сверстников. Это вполне нормально, ведь им уже вне утробы матери приходится осваивать не только новые и положенные навыки, но и наверстывать активно те этапы, которые не были ими вовремя пройдены в период внутриутробного развития. И в этом процессе нет ничего особенно страшного, со временем ваш недоношенный ребенок будет выравниваться в плане своего физического развития и он достаточно быстро догонит в развитии своих сверстников.

Читайте также:  Хронический гастродуоденит: причины развития, симптомы и способы лечения

Еще одна причина, по которой дети могут плохо переворачиваться со спины на живот и обратно, это недостаточно развитая мышечная система. Если у ребеночка нет никаких имеющихся врожденных патологий, тогда его недостаточное мышечное развитие будет являться значительным упущением именно его родителей. На протяжении первых месяцев жизни детей особенно активный упор будет в развитии детей делаться на массажи и методики развивающей гимнастики. Именно эти очень простые и нехитрые, однако выполняемые регулярно упражнения, могут помочь в развитии мышечного корсета и обеспечивают крохе правильное и полноценное физическое развитие. Пренебрегать подобными упражнениями и занятиями ни в коем случае не стоит, иначе на определенный момент у крохи просто не найдется сил на то, чтобы он активно перевернулся.

Могут стать причинами того, что ребенок не переворачивается, различные инфекционные заболевания. Инфекции могут у детей становиться причиной задержки в физическом развитии детей. Они могут существенно провоцировать недостатки кальция и железа внутри организма, которые необходимы детям для нормального их роста и развития. Иногда такое происходит в результате сильных токсикозов матери во время беременности, а также перенесенных ею инфекций ил же сильных стрессов. Опасны даже банальные простуды, переносимые крохой, не говоря уже о более серьезных проблемах со здоровьем крохи.

Также важными в развитии ребенка и освоении ими навыков являются индивидуальные особенности в развитии самого малыша. Некоторые дети изначально, буквально с рождения могут отличаться особым характером и яркой индивидуальностью. К примеру, совершенно не осваивая элементарных навыков переворотов с животика на спину и со спинки на животик, они могут уже стараться сидеть самостоятельно или ползать. Все описанные нами выше причины, которые могут мешать ребенку в освоении переворотов, это еще не повод для того, чтобы успокаиваться и не проводить занятий с ребенком физическими упражнениями, не развивать ребенка. Родители за счет упражнений и занятий должны помогать ему в освоении переворотов, а также последующих навыков.

Как правильно научить ребенка переворачиваться

К 3 месяцам отмечается стремительный скачок в развитии младенца. Он осваивает новые навыки и умения, улучшается двигательная активность, кроха может удерживать голову. В этот период возникает вопрос, как научить ребенка переворачиваться.

Оптимальный для обучения возраст

Развитие каждого ребенка индивидуально, поэтому не нужно сравнивать собственного с другими. Дети учатся переворачиваться в период с 2 до 6 месяцев. О возможности обучения стоит судить по общему физическому развитию малыша.

Как научить ребенка переворачиваться

Массаж спины и конечностей способствует тому, чтобы научить ребенка переворачиваться

Если в 2 месяца кроха уже сам держит головку, то можно поучить его переворачиваться на бок, но понятно, что полноценные перевороты для него еще сложны. Начинать обучение лучше с 3-х месячного возраста. Мышечный аппарат малыша достаточно развит, чтобы перевернуться на животик, поэтому усилия будут минимальными. Но если 3-х месячный младенец еще плохо удерживает головку, а его координация движений полностью не налажена, стоит отложить занятия и обратиться к неврологу.

В возрасте 5-6 месяцев крохе и вовсе под силу более сложные движения, например, сделать переворот на спину. Начав обучение, не нужно торопить младенца. Результат будет, но не сразу.

