Упражнения для формирования правильной осанки у детей дошкольного и школьного возраста

ЛФК для коррекции осанки

Цель: коррекция имеющихся дефектов здоровья у детей, повышение адаптации организма к неблагоприятным условиям жизни.

– обучение школьников упражнениям для коррекции осанки;

– повышение физической и умственной работоспособности средствами ЛФК;

– воспитание сознательного отношения к занятиям ЛФК;

– формирование у школьников навыков здорового образа жизни.

Тип занятия: развивающий с элементами гимнастики.

Метод: индивидуальный, групповой, поточный.

Место проведения: спортивный зал.

Оборудование: гимнастические коврики, палки.

Лечебная физическая культура – самостоятельная научная дисциплина, предназначена для лечения и профилактики различных заболевании посредством физической культуры. ЛФК в нашей стране сформировалась на основе разнообразия средств и методов физического воспитания и многовекового опыта практического применения физических упражнений в лечебных целях и является частью советской системы физического воспитания. ЛФК оказывает лечебный эффект только при правильном, регулярном, длительном применении физических упражнений. В этих целях разработаны методики проведения занятий, показания и противопоказания к их применению, учёт эффективности, гигиенические требования к местам занятий.

Физические упражнения не должны усиливать болевых ощущений, так как боль рефлекторно вызывает спазм сосудов, скованность движений. Упражнения, вызывающие боль, следует проводить после предварительного расслабления мышц, в момент выдоха, в оптимальных исходных положениях. Расслабление легче достигается после энергичного мышечного напряжения.

Научно доказано, что физические нагрузки приносили и приносят по сей день огромную пользу нашему здоровью. А когда эти нагрузки дозированы и направлены на стимулирование или разработку определённой группы мышц, полезней вдвойне. Не споит забывать, что весь этот процесс должен проходить под контролем специалистов.

ЛФК решает задачи:

– укрепление мышечного корсета;

– укрепление опорно-связочного аппарата;

– предотвращение прогрессирования заболевания;

– общее укрепление иммунной системы организма и повышение жизненного тонуса.

В формировании правильной осанки играет большую роль равномерность тонуса мышц передней и задней поверхности бёдер, туловища, плечевого пояса, а также тонкое восприятие ощущений от положения тела и отдельных его частей. Последнее достигается с помощью упражнений у вертикальной стены, стоя перед зеркалом, упражнений с удержанием груза на голове и упражнений в равновесии. Упражнения в наружных выгибаниях могут быть применены для укрепления мышц спины у школьников среднего и старшего звена. Чтобы противодействовать поясничному изгибу, следует чередовать сокращение и растягивание мышц, а после напряжённого выгибания несколько раз выполнить глубокий наклон вперёд.

Укрепляя мышцы спины, нельзя забывать о мышцах живота: брюшной пресс имеет большое значение в поддержании правильной осанки. Также ставится задача развития у детей самоконтроля и взаимоконтроля, что требует от них сознательного отношения и мобилизации внимания. Хорошо усваивается навык правильной осанки в играх, большое значение имеют упражнения в равновесии. Целесообразно некоторые упражнения давать индивидуально как домашнее задания (Приложение). При проведении занятий должны быть учтены особенности организма учащихся, его пониженные функциональные возможности, также то, что в группе могут быть ученики с различным диагнозом. Поэтому индивидуальный подход должен быть одним из основных принципов организации занятий.

Приложение

Упражнения для формирования правильной осанки

Упражнения на ощущение правильной осанки

  1. Стоя у стены в основной стойке так, чтобы затылок, лопатки, ягодичные мышцы и пятки касались её. Сделать шаг вперёд, стараясь сохранить то же положение тела, вернуться к стенке. Повторить несколько раз.
  2. Стоя у стены (и. п. то же), присесть и встать, сохраняя то же положение головы, таза, спины.
  3. Стоя у стены (и. п. то же), сделать шаг вперёд, повернуться на 360, выпрямиться, вернуться к стене.
  4. Поочерёдно поднимать согнутые в коленях ноги и, захватив колено руками, прижать его к туловищу.
  5. С мешочком на голове, обойти какие-либо препятствия, перешагнуть через предметы, вернуться обратно к стенке.

Упражнения повторять 8-12 раз.

Упражнения из различных исходных положений с гимнастической палочкой

1. Прямыми руками поднять палку вверх над головой, сгибая руки опустить её на лопатки, поднять палку над головой, вернуться в и.п.

2. Поднять палку вверх, потянуться, встав на носки, опуститься на всю ступню, палку на лопатки.

3. Поднять палку вверх, повороты в стороны.

4. Перенести палку над головой вперёд, затем назад. Руки в локтях не сгибать.

5. Лёжа на животе, палка вертикально впереди, держать руками снизу, перехватывая руками снизу по направлению вверх, прогнуться, также вернуться в и.п.

6. Лёжа на животе, палка вверху, перенести палку на лопатки и вернуться в и.п.

7. Лёжа на спине, палка впереди, сгибая ноги вперёд, продеть их между руками и подвести палку под колени.

8. Лёжа на спине, палка перед грудью, перехватывать от концов середине и обратно, имитируя езду на велосипеде.

9. Сидя, ноги в стороны, палка внизу, поднять палку вверх, потянуться, посмотреть на палку.

10. Стоя, ноги вместе, палка вертикально за спиной, руки согнуты, присесть.

11. Стоя, палка в руках, перенести ногу за палку, подтянув ногу к груди как можно выше, выпрямиться вернуться в и.п. то же с другой ноги.

12. Стоя, боком к палке, лежащей на полу, перепрыгивание через неё с продвижением вперёд.

13. Ходьба по залу, палка за спиной на уровне лопаток.

Упражнения повторять 8-12 раз.

Упражнения лёжа на спине

1. Лёжа на спине, поднимание и опускание рук с напряжением от пола.

2. Лёжа на спине , голова, туловище, ноги представляют прямую линию, руки прижаты к туловищу, поднять голову, плечи, посмотреть на ноги, вернуться в и.п.

3. Лёжа на спине, подтянуть к себе согнутые ноги, вернуться в и.п.

4. Лёжа на спине, ноги согнуты и подтянуты к животу, поочерёдно выпрямлять ноги в коленях, не опуская их на пол.

5. Лёжа на спине, ноги согнуты в коленях, сделать вдох, медленно поднять таз (полумостик), на выдохе вернуться в и.п.

6. Лёжа на спине, руки за голову, ноги согнуты в коленях, слегка расставлены, оторвать плечи от пола, вернуться в и.п.

7. Лёжа на спине, руки вдоль туловища, все мышцы расслаблены, сделать глубокий вдох, руки вверх, потянуться, возврат в и.п.

8. Лёжа на спине, согнуть правую ногу в колене, покачать вправо-влево, расслабить ногу, то же с другой ноги.

9. Лёжа на спине, расслабленная рука падает вдоль туловища, то же с другой руки.

10. Лёжа на спине, подтянуть колено правой ноги как можно выше к правому плечу, то же с другой ноги.

11. Лёжа на спине, достать прямыми ногами пол за головой.

Упражнения повторять 8-12 раз.

Упражнения лежа на животе

1. Лёжа на животе, руки вверху, поочерёдно поднимать правую руку и левую ногу вверх, задержать. То же с другой ноги и руки.

2. Лёжа на животе, руки за спиной сцеплены в замок, поднимать верхнюю часть туловища, руками тянуть себя назад.

3. Лёжа на животе, руки сложены перед собой, голова на руках, поочерёдно поднимать прямые ноги.

4. Лёжа на животе, руки вверху, поднимать одновременно обе руки и ноги, прогнуться, задержаться.

5. Лёжа на животе, руками взяться за голеностопы ног, прогнуться, задержаться.

6. Лёжа на животе, руки вверх, одновременно делать ножницы ногами и руками.

7. Лёжа на животе, руки на уровне груди упираются в пол, поднять верхнюю часть туловища, повернуться вправо и правой рукой дотянуться до левого бедра, задержаться, то же в другую сторону.

8. Лёжа на животе, руки за головой, поднять максимально вверх, верхнюю часть туловища.

9. Лёжа на животе, опора на стопы и предплечья, удержание туловища (планка).

10. Лёжа на живота, опора на одну ногу, вторая вверху и предплечья, удержание туловища (как планка).

11. Лёжа на животе, кисти под подбородком, согнуть поочерёдно ноги , касаясь пятками ягодиц, расслабить и уронить на пол.

Упражнения повторять 8-12 раз.

Упражнения в равновесии и самомассаж

1. Сцепить пальцы в замок сзади на шее, голову слегка наклонить вперёд, затем отвести назад с небольшими покачивающими движениями, преодолевая сопротивление рук.

