Развитие памяти у детеи? дошкольного возраста: особенности

Особенности формирования и развития памяти у детей дошкольного возраста

Важнейшей особенностью любого человека является его память. Учеными доказано, что без памяти невозможно функционирование человека как индивидуума и личности, отсутствие способности к запоминанию это серьезная патология, приводящая к нарушению всей мыслительной деятельности. На каждом отрезке времени жизни есть определенные особенности развития памяти и мыслительной деятельности, у детей до года свой процесс запоминания, у взрослого человека уже совершенно другой. Развитие памяти у детей дошкольного возраста также имеет свои определенные особенности. Считается, что именно в этом возрасте можно заложить способность к запоминанию, что положительно скажется и на дальнейшей учебе и на становлении маленького человека как личности.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПАМЯТИ

Память человека принято классифицировать по видам. В современной психологии наибольшее распространение и применение получило классифицирование по нескольким основаниям.

Особенности психической активности подразделяет память на:

  • Двигательную. Этот вид запоминания выражается запоминанием и последующим воспроизведением различных движений, начиная от самых простых и заканчивая сложнейшими. Именно эта память помогает малышу учиться переворачиваться, сидеть, ходить, а в последующем писать, заниматься определенными видами спорта, водить велосипед и автомобиль.
  • Эмоциональную. При задействовании этого вида запоминания человек сохраняет переживания и все, что с ними связано.
  • Образную память называют еще зрительной. То есть предложенная информация запоминается в виде определенных образов, запахов, то есть при формировании образной памяти участвуют органы чувств. Образное запоминание у некоторых людей имеет определенные особенности, к ним часто относят проявления эйдетизма. При этом человек может описать воспринимаемые им ранее образы в самых мельчайших деталях, такая память часто бывает и у детей дошкольного и школьного возраста.
  • Словесно-логическую. При этом виде запоминания продукты человеческой культуры усваиваются благодаря общению и словам.

Память также подразделяется по длительности ее сохранения, то есть она может быть кратковременной, долговременной или оперативной. Кратковременное запоминание ежедневно присутствует у каждого человека. То есть через несколько минут после посещения магазина человек может, например, описать стоящего впереди в очереди покупателя. Как правило, эта информация постепенно в течение дня стирается.

Самой важной памятью в становлении человека как личности считается долговременная. Именно благодаря этому виду запоминания каждый человек накапливает свой жизненный опыт. Информация при таком виде памяти запоминается надолго совершенно по разным причинам. Помогает в этом как специальное запоминание, так и яркие эмоции, испытываемые человеком в определенный момент жизни. Оперативная память нужна человеку для обеспечения своей деятельности. Нужная информация может, как забываться в связи с ее ненадобностью, так и переходить в долговременную память.

Особенности нашей памяти разделяются и по характеру ее целей. Она может непроизвольной или произвольной. Непроизвольное запоминание наступает, даже если человек не приложит к этому никаких усилий. Произвольная возникает, когда человек специально затрачивает некоторые усилия для запоминания нужной ему информации.

В зависимости от способа запоминания память подразделяется на смысловую и механическую. Многократное повторение без установления смысла между противоположными объектами является механической памятью. Смысловое запоминание основано на установлении некоторой связи между объектами.

ЧЕМ ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ ЗАПОМИНАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Дошкольным возрастом принято считать возрастной период от 4 до 6 лет. В это время большинство детей уже четко говорят, спокойно строят предложения, учатся выражать свои мысли. Все особенности психического развития ребенка в этом возрасте связаны с восприятием и мышлением. То есть ребенок учится воспринимать информацию, и подвергает ее разному анализу. В это время главным видом памяти можно назвать образную. Восприятие информации становится целенаправленным, но при этом ребенок выделяет самые яркие и выразительные признаки предмета, а при этом другие, подчас более важные, остаются без внимания. То есть дошкольник часто удерживает несущественное, второстепенное, а главное быстро забывает.

У дошкольников имеются и определенные особенности двигательной памяти. Ребенок уже владеет достаточно сложными движениями, требующими выполнения последовательного действия. Как пример можно привести танец, где малыш может совершать движения ногами, кружиться и при этом размахивать платочком. Постепенно ребенок учится не только правильно совершать движения, но и контролировать процесс их выполнения другими именно в это же время. То есть в подвижных играх ребенок старается не только сам правильно выполнить нужный набор действий, но и следит, чтобы другие участники игры также действовали по правилам. Это особенность развития памяти позволяет, начиная с дошкольного возраста заниматься играми с элементами эстафеты или аттракциона.

В дошкольном возрасте постепенно достигается автоматизация при выполнении некоторых основных и часто выполняемых действий. Опираясь на образец в своей памяти, малыш может вспомнить и совершить различные действия, основанные на задействовании мелкой моторики. То есть в этот возрастной период ребенок может уже по-своему шить, работать ножницами.

Развитие памяти у детей дошкольного возраста основывается и на активном освоении речевой функции. Словесная память у ребенка начинает развиваться благодаря прослушиванию и последующему воспроизведению стихов, сказок. В этот период важно и общение не только с родителями, но и с детьми-сверстниками. Ребенок уже может воспроизводить когда-то прослушанный текст, также он способен рассказать и то, что происходило с ним. То есть дошкольник учится делиться собственным опытом и знаниями.

У детей-дошкольников преобладает и непроизвольная память. Для того чтобы запомнить какую либо информацию ребенку в это время достаточно ощутить определенные эмоции в этот момент. То есть малыша может привлечь эмоциональная окраска сказки, стиха. Ребенок часто обращает внимание на необычность вещи, на определенную контрастность. Начиная примерно от четырехлетнего возраста память ребенка начинает приобретать и некоторые особенности произвольного запоминания. В этот период ребенка можно уже целенаправленно учить запоминать. Вначале цель запомнить должна формироваться взрослыми. В дальнейшем дошкольник уже сам может запоминать информацию, рассчитывая на то, что она ему пригодится в будущем. Впервые самоконтроль возникает у детей в четырехлетнем возрасте. Дети от пяти и до шести лет уже могут полностью контролировать себя, специально запоминая, а затем и воспроизводя нужный им для осуществления каких-либо целей материал.

Особенности запоминания в дошкольном периоде заключаются и в формировании личных воспоминаний. То есть ребенок запоминает то, что каким либо образом отразилось на его жизни. Это могут быть успехи в разных видах деятельности, яркие эмоции, возникающие при общении со сверстниками или родителями. Малыш уже может долго вспоминать обиду, несправедливость, чувство боли, запоминающееся путешествие или развлечение.

Особую роль при развитии непроизвольной памяти у дошкольника играют постоянные наблюдения. Если внимание малыша целенаправленно заострять на явлении природы, объекте, то можно сформировать и долговременную память.

Развитие памяти произвольной у дошкольников быстрее происходит, если взрослые будут специально побуждать ребенка воспроизводить накопленный опыт. То есть нужно учить малыша определенным играм, пересказам сказок и стихов, сочинению различных историй.

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ЗАПОМИНАНИЮ

Ребенка-дошкольника необходимо специально обучать искусству запоминания. Если малышу в дошкольный период уделять достаточно времени, то будет меньше проблем в начальной школе с усвоением новых знаний. Ребенок уже сам будет контролировать свой мыслительный процесс и будет обучен приемам скорейшего запоминания предложенной информации.

Овладение основными приемами запоминания в дошкольном возрасте зависит от таких условий:

  • Содержания и характера предназначенного для ребенка материала. Дошкольник легче запоминает то, что ему интересно, вызывает какие-либо запоминающиеся эмоции и чувства.
  • Характера процесса обучения. Необходимо правильно организовывать занятия с ребенком, нужно добиваться, чтобы запоминание становилось логической цепочкой.
  • Ребенок должен знать для чего необходимо точное запоминание и последующее припоминание.
  • Чтобы побудить ребенка к мыслительной деятельности и развитию долговременной памяти необходимо проверять результаты усвоения материала.

Нужному развитию произвольной памяти у дошкольников способствуют дидактические игры, во время которых дети должны следовать определенным правилам и соблюдать некоторые особенности порядка действий.

