Динамическая гимнастика для новорожденных

Правила – это важно

Итак, выбирать или нет для своих малышей динамическую гимнастику – воля родителей. Но если уж они сделали такой выбор, необходимо организовать процесс таким образом, чтобы ребенок получил от него только положительные эмоции и практическую пользу. Для этого важно исключить риск травм, учитывать возраст и состояние крохи. Если он не в настроении или болен – заниматься не следует.

Что же нужно знать, чтобы все сделать правильно?

  • Учитывайте физическое состояние малыша. Занятие должно проходить либо за 1 час до еды, либо через час после. Кроха при этом должен быть в активном состоянии (не только что проснулся, не собирается спать). Кстати, после полутора месяцев периоды бодрствования начинают увеличиваться, что способствует увеличению арсенала проводимых упражнений.
  • Для достижения эффекта закаливания грудничка раздевают полностью, а температуру в помещении поддерживают в районе 22 градусов. Для этого можно либо открыть форточку, либо проветрить комнату перед гимнастикой.
  • Руки взрослого должны быть мягкими и теплыми. Поэтому их, как минимум, нужно хорошенько растереть.
  • Поверхность, на которой с крохой будут заниматься, должна быть ровной и твердой (это может быть обычный стол), ее необходимо застелить фланелевой пеленкой или махровым полотенцем.
  • Детки до года очень быстро утомляются от любой физической или психологической нагрузки, поэтому не занимайтесь слишком долго: 15 минут в день более чем достаточно.
  • Нагрузку увеличивайте постепенно. Помните, что изначально это стресс для крохи, не сделайте его чрезмерным. Пары простых упражнений для начала хватит. Неправильно будет, к примеру, с первого же дня начинать перекидывать кроху через голову или бедро взрослого. Постепенно доводите количество до 2 упражнений на каждую группу мышц. Амплитуду движений, а также их интенсивность тоже повышать нужно постепенно. Именно поэтому лучше, чтобы занятия все-таки проводили не сами родители, а опытные специалисты.
  • Каждое упражнение повторяют минимум 3 раза. При этом рекомендуется чередовать различные виды нагрузки.
  • Если в процессе занятий у ребенка проявится протест против повышения нагрузки, что может выражаться недовольством, капризами, плачем, напряжением мышц, стоит на время остановиться на достигнутом уровне, не поднимая планку, а иногда бывает полезно даже «откатиться» немного назад. Помните о том, что каждый ребенок развивается индивидуально, осваивает различные упражнения – тоже. Поэтому, строя программу таких занятий, ориентироваться нужно прежде всего на состояние самого грудничка, на его прогресс, а не на какие-либо нормативы. Занятия должны приносить малышу радость, а не лишать сил.

В качестве примера приведем несколько довольно простых.

Особенности динамической гимнастики

Этот способ оздоровления считается корригирующей гимнастикой, ее иногда называют «беби-йогой». Ребенок активно двигает ногами, руками, всем телом. При этом не остается в лежачем положении, он висит, переворачивается, «летает».

Цель динамической гимнастики для новорожденных:

  • помощь в раскрытии природного потенциала тела;
  • изменение сроков, когда малыш начинает ходить, держать спинку;
  • возможность получить представление о своем теле;
  • развитие умения напрягать, расслаблять свое тело, давать ему отдых.

Новорожденный получает представление о движениях вверх-вниз, скорости, ритме. В результате становится более устойчивым физически и психически, учится адаптироваться, формируется его чувство уверенности.

Все это приводит к тому, что с первых дней жизни:

  • укрепляется иммунная система ребенка, он реже болеет;
  • возрастает активность, подвижность, энергичность;
  • формируется координация, развивается реакция;
  • улучшается аппетит;
  • нормализуется сон;
  • укрепляется скелетно-мышечная система, еще на начальной стадии исправляются имеющиеся асимметрия, косолапость, кривошея;
  • стимулируется работа всех органов и систем, активизируется перистальтика кишечника, уменьшается газообразование;
  • усиливается кровообращение, развивается устойчивость к стрессам;
  • активизируется обмен веществ.

