Развлекательно-развивающие игры для детей от 1 года до 3х

15 развивающих игр для детей до 3 лет

В первые три года жизни интеллект ребёнка развивается с невероятной скоростью. Каждую секунду в головном мозге карапуза появляется более миллиона New Research Shows Significantly More Neural Connections Formed During Early Years Than Previously Thought новых нейронных связей. Они создают фундамент, который питает способность к обучению, влияет на характер и становится трамплином для будущих профессиональных взлётов.

В этом помогают развивающие игры — обычные и виртуальные. Но помните, что родителям тоже нужно включаться в процесс. Обмен сигналами, заинтересованность и помощь со стороны взрослых, одобрительные слова, улыбки и обнимашки активизируют Serve and Return участки мозга, ответственные за коммуникативные навыки. А без них успех невозможен.

Развивающие игрушки для детей до 3 лет

Прежде чем завалить малыша развивалками, учтите, что избыток игрушек снижает Too many toys are bad for children, study suggests качество самой игры. Внимание ребёнка рассеивается, он не может ни на чём сконцентрироваться. Но когда выбор ограничен 3–4 вариантами, карапуз подходит к занятию более творчески и дольше играет.

1. Пирамидка

Текстурированная пирамидка для детей до года и старше / amazon.com

Однотонная пирамидка для детей старше года / amazon.com

Разноцветные пирамидки-конусы для детей от полутора лет / etsy.com

Пирамидка, обучающая счёту, для детей двух лет и старше / trinketsandmore.in

Фигурная пирамидка-пазл для детей от двух с половиной лет / happytoys.by

Это одна из первых развивающих игрушек в жизни малыша. Снимая кольца с оси и нанизывая их обратно, ребёнок совершенствует мелкую моторику и усидчивость, учится соотносить размеры и знакомится с понятием «больше-меньше», изучает цвета, получает первые навыки счёта.

8–9 месяцев, когда малыш уже уверенно сидит, — идеальный возраст для знакомства с первой, самой простой пирамидкой с крупными яркими деталями. Ползунок будет снимать кольца, ощупывать их и разбрасывать. Отличный вариант для деятельного карапуза — пирамидка из 4–5 текстурных деталей из безопасного пластика, которые можно использовать как грызунки.

В год-полтора ребёнок переходит от ощупывания предметов к простейшим манипуляциям с ними. При помощи родителей он уже может научиться собирать пирамидку. В этом возрасте рекомендуются варианты игрушек с кольцами одного цвета.

С полутора лет можно предлагать малышу высокие разноцветные башенки-конусы.

В два года будут полезны пирамидки, обучающие азам счёта в пределах пяти.

2,5–3 года — время собирать более сложные пирамидки, которые позволяют изучать оттенки и фигуры.

Что купить

2. Кубики

Мягкие кубики для самых маленьких / amazon.com

Пластиковые кубики с округлыми гранями для детей до года и старше / amazon.com

Деревянные обучающие кубики для детей до трёх лет и старше / smilingtreetoys.com

Играться с кубиками ребёнок может с четырёх месяцев. Он будет вертеть их в руках, рассматривать и пробовать на зуб. Но тяга к строительству проявляется ближе к году. Сначала малыш складывает кубики в ряд, потом — один на другой. Экспериментируя с падающими башенками, маленький архитектор совершенствует координацию, внимание, логическое мышление.

До года предлагайте малышу большие мягкие или пластиковые кубики с округлыми гранями.

Карапузам старше года подойдут деревянные или пластиковые кубики поменьше, с яркими картинками и гранями разных цветов. Начинайте с наборов из шести кубиков и постепенно увеличивайте количество деталей.

Что купить

3. Пальчиковый лабиринт

  • Возраст: от года

Передвигая разноцветные деревянные бусины по спирали, карапуз развивает логическое мышление и мелкую моторику, осваивает пальчиковые захваты, учится концентрировать внимание. Кроме того, игрушка помогает изучать цвета. Взрослый может попросить малыша найти синюю бусину, передвинуть красную, показать жёлтую.

Что купить

4. Сортер

Простой сортер с пятью блоками для детей от года / melissaanddoug.com

Классический деревянный куб-сортер для детей от полутора лет / amazon.com

Домик-сортер с цифрами для детей двух-трёх лет / amazon.com

Сортер может быть любой формы: куба, домика, машинки, пирамидки, цилиндра. Главное, что в нём есть отверстия, к которым юный умник должен подобрать соответствующие по форме и размеру детали.