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ПАМЯТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

В дошкольном возрасте выделяют некоторые особенности формирования и развития запоминания. К ним относят:

  • Преобладание у дошкольников образной непроизвольной памяти.
  • Приобретение ребенком интеллектуального характера запоминания. Память неуклонно объединяется с мышлением и речью.
  • Развитие словесно-смысловой памяти расширяет область познания ребенка.
  • Начинает закладываться произвольная память.
  • В дошкольном возрасте формируются особые предпосылки, которые процесс запоминания превращают в определенную умственную деятельность.
  • Память начинает влиять на развитие ребенка как личности.

Достаточный уровень памяти у дошкольника повышает и уверенность ребенка в своих силах.

КАК РАЗВИВАТЬ УМСТВЕННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКА

С ребенком-дошкольником обязательно необходимо заниматься. Правильно составленная программа его обучения позволит подготовить малыша к школе и станет началом его развития как личности. Упускать дошкольный возраст нельзя, малыш в это время как губка способен впитывать информацию и от взрослых требуется только направить активность мозговой деятельности в нужное русло. Разработаны и успешно применяются на практике определенные методики, помогающие развитию запоминания у ребенка и использованию памяти в любых жизненных ситуациях. Естественно, что в детсадах с детьми обязательно занимаются воспитатели по специальным программам. Но не будет лишним направлять активность ребенка и дома в нужное русло. Существуют определенные упражнения, постоянное воплощение которых в жизнь, помогает тренировать разные виды памяти у дошкольников.

УПРАЖНЕНИЯ, ТРЕНИРУЮЩИЕ ДВИГАТЕЛЬНУЮ ПАМЯТЬ

Для выполнения этого упражнения необходимо несколько человек. Ведущим может быть взрослый или один ребенок. Этот человек должен выполнять роль «кукловода», заключается упражнение в выполнении следующих действий:

  • Одному из детей нужно завязать глаза.
  • «Кукловод», придерживая сзади ребенка за плечи, должен провести его по некоторому маршруту.
  • Ведущему необходимо молчать. Сам ребенок должен выбирать свои действия, то есть он может сделать три шага вперед, затем на несколько шагов уйти назад. Также на этом маршруте малыш может подпрыгнуть, постоять на одной ноге, присесть.
  • После завершения маршрута с малыша снимают повязку и предлагают ему повторить всю последовательность совершаемых им во время упражнения действий.

Упражнение нужно начинать с выполнения несложных для ребенка движений. Постепенное расширение задач позволяет усилить и двигательную память дошкольника.

УПРАЖНЕНИЕ, ТРЕНИРУЮЩЕЕ ЗРИТЕЛЬНУЮ ПАМЯТЬ

Выполнять это упражнение несложно и очень интересно. Для этого необходимо предварительно подготовить две карточки с одинаковыми изображениями. На одной картинки у отображенного предмета один из элементов должен отсутствовать. Сначала малышу показывают первоначальный вариант, предлагают его запомнить, а затем показывают другую картинку. Вначале ребенок может долго искать отличия, затем постепенно он учится выявлять даже незначительные изменения в идентичных изображениях.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ АССОЦИАТИВНОГО ВИДА ПАМЯТИ

Взрослый человек должен назвать известный ребенку предмет, а он в свою очередь должен перечислять все те ассоциации, который возникают в момент образного представления этого предмета. Так мяч у ребенка ассоциируется с тем, что он круглый, прыгучий, твердый или мягкий, разноцветный.

Как видите некоторые упражнения на развитие памяти дошкольника совсем несложные, а их периодическое выполнение положительно отражается на умственной и психической деятельности дошкольника. Дети в дошкольном возрасте развиваются очень быстро и если родители не упустят этот момент, то в последующие годы будут бесконечно радоваться успехом своего малыша.

Новое видео:

Новое видео:

Виды памяти у детей дошкольного возраста

Виды памяти у детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст важный этап в жизни каждого ребенка. В этот период происходит развитие памяти. Чем старше ребенок становится, тем больше информации он усваивает. Тренировать память дошкольника можно при помощи простых методик, которые включают различные упражнения и игры.

Основные виды памяти

В психологии под памятью имеют виду ряд способностей, которые фиксируют полученный опыт, удерживают его в активном состоянии, для воспроизведения в будущем. В процессе задействованы механизмы запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания.

Развитие памяти влияет на становления личности ребенка.

Информация поступает к дошкольнику через органы чувств:

  • зрительные — запоминание видимых образов;
  • слуховые — все, что дошкольник воспринял через органы слуха;
  • вкусовые — воспоминания о вкусовых качествах съеденных продуктов;
  • обонятельные — запоминание различных ароматов;
  • тактильные — ощущения, которые были полученные вовремя контакта с предметом.

Важно! Каждый из вышеперечисленных видов необходимо развивать отдельно, путем задействования соответствующих органов чувств.

По продолжительности детскую память разделяют на 2 типа:

  1. Кратковременная. Информация задерживается в мозге на короткий период, через некоторое время исчезает. Может длиться всего 20-30 секунд.
  2. Долговременная. Полученный опыт сохраняются на протяжении длительного срока. Бывает механическим или смысловым.

Память дошкольника может быть, как непроизвольной (информация сохраняется сама по себе), так и произвольной (чтобы что-то запомнить, необходимо приложить усилия).

Какая память преобладает у дошкольном возрасте

Каждый этап развития памяти в дошкольном возрасте, имеет свои особенности:

  • У детей от 0 до года быстро развивается моторная память. Проявляется в виде условных рефлексов. В этот период малыш наблюдает за действиями своих родителей, и пытается повторить их. Запоминание будет эффективным, если обучение сопровождается яркими эмоциями.
  • От года до двух лет развивается Центральная Неравная Система. В этом возрасте преобладает образное запоминание. Малыш узнает лицо мамы и папы, делает первые шаги.
  • В 2-4 года припадает на быстрое развитие механической памяти у детей. Ребенок начинает запоминать слова и логически мыслить.
  • У дошкольников 4-6 лет лидирует непроизвольное запоминание. Они обычно усваивают ту информацию, которая кажется им интересной.

Со временем у малышей укрепляются механизмы запоминания, и улучшается качество мышления. Дети становятся более способными к обучению.

Специфика особенностей запоминания в дошкольном возрасте

Механическая память

У дошкольников хорошо развита механическая память. Они без особого усилия запоминают, а затем воспроизводят то, что увидели или услышали. Главное чтобы информация вызывала интерес. Иногда ее называют «зубрежкой», смысловая часть материала отходит на второй план. Словесный запас быстро усовершенствуется и увеличивается.

Зачем необходимо развивать память дошкольников

Крохе совсем не обязательно все знать и помнить. Но, все же благодаря хорошей памяти, ему будет легче учиться, и жить. Развитие памяти у детей дошкольного возраста улучшает работу таких процессов как: внимание, мышление, воображение. Чем старше ребенок становиться, тем процессы запоминания работают лучше. Все это и за того, что ребенок совершенствует технику усвоения новой информации.

Важно! Тренировать память нужно самого раннего возраста, это даст возможность в будущем применять полученные навыки и умения.

Методики развития разных видов памяти у дошкольников

Память один из главных психических процессов, без которых невозможно развитие интеллекта малыша. Этой теме посвящено много дипломных работ,курсовых, а также рефератов. Специалисты разрабатывают новые приемы и методики, которые улучшают когнитивные способности ребенка.

Тренировать и улучшать зрительную процессы запоминания нужно с раннего возраста. Суть применяемых методик в запоминании и в дальнейшем узнавании изображений животных, птиц, растений, цветов. Для детей постарше могут выбирать карточки с изображением букв и цифр. Тренировать память дошкольника можно при помощи простых методик, которые включают различные упражнения и игры.

Читайте также:  Противозачаточные таблетки для мужчин: действенно или нет?