Как правильно обучать переворотам

Перед началом занятия стоит обеспечить подходящие условия. Малыш должен лежать на твердой горизонтальной поверхности. Лучше, если это будет стол или кровать с жестким матрасом. Младенец должен быть в хорошем настроении. Желательно совмещать занятие с массажем и гимнастикой. Сразу после кормления заниматься нельзя, лучше подождать минимум 30 мин.

Обучение состоит из 3 этапов, которые нужно проходить по очереди. Только так можно достичь результатов.

  1. Переворот на бок. Рядом с малышом положить яркую игрушку, к которой он будет тянуться.
  2. Переворот на живот. Когда ребенок уже лежит на боку, можно передвинуть игрушку вверх за голову. Он потянется к ней и перевернется.
  3. Переворот с живота. Осуществляется с помощью игрушки. Нужно показать ее перед лицом младенца, а затем поднять вверх над головой. Кроха попытается проследить за ней и перевернется на спину.

Повторив упражнения несколько раз, малыш натренируется и сможет переворачиваться самостоятельного, без дополнительного стимула.

Подготовительные упражнения

Перед тем, как приступать к обучению, важно подготовить мышечный аппарат младенца к нагрузкам.

На живот

Если ребенок в 6 месяцев не переворачивается на живот, нужна консультация врача

Следует выполнить несколько простых упражнений:

  • дать в руки младенца свои большие пальцы. Когда малыш крепко за них схватится, развести руки в стороны, а затем свести их над грудной клеткой крохи. После этого попытаться подтянуть младенца к себе, приподняв плечики от поверхности;
  • сделать упражнение «велосипед»;
  • развести ножки в тазобедренном суставе в стороны.

Заключительным этапом будет выкладывание на животик. Трехмесячный младенец может удерживать головку в таком положении до 5 мин.

Как научить ребенка переворачиваться

Можно начать с использования игрушки. Но она выступает только в роли стимула. Младенцу нужно показать, как переворачиваться. Чтобы он смог сам лечь на живот, стоит выполнять следующие упражнения:

  • Положить в стороне от младенца игрушку. Когда кроха потянется к ней, чтобы взять в руки, подтолкнуть его, чтобы он перевернулся.
  • Одну ножку согнуть в коленном суставе, отвести в сторону, чтобы колено касалось поверхности. По инерции малыш приведет вторую конечность к первой, немного приподнимет попу. Затем, взяв младенца за ручки, можно помочь ему осуществить полный переворот.
  • Уложить кроху на бок, выше головы положить игрушку. Затем подставить одну ладонь под стопы, второй поддерживать спинку. Кроха сам попытается перевернуться.
  • Если малыш пытается лечь на живот, то нужно взять его за ручки, а одну ладонь подставить под стопы. При наличии опоры младенцу будет легче осуществить задуманное.
  • Поддерживая кроху за правое плечо, приподнять таз в сторону переворота влево.

Во время всех занятий важно, чтобы малыш был заинтересован и сам желал освоить новый навык. Но если его мышечный аппарат слабо развит, то при всем желании младенцу будет тяжело, нужно его укреплять.

Перевернуться обратно на спину для младенца – еще более сложная задача. К обучению стоит приступать только после освоения переворота на живот. Для развития нового навыка снова потребуется яркая игрушка. Ею нужно поводить перед лицом малыша, а затем переместить в сторону и вверх. Кроха потянется за ней и перевернется.

При резком перевороте нужно следить, чтобы младенец не ударился головой.

В первые разы стоит помочь ребенку. Одну ножку согнуть и отвести за другую. Малыш при этом привстанет на ручки и перевернется. Если у него не будет получаться, нужно немного поддержать за плечико.

Упражнения нужно повторять по несколько раз, обязательно делать перевороты в обе стороны, чтобы мышечный аппарат развивался равномерно.