2. Руки вперёд, кисти касаются друг друга, отвести левую руку в сторону, правую вверх, прогнуться назад, и посмотреть на кисть правой руки. То же с другой руки.

3. Глубокое пружинистое приседание из стойки на носках, ноги врозь.

4. Из стойки на коленях, руки на пояс, встать в основную стойку и опуститься на колени, сохраняя вертикальное положение туловища.

5. Приседание, касаясь руками пяток.

6. Стойка ноги врозь, руки на пояс, поворот кругом в стойку ноги скрестно, сесть колени врозь, с поворотом кругом встать в и.п.

7. Удержание равновесия на опоре (валик, скамейка).

8. Выполнение статических и динамических упражнений в равновесии после (поворотов на 180, 270, 360, наклонов головы, кружения на месте).

9. Ходьба по бревну с различными положениями рук, прямо и боком, с поворотами.

10. Палка за спиной на уровне плеч, опуская и поднимая палку, делаем массаж верхней части спины.

11. Палка за спиной на уровне подмышечных впадин, делаем массаж грудного и поясничного отдела.

12. Палка сзади в опущенных руках, массаж ягодиц.

13. Палка сзади за спиной, вертикально, хват за концы, массаж всей спины.

14. Палка на полу, катание стопами, вперёд-назад.

Повторение упражнения в зависимости от усталости.

При проведении занятий необходим индивидуальный подход с учётом особенностей болезни. При решении частных задач большое внимание уделяется тренировке прямой и косых мышц живота, длинных мышц спины, пояснично-подвздошной мышце, ягодичных и др. мышц при одновременной стабилизации позвоночника. Изменяя положение туловища, можно устранить его деформацию. Кроме этого, важное значение имеет массаж. Специальные корректирующие упражнения должны проводиться на фоне общеукрепляющих мероприятий, улучшающих функциональное состояние сердечно-сосудистой системы, дыхательной, нервно-мышечной и др. систем.

Прогнозируемые результаты: возможность исправления отклонений в опорно-двигательном аппарате и переводе учащихся впоследствии в основную группу здоровья на основании результатов очередного медосмотра. Будьте всегда здоровы!

Упражнения на формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста

Осанка – это привычная поза (вертикальная поза, вертикальное положение тела человека) в покое и при движении. «Привычное положение тела» — это то положение тела, которое регулируется бессознательно.

До семи лет осанка у ребенка находится в процессе формирования. В этот период он активно растет, осваивает двигательные навыки, привыкает к определенным позам. Родителям важно не просмотреть возможные отклонения в формировании осанки и вовремя вмешаться для их коррекции.

Нарушения осанки возникают у детей при хронических заболеваниях, как проявление их общей функциональной слабости, ослабления мышечно-связочного аппарата. Такие дети неловки, неуклюжи, физически неразвиты.Этот дефект отрицательно сказывается на внешнем виде: сутулая спина и плечи, опущенная голова, асимметрия плеч, деформация грудной клетки.

Хорошая осанка благоприятствует кровообращению и дыханию, создает ощущение бодрости, уверенности в себе. Формируется осанка под влиянием строения и развития костной, связочно-суставной и нервно-мышечной системы, а также внешней среды – питания, одежды, мебели. Следует особо внимательно наблюдать в дошкольном возрасте за развитием грудной клетки. Воспитание правильной осанки надо рассматривать как важное условие общего укрепления и оздоровления организма.

Сутулость, наклон головы вперед, выпяченный живот чаще всего возникает в результате неправильной позы ребенка, а также слабости тех мышц, которые удерживают тело в нужном положении. Со слабостью мышц надо бороться в первую очередь общими мерами, укрепляющими организм. Это ежедневная утренняя гимнастика, подвижные игры, развлечения (катание на санках, кегли, мячи, скакалки).

Ниже мы предлагаем вашему вниманию упражнения и подвижные игры, которые вы можете с легкостью выполнять дома вместе со своим ребенком

УПРАЖНЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ

Прежде чем начать выполнение тех или иных упражнений по лечебной физкультуре, необходимо провести разминку.

Ходьба на носках, руки подняты над головой в замок.

Руки перед грудью, ходьба в полуприседе.

Ходьба на пятках, руки сзади в замок.

Исходное положение (далее – и. п.) – стоя, руки на поясе. Развести локти, сведя лопатки – вдох; вернуться в и. п. – выдох.

И. п. – стоя, ноги врозь, руки к плечам. Наклониться корпусом вперед с прямой спиной – выдох; вернуться в и. п. – вдох.

ПРИМЕРНЫЙ КОМПЛЕКС СПЕЦИАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ

ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ МЫШЦ СПИНЫ И ПРЕССА ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ

Упражнения с гимнастическими палками

И. п. – ноги на ширине плеч, палка в опущенных руках. На счет 1-2 – поднять палку вверх, опустить за голову; на счет 3-4 – вернуться в и. п.

И. п. – ноги на ширине плеч, палка за головой. На счет 1-3 – повороты вправо (влево); на счет 2-4 – вернуться в и. п.

И. п. – ноги на ширине плеч, палка зажата в локтях. На счет 1 – наклон вперёд с прямой спиной; на счет 2 – вернуться в и. п.

И. п. – стоя, ноги на ширине плеч, палка на лопатках. Наклониться вперед, вытянув руки вверх (вынести палку); вернуться в и. п.

И. п. – стоя, ноги на ширине плеч, палка на лопатках. На счет 1-3 – повороты в стороны; на счет 3-4 – вернуться в и. п.

И. п. – стоя, палка в опущенных руках. Присесть, вытянув руки вперед; вернуться в и. п. Спина прямая.

И. п. – основная стойка (голова прямо, плечи развёрнуты, живот подтянут, ноги выпрямлены, палка на голове. На счет 1 – присесть; на счет 2 – вернуться в и. п.

Палка на полу, прыжки через палку.

Комплекс упражнений выполняется не раньше, чем через час после еды или за 30-60 мин до нее. Темп медленный, начать следует с 5 повторений, довести до 10, весь комплекс занимает 30-40 минут.

Упражнения с мешочком на голове

Принять правильную осанку в положении стоя, положив мешочек с песком на голову. Присесть, стараясь не уронить мешочек встать в исходное положение.

Читайте также:  Циклоптик: глазные капли – инструкция по применению, цена, отзывы для детей, как правильно капать

Ходьба с мешочком на голове с сохранением правильной осанки по полу, земле, песку, мостику, брёвнам, с разным положением рук (на поясе, в стороны).

Ходьба с мешочком на голове с перешагиванием через препятствия – веревочку, пеньки. Остановки с проверкой правильной осанки.

Принять правильную осанку с мешочком на голове, в руках мяч, подбросить мяч вверх, поймать, сохраняя правильную осанку.

Ходьба с мешочком на голове с одновременным выполнением разных движений: ходьба в полуприседе по мостику, с высоким подниманием колен с разным положением рук; стоя на пеньке, присесть сохраняя правильную осанку.

Подлезание под дуги в приседе с мешочком на голове сохраняя правильную осанку.

ПРИМЕРНЫЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ИСПРАВЛЕНИЯ ОСАНКИ И ПРОФИЛАКТИКИ ЕЁ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ

Упражнения выполняются в «основной стойке»: голова прямо, плечи развёрнуты, живот подтянут, ноги выпрямлены. Взрослый показывает правильное положение в основной стойке, исправляет осанку у ребенка.

Упражнения в ходьбе по кругу

(можно выполнять на пособиях: на мостике, пеньках, на песке)

«Журавлик» Ходьба с высоким подниманием бедра (руки на поясе) – 20-25 шагов. Следить за правильным положением тела: спину держать прямо, локти отводить назад, носок согнутой ноги оттягивать.

«Вырастаем большими» Ходьба на носках (руки вверх, «в замке») – 20-25 шагов. Следить за тем, чтобы колени и лопатки были выпрямлены, шаги мелкими. Выше подниматься на носках, тянуться вверх.

«Мишка косолапый» Ходьба на наружном крае стопы. Говорить на каждый шаг (руки на поясе): «Мишка косолапый по лесу идёт, шишки собирает, песенки поёт. Шишка отскочила прямо Мишке в лоб. Мишка рассердился и ногою – топ!» Следить за тем, чтобы ребенок держал спину прямо, не наклонял голову. Ноги ставить точно на наружный край стопы, слегка приводя носки внутрь, пальцы должны быть подвижны. Локти отводить назад. При выполнении упражнения рекомендуется, чтобы ребенок сам произносил стихи.

Ходьба с ускорением и переходом в бег

Ходьба с последующим замедлением. Следить за тем, чтобы ребенок бежал легко на носках, поднимая выше колени. Руки согнуты в локтях. При ходьбе следить за правильностью осанки.