Подрастая, ребенок лучше владеет телом, корректно реагирует на падения и травмы. Особенно полезна динамическая гимнастика для детей, появившихся на свет путем кесарева сечения и не получивших при родах опыт преодоления нагрузок, устойчивости к стрессам.

Все это приводит к тому, что с первых дней жизни.

С чего начать занятия динамической гимнастикой?

В книге «Экология младенчества. Первый год» Михаил Трунов и Леонид Китаев советуют тем, кто только начинает заниматься со своим ребенком динамикой, представить полное слияние душ и тел. Стать с малышом одним целым. И с каждой новой тренировкой это взаимопроникновение будет ощущаться все сильнее.

Первое, что должны делать родители – это внимательно присматриваться и прислушиваться ко всем, даже мимолетным реакциям крохи на манипуляции, проделываемые с ним. Чтобы при малейшем выражении неудовольствия или страха с его стороны, остановиться, вернуться к предыдущим этапам динамики – массажу и ласковым касаниям. Успокоить малыша и вселить в него уверенность, что ничего страшного с ним произойти не может. Что же касается практической составляющей подготовки к динамической гимнастике, то она не представляет сложности и доступна каждому.

Пошагайте , попрыгайте , побегайте и поездите на велосипеде маленькими ножками.

Что нужно учитывать?

Принимая решение о начале практики системы Трунова и Китаева, родители должны хорошо взвесить все за и против. Многие педиатры и детские психологи утверждают, что не учитывать возможных опасностей нельзя. Даже если родители обеими руками за динамическую гимнастику, они должны знать все против, дабы минимизировать риски.

В первую очередь, такая гимнастика — бесспорный стресс для новорожденного. Не просто стресс, а сильный стресс. Нигде в природе не принято трясти, подбрасывать и крутить в воздухе детенышей. Посмотрите, как бережно переносит котят кошка, как аккуратно это проделывают другие животные. У человеческих детенышей, с точки зрения природных законов, тоже нет никаких предпосылок с самого рождения начинать летать и переворачиваться в воздухе. А потому стресс неизбежен.

Минимизировать его можно только правильным подходом — знать, когда начинать такие упражнения, как увеличивать нагрузку. Лучше вводить динамические упражнения постепенно, чтобы у малыша был более мягкий переход к нетипичному положению тела.

В основе многих упражнений системы Китаева и Трунова лежит использование врожденных рефлексов малыша. Но такие рефлексы должны исчезнуть к возрасту 3-4 месяцев, это вполне естественно. Если перестараться с динамической гимнастикой, произойдет замедленное угасание младенческих рефлексов, что будет тормозить развитие ребенка.

Травматологи предупреждают, что родителям бывает сложно соизмерять свои силы, а потому после первых опытов динамической гимнастики без участия специалиста, дети нередко попадают в больницу с растяжением, переломами и другими травмами. А психологи предупреждают, что у малыша может сформироваться неправильное восприятие высоты, что в будущем может сделать из него блестящего парашютиста или альпиниста, но также сможет стать причиной получения смертельных травм из-за отсутствия необходимого для выживания естественного чувства страха.

У человеческих детенышей, с точки зрения природных законов, тоже нет никаких предпосылок с самого рождения начинать летать и переворачиваться в воздухе.

Польза для новорожденных и грудничков

Приверженцы данного комплекса упражнений уверены в его огромной пользе для малышей. Среди плюсов динамической гимнастики обычно выделяют ее положительное воздействие не только на физическое развитие, но и на общее психологическое состояние новорожденных детей. Чем же еще она полезна?