Упражнение «что здесь не так». На столе лежит от 4 до 7 картинок, ребенку необходимо запомнить, что изображено на ней. Затем кроха оборачивается, воспитатель или родитель убирает одну картинку. Малышу необходимо понять, что изменилось.

Упражнение «что здесь не так»

Развитие слуховой памяти можно начать с изучения, звучания музыкальных инструментов. Хорошо усваивается информация во время прочтения стихов, поговорок. Новые слова со временем войдут в активный словарь ребёнка.

Для тренировки долговременной памяти можно поиграть в «вспомнить все». Пусть малыш припомнит и расскажет о событиях вчерашнего дня. Рассказ должен быть максимально подробным.

Методики развития произвольной памяти у дошкольников

Произвольная память направлена на запоминание определенной информации, ребенок ставит перед собой задачу сначала запомнить, а затем вспомнить.

Важно! Развитие произвольной памяти, одна из предпосылок готовности ребенка к усвоению и обучению в школе.

Развитие произвольной памяти включает такие этапы:

  • выделение цели;
  • внимательно выслушать задание;
  • активное запоминание нужной информации.

Для тренировки можно зачитать дошкольнику десять не связанных по смыслу слов. Затем после прочтения ребенок должен воспроизвести их. Засчитываются только правильные ответы. Данная методика позволяет наблюдать затем, как развиваются умственные способности ребенка за определенный период времени.

Для занятия понадобится пять разноцветных карточек. В течение пятнадцати минут малыш должен запомнить, где и как лежат карточки. После чего они закрываются листом бумаги. Малыш должен самостоятельно разместить, цвета друг за другом. Ответ сверяется с исходником.

Методика заучивания стихов на основе картинно-графических схем

Память дошкольников характеризуется развитием наглядно-образного запоминания.Маленьким детям свойственная фотографичность, что видят то и помнят. Это значит, что наглядный материал воспринимается лучше вербального. Чтобы запомнить стих, ребенку необходимо несколько раз его повторять. Чтобы дети не потеряли интерес к стихотворению, можно использовать картинки по смыслу. После завершения прослушивания, малыш легко воспроизведет то что увидел. Такой метод ускоряет изучение стихотворения.

Картинно-графическая схемы к потешке «Наша Маша» Н.Бурачевской

Успех методики заучивания стихов на основе картинно-графических схем зависит от формирования смысловой связи между строками стиха и картинкой. Изображение помогает малышу, осмыслит и повторить услышанное. Две или четыре строчки сопровождаются определенным рисунком.

Важно! Заучивание стихов при помощи картинок подходит для занятия с детьми с нарушениями речи и задержкой психического развития (ЗПР). Особенностью методики, является усовершенствования долговременного запоминания и развития речи.

Развитие образной памяти у детей

Образная память тесно связана с запоминание и воспроизведением прошлого опыта. Детям трех — шести лет легче запомнить именно образы, они могут быть как единичными, так и множественными.

К методам развития образной памяти относят:

  • самоконтроль;
  • упражнения;
  • игры;
  • наклонности;
  • интересов.

Успех данных методик зависит способность вызывать интерес у малышей. Для игр стоит выбирать объекты сложных форм, ярких цветов, различных оттенков.

Тренировка образной памяти

Эффективнее всего будут групповые занятия. Создать группу можно из членов семьи или привлечь детей со двора.

Существует несколько вариантов тренировок:

  1. «Бросай-лови». Дошкольники делятся напары. Каждому игроку дают мяч. После того как прозвучит слово стоп или цифра, дети бросают другу мяч, цель поймать его.
  2. «Назови слово». Взрослый называет букву, ребенок должен придумать слово на нее. Если малыш не знает или ищет кратчайший путь, может воспользоваться подсказкой других участников.

Полезны также индивидуальные занятия. Собираясь на прогулку, кроха может перечислять одежду, прежде чем надеть ее. Малыш, не видит вещей, должен назвать цвета и наименования.

Важно! Можно продемонстрировать рисунки с различными ситуациями. На одном рисунке изображена реальная ситуация, на второй вымышленная. Дошкольник должен назвать вымышленную ситуацию. Ребенку зачитываются 10 или 12 слов, из которых необходимо составить осмысленный рассказ.

Как облегчить заучивание новой информации

Ребенку без хорошей памяти трудно добиться успехов. Приемы легкого запоминания облегчат заучивания новой информации:

  1. Совместное чтение книг с родителями. Затем идет предсказывания текста, обсуждение героев. Такой прием развивает любознательность и улучшает процесс заучивания в краткие сроки.
  2. Пусть ребенок учит стих по паре строчек, но каждый день, пока не выучит весь.
  3. Яркие презентации облегчают процесс заучивания.
  4. Организация режима сна и отдыха помогает усвоению информации. Это значит, чем больше надо запомнить, тем качественней должен быть сон. Ребенок должен проводить не менее 2-3 часов на свежем воздухе.
  5. Некоторые продукты улучшают память. В рационе ребенка должны присутствовать, яблоки, виноград, авокадо и молочные продукты.

Процесс усвоение новой информации во многом зависит от того, сколько времени родители уделяют своему чаду. Наиболее ранние воспоминания включаются процесс становления личности, именно в этом периоде у дошкольников преобладает внимание и память. Развивающие игры, чтение книг, рисование и пение все это способствуют развития запоминания.

Развитие памяти у дошкольников

Развитие памяти у дошкольников. Невозможно представить психически здорового человека без памяти. Такого просто быть не может. Ведь память – это инструмент, с помощью которого индивид может применять свой опыт, опираться на полученные ранее знания. Важно научить работать память правильно, чтобы она не давала сбоев. Для этого благодатным периодом будет дошкольный возраст, когда идет зарождение и развитие мыслительной деятельности.

Развитие памяти у дошкольников

Особенности развития памяти у ребенка дошкольного возраста

Каждый временной период жизни человека отличается от других, ведь на каждом этапе приходят новые знания. Кроме того, особенности запоминать зависят от физических и мыслительных способностей человека. В дошкольном возрасте память отличная, ребенок буквально схватывает все на ходу. Все, что он узнает, его заинтересовывает, в этом заключается процесс познания. Но то, что показалось неинтересным, останется за бортом.

Память – осмысленное действие. Если ребенок что-то не понимает, он это не запомнит. Непроизвольно как раз запоминаются затронувшие, впечатлившие ребенка вещи. А чтобы запомнить что-то, что на взгляд ребенка, совсем не интересно, нужно потрудиться. Между тем, тот ребенок, который уже учится анализировать, сравнивать, обобщать, владеет другими операциями мыслительной деятельности, лучше запоминает.

Развитие памяти у дошкольников

Для детей очень важны яркие картинки, их взгляд схватывает красочные иллюстрации, мозг заставляет отложить эти образы в памяти. Также памяти в помощь движения. Ребенок не может быть пассивным, поэтому в развитии его памяти помогают подвижные игры, упражнения.

Первый важный этап в период взросления дошкольника проявляется в четырехлетнем возрасте. Если до этого периода сначала были действия, которые рождали запоминание, то в средней группе детского сада ребенок уже может запоминать слова, сказанные ему, выполнять какие-то действия на основе указаний. Он даже может сам планировать какие-то действия на основе запомнившегося материала, и прежде всего опорой для этих запоминаний будут личные наблюдения ребенка.

Развитие памяти у дошкольников

В пятилетнем возрасте дошкольник постигает логическое запоминание, в этом ему помогают взрослые, когда дают какие-то указания, объяснения каким-либо действиям. В этот период важно взаимодействие мыслительных операций.

Виды памяти

Развитие памяти у дошкольников. Существует несколько видов памяти.

  • двигательная,
  • эмоциональная,
  • словесно-логическая,
  • образная.

В свою очередь нужно отметить непроизвольную память, когда образы и предметы запоминаются словно сами по себе, без какого-то усилия, и произвольную, когда идет старательный процесс запоминания. Непроизвольная память характерна для младших дошкольников. Старшие дошкольники уже начинают владеть произвольным запоминанием.

Формы воспроизведения

Развитие памяти у дошкольников

Формы воспроизведения также можно разделить на группы.