Дыхательное упражнение. Отводя плечи назад, вдох – на 2 шага, выдох – на 4 шага. Вдох глубокий через нос. Выдох – через губы, сложенные трубочкой.

Упражнения в положении «стоя»

«Воробушек». Круги назад 6-8 раз согнутыми в локтях руками. Отводя локти назад, сближать лопатки.

«Лягушонок». И. п. – ноги на ширине плеч, руки перед грудью. Привести кисти к плечам (ладони вперёд, пальцы врозь) и, говоря «квак», вернуться в И. п. (4-6 раз). В положении «кисти к плечам» локти должны быть прижаты к бокам.

«Большие круги». Круги назад выпрямленными в стороны руками (кисти сжаты в кулаки) – 6-8 раз. Следить за тем, чтобы ребенок не опускал руки ниже уровня плеч.

«Мельница». Поочерёдное приведение рук за затылок и спину (6-8 раз). Плечи развёрнуты, локти отведены назад, голова прямо.

«Резинка». Разгибая в локтях согнутые перед грудью руки – вдох. Вернуться в И. п., произнеся звук «ш-ш-ш» – выдох. При отведении рук в стороны сближать лопатки, не отпускать руки ниже уровня плеч.

«Вместе ножки – покажи ладошки». Поднимаясь на носки, отвести плечи назад и повернуть ладони вперёд. Вернуться в И. п., расслабляя мышцы рук (4-6 раз). Держать спину ровно и не выпячивать живот.

«Потягивание». Подняться на носки, левая рука вверх, правая назад. Удерживаться 1-2-3 сек. Вернуться в И. п., расслабив руки (4-6 раз). Плечи развёрнуты, колени выпрямлены, живот подтянут.

Упражнения у стены

Встать к стене, касаясь ее затылком, лопатками, ягодицами, пятками и локтями. Сохраняя принятое положение, сделать шаг вперед, затем назад, вернуться в исходное положение.

Встать к стене, принять правильное положение. Отойти от стены, походить, стараясь сохранить правильное положение всех частей тела; подойти к стене, прижаться к ней и проверить правильность осанки.

Стоя у стены, принять правильное положение. Отойти от стены, наклониться с расслабленными руками (предложить ребенку «пополоскать белье», выпрямиться и постараться снова встать правильно.

Встать к стене, принять правильное положение, поднять руки в стороны — вверх, опустить в исходное положение.

Встать к стене, принять правильное положение. Поочередно поднимать ноги вперед, не сгибая в колене, не отрывая таза, плеч, головы от стены.

Игровые упражнения на укрепление осанки

«Река, берег, парус». Ребенок проверяет свою осанку (спина прямая, голова чуть поднята, руки опущены вниз). На слово «Река!» – делает шаг назад, на слово «берег!»-шаг вперёд, «Парус!»-поднимает руки вверх. При выполнении движений обращается внимание на сохранение правильной осанки.

«Волшебные ёлочки». Ребенок встает у стены (касаясь ее затылком, лопатками, ягодицами и пятками, изображая волшебную елочку, которая по сигналу «Ночь!» бегает, красиво и легко кружится по комнате, а по сигналу «Лесник!» – бежит к стене, принимая первоначальную позу. «Лесник» осматривает елочку, неровную забирает с собой.

Та же игра, но по сигналу «Лесник!» елочка останавливается там, где их застал сигнал.

Массаж спины «Суп». Взрослый кладет ладони на спину ребёнка и приговаривает:

Чики-чики-чики-ща! Похлопывает ладонями.

Вот капуста для борща.

Покрашу картошки, Постукивает рёбрами ладоней.

Пол головки лучку Поколачивает кулачками.

Да зубок чесночку.

Чики-чок, чики-чок- Поглаживает ладонями.

И готов борщичок.

«Я позвоночник берегу». Взрослый показывает,ребенок повторяет:

Я позвоночник берегу

(Наклоняют корпус вправо-влево, ладони скользят вдоль тела от подмышек до колен,

И сам себе я помогу.

Всё выполню я по порядку

(Ставя руки на пояс, поднимают и опускают плечи):

Сначала сделаю зарядку,

Нагнусь (Наклоняются вперёд,

Прогнусь (Слегка прогибаются назад).

И выпрямляюсь (Встают прямо).

И вправо, влево наклонюсь (Наклоняют корпус вправо и влево).

С друзьями поиграю в мяч (Бегут на месте).

Он весело помчится вскачь (Прыгают на обеих ногах).

И за столом я посижу

(Делают полуприсед, сложив руки «полочкой» перед грудью,

И телевизор погляжу

(Встают прямо, руки в стороны).

Но буду помнить я всегда

(Кладут правую руку за правое плечо, левую руку заводят за спину и стараются сцепить пальцы рук за спиной):

Должна прямою быть спина! (Меняют положение рук).

Массаж спины «Свинки». Взрослый кладет ладони на спину ребёнка и приговаривает:

Как на пишущей машинке

Две хорошенькие свинки

Регулярное выполнение вышеуказанных упражнений поможет укрепить спину Вашего ребёнка, улучшить осанку и сформировать здоровые привычки!

ПОМНИТЕ, ВОВРЕМЯ ПРЕДОТВРАТИТЬ – ЛУЧШЕ, ЧЕМ ЛЕЧИТЬ!

Формирование правильной осанки детей дошкольного возраста Проблема сохранения и укрепления здоровья детей является актуальной во все времена. При этом одним из комплексных показателей здоровья ребенка.

Консультация «Формирование правильной осанки у детей» Осанка, или привычная поза, приобретается, вырабатывается в течение всего периода роста. Таким образом, осанка-это приобретенное человеком.

Фотоотчет «Формирование правильной речи у детей с ФФН через организацию деятельности по сенсорно-моторному развитию»

Фотоотчет «Формирование правильной речи у детей с ФФН через организацию деятельности по сенсорно-моторному развитию» Речь – одна из линий развития ребёнка. При помощи речи ребёнок может выразить свои желания, мысли, требования. Но этот чудесный дар природы.

Игры и упражнения с мячом для детей старшего дошкольного возраста

Игры и упражнения с мячом для детей старшего дошкольного возраста Цель:Развивать потребность к двигательной активности через игры и упражнения с мячом. Упражнений и игр с мячом большое разнообразие:мяч.

Из опыта работы по формированию правильной осанки у детей в дошкольном образовательном учреждении У ребенка в дошкольный период формируются основы психического и физического здоровья, проявляются определенные черты характера, приобретаются.

Мастер-класс для родителей «Упражнения для укрепления осанки и профилактики плоскостопия»

Мастер-класс для родителей «Упражнения для укрепления осанки и профилактики плоскостопия» Консультация и мастер-класс для родителей на тему: «Упражнения для укрепления осанки и профилактики плоскостопия». В последние годы в дошкольные.

Подборка игр, направленных на воспитание навыка правильной осанки Подборка игр, направленных на воспитание навыка правильной осанки Невозможно представить себе детство без игр. Даже самых маленьких, находящихся.

Проект «Формирование правильной речи у детей через организацию деятельности по сенсорно-моторному развитию и воспитанию» Формирование правильной речи у детей с Ф Ф Н через организацию деятельности по сенсорно моторному развитию и воспитанию» Введение: Речь.

Сценарий логопедического праздника для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в город Правильной Речи» Логопедический праздник ПУТЕШЕСТВИЕ В ГОРОД ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ Автор сценария: учитель-логопед Сумина Ирина Николаевна Действующие лица:.

Упражнения и игры для профилактики и коррекции нарушения осанки Упражнения и игры для профилактики и коррекции нарушения осанки Нарушение осанки – частый спутник многих хронических заболеваний, проявляющихся.

Комплекс упражнений для исправления осанки у детей

Неправильная осанка – не просто неэстетичный недостаток. Искривление позвоночника неизбежно приводит к сбоям в работе внутренних органов, головным болям, нарушению координации движений, ухудшению сна и пр. Не все родители связывают плохое настроение ребенка, капризы, частые заболевания и отставание в учебе с этой проблемой.

Упражнения для правильной осанки у детей – обязательный пункт программы здоровья

Врачи-педиатры и ортопеды предупреждают: детям необходимо обеспечить все условия для правильного формирования позвоночника.

Позаботиться об этом следует с самого раннего возраста малыша. Для профилактики искривления позвоночника и исправления уже имеющейся проблемы существует зарядка для осанки для детей . Наряду с ее выполнением в домашних условиях следует позаботиться о правильном положении ребенка за столом во время еды, игр и т.д.