  1. Динамическая зарядка помогает грудничку лучше ориентироваться в пространстве.
  2. Она позволяет исправлять мышечный тонус младенца, укрепляет мышцы, разрабатывает суставы рук и ног и развивает гибкость.
  3. С ее помощью происходит эффективное развитие и совершенствование вестибулярного аппарата у новорожденного.
  4. Она укрепляет нервную систему грудничка, его иммунитет.
  5. Также подобный комплекс упражнений считается хорошей возможностью для установления доверительных и доброжелательных отношений с взрослыми и, соответственно, с окружающим миром.
  6. Считается, что динамическая гимнастика компенсирует недостаток родового опыта у детей, рожденных с помощью кесарева сечения.
  7. Родители, применяющие динамические упражнения в работе с грудничками, отмечают, что они имеют хороший аппетит, крепко спят и намного реже капризничают.
  8. Ранние занятия снижают уровень травматизма во всей последующей жизни. Малыши, натренированные с первых дней жизни, вряд ли подвернут ногу или сломают руку, активно занимаясь спортом.

Поэтому интенсивные занятия могут привести к растяжению связок новорожденного, микротравмам тканей суставов, нарушению кровообращения.

Динамическая гимнастика для новорожденных

Движение – это Жизнь, – начиная от движения галактик и планет и кончая движением молекул и атомов. Великий Божественный Дар мы получили, оказавшись в теле, благодаря которому мы можем двигаться, испытывая различные ощущения. Через тело, которое нам дарит ощущения, мы получаем богатейшую информацию о мире, в который родились и в котором нам предстоит прожить целую жизнь. Новорожденному ребенку необходимо для жизни и здоровья не только питание, тепло и сон.

Читайте также:  Фототерапия для новорожденных

Не менее важны для него ощущения, которые он может получить только через тактильный контакт – в виде ласковых прикосновений и через движение – в виде физических нагрузок.С точки зрения биологического возраста наши малыши рождаются недоношенными.По аналогии с другими млекопитающими беременность у человека должна продолжаться около 2-х лет. То есть, после двух лет внутриутробного развития наш новорожденный в течение несколько часов после рождения мог бы встать и пойти за мамой, как олененок за оленихой. Но у нашего человеческого вида детеныш рождается с очень большим мозгом по сравнению с относительно небольшим телом,если сравнивать пропорции мозга с телом у других видов млекопитающих. И рождается он в условиях гравитации, на суше. В течение первого года жизни мозг ребенка значительно увеличивается в размере и продолжает расти очень активно до 3-х лет. С таким мозгом, рождаясь в гравитацию, человек неминуемо получал бы черепно-мозговую травму и погибал.

И природа сделала другой выбор.

Для того чтобы человечество выжило, мы вынашиваем наших детей 10 лунных месяцев во взвешенной среде – околоплодных водах, где малыш активно тренируется – крутится, вертится, брыкается, готовя свою скелетно-мышечную структуру к выживанию в условиях гравитации. Но, родившись, он все равно оказывается почти обездвиженным силой притяжения земли. Он может только махать ручками и ножками и ползти. А мы, взрослые, благодаря нашим «культурным традициям» усугубляем эту ситуацию, еще больше обездвиживая нашего детеныша, пеленая его. И считаем, что новорожденный ребенок должен только есть, спать, писать, какать и иногда плакать.

У наших братьев меньших – млекопитающих – «недоношенные» беременности – тоже не редкость, но по другой причине. Для выживания вида самка вынуждена вынашивать многоплодную беременность. И, например, у волчицы рождаются такие же беспомощные волчата, о которых ей нужно заботиться определенное время. Но вспомните, как щенята борются за место возле теплого маминого живота, чтобы пососать молока. Каждый день много раз они занимаются зарядкой в виде вольной борьбы и взаимного массажа.

Так почему же мы, люди, лишаем своих детей радости движения, телесного контакта? Западные психологи, проведя исследования, заявили, что ребенок согласен на побои, лишь бы его касались и трогали. Такой ребенок выживет. В противном случае повышается опасность «синдрома внезапной смерти». Конечно, не надо думать, что я за физические наказания в воспитании детей. Просто этот пример ярко демонстрирует важность физических нагрузок и необходимость тактильного контакта с ребенком.

Динамическая гимнастика для новорожденных полностью способна удовлетворить потребность малыша к движению, которого лишены в силу культурных традиций «человеческие детеныши» после рождения.