Видео

РАЗВИТИЕ НОВОРОЖДЕННОГО Поздравляем! В вашем доме появился малыш ️ Ваша жизнь изменится хотите вы того или нет, в первый год жизни человека, самое важное это ЛЮБОВЬ значимого, близкого человека. Наберитесь терпения, скажем сразу, дети растут быстро и если вам кажется, что этот день сурка не закончится никогда, то знайте, оглянутся не успеете и будете водить своего малыша в школу. Итак, новорожденный малыш в основном спит и ест. 🌟Бодрствует 4-8 часов в сутки. Спит 16-20 часов. Просыпаются новорожденные дети в любое время суток, потому что они еще не видят разницы между днем и ночью. 🌟Кормить малыша нужно по требованию. Если вы кормите грудью, прикладывать к груди необходимо как можно чаще, для становления лактации. 🌟Прогулки. Гулять с малышом нужно обязательно! Можно сразу после возвращения домой из роддома. Но учтите, что у новорождённых плохой тепловой обмен и одевать их нужно теплее чем себя. Но не переусердствуйте, перегрев тоже плохо! Самое главное мамины ручки и ее тепло, не бойтесь приучить к рукам. Ведь малыши не так недолго малыши☺️ Насладитесь этими маленькими ручками, этими маленькими ножками, курносым носиком, понюхайте этого крошку, он так сладко пахнет молочком ️ А взгляд, этот взгляд безусловной любви, за который можно простить все бессонные ночи. Сил вам, дорогие мамочки и папочки

Поворачивание ребенка на один бок

Все родители любят наблюдать за своим ребенком. Они контролируют его развитие, следят за приобретением новых навыков, одновременно посматривая на соседских малышей и в таблицы возрастных норм. Причиной для паники могут стать любые несоответствия с нормами и вероятное отставание от ровесников. Страх иметь «отсталого ребенка» приводит к гипердиагностике, хотя довольно часто родительские волнения беспочвенны и базируются только на личных предположениях.

Один из поводов для волнения — это когда малыш, лежа на спинке, переворачивается только на один бок. Чтобы исключить возможные нарушения в развитии и рассеять страхи, мы предлагаем родителям показать ребенка детскому неврологу. В клинике «Эдкарик» в Калининграде можно провести полное обследование малыша и получить квалифицированную помощь.

Когда малыш начинает переворачиваться?

Как правило, ребенок делает свой первый переворот в четырехмесячном возрасте, при этом он переворачивается только на один бок. Несмотря на то, что некоторые детки приобретают этот навык еще в три месяца, а другие малыши начинают переворачиваться чуть позже, незначительное отличие от общепринятых сроков не говорит о патологии развития.

Читайте также:  Хорионкарцинома матки: симптомы, лечение и последствия

Виды переворотов у грудных детей

Со спины на животик. Этот навык достаточно сложный для малышей, и они прилагают значительные усилия, чтобы перевернуться. Выполнить этот трюк активным и непоседливым девочкам удается раньше, чем мальчикам. Мамы могут обратить внимание, что перед тем, как перевернуться, малыш в положении лежа на спинке рассматривает свои ручки и ножки, подтягивает стопы прямо к своему лицу. При этом происходит смещение центра тяжести, и малыш заваливается на бок.

С животика на спинку. Такой переворот получается у ребенка ближе к 5 месяцу, когда он овладевает навыком приподниматься на локтях. Чаще всего это происходит при выкладывании малыша на живот. Поднимая головку выше и выше, он пытается прогнуться в позвоночнике. Из-за смещения центра тяжести ребенок заваливается на бок, однако ему удается сразу же повернуться на спину. Такой «кульбит» происходит очень быстро, малыш даже может испугаться внезапного кувырка, но через некоторое время он успокаивается и с удовольствием пробует повторить поворот.

Каким образом малыш учится переворачиваться?

Чтобы ребенок смог осуществить переворот на бок, его тело должно быть к этому подготовлено. К моменту переворота он должен уметь держать головку, самостоятельно ее поднимать и удерживать вертикально. Но выполнить эти действия, а также ползать, сидеть, вставать, переворачиваться малыш не сможет, если его мышцы не будут достаточно развиты. Родители, которые подолгу держат детей на руках, оказывают им медвежью услугу — лишают своих крошек возможности изучить свое тело, укрепить его и научиться им владеть.