Обратите внимание! Существует универсальная детская гимнастика для осанки. Это общая лечебная физкультура, разработанная специалистами по лечебной и оздоровительной физкультуре. Она необходима для предотвращения искривления позвоночника и профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата. Упражнения, которые вырабатывают правильную осанку для детей можно успешно делать в домашних условиях. Они полезны всем детям и служат, простым, доступным надежным средством профилактики. В ходе занятий задействуются разные группы мышц – шеи, спины, нижних и верхних конечностей.

Упражнения для коррекции осанки у детей. Когда необходима помощь врача?

При серьезных нарушениях осанки показана специальная лечебная физкультура (ЛФК). Упражнения для выпрямления осанки для детей это особый комплекс, который назначает только врач по медицинским показаниям после внешнего осмотра маленького пациента. При подборе упражнений специалистом учитываются индивидуальные особенности организма ребенка, степень и характер искривления позвоночника и многие другие нюансы.

Причины нарушения осанки

Врачи выделяют основные факторы, которые могут привести к искривлению позвоночника.

  1. Малоактивный образ жизни и физические нагрузки. Мышцы ослабевают из-за длительного сидения за столом, игрой с гаджетом и пр. Дети любого возраста должны много двигаться, бегать, бывать на свежем воздухе не меньше двух часов в день и в любую погоду, играть в подвижные игры. В идеале ребенок должен посещать спортивную секцию и регулярно заниматься под руководством тренера.
  2. Перегрузки. Дозирование физических нагрузок и профилактика травм – обязательное условие здоровья детей. Чрезмерные нагрузки не менее опасны для детей, чем малоподвижный образ жизни. При несоблюдении возрастных норм, касающихся продолжительности занятий и их высокой интенсивности (например, при подготовке к спортивным соревнованиям) значительно возрастают риски травм позвоночника и мышц спины, шеи и плечевого пояса. Ношение тяжелого и не эргономичного заплечного рюкзака тоже приводит к нарушению осанки.
  3. Вредные привычки. При чтении или игре на смартфоне лежа, рисовании в неподходящем положении и пр. занятиях позвоночник постепенно деформируется. Необходимо приучать ребенка сидеть за столом правильно.
  4. Врожденные патологии костной ткани. Врачи выделяют особую группу деток с ослабленными мышцами спины и наследственными заболеваниями костной ткани. У таких детей существует высокая вероятность развития ортопедических болезней. Для них наблюдение у врача-ортопеда обязательно. Специалист рекомендует профилактический или лечебный комплекс упражнений для укрепления осанки для детей , входящих в группу риска.
  5. Неправильное питание. Несбалансированное ежедневное меню становится еще одним фактором, провоцирующим искривление спины. Питание должно включать минералы, витамины, белки, жиры и углеводы в точно обозначенных медиками суточных нормах. В случае дефицита полезных элементов, необходимых для роста и развития костной и мышечной ткани, увеличиваются риски формирования сколиоза. Особенно это касается детей дошкольного возраста.
  6. Плохая организация рабочего места. Эргономика – один из самых важных пунктов программы для здоровой осанки. При плохой организации рабочего места для игр, приема пищи и домашних заданий искривление позвоночника неизбежно даже в случае выполнения всех других предписаний врачей. Если ребенок много гуляет, правильно питается и даже выполняет упражнения для детей для осанки, но сидит за «неправильным» стулом, все усилия родителей сводятся на нет.

«Растущий» стул – лучшая профилактика сколиоза у детей любого возраста

С того момента, как малыш начинает сам садиться, он должен иметь «правильный» стул. Для такого изделия предусматриваются возможности регулировки по высоте спинки стула, его сидению и подножки.

Все параметры адаптированного для детей изделия соответствуют:

  • росту;
  • возрасту;
  • анатомическим особенностям ребенка;
  • требованиям безопасности, предъявляемым к детской мебели.

Обычные стулья из масс-маркета и взрослые модели детям всех возрастных групп не подходят. Подобные изделия не имеют положенных регулировок, не обеспечивают правильную осанку, не тренируют мышцы спины, не приучают ребенка сидеть правильно с ранних лет и не могут корректироваться по мере роста ребенка. Кроме того, такие модели изготавливаются из опасных для здоровья дешевых материалов.

Поэтому оптимальным решением для родителей станет покупка сертифицированного «растущего» стула от солидного производителя.

Виды нарушений осанки у детей

Обратите внимание на различные типы деформации позвоночника у детей от 6 до 16 лет. Все они имеют свои характерные признаки и степень тяжести.

При наличии любого из перечисленных состояний требуется помощь специалиста и обязательное применение лечебно-профилактического комплекса.

Комплекс упражнений для осанки для детей. Показания к общей и специальной лечебной физкультуре

Общая лечебная физкультура проводится в следующих случаях:

  • боли в ногах и слабости в мышцах;
  • дискомфорте и боли в спине, шее, крестце, копчике;
  • быстрой утомляемости от физических нагрузок.
Читайте также:  Перебои в сердце при остеохондрозе — причины патологии, симптомы

Видео и рисунки

Профилактические универсальные упражнения для дошкольников и младших школьников, примерный вариант (см. рисунок).

Простые упражнения для младших детей. Как правильно делать?

Перед занятием проводится легкая разминка. Пусть ребенок побегает и попрыгает. Примеры упражнений для разминки – на рисунке.

Дальше приступаем к комплексу для маленьких.

Волна. Лежа на полу на животе с вытянутыми вперед руками одновременно поднимать руки, голову, руки, ноги и качаться.

Велосипед. Лежа на спине согнуть ноги и крутить воображаемые педали.

Ножницы . Делать взмахи прямыми ногами лежа на спине.

Каждое упражнение выполняется 8-10 раз. Перерыв между подходами – несколько секунд.

Специальная ЛФК

Решает конкретные задачи и предназначена для тренировки определенных групп мышц. Ее цель – нивелировать проблему с помощью увеличения нагрузки на обозначенные мышечные группы.

Упражнения назначаются при ряде патологий:

  • состоянии после механических травм;
  • заболеваниях опорно-двигательной системы;
  • диагностировании таких ортопедических болезней, как сколиоз, лордоз, кифоз.

Упражнения для исправления осанки у детей. Видео

На ролике представлен лечебный комплекс, рассчитанный на исправление уже имеющихся проблем.

Описание простого комплекса (вариант лечебной физкультуры при сколиозе)

  1. Поза стоя. Поднять руки, сделать глубокий вдох, опустить руки. Выдохнуть.
  2. Лечь на пол и согнуть ноги. По очереди прижимать ноги к животу.
  3. Встать прямо. Положить на спину гимнастическую палку. Прогнуться вперед.
  4. Выполнить упражнение «велосипед».
  5. Подниматься на носочках, стоя на полу.

Те упражнения, которые выполняются лежа, делаются только на жесткой поверхности!

Упражнения для осанки спины для детей. Противопоказания

Занятия не проводят при общим недомогании, любом остром состоянии и повышенной температуре тела, мышечных зажимах, онкологических заболеваниях, компрессионном синдроме.

В случае диагностированного порока сердца требуется консультация лечащего врача.
Упражнения для коррекции позвоночника

При уже сформированном нарушении осанки и искривлении позвоночника показано проведение лечебной физкультуры (ЛФК). Комплекс представляет собой специально разработанные для этой цели физические упражнения. Подобные занятия необходимо выполнять три или четыре раза в неделю. Младшие дети занимаются специальной гимнастикой под наблюдением родителей и воспитателей.

На видео – самые простые упражнения. Они помогают исправить осанку. Примерно через месяц занятий можно усложнить комплекс.

Внимание! Хороший эффект дают групповые занятия. Они стимулируют к упражнениям детей любого возраста.

Упражнения для осанки для детей 10 лет

Результат занятий:

  1. Коррекция осанки.
  2. Укрепление мышц спины.
  3. Выработка привычки держать спину в правильном положении во время ходьбы и сидения на стуле.
  4. Достижение функциональной симметрии.
  5. Избавление от болей в спине, шее и головных болей.
  6. Стабилизация работы внутренних органов и систем, а также психоэмоционального фона ребенка.

Чтобы закрепить эффект следует выполнять упражнения не время от времени, а регулярно, постепенно усложняя комплекс. Через определенное время мышцы привыкают к нагрузке. При этом следует обеспечить ребенка специальной детской мебелью – «растущим» стулом, в котором предусмотрены регулировки.

Выводы. Для формирования правильной осанки в первую очередь следует обеспечить ребенку правильное место для посадки. Покупка «растущего» стула и правильно подобранная гимнастика для осанки для детей позволит избежать проблем в будущем и гарантировать ребенку красивую и здоровую осанку.