Игры с сортировщиком улучшают память, тренируют моторику, глазомер и логическое мышление, учат непоседу быть внимательным и самостоятельно решать проблемы. И, конечно, способствуют изучению фигур.

Чем старше ребёнок, тем сложнее и мельче должны быть детали. К трём годам это может быть сортер с фигурками в форме букв или цифр.

Что купить

5. Доска Сегена

Геометрическая рамка-вкладыш для годовалых детей / amazon.com

Рамка-вкладыш для изучения фруктов и овощей с полутора-двух лет / aliexpress.com

Рамка-вкладыш для изучения цифр в три года / amazon.com

Рамка-вкладыш, разработанная в XIX веке психологом Эдуардом Сегеном, — это деревянная доска с углублениями, в которые ребёнок вставляет подходящие по форме и размеру элементы. Современные варианты развивалки отличаются по сложности, количеству и размеру вкладок, а также по тематике.

С помощью досок Сегена можно изучать предметы, цвета, геометрические фигуры, цифры, понятия. И попутно развивать мелкую моторику, моторно-зрительную координацию, логическое и пространственное мышление и тренироваться в понятии «больше-меньше».

Начинать нужно с самых простых досок с минимальным количеством деталей на одну тему: животные, предметы, сказочные персонажи, овощи-фрукты.

Что купить

6. Пазлы

  • Возраст: от полутора лет

Это отличные тренажёры памяти, концентрации, логического мышления, мелкой моторики и способности принимать решения. Чем младше ребёнок, тем крупнее должны быть элементы пазла и проще способ их соединения.

В полтора-два года рекомендуется собирать крупные пазлы из двух-трёх элементов, которые нужно просто приложить друг к другу, как детали разрезной картинки.

После двух лет малыш уже способен разобраться с классическими пазлами с блокировкой, а количество элементов можно постепенно увеличить (до шести к трём годам).

Что купить

7. Матрёшка

  • Возраст: от полутора лет

Эта народная игрушка — настоящая находка для пытливого детского ума. Она развивает много всего и сразу: представление о размерах, логическое мышление, мелкую моторику и память. Матрёшка учит выполнять прямые и обратные действия (разобрать-собрать) в определённой последовательности.

А ещё с ней можно играть в первые ролевые игры. Например, большая кукла может быть мамой, маленькая — дочкой. Такие забавы подстёгивают воображение, улучшают коммуникативные навыки, побуждают решать проблемы и искать выход из конфликтных ситуаций.

Полуторагодовалому ребёнку подойдёт набор из двух-трёх разъёмных матрёшек. С двух лет малыш уже может учиться собирать матрёшку из 4–5 кукол, а ближе к трём — из шести.

Что купить

8. Шнуровка

  • Возраст: от полутора лет

Бурное развитие технологий привело к тому, что современные дети отстают The Impact of Technology on the Developing Child в сенсомоторном развитии от своих родителей, и уж тем более — от бабушек и дедушек. Ведь последние совершали гораздо больше манипуляций руками. Между тем от мелкой моторики зависит не только способность освоить письмо. Чем лучше ребёнок владеет кистью и пальчиками, тем проще ему даётся речь и тем эффективнее работает его мозг в целом.

Исправить ситуацию можно с помощью игр-шнуровок. Интерес к протягиванию верёвочки через дырку малыш проявляет примерно с полутора лет. Естественно, сначала ребёнку понадобится помощь родителей, но уже скоро он проявит чудеса расторопности.

Что купить

9. Бизиборд

  • Возраст: от полутора лет

Развивающая доска Марии Монтессори улучшает мелкую моторику, воспитывает усидчивость и внимательность, а также подстёгивает фантазию.

Бизиборд легко сделать самим: возьмите деревянную доску и прикрепите к ней как можно больше предметов, которые и будет изучать малыш. Это большие пуговицы, шнурки, деревянные и пластиковые игрушки, замки, выключатели, колёсики от старых чемоданов. Главное, чтобы среди этих артефактов не было ничего колющего или режущего.

Что купить

Развивающие приложения для детей до 3 лет

Согласно свежим рекомендациям To grow up healthy, children need to sit less and play more Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), детям до одного года вообще не стоит проводить ни минуты у экрана, будь то телевизор, компьютер или смартфон.

У двух- и трёхлеток планшет не должен занимать более часа в день (чем меньше, тем лучше). И даже этот час лучше посвящать чему-то полезному для интеллекта, под присмотром и при активном участии родителей. Предлагаем несколько вариантов полезных приложений для самых маленьких.