Почему ребенок переворачивается только на один бок?

Дети при рождении и по мере своего взросления осматриваются неврологом. При проведении осмотра специалист оценивает пропорциональность телосложения, симметричность частей тела, состояние мышечного тонуса, форму черепа. У многих новорожденных черепная коробка с одной стороны уплощена. Это объясняется тем, что в последний месяц беременности ребенку становится тесно в матке, но поменять вынужденную позу у него нет возможности. Таким образом, неровность и уплощенность черепа с одной стороны обусловлены тем, что малыш ее отлежал.

Именно эта сторона становится для грудничка любимой. В том же направлении он поворачивает свою головку, потому что при повороте в противоположную сторону малыш чувствует дискомфорт и неприятные ощущения. По мере развития ребенка череп приобретает природную форму в результате роста головного мозга и становится симметричным.

Если малышу 4 месяца, а он все еще не желает осваивать другой бок, педиатры советуют следующее:

  • укладывать его в кроватку головой поочередно в разные стороны;
  • если ребенок спит в одной кровати с матерью, ей необходимо регулярно меняться с ним местами, чтобы он привыкал лежать на другом боку.

Если у малыша диагностирована кривошея, ортопед рекомендует ему ношение специального ортопедического приспособления в виде бублика. Благодаря ему происходит растягивание укороченной шейной мышцы и выравнивание шеи.

Малыш продолжает заваливаться на одну сторону? Родителям не следует пугаться: это лишь доказательство того, что прекращать упражнения еще рано. Следует продолжать и дальше контролировать равное по времени лежание ребенка на обеих сторонах тела.

Однако бывают ситуации, когда, несмотря на усиленные занятия гимнастикой и правильное чередование обеих сторон при лежании, малыш в полгода по-прежнему переворачивается только на один бок. Этому есть свои объяснения:

  • Ребенку лень. Он не считает необходимым поворачиваться в другую сторону.
  • Если с противоположной стороны нет ничего такого, что заинтересовало бы кроху, он будет продолжать лежать в привычной позе.

И все же не стоит забывать о возможной патологической причине такой «неповоротливости» ребенка. Возможно, малыш не может перевернуться в другую сторону из-за повышенного тонуса мышц спины. Для того чтобы вовремя диагностировать неврологические проблемы, надо не игнорировать профилактические осмотры невролога и спешить к нему на прием, если у ребенка появились какие-то болезненные симптомы.

Как помочь грудничку научиться переворачиваться на другой бок?

Задача родителей заключается в укреплении мышечной системы ребенка за счет тренировок. С этой целью применяются:

  • занятие плаванием (плавать можно и в бассейне, и в ванной для взрослых);
  • упражнения на фитболе;
  • утренняя гимнастика;
  • вечерние сеансы массажа;
  • подтягивание за пальцы взрослого или гимнастическую перекладину.

Упражнения на фитболе можно проводить с двухмесячного возраста. Во время занятий малыша укладывают на мяч животом вниз. В таком положении укрепляются мышцы спины и шеи. Благодаря крепкому мышечному скелету ребенок в дальнейшем без проблем научится ползать, садиться, переворачиваться на обе стороны и ходить, не травмируя свой позвоночник.

Польза от плавания объясняется равномерным давлением на все участки тела, которое создает вода. Находясь в ней, ребенок не испытывает нагрузку. Ощущая невесомость, он легко может перевернуться в любую сторону.

Очень важным навыком, необходимым для наращения мышечной массы, является ползание. Раскладывая яркие игрушки перед ребенком, мама может стимулировать его желание двигаться вперед. Укрепление мышц рук и спины помогут малышу в дальнейшем легко проворачиваться на любой бок.