Упражнения для формирования правильной осанки у детей

Комплекс упражнений при нарушении и для формирования осанки правильной у детей, гимнастика, профилактика

Правильную осанку надо начинать формировать с детства, хотя маленьким сорванцам трудно объяснить, что хорошая осанка является не только залогом здорового образа жизни, но и показателем красоты и эстетики. Родителям следует обращать внимание на искривленность позвоночника, наблюдать за положением спины ребенка во время занятий или отдыха. Нужно отметить, что дети с неровной спиной чаще других болеют простудными заболеваниями, гастритами и запорами. Все эти признаки говорят о возможных проблемах работы легких и сердца. Чтобы предотвратить нежелательные возможные последствия искривления осанки, Вы, как заботливые родители, можете еще до посещения поликлиники выявить признаки развития нарушения осанки у ребенка.

Обратите внимание на следующие показатели:

  • ежедневная переутомляемость;
  • характерные неуклюжие телодвижения;
  • нежелание принимать участие в подвижных играх;
  • жалобы на то, что «ломит» конечности после долгих прогулок;
  • частые головные боли;
  • болезненные ощущения в области шеи;
  • ребенок сидит на табурете, опираясь на локти;
  • малыш не может много времени находиться сидя в одном положении тела;
  • характерные звуки «хрустящих» суставов.

В случае, если наблюдая за жизнедеятельностью ребенка, Вы заметили какие-либо признаки и симптомы, описанные выше, рекомендовано обратиться в ближайшее время к доктору. Врач обследует ребенка и назначит необходимое лечение, которое будет включать употребление соответствующих препаратов и выполнение некоторых процедур, все зависит от степени искривления осанки. Весьма результативным будет посещение оздоровительной специальной гимнастики, массажа, гидропроцедур.

Для того чтобы у ребенка с детства не было проблем с осанкой, надо прививать ему любовь к физической активности – проводить профилактику возможных нарушений. Систематически выполняйте с малышом некоторые упражнения, и у Вас и Вашего ребенка будет всегда красивая осанка.

  1. Станьте прямо, ноги должны быть на уровне ширины плеч:
  • руки – на поясе, вдыхайте воздух, и одновременно разводите локоточки, пока лопатки не сойдутся. Выдыхайте воздух, возвращаясь в изначальное позицию. Повторяйте это упражнение пять и более раз.
  • разведите руки по сторонам, делайте поступательные движения по кругу, дышите произвольно. Периодичность движений – не менее десяти раз.
  1. Ноги ставим шире плеч, кисти рук прижмите к плечевым суставам. На выдохе наклоняйтесь вперед, а на вдохе – назад на начальную позу. Важно, держите спину прямолинейно. Выполняйте по пять-шесть подходов.
  2. Наклоны вперед с соединенными руками за спиной, повторяйте пять-шесть раз.
  3. Работа с гимнастической палочкой:
  • возьмите ее в выпрямленные перед собой руки, приседайте на выдохе, а на вдохе – вернитесь на изначальную позицию. Отрабатывается по четыре-пять приседания только с прямой спиной.
  • со спортивной палкой в руке на вдохе потягивайтесь вперед и вверх, после чего, вернитесь в изначальный вид. Сделайте так 4-5 раз.
  1. Займите положение лежа на спине, руки – вдоль туловища. Поднимайте поочередно ноги вверх и возвращайте обратно (3-4 раза).
  2. Лягте на живот:
  • оставляя руки на поясе, приподнимайте свое тело вверх, при это делай вдох, и опускайте на пол, выдыхая. Делайте 3-4 подхода.
  1. Держа руки на талии выполняйте прыжки вверх, чередуя с ходьбой.
  2. В конце комплекса упражнений, разводите руки на выдохе, и соединяйте их на вдохе.

Существуют также специальные полезные упражнения для упрочнения работы мышц спины. Систематическое выполнение полного комплекса укрепляет весь организм, работа над каждым упражнением не требует много времени – от нескольких секунд до трех минут.

Возьмите себе на заметку следующую тренировку:

  1. Лежа на спине делайте круги ногами, изображая езду на велосипеде.
  2. Выполняйте махи прямыми ногами, лежа на полу. Сам процесс напоминает «ножницы» — скрещивание ног.
  3. Лежите на полу на спине, разместив руки вдоль корпуса, ноги должны быть согнуты в коленях. Приподнимите таз от пола насколько сможете вверх, удерживая его в таком положении несколько секунд, после чего – вернитесь в начальную позу.
  4. Продолжайте лежать на спине, ногами пытайтесь достать пол над головой, аккуратно возвращая ноги обратно.
  5. Сидя на полу, обхватите руками колени, после чего выполните катание на спине по горизонтальной поверхности, пытаясь возвращаться в изначальную позицию.
  6. Лежа на животе удерживайте лодыжки, в таком виде потянитесь вверх. Одновременное делайте поднятие вверх ног и рук, фиксируя их в одном положении на какое-то время.
  7. Упритесь в пол реками и коленями, прогните спину вниз, поднимая голову вверх.
  8. Следующее физическое упражнение выполняйте с ребенком: пусть малыш упрется руками в пол, пока мама или папа возьмет его за лодыжки. В таком положении «ходите» на руках несколько минут.

Вышеперечисленных упражнений будет достаточно для формирования хорошей и правильной осанки. Если же уже требуется исправлять имеющиеся нарушения, то тут потребуется соответствующий функциональный перечень упражнений.

Как исправить спину при уже имеющемся искривлении?

Вам потребуется периодически выполнять с ребенком следующие физические упражнения:

  1. Позиция – лежа: соедините руки за затылком, разводите и сводите локти на выдохе и вдохе соответственно.
  • в таком же положении приподнимайте плечи и голову, не двигая тело.
  • на выдохе подтягивайте колени к животу, на вдохе возвращаясь в исходное положение (3-5 раз).
  1. Лежа на животе:
  • ладони смотрят вниз, переменно поднимайте ноги, поднимая корпус тела. Повторяйте 3-4 раза.
  • руки под подбородком, после поднятия головы и плеч, переместите руки на пояс, прогибаясь – соединяйте лопатки. 10 подходов.
  1. Опираясь на руки и колени:
  • поднимайте правую руку и левую ногу одновременно, меняя соответствующие руки и ноги. Повторяйте не менее пяти раз.
  • в этом же положении, сгибайте руки до грудной клетки в пол.
  1. В конце – пройдитесь на носках, а также на наружных краях стоп около половины минуты.

Помните — каждый ребенок индивидуален и к каждому требуется свой подход и определенный комплекс физических нагрузок. Выполняя то или иное упражнение, учитывайте возраст ребенка, а также характерные особенности его организма, и, если Вы сами не врач, не следует перегружать ребенка физической активностью, не проконсультировавшись со специалистами. Обратитесь к врачу, и после обследования он Вам назначит определенный перечень необходимых задач для выполнения Вашим ребенком.

Дошкольники характеризуются не только высокой активностью, но и быстрой утомляемостью. Так у них устроена сердечно-сосудистая система. У маленьких проказников, возрастной категории до семи лет, кровообращение быстрее, чем у взрослых, поэтому может наблюдаться нарушение ритма сердца.

Грамотно и правильно составить план по физической активности дошкольника не так легко, ведь нельзя перегружать ребенка, но и необходимо достичь результата в поставленных задачах. Для выполнения упражнений надо распланировать время, и лучше, когда ребенок их делает утром или днем, а не вечером, это поможет избежать перевозбуждения малыша. Также, нужно учитывать, что и для отдыха такому спортсмену требуется немного времени – в среднем 15 минут.

Школьникам, по результатам исследований медиков, необходима более интенсивная тренировка. Если Ваш ребенок еще не достиг десяти лет, то ему надо около 4,5 часа физической активности в день. Организм его тратит около 3 000 килокалорий. У старшеклассников другие показатели, им требуется три или четыре часа в день заниматься спортом, и сжигать 4 000 килокалорий. Подростковый организм требует сложных поставленных задач, но за непродолжительный период времени.

Помните, сколько бы Вам ни было лет, правильная осанка – это залог здорового образа жизни. Иметь красивую ровную спину никогда не поздно. Но, если Вы не хотите думать о своей осанке, считаете, что Вам уже поздно что-либо менять, подумайте о своих детях, позаботьтесь об их спинах, а они, в свою очередь, порадуют Вас высокой выносливостью и здоровьем. Даже если Вы уже заметили у своего чада искривления, не переживайте, главное, не оставляйте без внимания, все еще можно исправить.

Формирование осанки у детей: значение профилактики искривления

Формирование осанки у детей

Под осанкой понимается привычное непринужденное положение тела стоящего человека.

Если осанка правильная или физиологическая, то плечевой пояс, лопатки, крылья и другие костные ориентиры тела расположены симметрично.

Ось позвоночника и линия отвеса совпадают. При осмотре сбоку отмечаются физиологические изгибы, формируемые с двигательным развитием ребенка.