  • Самое простое – узнавание. Если человек что-то видел или слышал уже раньше, он непременно это узнает.
  • Вторая форма – воспоминание. Для воспоминания неважно видеть предмет. Важно вспомнить его признаки.
  • Третья форма – припоминание. В данном случае воспоминание может быть затруднительным, для того, чтобы вспомнить, нужно приложить усилия, характер.
  • Четвертая форма – забывание. Невозможно помнить все и всегда. Забывание – тот случай, когда мозг отказывается вспоминать признаки предмета или подменяет один предмет или явление другими, потому что размыто узнавание.

У дошкольников доминирует образная память. Он помнит признаки предмета и явления, если они яркие, цепляющие его воображение. Может помнить незначительные детали, а главное, существенное забыть.

Кроме того, работая с детьми, нужно помнить еще об одной особенности детского мозга: избирательности. Все, что интересно дошкольнику, запоминается без труда. Все, что скучно, неинтересно – тут же забывается, потому что нет фиксирования на его основных признаках.

Развитие памяти у дошкольников

Третья особенность: повторение – мать учения, говорят педагоги вслед за автором исторической фразы. Если ребенок многократно повторяет одни и те же действия, он автоматически запоминает.

Четверная отличительная черта памяти дошкольника – эмоциональное воздействие приводит к запоминанию. То, что тронуло, не может не оставить в памяти след.

Когда накапливается объем информации, при развитии восприятия, ребенок способен владеть связными и системными представлениями. И уже следующим шагом будет осмысленное оперирование полученными знаниями.

Развитие памяти у дошкольников

Нормы развития памяти у дошкольников

Для конкретного возрастного этапа – свои нормы.

  • До года – моторная память, присутствуют рефлексы, запоминание на уровне эмоций.
  • 1-2 года – развитие нервной системы, образное запоминание.
  • 2- 4 года – развитие механической памяти, навыки запоминания и логического мышления, преобладает узнавание, важен интерес для запоминания.
  • 4-5 лет – непроизвольное запоминание, произвольное начинается, превалирует припоминание.
  • 5-7 лет – произвольное. Объем нормального запоминания от 8 предметов из 10.

Как измерить память у ребенка

Развитие памяти у дошкольников. Измерить память ребенка можно с помощью специальных тестов.

Зрительная память

Предлагается ребенку посмотреть на картинки. Для этого отворится полторы минуты. Потом ребенку предлагается на память нарисовать то, что он видел.

Если ребенок правильно нарисовал большинство предметов – память хорошая. Если нет – есть проблемы с памятью.

Другой вариант – ребенку показывают картинки, всего десять. Потом просят назвать предметы, которые он увидел.

Если ребенок назвал правильно более 8 картинок, память хорошая. Если ошибся около пяти раз – средний результат. Если допустил более пяти ошибок, то память плохая.

тест на слуховую память дошкольники

Слуховая память

Воспитатель называет цифры, ребенок должен за ним повторить. Если ребенок называет не менее 5 цифр из ряда правильно, то память хорошая.

Тест на узнавание

Ребенку показывают картинку, на которой изображены некие предметы. Потом ему предлагают на большой картинке найти эти предметы.

Если ребенок сумел найти из 10 предметов не менее восьми, память хорошая. Допустил более пяти ошибок – результат слабый.

Тест на узнавание

Упражнения и игры на развитие памяти

Помня о том, что дошкольнику проще запоминать понятные ему вещи, нужно строить процесс обучения в игре, опираясь на двигательную активность и эмоции, вызванные интересом.

Развитие образной памяти

Развитие образной памяти

Развитие памяти у дошкольников. Способность ребенка к непроизвольному запоминанию предметов можно использовать в игре «Классификация». В данном случае ребенку предлагается несколько картинок с изображениями каких-либо предметов. Ребенку нужно разложить иллюстрации по группам. Например, он должен разложить предметы мебели по «комнатам»: спальня, гостиная, кухня, ванная. Или даны картинки с изображением животных. Ребенок должен домашних животных положить в «дом», диких – в «лес».

Для развития образной памяти поможет игра «Магазин». Ребенок-покупатель «делает» покупки, который должен собрать в корзину те предметы, которые ему велели «купить».

Развитие слуховой памяти

Когда ребенок слышит какую-то информацию, он мысленно обрабатывает ее и уже потом производит действие. А если ребенок не умеет слушать и слышать? Тогда о его будущей успешности в школе можно не говорить. Поэтому у дошкольников очень важно развивать слуховую память. Можно воспользоваться такими упражнениями.

Развитие слуховой памяти

Словесная эстафета

В этой игре ведущий называет слово. Ребенок должен повторить слово, которое сказал ведущий, и сказать свое слово. Потом очередь ведущего. Он называет эти два слова и добавляет третье. Очередь ребенка: он повторяет все слова и добавляет четвертое слово. Желательно, чтобы слова были по конкретной теме: «Лето», «Овощи», «Транспорт», «Посуда» и т.д. Кто ошибся, сбил словесную цепочку, тот и проиграл.

Игра в цвета

В этом упражнении ребенок должен раскрасить картинку. Но перед этим он слушает текстовой отрывок, где речь идет о сюжете на картинке и называются цвета. К примеру, на картинке дом с коричневой крышей, у дома на дереве растут красные яблоки, а на полянке растут синие цветы. Чтобы правильно раскрасить картинку, ребенок должен запомнить текст.

Хлопать в ладоши

Хлопать в ладоши или стучать молоточком, отбивая такт. Ребенок должен повторить звуковую комбинацию.

Развитие зрительной памяти

Развитие памяти у дошкольников. Яркие картинки привлекают внимание детей, но способны ли малыши удержать изображение в памяти? Для развития способностей можно предложить дошкольникам поиграть в такие игры:

«Восстанови узор»

На поверхности выкладывается с помощью раскрашенных деталей узор. Ребенок его запоминает. Потом предлагается ребенку выложить такой же узор по памяти.

«Разведчик»

На столе лежат предметы. Ребенок смотрит на них, запоминает, что и где находится. Потом ребенок отворачивается, а некоторые предметы меняют местами. Ребенок должен назвать предметы, которые были передвинуты.

«Прогулка»

Во время прогулки ребенок видит множество цветов и предметов, он невольно запоминает то, что привлекло его внимание. Взрослый должен помочь акцентировать внимание. После прогулки можно попросить ребенка нарисовать то, что он запомнил.

Развитие двигательной памяти

Для развития двигательной памяти можно поиграть в «марионетку». Ребенок спокойно стоит, а взрослый управляет его руками, ногами, заставляя идти вправо, влево, вперед. Потом ребенка просят повторить движения по памяти.

Также можно воспользоваться игрой «Делай, как я». Воспитатель делает движения, ребенок повторяет за ним.

Развитие произвольной логической памяти

Умение классифицировать приводит к развитию произвольной логической памяти, поэтому важно задавать детям упражнения, где они должны использовать методы классификации, анализа, сравнения и обобщения.

Развитие произвольной логической памяти

Дидактическая игра «Карточки»

Детям предлагают по конкретным признакам отобрать изображения и разложить по стопкам. К примеру, из картинок с птицами и животными нужно в одну группу положить картинки с птицами, в другую – с животными. Темы для игры могут использоваться разные: спорт, мебель, времена года, растения и т.д.

«Близнецы»

Среди разных картинок ребенок должен найти две одинаковые.

Развитие долговременной памяти

Развитие памяти у дошкольников. Для развития долговременной памяти нужно научить ребенка не только узнавать, но и воспроизводить информацию. Долговременная память невозможна без расширения кругозора дошкольника. В этом случае помогают упражнения с текстами, иллюстрациями.

Развитие долговременной памяти

Дошкольникам предлагается несколько картинок, на которых изображены животные, различные предметы. И звучит предложение: запомнить всех животных, к примеру. Или запомнить всю посуду, которая есть на картинках, и потом назвать.

Хорошим вариантом будет сравнивание картинок, отличающихся незначительными деталями.