Динамическая гимнастика как диагностический инструмент

Большинство детей даже при естественных мягких родах испытывают колоссальные перегрузки во время прохождения по родовым путям, и вследствие этого в теле ребенка, в различных его зонах, фиксируются зажимы, напряжения, именуемые гиппертонусом. Т.к. он в данном рассматриваемом случае не является следствием черепно-мозговой травмы, то, как правило, на первый взгляд не заметен. Но эти, пока не значительные, зажимы и напряжения сразу же обнаруживаются на первом занятии динамической гимнастикой.

Природа всегда стремится к саморегулиции, к гармонии, и природа нашего тела – не исключение. И эти незначительные напряжения в большей части случаев могут исправиться самостоятельно. В значительной степени это зависит от способов ухода за малышом, а вернее от образа жизни семьи, в которой растет ребенок.

Но иногда этого не происходит и гиппертонус каких-то групп мышц может усугубиться. И поэтому здесь динамическая гимнастика является первым – необходимым и достаточным – профилактическим «лекарством».

Черепно-мозговая травма и динамическая гимнастика

Сильный гиппертонус различных частей тела хорошо заметен и быстро диагностируется. Он, как правило, указывает на черепно-мозговую травму. Атония (с греческого – расслабленность, вялость) мышц, в том числе парез – полная обездвиженность какой либо части тела, также свидетельствует о травме.

Если говорить популярным языком, то черепно-мозговая травма – это микро кровоизлияние в мозг. Зона мозга, в которой произошло кровоизлияние, должна была выполнять определенные задачи. Но так как она травмирована – теперь ее функции невосстановимы.

У взрослого человека мозг уже полностью сформирован, и в случае черепно-мозговой травмы функции травмированной зоны берут на себя, как правило, другие зоны мозга.

Мозг новорожденного малыша можно сравнить с почкой дерева, которой предстоит распуститься. И если травмировать, – скажем, например, – уколоть иглой такую почку, то когда она распустится, мы увидим лист с дырками в самых различных местах. К тому же диаметр этих дырочек будет на много больше, чем был диаметр иглы. И наоборот, если уколоть той же иголкой уже сформировавшийся лист, то большинство наблюдателей даже не заметят этой травмы до самой осени, пока лист не пожелтеет и облетит.

Благодаря этому образу не трудно понять, что для новорожденного более катастрофична черепно-мозговая травма, чем для взрослого. Но защитные функции и реабилитационные возможности новорожденных очень большие. В отличие от взрослого человека, мозг новорожденного продолжает расти до 3 лет, и новые зоны мозга имеют способность «брать на себя» функции других зон мозга. Эти природные возможности можно использовать с пользой для малыша.

Динамическая гимнастика, водные тренировки и релаксационный массаж новорожденного в этом случае становятся незаменимыми инструментами (см. «Релаксационный Рэйки-массаж для женщин и новорожденных детей»).

Как работает динамическая гимнастика

Гиппертонус по своей природе похож на мышечную судорогу. Если со взрослым происходит такая неприятность, он вынужден активно растирать и массировать рефлекторно сократившуюся мышцу. Это приносит дополнительную боль, но, как следствие, мышца расслабляется. И снять напряжение какой-либо мышцы у взрослого человека не так уж сложно. Зачастую он сам с этим справляется.

Совсем другое дело – гиппертонус у новорожденного. Если тело малыша в каких-либо частях тела напряжено, то оно напряжено постоянно. Тело его стремится к росту. И там, где мышцы напряжены, костная структура не сможет расти. А там, где мышцы эластичны – костная структура растет. В процессе роста тело ребенка подвергается деформации. И через пол года или через год после рождения ребенка мама говорит, что «он был, как все; а сейчас нам поставили диагноз – ДЦП».

Популярно выражаясь, «новые» зоны мозга «не знают» о том, какими функциями заведовала травмированная зона. И мы можем «сообщить» им об этом, занимаясь с малышом динамической гимнастикой.

К примеру, систематически разгибая и сгибая «зажатую» ручку ребенка, мы воздействуем на здоровые структуры мозга и посылаем им информацию о том, что пространство, в котором находится ребенок, диктует его телу определенные задачи. Оно сообщает, мозгу, что тело должно быть способным совершать определенные движения, и эти движения для него должны быть естественны, как еда и сон.