Нарушения осанки у детей могут отмечаться как во фронтальной плоскости (при осмотре сзади и спереди), так и в саггитальной (при осмотре сбоку).

При этом у детей они лучше поддаются корректировке, поскольку позвоночный столб у них еще не до конца сформирован.

Причины искривления осанки у детей

Обратите внимание на причины искривления спины у детей

Обратите внимание на причины искривления спины у детей

К нарушению осанки приводят различные неблагоприятные факторы, провоцирующие снижение мышечного тонуса:

  • Плохо развитые мышцы спины и живота;
  • Определенные особенности строения скелета;
  • Соматические заболевания;
  • Нарушения зрения или слуха;
  • Неправильное питание или сон.

Играет роль также несоответствие рабочего стола либо парты росту и возрасту ребенка, слишком мягкая кровать, неправильная поза при сидении, неправильная осанка у окружающих. При нарушениях осанки структуральные изменения в скелете и костных тканях позвонков не наблюдаются.

Симптомы нарушенной осанки

Нарушения осанки у детей не являются болезнью сами по себе, однако, они могут создавать предпосылки для заболеваний как опорно-двигательного аппарата, так и внутренних органов.

Основной симптом нарушенной осанки – внешний вид ребенка, когда он стоит. При сутулости голова наклоняется вперед, поддаются вперед плечи, лопатки выступают, ягодицы уплощены.

Для диагностики искривления спины у ребенка достаточно его поставить вертикально

Для диагностики искривления спины у ребенка достаточно его поставить вертикально

При кифотической осанке (круглой спине) голова наклоняется вперед, плечи опускаются, грудная клетка западает, лопатки «крыловидные», ноги полусогнуты в коленях, наблюдается уплощение ягодиц и слабый мышечный тонус всего тела.

Кифолордическое нарушение осанки (кругло-вогнутая спина) предполагает наклон головы и верхнего плечевого пояса вперед, выпячивание и свисание живота, большой угол наклона таза, максимальное разгибание или переразгибание ног в коленях.

При плоской спине снижается уровень наклона таза, грудная клетка смещается вперед, «крыловидные» лопатки выступают, живот отвисает. При плоско-вогнутой спине грудная клетка узкая, увеличен угол наклона таза, живот и ягодицы выпячиваются.

Если осанка асимметричная, отмечается дугообразная деформация позвоночника с обращенной влево или вправо вершиной, голова наклонена в сторону, плечи, лопатки, соски находятся на разных уровнях.

Нарушения осанки у ребенка могут способствовать изменению работы сердца, легких, пищеварительной системы. К примеру, при плоской груди и сутулой спине ограничивается полная экскурсия грудной клетки, дыхание становится поверхностным, что приводит к снижению обмена веществ и кислородной недостаточности.

Дети, осанка которых нарушена, становятся вялыми и апатичными, у них может ухудшиться память, повышается подверженность ОРЗ, пневмонией, бронхитом, предрасположенность к туберкулезу.

Ввиду чрезмерного прогиба поясничного отдела мышцы брюшного пресса становятся слабыми, опускается желудок и кишечник, появляются запоры. При нарушениях осанки также возможны боли в спине, головные боли, повышена усталость, нарушения зрения. Со временем они могут приводить к развитию остеохондроза, деформаций грудной клетки, сколиоза, межпозвоночной грыжи, деформирующего остеоартроза.

Читайте также:  Тритаце: для чего назначают , показания, аналоги

Методы формирования правильной осанки у детей дошкольного возраста

Питание

В дошкольном возрасте все органы и системы активно развиваются, в том числе и опорно-двигательный аппарат. Чтобы осанка ребенка формировалась правильно, нужно позаботиться о питании и о двигательной активности.

Питание, насыщенное всеми необходимыми компонентами – очень важный момент. В рационе должно быть достаточно кальция, источники которого – молоко и молочная продукции, мясо, крупы, а также овощей и фруктов, богатых витаминами и минералами.

Питание занимает особое место в формировании осанки у ребенка. Обратите внимание, какие продукты содержат большое количество кальция

Питание занимает особое место в формировании осанки у ребенка. Обратите внимание, какие продукты содержат большое количество кальция

Также важен продуманный режим. Полезно ребенку гулять на свежем воздухе, особенно в солнечную погоду. Солнце является лучшим источником витамина D, благотворно влияющего на опорно-двигательный аппарат. Полезны подвижные игры, бег, ходьба.

Физические упражнения

Отличный способ как улучшить настроение дошкольника, так и укрепить мышцы спины – это плавание и купание. Кроме того, важно не допускать длительного положения дошкольника водной и той же позе на компьютером или телевизором. Во время игр за столом также важно контролировать положение спины и конечностей.

Другой важный момент – полноценный отдых. Правильный сон помогает мышцам расслабиться, способствует отдыху всего организма и накоплению сил для активного времяпровождения при бодрствовании

У детей в возрасте до 7 лет высока двигательная активность. Важно позволять им двигаться как можно больше. В детском саду двигательную активность малышей поддерживают различными способами. Утром организм будит десятиминутная гимнастика, затем – занятия физкультурой, прогулки, различные подвижные игры. Примерно такой же двигательный объем родители должны поддерживать в выходные, праздники, во время отпуска.

Для правильного формирования осанки у детей дошкольного возраста используются различные упражнения:

  • Отличным профилактическим средством является ходьба: обычная, на пятках, на носках, на внутренней и внешней стороне стопы, с перешагиванием через препятствия. Можно ее разнообразить, используя ортопедические массажные коврики, канат, ребристую доску.
  • Ползание также помогает предупредить нарушения осанки. Ребенка стоит научить ползать не только на четвереньках и с продвижением вперед, но также и задним ходом, зигзагом, лежа на спине или животе и отталкиваясь ногами либо руками
  • Полезно использовать шведскую стенку – лазание помогает укрепить мышечный корсет и одновременно способствует развитию четкой координации движений.
  • Полезен бег, который малыши очень любят. Можно бегать на носках, с препятствиями, змейкой, сочетать разные варианты.
  • Для закрепления навыка сохранения правильной осанки можно делать такое статическое упражнение: нужно стать спиной к стене, одновременно коснуться ее затылком, лопатками, ягодицами, пятками и локтями. Зафиксировать корпус, затем отойти, сохранив осанку, и вернуться, чтобы себя проверить.
  • Также полезны упражнения, при которых исходное положение – стоя с правильной осанкой у стены, затем нужно поднять на носочки и опуститься, поочередно сгибая в колене правую и левую ногу. Зафиксируйте положение ребенка у стены, поместив на голову мешок с песком, он должен пройти с ним по комнате, вернуться и проверить, сохранилась ли осанка.
  • Детям обычно нравятся упражнения с ортопедическим мячом. Они способствуют проработке разных мышечных групп. Опора, постоянно пытающаяся ускользнуть от малыша, научит его координировать усилия и сохранять равновесие.
  • Также использовать можно простой резиновый жгут. Ребенку нужно взять его в руки и поочередно натягивать в стороны, а потом брать в каждую из рук отдельно. Это способствует укреплению и улучшению выносливости мышц спины и рук.

Несколько эффективных упражнений для укрепления спины у детей дошкольного возраста

Несколько эффективных упражнений для укрепления спины у детей дошкольного возраста

Формирование правильной осанки у детей

Фор­ми­ро­ва­ние пра­виль­ной осан­ки у детей в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни зави­сит от окру­жа­ю­щей сре­ды. В обя­зан­но­сти роди­те­лей, а так­же сотруд­ни­ков дошколь­ных и школь­ных учре­жде­ний вхо­дит сле­дить за пра­виль­ным поло­же­ни­ем детей при сто­я­нии, сиде­нии и ходь­бе, а так­же исполь­зо­вать упраж­не­ния, раз­ви­ва­ю­щие, глав­ным обра­зом, мыш­цы спи­ны, ног и живо­та. Это нуж­но для того, что­бы у ребён­ка раз­ви­вал­ся есте­ствен­ный мышеч­ный корсет.

О позвоночнике и его изменениях

Позво­ноч­ник (позво­ноч­ный столб) явля­ет­ся основ­ной частью осе­во­го ске­ле­та чело­ве­ка и состо­ит из 33–34 позвон­ков, кото­рые соеди­не­ны меж­ду собой хря­ща­ми, связ­ка­ми и суставами.