Методики развития тактильной памяти

Тактильная память – это способность человека помнить ощущения о прикосновениях к тому или иному предмету. Для развития тактильной памяти понадобятся следующие упражнения:

«Отыскать на ощупь»

Ребенку предлагают из множества предметов выбрать один по конкретным тактильным признакам. Например, ребенку говорят, что этот предмет мягкий, пушистый. Или шершавый, колючий.

Читайте также:  Сатурация: особенности показателя насыщения крови кислородом

Отыскать на ощупь: тактильный коврик

«Игра с настроением»

У ребенка есть ассоциации по поводу предметов. Если предмет мягкий, приятный на ощупь, то у этого предмета настроение хорошее. А у какого предмета настроение грустное? Или злое? Ребенок, опираясь на тактильные ощущения, выбирает предметы.

«Сказки с тактильными деталями»

В этом случае ребенок участвует в театральной постановке, где звучит сюжет сказки, а все персонажи и окружающие их предметы можно потрогать и определить, какие они: мягкие, шершавые, твердые, колючие и т.д.

Сказки с тактильными деталями

Нарушения памяти и их причины

Специалисты выделяют два основных вида расстройств:

  • количественные,
  • качественные.

Количественные нарушения – это ослабление памяти, выпадении каких-либо фрагментов. При качественных уже на первое место выходят ложные воспоминания, фантазии, замещающие реальность.

Причинами нарушения памяти у детей могут быть:

  • умственная отсталость, часто врожденная,
  • травма, физическая или психическая,
  • не комфортная для ребенка атмосфера, где страх вытесняет все из головы ребенка,
  • болезненность организма, в том числе авитаминоз.

Что влияет на развитие памяти у ребенка

Развитие памяти у дошкольников. Чтобы память ребенка развивалась, нужно уделить внимание следующим факторам:

питание для улучшения памяти

Питание

Рацион должен быть разнообразным, в питание нужно вводить полезные продукты, витамины. Обязательно должны быть мясные и овощные продукты, рыба, зелень, фрукты.

Здоровый образ жизни

Обязательно должен быть режим дня, в котором нужно отвести время и прогулкам, и полезным занятиям. Спать ребенок должен ложиться в конкретное время, вставать тоже по часам. Пусть ребенок занимается в спортивной секции, посещает развивающий кружок.

Развитие с учетом возрастных особенностей ребенка

Родители должны понимать, что ребенок должен направлять в нужное русло свою энергию. Однако нельзя переутомлять дошкольника, иначе можно добиться синдрома постоянной усталости. Хорошо, если развивающие занятия проходят на базе детского сада. Переутомлять ребенка, записав его сразу в несколько секций и кружков, нельзя.

Упражнения для развития памяти у детей: ВИДЕО

Отзывы

– Моим ребятам очень нравится играть в парные картинки. Ищут похожие детали, а между тем развивается и память, и внимание, идут мыслительные процессы.

– Мне кажется, что ребенку нужно много времени проводить на улице, бегать, играть, а не сидеть дома перед компьютером. Потому что потом такой ребенок не может ничего запоминать, и в итоге проблемы в школе.

– Тактильные упражнения хороши в работе с детьми, имеющими проблемы со зрением, а также психические заболевания. У нас воспитатель еще проводит упражнения для развития вкусовой памяти, а также чтобы дети разбирались в ароматах. Детям интересно.

Развитие памяти в дошкольном возрасте – эта первая ступень к успешности ребенка в школе. Если память слабая, ребенку придется догонять сверстников, его самооценка будет страдать. Поэтому подготовить будущего ученика к новому объему информации нужно заранее, используя отработанные и проверенные методики по развитию памяти.

Особенности памяти у дошкольников, условия ее развития

Дошкольному возрасту принадлежит важная роль в общем развитии памяти человека. Уже при простом наблюдении за дошкольниками обнаруживается бурное развитие их памяти.

«Ребенок относительно легко запоминает большое количество стихотворений, сказок и т.д., – пишет Д. Б. Эльконин. – Запоминание часто происходит без за­метных усилий, а объем запоминаемого увеличивается настоль­ко, что некоторые исследователи считают, будто именно в до­школьном возрасте память достигает кульминационного пункта своего развития и в дальнейшем лишь деградирует» [33, с. 250-251].

Впервые систематическое изучение высших форм памяти у детей провел вы­дающийся отечественный психолог Л. С. Выготский, который в конце 1920-х гг. приступил к исследованию вопроса о развитии высших форм памяти и вместе со своими учениками показал, что высшие формы памяти являются сложной фор­мой психической деятельности, социальной по своему происхождению. В рамках предложенной Выготским теории происхождения высших психических функций были выделены этапы фило- и онтогенетического развития памяти, включая про­извольную и непроизвольную, а также непосредственную и опосредованную па­мять.

П. П. Блонский, изучая процесс формирования памяти и мышления, открыл этапы их генезиса в дошкольном возрасте, показал их взаимосвязь, влияние друг на друга, а также проанализировал появление и развитие внутренней речи и ее связь с мышлением и под­ражанием. Он писал о том, что в дошкольном возрасте память влия­ет на мышление и определяет его ход, поэтому для дошкольника ду­мать и припоминать – сходные процессы [25, с. 207].

В дошкольном возрасте главным видом памяти является образная. Ее развитие и перестройка связаны с изменениями, происходящими в разных сферах психической жизни ребен­ка, и прежде всего в познавательных процессах – восприятии и мышлении. Восприятие, хотя и становится более осознан­ным, целенаправленным, все же сохраняет глобальность. Развитие мышления при­водит к тому, что дети начинают прибегать к простейшим фор­мам обобщения, а это в свою очередь обеспечивает системати­зацию представлений. Закрепляясь в слове, последние приобре­тают «картинность». Совершенствование аналитико-синтетической деятельности влечет за собой преобразование представ­ления.

На протяжении дошкольного возраста, как показала А. А. Люблинская, наблюдается переход:

  • от единичных представлений, полученных в процессе вос­приятия одного конкретного предмета, к оперированию обоб­щенными образами;
  • от «нелогичного», эмоционально нейтрального, часто смутного, расплывчатого образа, в котором нет основных час­тей, а есть только случайные, несущественные детали в непра­вильной их взаимосвязи, к образу, четко дифференцированно­му, логически осмысленному, вызывающему определенное от­ношение к нему ребенка;
  • от нерасчлененного, слитного статического образа к ди­намическому отображению, используемому старшими дошколь­никами в разной деятельности;
  • от оперирования отдельными оторванными друг от друга представлениями к воспроизведению целостных ситуаций, вклю­чающих выразительные, динамические образы, то есть отра­жающие предметы в многообразии связей. [31, с. 161].

В начале дошкольного возраста память носит непроизволь­ный характер. Это значит, что ребенок не ставит еще перед со­бой сознательных целей что-либо запомнить или припомнить и не использует для этого специальных средств. Запоминание и припоминание преимущественно включены в какую-либо другую деятельность и осуществляются внутри ее.

«У младших дошкольников непроизвольное запоминание и непро­извольное воспроизведение — единственная форма работы памяти. Ре­бенок еще не может поставить перед собой цель запомнить или при­помнить что-нибудь и тем более не применяет для этого специаль­ных приемов», — замечает В. С. Мухина [14, с. 206].

Но непроизвольность памяти дошкольника не означает ее механичности. Для па­мяти характерна своеобразная работа над материалом запоми­нания. Эта работа никогда не заключается в простом повторе­нии. За ним всегда стоит переработка материала, связанная с необходимостью воспроизведения. В ней, кроме понимания, можно всегда заметить выделение неко­торых элементов, особенно важных для будущего воспроизведения

У детей дошкольного возраста, как отмечает Д. Б. Эльконин [33, с. 252], можно выделить два основных вида деятельности, внутри которых происходит запоминание словесного материала. Это прежде всего деятельность по активному овладению речью. Как указывалось выше, в дошколь­ном возрасте ребенок особенно активно овладевает формами род­ного языка. В эту деятельность по овладению новыми формами слов и их сочетаний и включается запоминание, на этой же осно­ве часто происходит и воспроизведение. В связи с этим ребенок должен заметить и выделить в словах, стихотворениях их внешнюю, звуковую сторону, которая и становится основой запоминания.