1. Развивающие игры для малышей

Приложение содержит 48 развивалок для бутузов от года до пяти лет. Для самых маленьких есть пазлы, игры на сортировку по цвету, форме и размеру, детские песенки.

Развивающие игры и занятия для детей от 1 года до 1 года 3 месяцев (подробный план — конспект)

Развивающие игры и занятия для детей 1 год - План

Как я уже говорила, я безумно люблю все систематизировать, и потому сегодня понадоедаю вам с очередным планом развивающих игр и занятий. Очень надеюсь, что этот конспект поможет вам ориентироваться во множестве игр с ребенком 1 года, о которых уже было написано ранее. Лично я без таких вот конкретных программ развития как без рук, ведь очень хочется соответствовать меняющимся почти каждый месяц потребностям дочери в знаниях, впечатлениях, открытиях.

В этой комплексной программе есть все для всестороннего развития ребенка 1 года — 1 года 3 месяцев: и развитие моторики, и творчество, и изучение окружающего мира, и многое другое.

Подробные планы на другие возраста вы можете найти здесь:

Итак, как развивать ребенка в 1 год (Чтобы прочитать подробнее о каждой игре и о ее различных вариациях, нажимайте на ссылку-название ):

1. Игры и занятия на развитие сенсомоторных навыков

Что нового в этом возрасте:

Развивающие игры и занятия для детей 1 год - конспект

    (насыпаем песок совочком в ведро, стучим молоточком (играем со стучалкой ), достаем игрушки из воды или из тары при помощи ложки, поварешки и т.д.);

Развивающие игры для детей от 1 года

Играем с самыми простыми рамками-вкладышами (с изображением вкладываемого предмета на заднем фоне);

Пример рамки-вкладыша ( Ozon , My-shop , Read )

Рамка-вкладыш

    (вкладываем друг в друга, составляем пирамидки, сравниваем по размеру);

Как развивать ребенка в 1 год

Пример колпачков ( Ozon , My-shop , Read ). Аналогичная по принципу игры — деревянная радуга .

Катаем машинки по дорогам

    ; (пересыпаем из одной тары в другую, персыпаем при помощи кувшинчика, набираем в ладонь, «солим» песком, набранным в щепоть и др.);

Пересыпаем крупу из кувшина

    (в копилку, в дырку в коробке, в пластиковую бутылку, в дуршлаг, в сортер );

Накорми Машу

игры со шнуровкой

Пример шнуровки ( KoroBoom , Лабиринт , My-shop )

Кугельбан

Пример кугельбана ( Ozon , Лабиринт , My-shop )

Детские каталки

Учимся чистить яичко

Игра на развитие мелкой моторики

разворачиваем фольгу

Примеры полезных в этом деле игрушек:

Книжка «Одеваюсь сам» ( Озон , Лабиринт , My-shop )

Доска с застежками ( My-shop , KoroBoom )

Доска с застежками

Нанизываем маленькие колечки на пирамидку

Пример пирамидок ( Ozon , Лабиринт , KoroBoom )
Уже знакомые игры:

Развивающие игры для детей 9 месяцев

Игры с коробочками, корзинками

Игры с коробочками, матрешками

Строим башню из кубиков

    (достаем их из сенсорной коробки, складываем в баночку);

Игры на развитие мелкой моторики

Сенсорная коробка с макаронами

2. Лепка

Развивающие игры с тестом

Лепка для детей 1-2 лет

3. Рисование

Рисование ватой. Нетрадиционные техники рисования

4. Развитие речи

  • Разучиваем пальчиковые и жестовые игры;

Пальчиковые игры для малышей от 1 года

  • Выполняем первые ариткуляционные упражнения (учимся дуть); ;
  • Рассказываем вместе специальные стишки, побуждающие к произнесению звуков и слов; (запоминаем, как говорят разные животные (му, гав, бе и т.д.), что как звучит (колокольчик – динь-динь, машина – би-би и т.д.))

5. Чтение книг

Книги для детей от 1 до 2 лет

Подборки книг для чтения детям 1 года можно найти здесь:

6. Первые уроки

  • Знакомимся с понятиями: большой-маленький, много-мало, одинаковый, холодный-горячий;

Сортировка по цветам

  • Считаем все вокруг во время общения с малышом (ступеньки, пуговки, игрушки); ;

играем с геометрическим лото

  • Просмотр карточек Домана или другого дидактического материала, расширяющего кругозор малыша

Карточки Домана скачать

7. Первые сюжетные игры

Первые сюжетные игры

8. Прослушивание классической музыки

Классическая музыка для малышей

9. Двигательная активность

  • Если малыш еще не ходит, активно учимся ходить (много ходим за две, за одну руку, без поддержки);
  • Если малыш уже научился ходить, играем в «полосу препятствий» : наступаем на небольшие ступеньки, сделанные из книжек; ходим по массажному коврику ( Озон , My-shop ); пролезаем под стулом; перешагиваем кубики.
  • Катаем/бросаем мяч.