111

В утро­бе мате­ри дет­ский позво­ноч­ник выгля­дит как рав­но­мер­ная дуга. При появ­ле­нии ребён­ка на свет, его позво­ноч­ник выпрям­ля­ет­ся и при­об­ре­та­ет вид прак­ти­че­ски пря­мой линии. Имен­но с момен­та рож­де­ния начи­на­ет фор­ми­ро­вать­ся осан­ка. При нали­чии навы­ка удер­жи­ва­ния голо­вы в под­ня­том состо­я­нии, в шей­ном отде­ле позво­ноч­ни­ка малы­ша посте­пен­но воз­ни­ка­ет изгиб впе­рёд, так назы­ва­е­мый, шей­ный лор­доз. Если при­шло вре­мя, когда ребё­нок уже уме­ет сидеть, в груд­ном отде­ле его позво­ноч­ни­ка так­же фор­ми­ру­ет­ся изгиб, толь­ко обра­щён­ный назад (кифоз). А если ребё­нок начи­на­ет ходить, в пояс­нич­ном отде­ле со вре­ме­нем обра­зу­ет­ся изгиб с выпук­ло­стью, кото­рая обра­ще­на впе­рёд. Это пояс­нич­ный лор­доз. Имен­но поэто­му важ­но сле­дить за даль­ней­шим пра­виль­ным фор­ми­ро­ва­ни­ем дет­ской осанки.

Об осанке и её нарушениях

Осан­кой назы­ва­ют спо­соб­ность чело­ве­ка дер­жать своё тело в раз­но­об­раз­ных поло­же­ни­ях. Она быва­ет пра­виль­ной и неправильной.

Осан­ка счи­та­ет­ся пра­виль­ной, если непри­нуж­дён­но сто­я­щий чело­век, нахо­дясь в при­выч­ной для него позе, не дела­ет лиш­них актив­ных напря­же­ний и дер­жит голо­ву и кор­пус пря­мо. Кро­ме это­го, он име­ет лёг­кую поход­ку, слег­ка опу­щен­ные и отве­дён­ные назад пле­чи, направ­лен­ную впе­рёд грудь, под­тя­ну­тый живот и ноги, разо­гну­тые в коленях.

a6907085

При непра­виль­ной осан­ке чело­век не уме­ет пра­виль­но дер­жать своё тело, поэто­му, как пра­ви­ло, суту­лит­ся, сто­ит и пере­дви­га­ет­ся на полу­со­гну­тых ногах, опу­стив пле­чи и голо­ву, а так­же выста­вив впе­рёд живот. При такой осан­ке нару шает­ся нор­маль­ное функ­ци­о­ни­ро­ва­ние внут­рен­них органов.

Раз­лич­ные нару­ше­ния осан­ки, будь то суту­лость, лор­доз, кифоз или ско­ли­оз (боко­вое искрив­ле­ние позво­ноч­ни­ка) – доволь­но часто встре­ча­ют­ся у детей дошколь­но­го и школь­но­го воз­рас­тов. В основ­ном, это дети либо физи­че­ски ослаб­лен­ные, либо стра­да­ю­щие какой-либо хро­ни­че­ской болез­нью, либо уже пере­бо­лев­шие тяжё­лы­ми забо­ле­ва­ни­я­ми в ран­нем детстве.

Профилактика нарушений осанки

Про­фи­лак­ти­ка любых нару­ше­ний, свя­зан­ных с осан­кой, долж­на быть ком­плекс­ной и осно­вы­вать­ся на пред­став­лен­ных ниже принципах.

  1. Пра­виль­ное питание.

Непре­рыв­но раз­ви­ва­ю­щий­ся орга­низм ребён­ка на про­тя­же­нии все­го роста нуж­да­ет­ся в полез­ных пита­тель­ных веще­ствах. Пита­ние долж­но быть пол­но­цен­ным и раз­но­об­раз­ным, так как от это­го зави­сит, насколь­ко пра­виль­ным будет раз­ви­тие мышц и костей.

  1. Дви­га­тель­ная активность.

75a6f5323d6c40a5c77e1ac3d7b5b1df

Очень важ­ны для здо­ро­вья дет­ской осан­ки заня­тия физи­че­ски­ми упраж­не­ни­я­ми, раз­лич­ны­ми вида­ми спор­та (в осо­бен­но­сти, ходь­ба на лыжах и пла­ва­ние), гим­на­сти­кой, а так­же туризм, актив­ные игры на све­жем воз­ду­хе и др. Сле­ду­ет учи­ты­вать, что при физи­че­ском раз­ви­тии не сле­ду­ет застав­лять ребён­ка совер­шать рез­ких и быст­рых нагрузок.

  1. Пра­виль­ный режим дня.

Во избе­жа­ние про­блем с осан­кой необ­хо­ди­мо не толь­ко орга­ни­зо­вать пра­виль­ный режим дня (вре­мя про­гу­лок, сна, бодр­ство­ва­ния, пита­ния и др.), но и стро­го соблю­дать его, не делая ника­ких исклю­че­ний, напри­мер, по выходным.

  1. Удоб­ная дет­ская комната.

4.1. Ком­на­та долж­на иметь каче­ствен­ное осве­ще­ние. Допол­ни­тель­ной настоль­ной лам­пой дол­жен быть обо­ру­до­ван дет­ский пись­мен­ный стол.

4.2. Высо­та сто­ла долж­на соот­вет­ство­вать росту ребён­ка. Суще­ству­ют так­же осо­бые пар­ты, кото­рые пред­на­зна­че­ны для кор­рек­ции осан­ки школьника.

4.3. Стул дол­жен повто­рять изги­бы тела. Прав­да, вме­сто тако­го орто­пе­ди­че­ско­го сту­ла мож­но под­кла­ды­вать за спи­ну на уровне пояс­нич­но­го отде­ла тря­пич­ный валик в допол­не­ние обыч­но­му ров­но­му сту­лу. Высо­та сту­ла в иде­а­ле долж­на быть рав­на высо­те голе­ни. Исполь­зуй­те под­став­ку для ног, если они не доста­ют до пола.

4.4. Ребё­нок дол­жен сидеть так, что­бы спи­на его опи­ра­лась на спин­ку сту­ла, а голо­ва слег­ка накло­ня­лась впе­рёд, а меж­ду телом и сто­лом лег­ко про­хо­ди­ла ладонь реб­ром. При уса­жи­ва­нии нель­зя под­ги­бать ноги под себя, так как это может при­ве­сти к искрив­ле­нию позво­ноч­ни­ка и нару­ше­нию кровообращения.

4.5. В дет­ской кро­ва­ти дол­жен быть ров­ный и твёр­дый мат­рац. Бла­го­да­ря тако­му мат­ра­цу мас­са тела ребён­ка рас­пре­де­ля­ет­ся рав­но­мер­но, а мыш­цы мак­си­маль­но рас­слаб­ля­ют­ся после вер­ти­каль­но­го поло­же­ния туло­ви­ща за весь день. Не допус­кай­те того, что­бы ребё­нок спал на мяг­кой поверх­но­сти. Это про­во­ци­ру­ет фор­ми­ро­ва­ние непра­виль­ных изги­бов позво­ноч­ни­ка во вре­мя сна. Кро­ме это­го, мяг­кий мат­рац сти­му­ли­ру­ет согре­ва­ние меж­по­зво­ноч­ных дис­ков, в свя­зи с кото­рым нару­ша­ет­ся тер­мо­ре­гу­ля­ция. Что каса­ет­ся дет­ской подуш­ки, она долж­на быть плос­кой и рас­по­ла­гать­ся исклю­чи­тель­но под голо­вой, а не под плечами.

  1. Гра­мот­ная кор­рек­ция обуви.

Пра­виль­ный, точ­ный и свое­вре­мен­ный под­бор дет­ской обу­ви поз­во­ля­ет роди­те­лям избе­жать и даже устра­нить мно­гие про­бле­мы, такие как функ­ци­о­наль­ное уко­ро­че­ние конеч­но­сти, воз­ник­шее из-за нару­ше­ний осан­ки или ком­пен­са­ция дефек­тов стоп (косо­ла­пость и плос­ко­сто­пие).

  1. Рав­но­мер­ное рас­пре­де­ле­ние нагрузок.

kak-vybrat-shkolnyj-portfel-rebenku

Извест­но, что чаще все­го имен­но в школь­ном воз­расте, когда у детей наблю­да­ет­ся стре­ми­тель­ный рост кост­ной и мышеч­ной мас­сы, они, к сожа­ле­нию, при­об­ре­та­ют искрив­ле­ние позво­ноч­ни­ка. Про­ис­хо­дит это по при­чине того, что в таком воз­расте позво­ноч­ник ребён­ка не при­спо­соб­лен к боль­шим нагруз­кам. Роди­те­ли долж­ны ста­рать­ся не пере­гру­жать ребён­ка при ноше­нии им ран­ца, рюк­за­ка или порт­фе­ля. Помни­те, что по стан­дар­ту вес, кото­рый раз­ре­ше­но под­ни­мать ребён­ку, состав­ля­ет 10% от общей мас­сы тела.