Родителям не стоит переживать, если они силой перевернут ребенка на неудобный бок. Может быть, какой-то период времени он будет сопротивляться, испытывать дискомфорт и страх. Постепенно малыш привыкнет к занятиям и новому положению своего тела.

Неумение переворачиваться — это чаще всего не дефект, и не капризы грудничка. Проведение тренировок способствует не только укреплению мышц, но и гармоничному физическому и интеллектуальному развитию.

Если Вы беспокоитесь о здоровье своего малыша, заметили у него какой-то болезненный симптом — не откладывайте визит к детскому неврологу. Вы можете получить консультацию квалифицированного специалиста в клинике «Эдкарик» в Калининграде.

Почему ребенок в 6 месяцев не переворачивается

Ребенок в 6 месяцев не переворачивается

Задержки в физиологическом развитии ребенка не могут не тревожить родителей. Малейшие отклонения от нормы являются поводом для волнений. Однако, что можно считать нормой? Во всевозможных медицинских учебниках и статьях публикуются среднестатистические показатели. Но в этих же изданиях пишется, что они не являются обязательными. Однако если малыш в 6 месяцев так и не научился переворачиваться самостоятельно, родителям следует насторожиться и в обязательном порядке проконсультироваться со специалистами.

Причин отсутствия данного навыка у ребенка может быть несколько. Но, как правило, все они так или иначе связаны с мышечной слабостью – гипотонией или дистонией.

Гипотония – общая слабость мышц. Дистония – локальная мышечная слабость конкретных групп мышц.

В медицинской практике принято причины отсутствия данного навыка у новорожденных подразделять на 3 группы:

  1. Нарушения внутриутробного развития ребенка.
  2. Проблемы при рождении.
  3. Проблемы, возникшие после рождения малыша.

Почему ребенок не хочет переворачиваться на живот: причины, связанные с нарушениями внутриутробного развития

  • Тяжелый токсикоз во время беременности у матери. Патологическая беременность с выраженным токсикозом приводит к нарушению обмена веществ в организме матери, следовательно, и к нарушению обмена веществ на уровне мышечной системы плода.
  • Неполноценное питание беременной женщины, авитаминоз обуславливают возможность возникновения серьезных нарушений в развитии плода.
  • Всевозможные гинекологические заболевания матери. Например, миома матки приводит к ограничению подвижности плода, что отрицательно сказывается на его мышечном тонусе.
  • Вредные привычки матери. Курение, наркотики, злоупотребление алкоголем негативно сказываются на внутриутробном развитии плода. Как правило, дети рождаются слабыми с целым «букетом» врожденных заболеваний.
  • Любая хроническая или острая патология у беременной женщины. Маловодие, многоводие и многоплодная беременность.
  • Нарушения внутриутробного развития плода может спровоцировать прием лекарственных препаратов – антибиотиков, аспирина, сульфаниламидов и т. д.

Грудничок не переворачивается в 6 месяцев: причины, вызванные проблемами при рождении

  • Недоношенные дети, как правило, развиваются с запозданием. Как показывает практика, недоношенный ребенок осваивает навык переворачивания лишь к 7 месяцам.
  • Дети с низкой оценкой по шкале Апгар рождаются ослабленными, они также развиваются медленнее здоровых детей. (Школа Апгар – медицинская оценка состояния ребенка при рождении).
  • Снижение мышечного тонуса наблюдается у новорожденных, матери которых страдали слабой родовой деятельностью.
  • К мышечным нарушениям у плода могут привести и стремительные роды.
  • Родовые травмы негативно сказываются на физическом развитии новорожденного.