10. Развитие навыков самообслуживания

  • учимся пить из кружки,
  • учимся мыть руки,
  • учимся есть ложкой.

Как научить ребенка есть ложкой

На первый взгляд может показаться, что очень много тут всего написано и опробовать все эти развивающие игры нереально, но это впечатление обманчивое:) Стоит только начать заниматься, и мысли «Какую бы еще интересную игру нам попробовать?» сами будут атаковать вас. Поэтому желаю вам творческих успехов!

Конспекты занятий и на другие периоды развития ребенка вы можете найти в этом разделе.

Если статья оказалась для вас полезной, расскажите о ней своим друзьям. Это можно сделать при помощи кнопок социальных сетей под статьей. Подписаться на новые статьи блога можно здесь: Инстаграм , Вконтакте , Facebook , Email .

Развивающие игры для детей с 1 года до 2 лет: полезные занятия с мамой и “обучалки” для малышей

Крохотные карапузы – это не только любовь и радость всей нашей жизни, но и те, кто нуждается в нашем постоянном внимании. Уделять внимание подразумевает заниматься с малышами, развивать их и воспитывать. Детям первого года жизни чаще предлагаются занятия на физическое развитие. С взрослением деток становятся все более полезными и актуальными игры на развитие мышления, внимания и творчества.

Какие занятия выбрать для деток, которые уже отпраздновали свой первый большой день рождения? Этот сложный, но интересный период малыш встречает с широко раскрытыми глазами и готовностью к новым познаниям и открытиям. Найти хорошие и познавательные игры для детей в 1-2 года очень легко. Многие из игр передаются из поколения в поколение и порой чувствуются на уровне интуиции.

Мама с ребенком

В 1-2 года объектом игры может стать любой яркий материал, крупы, краски – все, что найдется под рукой у любой мамы!

Основные направления для развития

Детям дошкольного возраста важно развивать следующие навыки:

  • развить тонкую и крупную моторику (ползать, прыгать, бросать, хватать, перебирать);
  • развить коммуникативные навыки (поделиться эмоциями, уметь задать вопрос, рассказать); и способствовать расширению словарного запаса (произносить слова и предложения, уметь понимать чужую речь);
  • тренировать эстетическое восприятие (уметь слушать музыку, понимать художественное слово, создавать красоту вокруг себя);
  • занимаемся интеллектуальным развитием (учимся считать, читать, ориентироваться в пространстве).

Ранний дошкольный период можно разделить на три основных этапа: 1-1,5 года, 1,5-2 года и 2-3 года. Каждый из них имеет свои особенности, однако родителям очень важно постоянно развивать малыша, не пуская его воспитание на самотек. Разберем основные навыки, свойственные каждому отдельному этапу.

Читайте также:  Натацин суппозитории инструкция по применению, аналоги, состав, показания

1-1,5 года

  • ходить и прыгать (с маминой помощью);
  • кидать мяч;
  • называть предметы;
  • подражать звукам животных, предметов;
  • различать цвета;
  • слушать, понимать и выполнять просьбы;
  • различать предметы по величине;
  • вести счет до 5;
  • манипулировать с игрушками (кормить куклу, варить обед, катать машинку, укачивать зайчика и т. д.);
  • подпевать простым песенкам, повторять потешки, стишки;
  • заниматься ручным трудом (клеить вырезанные детали, красить кисточкой по бумаге).

1,5-2 года

  • различать не только основные цвета, но и их оттенки;
  • понимать и выполнять многосложные просьбы («Возьми мишку, положи его в коляску и спой песенку»);
  • различать не только величину, но и форму предметов;
  • вести счет 1-10;
  • называть предметы полным словом («ложка» вместо «ка»);
  • подражать звукам животных, птиц, предметов;
  • манипулировать с игрушками (возить песок в машине, кормить зайку ложкой, строить башню из кубиков);
  • кидать мяч;
  • петь песенки и повторять стишки и потешки;
  • различать цифры и буквы (небольшую часть);
  • заниматься ручным трудом (с помощью взрослого клеить аппликацию, пользоваться карандашами и фломастерами, рисовать кистью).