Читайте также:  Вакцина против полиомиелита: типы, график прикивок

Динамическая гимнастика построена на принципе кратковременных и частых напряжений и расслаблений различных мышц, связок и сухожилий. Это позволяет атоничным мышцам «включать» способность к сокращению и напряжению, а мышцам, находящимся в постоянном напряжение – гиппертонусе, – «включать» способность к расслаблению. Благодаря таким упражнениям функции скелетно-мышечной системы гармонизируются, и малыш хорошо развивается.

Практика показала, что если с ребенком начинать заниматься динамической гимнастикой, плаванием и массажем с первых дней или, хотя бы с первых недель от рождения, то к году синдром ДЦП полностью нивелируется. Развитие скелетно-мышечной структуры малыша, его динамика движений и активность к этому времени начинают опережать развитие даже тех сверстников, которым повезло родиться без травмы.

Динамическая гимнастика для детей, рожденных без травмы

Не трудно догадаться, что такая гимнастика полезна не только ослабленным и травмированным в родах детям, но и детям, благополучно рожденным.

Важно отметить, что благодаря динамической гимнастике, дети хорошо спят, активно сосут грудь, а в минуты бодрствования с интересом познают мир.

У взрослого населения нашей планеты бытует миф, что новорожденные дети очень много спят, потому что очень слабенькие. Может быть, в первые дни так оно и есть. Но со временем родители начинают замечать, что ребенок очень плохо засыпает, хотя ему давно пора спать. Малыш уже все получил: сытый, сухой, «погулял», начал дремать…, но крепкий сон никак не наступает.

В большинстве случаев ответ простой: «психика устала, а физика бежит». Другими словами, новорожденный человечек, появившись в наш мир взрослых, каждое мгновенье познает окружающее пространство. Он – чистый лист. Для него все ново, все важно. Информационный шквал на всех уровнях восприятия обрушивается на него. Все интересно, все ново. Но необходим перерыв «для усвоения материала», пора «отключать компьютер». А тело? А тело не устало, оно бежит, требует нагрузки. Оно не получило физических впечатлений. Происходит разбалансировка психики с физикой тела.

Родители, освоившие динамическую гимнастику, отмечают, что у их малыша восстанавливается хороший аппетит, крепкий сон и отличное настроение во время бодрствования. Прекращаются «ночные бдения» и укачивания наследника на протяжении всей ночи. Также у ребенка нормализуется «стул» и он перестает мучиться «животиками».

Благодаря такой гимнастике малыш уже с 2-3 недель держит головку. Хорошо «гуляет», ест и спит на животике. В 4 месяца отлично ползает, а в 6-7 месяцев забирается по «шведской» лесенке до потолка квартиры и, держась за различные опоры, прекрасно топает на двух ножках, пытаясь добраться до интересующего его предмета. А когда малыш начинает самостоятельно ходить без поддержки, его движения на порядок лучше скоординированы, тело «умеет» безопасно группироваться при падениях, благодаря чему ребенок избегает возможных травм. Высокая координация движения благодаря тренированному вестибулярному аппарату и быстрой реакции защищает ребенка и в дальнейшем, в кругу сверстников. Он, а вернее его тело, четко отслеживает «неправильные», опасное поведение других детей во время игры и предупреждает их неправильные движения.

Может быть, излишним было бы здесь говорить, что дети, с которыми до года занимались динамической гимнастикой, в большинстве случаев предрасположены к различным видам спорта. Это и так понятно.

Но динамическая гимнастика развивает не только физические возможности. Она косвенно влияет и на интеллектуальное развитие и творческие способности. Механизм здесь прост. Если организм здоров и крепок, развивающемуся мозгу младенца нет нужды тратить энергию на постоянную «реконструкцию» и «доработку» различных функций организма. Сильное здоровое тело хорошо снабжает мозг питанием и энергией, что позволяет мозгу быстрее развиваться и обучаться новому. Поэтому, ребенок с возрастом становится способным к самым различным навыкам и знаниям.

«Побочные эффекты» динамической гимнастики.