Малыш не переворачивается в 6 месяцев: причины, возникшие после рождения

  1. Любая врожденная патология.
  2. Простудные, инфекционные заболевания, анемия (низкое количество гемоглобина в крови) — провоцируют задержку физического развития ребенка.
  3. Нарушения нервно-психического развития. Если ваш ребенок в 6-7 месяцев не делает попыток перевернуться самостоятельно, не перекладывает игрушки из одной руки в другую, его мышечный тонус снижен – вам следует срочно посетить детского невропатолога. После проведения дополнительного обследования врач сможет определиться с диагнозом и назначит соответствующее лечение. Возможно, вашему ребенку будет необходимо пройти курс лечения лекарственными препаратами. Само понятие «мышечный тонус» у новорожденного ребенка – очень сложное. Диагнозы — дистония, гипотонус, гипертонус по единичному осмотру поставить невозможно. Родителям следует знать, что физиологический гипертонус является нормой для детей трех-четырех месяцев. Гипертонус объясняется тем, что последние месяцы до рождения ребенок был вынужден находиться в стесненных условиях матки. Постепенно мышечный тонус нормализуется. Чаще всего любые изменения тонуса лечатся массажем, гимнастикой и физиотерапией. В любом случае, родителям необходимо будет проконсультироваться с невропатологом.
  4. Лишний вес. Вес ребенка в пять месяцев должен быть в два раза больше, чем при рождении. В росте малыш к этому возрасту добавляет примерно четырнадцать сантиметров. Если ваш ребенок имеет избыточный вес, ему трудно осваивать новые навыки. Он предпочитает не утруждать себя лишними движениями. Чтобы устранить данную причину, мамочкам необходимо пересмотреть не только рацион малыша, но и нормы кормления. Чаще всего с этой проблемой сталкиваются дети, находящиеся на искусственном вскармливании. Не стоит пытаться самостоятельно пересматривать нормы кормления, пусть этим займется врач-педиатр.
  5. Темперамент ребенка. Сангвиники и холерики, как правило, раньше осваивают новые навыки. Они чрезвычайно любопытны, поэтому им интересно изучать незнакомое пространство. Флегматики и меланхолики предпочитают лежа созерцать окружающий их мир. Попросту говоря, они ленятся делать лишние движения.
  6. Мотивация. Если слишком заботливые родители спешат осуществить желание своего ребенка до того, как он успевает его осознать, у него просто пропадает любая потребность что-либо делать самостоятельно. Например, ребенок видит игрушку, но не может, лежа на спине, до нее дотянуться. Мамочка сама берет игрушку и отдает ее малышу. Игрушка в кулачке и у ребенка нет мотивации для освоения нового навыка переворачивания. Позволяйте малышам самим проявлять инициативу.
Читайте также:  Острый бронхит у детей лечение антибиотиками - особенности лечения

Как помочь малышу освоить новый навык – переворачивание со спины на живот и обратно?

Чтобы ваш ребенок научился самостоятельно переворачиваться, необходимо с ним делать специальные упражнения для новорожденных.

Ребенок в 6 месяцев не переворачивается-3

Маленькие дети просто обожают яркие музыкальные игрушки. Эти игрушки могут стать своего рода «приманками» для вашего малыша. Расположите их в зоне видимости ребенка, но так, чтобы ему пришлось перевернуться, доставая их. Удержаться от такого соблазна не смогут даже флегматики!

ГУЗ «Детская специализированная психоневрологическая больница № 2»

Мы находится по адресу:
432029 г. Ульяновск,
ул. Корунковой 21
Режим работы:
Администрация: с 8-00 до 17-00 понедельник-пятница.
Дневной стационар: с 8-00 до 18-00 понедельник-пятница.
Запись на госпитализацию по телефону 61-66-92 понедельник-пятница с 13-00 до 15-00.
Сообщить о заболевании ребёнка можно по телефону 61-68-05.
Дежурный персонал стационара: круглосуточно.

Проезд до больницы:
маршрутным такси № 25, 59, 91 до остановки «магазин Городок», рейсовым автобусом № 20, 40 до остановки «ул. Корунковой».