Р. И. Жуковская указывает, что для запоминания до­школьниками стихотворений, потешек и т. д. существенное значе­ние имеют звучность, ритмичность и смежные рифмы. Инте­рес к самому содержанию способствует запоминанию стихо­творений только в тех случаях, когда они совершенны по форме. [Цит. по: 33, с. 252].

Не менее важное значение для развития памяти имеет актив­ное отношение ребенка к слушанию литературных произведений, деятельность по их восприятию. Это выражается во внутреннем сопереживании литературному герою. Формирующееся в дошкольном возрасте сопереживание с ге­роем, позволяющее ребенку понять содержание литературного произведения, является тем вторым видом деятельности, внутри которой происходит запоминание литературных произведений – сказок, стихотворений и т. д.

За­дача специального запоминания с целью последующего воспроиз­ведения еще не стоит перед ребенком; поэтому у него нет еще и специальных приемов по запоминанию и припоминанию. Эффективность этих процессов определяется местом, которое они занимают в структуре другой деятельности, их отноше­нием к ее мотивам и целям. Так, П. И. Зинченко изучал влияние мотивов деятельно­сти на эффективность непроизвольного запоминания. Детям старшего дошкольного возраста предлагались 10 слов; к каждому из них они должны были сами придумать другое слово: в одном случае связанное с заданным в смысловом отношении (например, молоток — гвозди, река — лодка), в другом случае придуманное слово должно было означать какое-либо свойство или действие предмета (например, петух — поет; дом — деревянный). Один раз это нужно было сделать при решении учебной задачи; в дру­гой раз — в условиях соревновательной игры. Перед детьми не ставилась задача запоминания, и лишь после того, как они вы­полнили подбор слов, их спрашивали о тех словах, с которыми они действовали.

Полученные данные показывают, что в старшем дошкольном возрасте игровые мотивы повышают эффективность непроизвольного запоминания (табл. 1). [33, с. 253].

Среднее количество непроизвольно запоминаемых слов при учебном и игровом мотивах (по данным П. И. Зинченко)

Развитие памяти у детей дошкольного возраста

Гост

ГОСТ

В дошкольном возрасте память играет особую роль, поскольку этот момент жизни характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению. Ребенок в этот период активно использует непроизвольную память, в это время начинает развиваться произвольность внимания.

Память

Память – это свойство человеческого сознания, возобновление в сознании тех образов, которые когда-то произвели впечатление. Без участия памяти не может обойтись ни одна психическая функция.

Память являет собой форму психического отражения опыта и лежит в основе личного опыта, обучения и воспитания, приобретения знаний, формирования навыков.

Наиболее благоприятным возрастом для развития памяти является дошкольное детство. Лев Семенович Выготский считал, что память является доминирующей функцией и проходит большой путь в становлении.

Развитие памяти

Для дошкольного возраста характерно интенсивное развитие способности к запоминанию и воспроизведению информации. На протяжении этого периода в памяти ребенка происходят значимые изменения. Развитие памяти определяет непрерывное расширение кругозора, стремление овладеть знаниями, умениями и навыками, усложнение межличностных отношений.

В 2-4 года доминирует механическое запоминание, ребенок начинает осваивать логику, учится запоминать различные сложные слова, а также усваивает основные двигательные навыки.

В 4-6 лет характерной особенностью развития детской памяти является непроизвольный характер запоминания. Оно осуществляется в рамках определенной деятельности и зависит от ее особенностей.

Виды памяти

К таковым относятся:

  1. Двигательная – информация запоминается с последующим воспроизведением различных движений, начиная от простых, заканчивая сложными действиями. При таком виде памяти младенец учится переворачиваться, сидеть, ходить, писать, играть и т.д.
  2. Образная (зрительная) – информация запоминается в виде определенных образов, запахов. При таком развитом виде памяти человек может описывать воспринимаемые ранее образы детально. Часто такая память бывает у детей дошкольного и школьного возраста.
  3. Эмоциональная – при таком виде памяти человек сохраняет переживания, чувства и эмоции.
  4. Словесно-логическая память характерна усвоением человеческой культуры и традиций благодаря общению и словам.

Готовые работы на аналогичную тему

Также память может быть:

  • кратковременной (есть у каждого человека),
  • долговременной (самая важная в становлении человека как личности, каждый человек накапливает свой жизненный опыт);
  • оперативной (нужна для обеспечения деятельности, необходимая информация может как забываться, так и переходить в долговременную память).

Непосредственно по характеру цели память подразделяется на:

  • произвольную (возникает, когда человек затрачивает некоторые усилия для запоминания необходимой информации);
  • непроизвольную (возникает, когда человек не прикладывает усилий для запоминания информации).

Память в зависимости от способа запоминания подразделяется на:

  • смысловую (установление связей между объектами);
  • механическую (многократное повторение без установления смысла между объектами).

Образная память остается ведущей на протяжении всего дошкольного возраста. Дошкольник активно знакомится с окружающим миром, получает объем информации, впечатлений, требующих обобщения. В дошкольном возрасте память опережает мышление, недостатки в восприятии. Единая смысловая основа опыта дошкольника приводит к фрагментарности, разорванности отдельных образов.

На протяжении дошкольного возраста происходят следующие изменения в развитии памяти у детей:

  1. Объем памяти увеличивается;
  2. Представления о предметах и явлениях становятся осмысленными и четкими, носят обобщенный характер;
  3. Связность и системность представлений;
  4. Подвижность образов, их использование в разных видах деятельности;
  5. Управление осмысленными представлениями.

Непроизвольная память

В основном память дошкольника носит непроизвольный характер. Чаще ребенок не ставит перед собой цели что-либо запомнить. Запоминание происходит независимо от сознания, оно осуществляется в деятельности и зависит от характера личности. Дошкольник запоминает то, на что обратил внимание в деятельности, что произвело на него впечатление.

Непроизвольное запоминание предметов и слов зависит от активного действия ребенка по отношению к ним – как он воспринимает их, обдумывает, группирует. При рассматривании картинок, иллюстраций ребенок запоминает хуже, чем при просьбе разложить их по определенным местам, распределить.

Так, у младших школьников единственная форма работы памяти – это непроизвольное запоминание и непроизвольное воспроизведение. Поскольку он еще не может поставить перед собой цель – запомнить или вспомнить что-либо.

Произвольная память

Развитие произвольной памяти начинается с выделения ребенком специальных задач на запоминание и припоминание. Каждый день в игровой или бытовой деятельности ребенок опирается на усвоенные им способы действия с предметами, использует приобретенные знания, умения и навыки.

Произвольная память складывается в возрасте 4-5 лет. Благоприятными условиями ее развития являются условия игры, когда запоминание является эффективным способом успешного выполнения задачи.

В памяти дошкольника важным моментом выступает появление личных воспоминаний. В воспоминаниях отражаются существенные события из жизни ребенка, успехи, межличностные отношения.

Произвольное запоминание бывает:

  • механическим (главное в дошкольном возрасте, при повторении вслух и про себя дети лучше запоминают информацию);
  • логическим (его развитие очень важно при дальнейшем формировании личности ребенка).

Таким образом, память занимает особое место среди познавательных психических процессов. С возрастом память изменяется и поддается тренировке. Успешность развития памяти зависит от степени завершенности действий запоминания, интересов личности, эмоционального настроя, волевых качеств.

Отличительная черта детской памяти – наглядно-образный характер. Дошкольники лучше запоминают предметы и изображения, а из словесного материала – образные и эмоциональные описания. Так, память – это наиболее важный познавательный процесс, способствующий всестороннему развитию личности ребенка.

Получи деньги за свои студенческие работы

Курсовые, рефераты или другие работы

Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 18 10 2021

Екатерина Николаевна Логиновская

Эксперт по предмету «Психология»

Автор24 – это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

Особенности развития и формирования памяти у детей

Дошкольный возраст — время бурного развития высших психических функций. Каждый новый год и месяц приносит качественные изменения, меняются мышление, речь, внимание, эмоционально-волевая сфера. Поэтому развитие памяти у детей дошкольного возраста, наряду с другими функциями, является первоочередной задачей родителей, актуальность которой нельзя переоценить.