Еще больше информации вы найдете в статье о развитии ребенка с 1 года до 2 лет.

Игры с кубиками

Ребенок до двух лет обожает строительство из кубиков и крупного конструктора, в игры уже может вноситься сюжет, в них есть свои персонажи и истории

2-3 года

Самое время учить:

  • различать основные цвета, их оттенки, а также уметь смешивать краски, чтобы получить необходимый цвет (рекомендуем прочитать: как научить ребенка различать цвета в 3 года: советы);
  • вести счет до 10;
  • различать относительную величину (выше-ниже, дальше-ближе, большое-меньше), а также форму предметов (треугольный, круглый, квадратный);
  • складывать и вычитать простые числа на доступных примерах (к двум девочкам пришла еще одна девочка, теперь девочек три);
  • описывать происходящие события простыми предложениями;
  • понимать содержание сказки и отвечать на вопросы по прочитанному;
  • манипулировать с игрушками (строить из конструктора простые предметы, играть в сюжетно-ролевые игры);
  • учить наизусть стихи и песни;
  • знать, как пишутся буквы и цифры;
  • заниматься ручным трудом (делать аппликации, лепить из теста, пластилина, рисовать карандашами, фломастерами, красками, мастерить поделки из природного материала).

Занятия от года

Рисование пальчиковыми красками

Рисование с детьми – новый и захватывающий процесс, который позволяет познавать необычное и развивать воображение. Деткам больше интересен сам процесс творчества, нежели полученный результат.

Для комфортной работы подготовьте рабочую зону: застелите стол клеенкой, приготовьте краски, воду, кисточку (при желании), салфетки. Малыши в этом возрасте крайне непоседливы, поэтому не стоит планировать раскрасить за раз больше одной картинки. На выбор ребенку давайте не больше трех цветов.

Прежде чем малыш начнет пробовать свои силы, покажите, как правильно обмакивать палец в краску. Сделайте это своей рукой, держа пальчик крохи, затем начните аккуратно раскрашивать картинку. Подбадривайте и хвалите малыша за успехи, так вы будете стимулировать в нем желание творить.

Пальчиковые краски

Пальчиковые краски – отличное развлечение для детей, которые по своей натуре являются кинестетиками, то есть любят все трогать и пробовать руками

Лепка из пластилина

Может, этот материал еще рановато использовать для годовалых крошек? Разумеется, сложные взрослые поделки деткам такого возраста еще недоступны, но пластилин – отличное средство для развития мелкой моторики, поэтому начинать можно уже сейчас. Лепка открывает перед ребенком огромный простор для творчества. Современный пластилин отличается от старых образцов, он более эластичный и совсем не липнет к рукам. Работать с таким материалом – сплошное удовольствие. Ребенку будет интересно добавлять детали к уже готовой картинке, которую можно нарисовать самим или купить заготовку.

На первых порах лепите небольшие шарики, которые малыш должен будет давить пальчиком на выбранном месте картинки. Рисунки должны быть с простыми сюжетами: добавить конфет в вазочку, покормить собачку или изобразить дождик из тучки. Научившись надавливать на шарик, чтобы его расплюснуть, ребенок может попробовать размазывать пластилин в разные стороны, чтобы получилась новая интересная картинка. Начать следует именно с простого действия – надавливания. Важные советы:

  • Шарики рекомендуется налепить заранее, чтобы ребенок не ждал «новой порции» работы, ведь ему сложно долго концентрироваться на чем-то одном.
  • Не оставляйте малыша без присмотра, а то он может попытаться попробовать пластилин на вкус.
  • После занятия уберите пластилин в недоступное для ребенка место.
  • В качестве альтернативы пластилину возьмите тесто, которое можно сделать самостоятельно из воды и муки.

Чтение книг

Выбирайте простые и яркие книги, где много красивых картинок, привлекающих внимание. Сопровождайте свое чтение играми и озвучиванием. Например, проиграйте историю с помощью любимых игрушек или изобразите как квакает лягушка, и как прыгает зайчик. Дети любят читать одну и ту же книгу много раз -несмотря на то, что вам она уже надоела, читайте ее снова и снова, пока она интересна малышу.

«Школа семи гномов» – отличный дидактический комплекс для развития детей разных возрастов. Все наборы делятся по возрасту (от рождения и до самой школы). В каждом годовом комплексе 12 книжек, где вы найдете большое количество интересных заданий, которые разработаны специалистами по детской психологии и воспитанию, а значит будут полезны вашему малышу.