Присоединяйтесь к нашей группе в Viber:

WhatsApp-приемная ГУЗ ДСПБN2

WhatsApp-приемная (только сообщения) ГУЗ ДСПБ N2:
8 (965) 695-79-98

Ребенок от 0 до 6 мес. (раннее выявление неврологических заболеваний)

К ВРАЧУ НУЖНО ОБРАТИТЬСЯ

Когда ребенок постепенно учится ползать, можно выявить следующие отклонения от нормы:

– если ребенок к концу 1-го месяца в вертикальном положении не может на мгновение удержать головку:

– если к концу 2-го месяца он не может приподнять головку на 5 см от поверхности и удержать ее;

– если к концу 3-го месяца он не может, лежа не животе, удержать головку в течение 1 мин;

– если к концу 4-го месяца он не может, лежа на животе, приподнять туловище, опираясь на предплечья;

– если к концу 5-го месяца ребенок плохо поворачивается самостоятельно с живота на спину;

– если к – концу 6-го месяца, лежа на животе, он не может дотянуться до игрушки;

– если к концу 8-го месяца еще не может ползти назад;

– если к концу 9-го месяца не может повернуться вокруг своей оси и ползти вперед;

– если к концу 11 -го месяца он не может ползать на четвереньках.

УМЕНИЕ СИДЕТЬ

Следует насторожиться, если

– ребенок к концу 2-го мес. совершает несимметричные движения ручками и ножками;

– к концу 3-го мес. ребенок не может удержать головку хотя бы на полминуты в вертикальном положении;

– к концу 4-го мес. у него головка отклоняется назад в тот момент, когда его поднимают из положения лежа на спине;

– к концу 5-го мес. он неуверенно держит головку, особенно в тот момент, когда его приподнимают за ручки и положения лежа на спине;

– к концу 7-го мес. ребенок при поддержке за руку родителей не пытается сесть;

– к концу 9-го мес. при сидении плохо удерживает равновесие или не может повернуться вокруг своей оси;

– к концу 11-го мес. не может сидеть с вытянутыми ногами.

УМЕНИЕ ХОДИТЬ

– к концу 4-го мес. ребенок, когда его поддерживают в вертикальном положении под мышками, не пытается опереться на кончики пальцев ног;

– к концу 6-го мес. в таком же положении не “пританцовывает”;

– к концу 8-го мес. не может короткое время стоять при поддержке за руки;

– к концу 11-го мес. не пытается стоять, удерживаясь за мебель или стенки манежа;

– к концу 11 -го мес. не может передвигаться, держась за опору;

– к году не может сделать несколько шагов, держась за руки взрослого;

– в один год и 1 мес. не может самостоятельно стоять в течение минимум 10 с;

– в один год и 3 мес. не может свободно пройти 20 шагов;

– в один год и 4 мес. не бегает свободно;

– в один год и 8 мес. не может без поддержки пнуть мяч;

– в 2 года и б мес. не может без поддержки спуститься по лестнице;

– в 3 года не может без опоры удержаться на одной ноге.

При формировании осознанных хватательных движений следует насторожиться, если к концу

– 3-го мес. ребенок не тянется полуоткрытой ручкой к красному предмету, который держат перед ним;

– 3-го мес. не разглядывает свои ручки;

– 5-го мес. не может уверенно протянуть ручку к игрушке;

– 6-го мес. не может ухватить кубик;

– 8-го мес. не может удержать между указательным и безымянным пальцами пуговицу

– 9-го мес. не пытается самостоятельно пить из чашки и сдергивать шапочку или платок с головы;

– одного года не может удержать одной рукой 2 маленьких кубика или подать игрушку взрослому;

– одного года 6 мес. не может построить башню из 3 кубиков;

– одного года 8 мес. не может чертить прямые линии;

– 2 года не может отвинтить крышку от банки;

– года 9 мес. не может аккуратно есть суп ложкой;

– 3 года не может налить воду в чашку.