Читайте также:  Почему трясутся руки у людей — возможные заболевания и лечение

Дети играют в планшет

Определение памяти и ее сущность

Память — когнитивный процесс, который заключается в фиксации воспринимаемого опыта, удержании его в состоянии активного внимания некоторое время с возможностью воспроизвести позже, включающий процессы запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания информации.

Нейрофизиологическая суть памяти — образование устойчивых нейронных связей (синапсов) в коре больших полушарий головного мозга.

Различают такие виды памяти, как:

  • непроизвольная — впечатления, обычно окрашенные яркими эмоциями, сохраняются сами собой;
  • произвольная — подключается волевой компонент, ассоциации.

Виды памяти

Воспоминания, ассоциирующиеся с разными областями жизни, могут быть запечатлены в нейронах, расположенных поблизости в коре головного мозга: воспоминание о запахе какао находится рядом с картинами пребывания в детском саду, вот почему этот запах вызывает в сознании образы, связанные с этим жизненным периодом. Наоборот: зеленый цвет ассоциируется с елкой, поэтому информация обо всем зеленом находится рядом с воспоминаниями о елках. Пример условный, но именно так работают ассоциации. Считается, что способность к произвольному запоминанию закладывается в дошкольном возрасте, что в дальнейшем сказывается на учебе и формировании личности.

Существует врожденная способность к запоминанию, обусловленная природной пластичностью мозговой ткани («мнема») — механическая, или непосредственная память. Эту характеристику реально усовершенствовать с помощью мнемонических приемов, разных способов усвоения информации. Развитием культурной памяти можно заниматься в течение всей жизни, но лучше других работают приемы, изученные в детском возрасте.

Девочка мечтает

Виды памяти

По продолжительности сохранения информации память подразделяется на два вида:

  • Кратковременная — запоминание на короткий (несколько минут) срок, быстрое забывание. Например, цифр при устном счете, отрывка текста при конспектировании, письме под диктовку, людей в помещении, где находились только что. Такая информация долго не хранится, через некоторое время стирается.
  • Долговременная — откладывание воспоминаний, информации, впечатлений, навыков на длительный срок. Помогает накапливать и объединять жизненный опыт, формирующий личность человека. Бывает механической, либо смысловой (ассоциативной).

По ведущему анализатору память подразделяется на следующие виды:

  • зрительная — запоминание видимых образов;
  • слуховая — запоминание услышанного;
  • тактильная, моторная (двигательная) — запоминание ощущений и движений;
  • эмоциональная — запечатление ярких эмоций;
  • вербально-логическая — усваиваются речевые конструкции, смысловые связи.

Классификация памяти

В процессе участвуют одновременно несколько видов, редко только один из них.

Особенности памяти детей дошкольного возраста

Дошкольным считается период с 4 до 6-7 лет. В этом возрасте дети хорошо говорят, способны к построению сложных предложений, их внимание, мышление активно развиваются, появляется способность к анализу. Мыслительные способности развиваются по мере подготовке ребенка к школе, особенно если родители готовят его целенаправленно, и в первый школьный год, чтобы осилить многократно возросшие умственные нагрузки. Особенности развития памяти в этот период заключаются в быстром формировании волевого компонента, произвольного запоминания.

У младших дошкольников преобладает образная память: они запоминают то, что их наиболее сильно впечатлило. Выделяют несущественные, но яркие признаки предмета, а важные, но не столь заметные, могут оставить без внимания.

Мама играет с сыном

Формирование навыков мелкой моторики способствует развитию двигательной памяти у детей старшего дошкольного возраста. При частом выполнении определенных действий достигается их автоматизация. Будущий первоклассник учится шить, вырезать ножницами сложные детали из бумаги, рисовать, лепить. Развивается крупная моторика: малыш способен выучить игровые, танцевальные движения, успевая наблюдать за другими, координировать свои действия с ними.

С большой продуктивностью происходит в этот период освоение речевой функции. В четыре-пять лет большинство детей умеют читать, слушают рассказы, сказки, воспроизводят услышанный текст своими словами, связно выражают свои мысли, читают наизусть небольшие стихи. Эта способность развивается в общении со взрослыми и сверстниками.

Развитие памяти у дошкольников начинается с непроизвольного запоминания. Если стишок или рассказ эмоционально окрашен, он легко запомнится ребенку. Все необычное, что встречается в жизни, быстро откладывается в голове на долгий срок. С четырехлетнего возраста малыш учится подключать к запоминанию волевой компонент, можно начинать развивать его произвольную память. Возникает самоконтроль, постепенно дошкольник сам учится запоминать информацию, которая пригодится в будущем.

У подрастающего человека формируется личный опыт на основе запоминания событий и связанных с ними переживаний. Этим опытом малыш делится с другими, связно рассказывая о нем: интересное путешествие, поход в зоопарк, обида, болезненные ощущения при посещении врача — все подобные яркие впечатления сохраняются на долгий срок.

Непроизвольная память развивается в результате регулярных наблюдений, например, за живой природой, поэтому желательно акцентировать внимание на таких вещах. Произвольная быстрее формируется, если часто побуждать дошкольника воспроизводить накопленный опыт: учить играть, сочинять и рассказывать истории, запоминать стихи, песни, сказки.

Особенности усвоения материала дошкольниками

Произвольное запоминание у детей до 7 лет зависит от следующих факторов:

  • содержания предложенного материала: насколько он интересен, вызывает ли эмоции, как подается;
  • процесса обучения: должна быть определенная логика, понятная для сознания ребенка и легко откладывающаяся в голове надолго;
  • мотивация: необходимо объяснить, для чего эти знания понадобятся в будущем;
  • контроль долговременного запоминания: нужно проверять степень усвоения материала по прошествии времени.

Развитие детской памяти

Важно помнить, что у дошкольника ведущей формой деятельности, по Л.С.Выготскому, является игровая, поэтому запоминание должно происходить в процессе игры. Не стоит доводить до утомления и потери интереса, это приведет к обратному результату.

Методики для развития зрительной памяти

Ребенку показывают рисунок в течение нескольких секунд и дают задание «побыть фотоаппаратом»: подробно его запомнить. Затем убирают и просят рассказать об увиденном, стараясь вспомнить как можно больше подробностей. Снова показывают рисунок, проверяют, что было воспроизведено правильно, а что забыли. Если малышу сложно выполнить задание, нужно сказать: «Постарайся, пожалуйста, в следующий раз запомнить больше». Разговаривать с ним нужно доброжелательно, не ругать его, если что-то не получается. Эта рекомендация применима ко всем играм и развивающим техникам.

Урок фотоаппарат

Испытуемому показывают две почти одинаковые картинки, где различаются несколько элементов, которые необходимо обнаружить. Первой показывают картинку, где присутствуют все элементы, ее предлагают запомнить, второй — картинку, где некоторые детали отсутствуют. Постепенно ребенок учится точно запоминать рисунок в мельчайших подробностях, находить различия очень быстро.

«Чего не хватает?»

Упражнение, похожее по смыслу на предыдущее, но другое по форме. Показывают набор мелких предметов, лежащих на столе (камешки, украшения, игрушки из киндер-сюрприза и т.д), предлагают посмотреть несколько секунд и запомнить. Затем предметы накрывают платком, ребенка просят закрыть глаза или отвернуться, в это время один предмет убирают. После чего разрешают открыть глаза, снова показывают предметы. Нужно правильно ответить, какой из них отсутствует.

Упражнение чего не хватает

Эта игра для группы детей. Одного из них ведущий просит встать и подойти к нему, а остальных — посмотреть на него в течение нескольких секунд и запомнить хорошенько. Ведущий выводит малыша за дверь и что-нибудь меняет в его внешности, не особенно заметное: надевает или снимает украшение, завязывает бантик, расчесывает волосы на другой пробор, просит расстегнуть пуговицу. После чего ребенок возвращается к остальным детям, которые должны угадать, что изменилось. Можно сделать игру командной, присваивать каждой команде баллы за внимательность.