В течение более 20 лет опыт показал эффективность динамической гимнастики:

– высокая сопротивляемость организма к различным заболеваниям;

– в случае заболевания, ребенок быстро справляется с ним без применения лекарственных препаратов, используя резервы своего организма;

– хороший аппетит, глубокий спокойный сон;

– высокая потребность в познании мира, и как следствие, быстрое естественное психофизическое развитие.

Но важно предупредить родителей о возможных «побочных эффектах». Чем раньше начинают заниматься с ребенком такой гимнастикой, – а начинать заниматься можно с первых дней жизни, – тем меньше ребенок начинает спать в дневное время.

«Я не хочу спать! Я хочу ЖИТЬ!» – кричал малыш, когда его хотели уложить спать.

Конечно, если родители относятся к воспитанию своего ребенка как к повинности, тогда им этот вариант не подходит: пусть лучше быстрее устает и побольше спит. А если мама в любой момент рада общению со своим малышом – тогда ее этот «побочный эффект» не напугает.

И есть еще один более серьезный «побочный эффект». Если резко прекратить физические нагрузки, – например, мама вынуждена в год выйти на работу, и «главный тренажер» малыша в лице мамы отсутствует почти целый день, – в этом случае ребенок серьезно недобирает физических нагрузок. Мы наблюдали 2 варианта побочного выхода нереализованной энергии:

– ребенок начинает очень много есть и быстро толстеет;

– у ребенка начинают появляться беспричинные нервные срывы, истерики, плохой сон, агрессивность.

Но эти проблемы легко предупредить. Для этого необходимо приобрести спортивный домашний комплекс. И тренированный малыш уже в 6 месяцев будет подползать к нему и осваивать потихоньку те снаряды, до которых он может дотянуться. Малыши в этом возрасте отлично подтягиваются на турничке, кружатся «юлой» на кольцах, как обезьянки висят на лианах. К году они осваивают его полностью и отлично добирают физические нагрузки, которые уже не могут обеспечить им родители.

Малышам очень нравится динамическая гимнастика. Этот вид занятий с ребенком приносит много радости и родителям. А для папы это чуть ли не единственный способ общения с малышом до года: ведь физические нагрузки на фоне веселья – это настоящее мужское занятие в общении с детьми.

Москва, апрель-май 2005 г.

Он, а вернее его тело, четко отслеживает неправильные , опасное поведение других детей во время игры и предупреждает их неправильные движения.

Динамическая гимнастика

Основное отличие этой гимнастики от обычной это большее количество динамики движения , в отличие от традиционных комплексов, где малыш, как правило, лежит, а его руками и ногами двигает взрослый в том или ином направлении.

Ответы на частые вопросы.

Опасно ли делать динамическую гимнастику ребёнку?

Если делает опытный детский массажист, то опасности практически нет. Осторожно надо быть мамам, которые насмотревшись видео о динамической гимнастике, начинают делать всё, что там показывали.

Обязательно ли делать с ребёнком динамическую гимнастику?

Нет не обязательно.

Может у ребенка что нибудь повредиться, сломаться, растянуться, порваться?

Может теоретически. Это может произойти, если делать эти упражнения с детьми, которым противопоказано, или при резких движениях, а также движениях проведенных в неправильном направлении.

Как понять, что массажисту можно доверить проводить такую гимнастику с ребёнком?

Сложный вопрос. Он должен иметь опыт хотя бы лет пять детским массажистом, хорошо знать анатомию и понимать, что и зачем он делает, уметь объяснить это. В общем, чтобы на 100 % понимать, можно ли специалисту доверить такие занятия с ребенком, надо самому быть в этом специалистом. Поэтому советую обращаться к профессионалам с большим опытом.

Читайте также:  Эффективное лекарство от гастрита и изжоги

Специалисты центра детского массажа «Счастливый малыш» проводят массаж и гимнастику для детей на дому в Москве и ближнем Подмосковье. Звоните, мы подберём для вашего ребёнка опытного специалиста!
Тел. 84993941711, 89266057470.

Детский массаж ног и стоп.