Подозрения в нарушении слуха и зрения могут возникнуть, если к концу

– 1-го мес. ребенок не следит взглядом за небольшими отклонениями луча фонарика вправо-влево;

– 2-го мес. не прислушивается к звону колокольчика и не следит глазами за погремушкой, которую перемещают из стороны в сторону;

– 3-го мес. не ищет глазами, откуда звенит колокольчик;

– 5-го мес. не прекращает плакать, когда слышит музыку или пение матери;

– 6-го мес. уверенно не реагирует на шуршание бумаги, находящейся вне поля его зрения;

– 7-го мес. не может стучать кубиком по столу;

– 8-го мес. не прислушивается к разговору взрослых;

– 9-го мес. не может стучать кубиками друг о друга;

– 10-го мес. не сбрасывает игрушки со стола;

– одного года не проявляет интереса к автомашинам;

– одного года 3 мес. не пытается отыскать игрушку, которую спрятали у него на глазах;

– 2 года не может отличить съедобное от несъедобного;

– 2 года 8 мес, не может выложить кубики в одну линию.

ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

Если к концу

-1-го мес. ребенок никогда не кричит перед кормлением;

-4-го мес. не улыбается, когда с ним заговаривают;

– 5-го мес. не произносит отдельные звуки или слоги (га-га, ба-ба), не пытается, находясь на руках у матери, отыскивать глазами те предметы, которые мать называет (“Где папа?”);

– 7-го мес, не пытается привлечь к себе внимание какими-либо определенными звуками;

– 9-го мес. не может повторить за взрослым восемь различных- звукосочетаний и слогов;

– 10-го мес. не может махать головой в знак отрицания или несогласия или помахать ручкой в знак прошения;

одного года не может произнести ни слова, не прислушивается к музыке, не может выполнить простейшие просьбы (принести мяч);

– одного года 3 мес. не может адекватно употреблять слова “мама” и “папа”;

– одного года 8 мес. не может произнести 6 осмысленных слов;

– одного года 8 мес. не может показать части тела, которые ему называет взрослый;

– 2 года 5 мес. не понимает разницу между словами “большой” и “маленький”;

– 3 года не может показать, какая линия из 3 самая длинная;

– 3 года I мес. не может ответить на вопрос, как его имя и фамилия.

РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В СОЦИАЛЬНОМ ПЛАНЕ

Если ребенок к концу

– 1-ого мес. не прекращает крик, когда мать прикладывает его к груди или прижимает к себе;

– 2-го мес. не смотрит на мать, когда она заговаривает с ним;

– 3-го мес. не улыбается, когда к нему приближается взрослый, заговаривает с ним или улыбается ему;

– 4-го мес. не выражает радость, когда с ним играют;

– 5-го мес. не прекращает плакать, когда с ним заговаривают, не может отличить доброжелательность или недовольство в тоне или мимике;

– 6-го мес. не проситься “па ручки”, протягивая свои ручки к взрослому;

– 7-го мес. не ласкается к матери или близкому человеку;

– 9-го мес. не пугается и не стесняется чужих людей, не пытается прятаться за мебель или не сердиться, когда у него отбирают игрушку;

– 10-го мес. не повторяет или не имитирует такое действие, которое вызывает смех окружающих;

– 11 -го мес. не поддерживает чашку при питье и не может самостоятельно есть сухарь;

– одного года не может самостоятельно есть ложкой и не гримасничает, заметив свое отражение в зеркале;

– одного года 3 мес. не может играть с матерью в мяч, не может самостоятельно удержать стакан и пить из него;

– одного года 7 мес. не играет с плюшевым медведем или куклой;

– одного года 8 мес. не может сам надеть носки, обувь и шапку;

– одного года 9 мес. не может, подражая матери, выполнять некоторые хоз.дела;

– 2 года не может сам вымыть и вытереть руки;

– 2 года 5 мес. еще не может словами попросить еду;

– 2 года 6 мес. не может один есть ложкой;

– 2 года 10 мес. еще не говорит о себе, применяя местоимение “Я”, не может сам одеться, не ходит своевременно в туалет.

Ссылка на основную публикацию