Игра подходит для занятий с детьми, сидящими рядом, например, в детском саду. Ребятам дают задание — посмотреть на соседа короткое время, отвернуться и по памяти описать его. В свою очередь, сосед делает то же самое. Выигрывает тот, кто назвал больше всего подробностей.

Таблица Шульте

Методика, используемая психологами для определения переключаемости внимания. Ее можно использовать для развития зрительной памяти у детей младшего школьного возраста. Детям показываются таблички с буквами, цифрами или простыми рисунками, предлагается посмотреть на табличку некоторое время, а затем воспроизвести то, что запомнили.

Развитие ассоциативной памяти

«Игра в ассоциации»

Малышу показывают предмет (например, мяч) и предлагают рассказать, какой он: красный, яркий, большой, прыгучий, гладкий, резиновый. Это несложное упражнение, но надежно формирующее ассоциативные связи. Можно повторять его часто, с разными предметами, которые ребенок встречает везде — дома, на улице, в детском саду. Такая игра к тому же развивает наблюдательность.

Игра в ассоциации

Игра с мячом, подходит больше для девочек. При этом берут в руки мяч, отбивают его от пола, повторяя при этом: «Я — знаю — пять — имен — мальчиков: Коля — раз, Петя — два, Ваня — три, Леша — четыре, Игорь — пять…» и так далее. Повторять можно с чем угодно: пять имен девочек, пять названий городов, пять названий рек, пять домашних животных и тому подобное. Игра также развивает способности к обобщению и синтезу.

Ребенку предлагают два или больше предметов, о которых нужно рассказать, что в них общего, а что различается. Это упражнение, кроме основной задачи, развивает способности к сравнительному анализу и синтезу.

Развитие моторной и тактильной памяти

Малыша просят закрыть глаза, затем ведущий, придерживая его сзади за плечи, проводит по некому заранее выбранному маршруту, например: три шага вправо, два влево, шаг назад, два вперед. Открыв глаза, ребенок должен самостоятельно повторить движения. Начинать можно с несложной последовательности, постепенно увеличивать маршрут, усложнять задания.

Упражнение связано как со зрительным запоминанием, так и с мелкой моторикой. Взрослый рисует узор на доске или в тетради, предлагая детям воспроизвести его. Можно начать с простых, постепенно переходить ко все более сложным заданиям (увеличивать количество цветов, сложность самого узора, изменять ритмичность рисунка и т.д)

«Воспроизведение рисунка по памяти»

Это упражнение похоже на предыдущее, но здесь испытуемым сначала предъявляется некий рисунок, состоящий из нескольких частей, предлагается посмотреть на него и запомнить, а затем воспроизвести определенную его часть.

Например, на рисунке изображены три кота — нарисовать второго кота. Два дерева — нарисовать то, что справа, и так далее.

Воспроизведение рисунка по памяти

Ребенок и ведущий берут себе каждый по 6 спичек. Вначале ведущий выкладывает из спичек любой рисунок или узор, потом показывает его на пару секунд, а ребенок должен его повторить. Если играют двое детей, то они могут поменяться ролями. Постепенно количество спичек увеличивается до 12-15.

Для этой игры нужен набор геометрических фигур или других простых предметов и мешочек, в который они будут сложены. Ведущий по очереди называет фигуры, а дети на ощупь находят их в мешочке, выкладывая по порядку перед собой на стол.

Развитие слуховой и вербальной памяти

«Метод десяти слов»

Этот метод используют для проверки развития кратковременной памяти у младших школьников, но он может быть использован и для тренировок с целью увеличения ее объема. Ребенку предлагают запомнить, затем читают в умеренном темпе десять слов, после каждого делая небольшую паузу, потом предлагают вслух воспроизвести их.

Методика 10 слов

Заучивание стихов и песен. Как правило, песни с короткими куплетами и повторяющимся припевом легче запоминаются, особенно песни из любимых мультфильмов, которые поет сказочный персонаж и т. д. Также надо предлагать малышу запоминать свой собственный адрес, имена родственников, знакомых, дни рождения.

Нарушения памяти и их причины

К нарушениям развития памяти приводят: родовые травмы, недоразвитие одного или нескольких отделов мозга, экзогенные факторы — последствия травм, перенесенных в ранний период жизни инфекций, интоксикаций, а также психические заболевания. Возможен целый комплекс неблагоприятных условий: напряженная обстановка в семье, конфликты со сверстниками, общая ослабленность организма из-за частых ОРЗ, гиповитаминоз, педагогическая запущенность.

Нарушения памяти проявляются как гипомнезия — ухудшение процессов запоминания и воспроизведения, либо амнезия — выпадение отдельных моментов из памяти.

Нарушение памяти

Недостаточность развития произвольной памяти у младших школьников выявляет детский психолог или нейропсихолог с помощью специальных тестов, и при необходимости отправляет на обследование к врачу-неврологу. Составляется коррекционная программа, цель которой — улучшение когнитивных функций при помощи развивающих занятий. Затем проводится повторное исследование — проверяют снова тот же показатель для выявления эффективности проведенной работы.

При коррекции нарушенного вида памяти надо опираться на другие ее виды, которые у малыша сохранны:

  • слуховая — больше читать вслух;
  • зрительная — использовать наглядные средства;
  • моторная — записывать или зарисовывать. Также необходимо добиваться понимания смысла запоминаемого, а не механического зазубривания.

Общие рекомендации по развитию памяти

Очень полезно использовать так называемые мнемонические приемы:

Изучаемый материал разделяется на классы или группы. Это позволяет значительно снизить нагрузку — во столько раз, на сколько групп подразделяется материал.

Дают возможность легче запоминать материал, связывая его с уже известным.

Для запоминания материала делается его схематический рисунок, используется моторное, зрительное запоминание, устанавливается логическая цепочка.

Представляют собой некий план для запоминания. В качестве опоры выступают даты, названия, имена, необычные словосочетания, яркие моменты и т. д.

Между частями материала устанавливаются логические, иерархические и другие связи, в итоге он начинает восприниматься как единое целое.

Развитый ребенок

Дополнительные факторы, влияющие на развитие памяти

Безусловно, упражнения необходимы, но не следует забывать и о других условиях, которые косвенно влияют как на развитие памяти, так и на формирование когнитивных функций ребенка в целом:

  • Питание: желательно, чтобы ребенок употреблял в пищу больше таких продуктов, как орехи, семечки и злаки, твердый сыр, фрукты и овощи, зелень, печень и белое мясо, жирные сорта рыбы. Мучное и сладкое лучше употреблять в меру.
  • Свежий воздух. Кислород необходим клеткам мозга для продуктивной работы, поэтому дошкольнику нужно как можно больше гулять на улице.
  • Физическая активность — стимулирует обменные, мыслительные процессы, полезна для здоровья.
  • Сон — его достаточное количество очень важно для восстановления нервных клеток. Нельзя допускать переутомления, так как оно пагубно влияет на формирование когнитивных функций. Желательно приучить ребенка к режиму, чтобы он ложился спать в одно и то же время.
  • Эмоциональная близость и поддержка. Родители должны достаточно времени уделять занятиям с ребенком, чаще общаться с ним, разговаривать и поддерживать. Это необходимо для формирования здоровой самооценки и мотивации, которые важны в развитии не только памяти, но личности в целом.

Важно помнить, что дошкольные годы — самая беззаботная и веселая пора детства, не следует перегружать ребенка развитием, целенаправленными занятиями, пытаясь сделать из него вундеркинда. Достаточно того, что он развивается в своем темпе. В школе будет еще много поводов для усталости и напряжения, поэтому, пока есть возможность, нужно позволить ребенку играть и свободно познавать окружающий мир.

Алена является постоянным экспертом портала PupsFull. Она пишет статьи о психологии, воспитании и обучении и играх для ребенка.

Ссылка на основную публикацию