Спин­ка у школь­но­го ран­ца долж­на быть ров­ной и твёр­дой, шири­на его не долж­на быть боль­ше шири­ны плеч. Так­же ранец не дол­жен висеть ниже поя­са, а рем­ни на нём долж­ны быть мяг­ки­ми и широ­ки­ми, регу­ли­ро­вать­ся по длине. Недо­пу­сти­мо в тече­ние дли­тель­но­го вре­ме­ни ноше­ние тяжё­лых сумок на одном из плеч, что осо­бен­но акту­аль­но для дево­чек. В этом слу­чае искрив­ле­ние позво­ноч­ни­ка для них может стать неиз­беж­ной проблемой.

Что каса­ет­ся пра­виль­но­го пере­но­са тяже­стей, извест­но, что накло­нить­ся, взять тяжесть и под­нять её – это огром­ная нагруз­ка на позво­ноч­ник и так делать нель­зя. Пра­виль­ным было бы сна­ча­ла при­сесть с ров­ной спи­ной, затем взять, при­жать к гру­ди, под­нять­ся и отне­сти. И в каче­стве сове­та роди­те­лям: даже если вы сами не сле­ду­е­те это­му пра­ви­лу, научи­те ему ваше­го ребёнка.

Формирование правильной осанки

Сти­му­ли­ро­вать рост и раз­ви­вать мыш­цы ребён­ка мож­но сме­ло начи­нать с момен­та его рож­де­ния. Так их рост и сила будут быст­рее раз­ви­вать­ся и пре­умно­жать­ся. Для груд­ных детей отлич­ным помощ­ни­ком в этом явля­ет­ся мас­саж (по назна­че­нию врача).

Малы­шу в воз­расте 2–3 меся­цев мож­но при­сту­пать делать упраж­не­ния на тре­ни­ров­ку мышеч­ных групп, отве­ча­ю­щих за удер­жи­ва­ние тела в пра­виль­ном поло­же­нии. Для это­го доста­точ­ным будет при помо­щи ладо­ней под­нять ребён­ка, пере­ве­дя из поло­же­ния “лёжа” в поло­же­ние “вверх”, после чего недол­го подер­жать его на весу. В этой пози­ции мыш­цы и суста­вы малы­ша будут дви­гать­ся, тре­ни­руя при этом все мышеч­ные группы.

После 1,5 лет в игро­вой фор­ме с ребён­ком мож­но начи­нать зани­мать­ся гим­на­сти­кой. Вме­сте вы може­те «колоть дро­ва», «по-коша­чьи» выги­бать спи­ну, «качать воду», ходить по нари­со­ван­ной линии, слов­но по кана­ту, катать­ся по полу, про­хо­дить поло­су пре­пят­ствий и т.п. Мож­но попро­сить ребён­ка изоб­ра­зить птич­ку: лечь на живот, “рас­ки­нуть кры­лья” (раз­ве­сти руки в сто­ро­ны) и подер­жать­ся за щико­лот­ки при­под­ня­тых ног.

Осан­ка ребён­ка фор­ми­ру­ет­ся до пери­о­да поло­во­го созре­ва­ния. Всё это вре­мя необ­хо­ди­мо сле­дить за её фор­ми­ро­ва­ни­ем. Если у ребён­ка уже воз­ник­ло опре­де­лён­ное нару­ше­ние, до наступ­ле­ния это­го пери­о­да оно может быть исправ­ле­но. Ребё­нок при этом дол­жен регу­ляр­но посе­щать вра­ча-орто­пе­да, нахо­дясь у него на дис­пан­сер­ном учё­те и про­хо­дить все доступ­ные виды лече­ния. Это может быть лечеб­ная физ­куль­ту­ра, пла­ва­ние, мас­саж, физио­те­ра­пия, ману­аль­ная тера­пия, а так­же хирур­ги­че­ское лече­ние (по показаниям).

Полезные упражнения

Для фор­ми­ро­ва­ния пра­виль­ной осан­ки у детей, а так­же про­фи­лак­ти­ки её нару­ше­ний в про­цес­се заня­тий утрен­ней гим­на­сти­кой, физи­че­ской куль­ту­рой и во вре­мя физ­культ­ми­ну­ток в домаш­них усло­ви­ях и, глав­ным обра­зом, в дошколь­ных и школь­ных учре­жде­ни­ях мож­но исполь­зо­вать раз­лич­ные полез­ные упраж­не­ния. Ниже при­ве­де­ны при­ме­ры таких упражнений.

main-13327-7159b6df69cae2ae39228483aa01f70f

  • Ребё­нок сто­ит на одной ноге или ходит по бревну.
  • Дер­жа за спи­ной обруч, ребё­нок дела­ет накло­ны в стороны.
  • Дер­жа в руках гим­на­сти­че­скую пал­ку, ребё­нок при­се­да­ет, стоя на носках.
  • Раз­ве­дя руки в сто­ро­ны, ребё­нок дела­ет накло­ны назад.
  • Поста­вив ноги врозь и дер­жа в руках гим­на­сти­че­скую пал­ку, ребё­нок, про­гнув­шись, дела­ет накло­ны вперёд.
  • Ребё­нок под­ни­ма­ет ноги вверх, лёжа на спине.
  • Ребё­нок пол­за­ет на четвереньках.
  • Ребё­нок, сохра­няя пра­виль­ную осан­ку, ходит, удер­жи­вая какой-либо груз на голове.
  • Опу­щен­ны­ми рука­ми ребё­нок дер­жит гим­на­сти­че­скую пал­ку за кон­цы и под­ни­ма­ет руки вверх, заво­дя пал­ку за спи­ну, после чего чере­ду­ет накло­ны вле­во и вправо.
  • Исполь­зуя тур­ник или швед­скую стен­ку, ребё­нок, креп­ко обхва­ты­вая рука­ми пере­кла­ди­ну, сги­ба­ет ноги под пря­мым углом и нахо­дит­ся в таком поло­же­нии в тече­ние несколь­ких секунд.
  • Нахо­дясь в поло­же­нии “ноги вме­сте, руки опу­ще­ны”, ребё­нок отво­дит пра­вую ногу назад, а руки раз­во­дит в сто­ро­ны и зами­ра­ет, после чего повто­ря­ет упраж­не­ние с левой ноги.
  • Лёжа на спине, ребё­нок при помо­щи ног «кру­тит педа­ли вело­си­пе­да» или изоб­ра­жа­ет «нож­ни­цы».
  • Лёжа на живо­те, ребё­нок при­под­ни­ма­ет согну­тые в коле­нях ноги, обхва­ты­ва­ет лодыж­ки рука­ми и начи­на­ет пока­чи­вать­ся, как лодоч­ка на волнах.
  • Стоя перед зер­ка­лом, ребё­нок, чере­дуя, сна­ча­ла нару­ша­ет, а потом исправ­ля­ет осанку.
  • Ребё­нок при­сло­ня­ет­ся к стене пятью точ­ка­ми (заты­лок, лопат­ки, яго­ди­цы, икры и пят­ки). Эти точ­ки явля­ют­ся основ­ны­ми изги­ба­ми наше­го тела нару­жу и в нор­ме долж­ны сопри­ка­сать­ся со сте­ной. После это­го он выпол­ня­ет раз­лич­ные дви­же­ния, к при­ме­ру, при­се­да­ния или раз­ве­де­ние ног и рук в сто­ро­ны, напря­гая мыш­цы в сред­нем по 5 секунд.

Заключение

Доро­гие роди­те­ли, напо­ми­нать и гово­рить ребён­ку “Сядь пря­мо” или “Не сутуль­ся” конеч­но, нуж­но, но это­го всё же недо­ста­точ­но. Начи­най­те бес­по­ко­ить­ся о здо­ро­вье сво­их малы­шей ещё “с пелё­нок” и обя­за­тель­но най­ди­те вре­мя для заня­тий с ними. Важ­ным момен­том в фор­ми­ро­ва­нии пра­виль­ной осан­ки ребён­ка явля­ет­ся лич­ный при­мер. Выпол­няй­те упраж­не­ния вме­сте с ребён­ком, дер­жи­те спи­ну ров­но и будь­те здоровы!

Обра­ща­ем ваше вни­ма­ние, что инфор­ма­ция, пред­став­лен­ная на сай­те, носит озна­ко­ми­тель­ный и про­све­ти­тель­ский харак­тер и не пред­на­зна­че­на для само­ди­а­гно­сти­ки и само­ле­че­ния. Выбор и назна­че­ние лекар­ствен­ных пре­па­ра­тов, мето­дов лече­ния, а так­же кон­троль за их при­ме­не­ни­ем может осу­ществ­лять толь­ко леча­щий врач. Обя­за­тель­но про­кон­суль­ти­руй­тесь со специалистом.

Ссылка на основную публикацию