1 месяц

В возрасте 1 месяца карапуз еще плохо владеет своим телом. Гимнастика позволяет потренировать мускулы и улучшить координацию. Упражнения:

  1. Младенец на спине. Тренер (мама, папа или специалист) поочередно, а потом одновременно сгибает руки в локтевых суставах. Аналогичные действия выполняются с ножками.
  2. Младенец на спине. Тренер одновременно сгибает и скрещивает его левую ручку и правую ножку, чтобы соприкоснулись локтевой и коленный суставы. Действия повторяются с правой рукой и левой ногой.
  3. Тренер держит грудничка вертикально под мышками, чуть наклонив вперед его корпус. Почувствовав опору под ногами, малыш должен совершить несколько рефлекторных шажков.

В этот же период рекомендуется начинать делать гимнастику на большом мяче – фитболе. На него следует поместить полотенце или пеленку. Малыша нужно уложить животиком, разведя коленки в стороны, и осторожно покачивать вперед/назад. Важно крепко его держать.

Зарядка на фитболе помогает снизить тонус мышц и служит профилактикой колик.

Зарядка на фитболе помогает снизить тонус мышц и служит профилактикой колик.

О пользе гимнастики

Хотя в пользе гимнастики не стоит никого убеждать, относительно грудничков она оказывает особое действие:

  1. Тактильный контакт с мамой благотворно влияет на психическое состояние. Малыш дольше и спокойнее спит.
  2. Малыш познает свое тело и привыкает к нему. У него развиваются необходимые рефлексы, мышцы и суставы, развивается координация движений.
  3. В процессе занятий улучшается обмен веществ, работа надпочечников, ускоряется кровообращение. Зарядка обеспечивает прочную сцепку мышц и костей.

Благодаря гимнастическим упражнениям малыш учится лучше чувствовать свое тело, совершенствуется также и работа нервной системы, отвечающей за передачу импульсов от мозга к мышцам

По словам педиатра Комаровского О.Е., от того, насколько правильно организовано развитие детей с грудничкового возраста, зависит состояние их здоровья в дальнейшем. Гимнастические упражнения должны соответствовать возрасту. В сочетании с массажем активные физические упражнения окажут благотворное влияние не только на физическое, но и на умственное развитие новорожденного.

Самое элементарное и распространенное утреннее упражнение, которое можно применять после выписки из роддома – раннее выкладывание карапуза на животик. Малыш поначалу инстинктивно будет поворачивать голову набок, потому что ему в этом положении легче дышать. Позже он начнет поднимать голову вверх и стараться удерживать ее в течение нескольких секунд.

Упражнение укрепляет мышцы шеи, спинки, плечей, позвоночник. Через несколько недель ребенок держит голову в приподнятом состоянии достаточно долго, затем начинает приподнимать плечи, в дальнейшем – опираться на локти и поднимать корпус.

Самое элементарное и распространенное утреннее упражнение, которое можно применять после выписки из роддома раннее выкладывание карапуза на животик.

Классическая зарядка

Полноценную классическую ЛФК для новорожденных рекомендуется начинать примерно с месячного возраста. На первых порах заниматься с ребенком достаточно 10-15 минут. Совершенно не обязательно делать гимнастику для новорожденных в ежедневном режиме. Но определенная системность должна присутствовать. Только в этом случае к трехмесячному возрасту малыш окажется достаточно натренирован, чтобы внести в комплекс упражнений более сложные новые элементы.

При регулярных занятиях польза будет весьма существенной.

Ключевые правила

Динамическая гимнастика полезна для организма малыша только в том случае, если родители полностью оградят его от травм. Именно поэтому все манипуляции должен производить профессионал своего дела. В процессе необходимо придерживаться ряда простых правил:

  • Тренировку необходимо производить через час после еды. В этот момент малыш должен находиться в состоянии бодрствования.
  • Максимальная длительность занятия составляет двадцать минут.
  • На первом этапе тренировки следует сделать грудничку массаж или слегка погладить все тело.
  • Родители или тренер должны выполнять все манипуляции теплыми и гладкими руками.
  • Для дополнительной безопасности следует покрыть пол матом.
  • Во время массажа нельзя трогать область правого подреберья. Здесь у малыша находится печень.

На первом этапе тренировки следует сделать грудничку массаж или слегка погладить все тело.

Упражнения

Начиная динамику с ребёнком, помните, что правильный комплекс может подобрать только врач после тщательного осмотра малыша. Но существует 5 упражнений, которые при отсутствии противопоказаний подходят всем.

При выполнении упражнений на высоте нужно следит за тем, чтобы малыш не испугался

Но существует 5 упражнений, которые при отсутствии противопоказаний подходят всем.

Противопоказания к проведению физических занятий

Динамическая гимнастика противопоказана малышам в следующих случаях:

  • врожденные пороки сердца;
  • инфекционные или воспалительные процессы;
  • повышенная температура тела;
  • рахит (в период разгара);
  • ущемленные грыжи;
  • заболевания кожи (воспалительные, гнойничковые);
  • повышенное внутричерепное давление;
  • родовые травмы (переломы или ущемления шейных позвонков).

Обычная физическая активность при этих состояниях опасна. Но это не значит, что в период заболевания новорожденный не будет двигаться. Малышам с этими диагнозами требуется особая гимнастика, подходящая под их потребности. Занятия с такими детками родители согласовывают с квалифицированными педиатрами и узкопрофильными специалистами.

Родителям ни в коем случае не разрешается экспериментировать с гимнастическими упражнениями. Все занятия с малышом должны быть согласованы с участковым педиатром. Если мама решит самостоятельно заниматься со своим крохой, то это замечательно. Но лучше всего, если первые занятия проведет специалист. Он научит все делать правильно и покажет необходимый порядок действий.

Они не понимают важность таких действий и логику родительских доводов.

Детская гимнастика: 8 упражнений для младенцев

1 Добро пожаловать

Положите руки по диагонали друг на друга на груди ребенка. Нанесите мягкое давление на ноги. следите за глазами и приветствуйте своего ребенка рифмой или песней. если вы всегда начинаете так, маленький быстро понимает, что гимнастика начинается с этого знака.

2 Качание

Скрестите пальцы и положите руки на грудь. Теперь медленно сдвигайте свой вес — сначала вправо, затем влево. Ребенок движется автоматически. Если ребенок следит за движением глазами, это значит ему нравиться.

3 Почувствуйте

Одна из ваших рук лежит на груди вашего ребенка, а другая осторожно закрывает запястье. Теперь медленно поднесите руку ко рту. Часто маленький сразу же кладет руку в рот. Если нет, погладьте руку ребенка по щеке. После нескольких повторений поменяйте руку.

4 Хлопок

Попросите ребенка схватить ваши пальцы, а затем хлопните руками три или четыре раза перед ребенком. Аккуратно протрите ладони. Затем накройте плечи ребенка и осторожно потяните их.

5 Ноги

Аккуратно почистите детские подошвы. Вы можете повторить это несколько раз. Теперь нажимайте пальцы обеих ног вместе. Лучше всего начинайте с большого пальца.

6 Кататься

Положите указательные пальцы ребенка в свой ладони. Руки ребенка оказывают нежное давление на колени. Держите колени и руки вместе и медленно переворачивайте ребенка. Подождите, пока ребенок поднимет голову. Теперь перейдите в исходное положение и повторите упражнение.

7 Схватка

Обними одну руку и одну лодыжку с другой стороны. Медленно поднимите руку и ногк вместе над серединой тела. Теперь повторите упражнение с другой ногой и другой рукой. Если хорошо получается, вы можете по вешать колечко между пальцами ребенка. Он очень быстро попытается схватить его.

8 Поворот

Положите правую руку на грудную клетку ребенка, левой рукой обняв правое плечо. Прикладывая мягкое давление на грудь и живот, поворачивайте ребенка левой рукой. Подождите, пока ребенок поднимет голову боком, а затем поверните ее вбок. Теперь попробуйте сделать тоже самое на другой стороне.

Если хорошо получается, вы можете по вешать колечко между пальцами ребенка.

Добавить комментарий