Игры с кубиками, пирамидками и сортерами

Детский сортер

После 1 года дети с удовольствием играют с кубиками. Предложите ребенку самые простые действия: сделать башенку из двух-трех кубиков, постепенно увеличивая количество кубиков.

Используйте развивающие сортеры (кубики с отверстиями разной формы и фигурками, соответствующими форме этих отверстий). Простая на первый взгляд задача является очень сложной для ребенка, но очень хорошо развивает его мозг.

Пирамидка – одно из самых любимых занятий малыша в 1 годик. С помощью пирамидки ребенок освоит такие понятия как «больше-меньше» и научится составлять целую конструкцию из отдельных частей.

Активные игры с предметами

Такие игры в 1-2 года – самое лучшее решение. Для занятий выбирайте большие яркие предметы. Задания могут простыми и активными: собрать предметы в корзинку, бросить мячик, отвести куклу в детский сад. Занятия могут быть с развивающим уклоном: мама просит взять и принести какой-либо предмет. Все малыши обожают трогать, мять и пробовать предметы на вкус – дайте ему возможность реализовать свои желания. Предлагайте ребенку предметы с разной фактурой, поверхностью и формой. Давая очередную вещь ребенку, называйте ее характеристики (большая, твердая, теплая, пушистая и т. д.).

Пальчиковые игры

Пальчиковые игры

Пальчиковые игры не только интересны для ребенка, но еще и очень полезны. Они отлично развивают мелкую моторику и воображение

Продолжайте развивать мелкую моторику рук с помощью простых и интересных движений, сопровождающихся озвучкой. Не забывайте – чем больше вы будете разминать детские пальчики, тем больше вероятность, что ребенок скоро заговорит. При нежелании со стороны ребенка играть в подобные игры, можно просто делать ему полезный массаж пальчиков и ладошек или предложите для игры резиновый мячик с шипами.

Игры с предметами быта: одеждой, посудой

Большое количество игрушек в доме не исключает тяги маленьких деток к повседневным вещам. Они стремятся повторять взрослые действия и делать все как мама. Игры с посудой – любимая забава для детей. Здесь открывается большой простор для фантазии: ставить лоточки друг в друга, спрятать что-то в кастрюльку, перекладывать овощи из миски в кастрюлю.

Игры с сыпучими материалами

Годовалые дети очень любят такие занятия. Подобные упражнения стимулируют развитие чувственного восприятия. Пальчики будут становиться все более ловкими и послушными. Для занятий выберите любые сыпучие материалы и крупы: рис, гречку, манку, пшено. Затем маме нужно высыпать тонким слоем на поднос крупу и показать, как можно рисовать этим материалом. Для работы желательно выбрать поднос с высокими бортиками, хотя и он не гарантирует отсутствие на полу рассыпанной крупы. Малышу наверняка захочется сначала изучить крупу – не препятствуйте такому знакомству.

Ребенок с цветными шариками

Крупу и бобовые можно покрасить гипоаллергенными пищевыми красками, особенно хорошо для этого подходит рис. Можно также купить готовые цветные материалы для развития мелкой моторики

Все новое для деток младше 2 лет имеет очень большое значение. Им необходимо разобраться с новым материалом, попробовать его на ощупь и на вкус, перебрать в ладошке каждый вид крупы. Возможно, малышу будут интересны именно такие действия, а не процесс рисования – не торопите события, позвольте крохе на первом занятии просто познакомиться с необычным материалом.

В следующий раз можно попробовать показать выполнение простых рисунков (кругов, квадратов). Раз за разом ребенок будет пытаться нарисовать все новые и новые рисунки (зигзаги, волны, полоски). Такие занятия с крупами отлично подходят для развития мелкой моторики у малышей в возрасте 1,2 и 3 лет.

Подвижные игры

Подвижные игры развивают не только крупную моторику малыша, но и в целом благотворно влияют на все системы организма. Особенное внимание следует уделять речевому сопровождению занятий: «на», «сели», «встали» и т.д. – это помогает отрегулировать темп и дыхание малыша и, в целом, активизирует его. Двигательные упражнения можно делать как дома, так и во время прогулки на свежем воздухе, сочетая их с прыжками, приседаниями, бегом и простой ходьбой. Каждая игра повторяется около 3 раз в неделю. Предлагаем несколько вариантов.

С игрушками

Собираем шарики

  • Понадобятся два вида шариков – маленькие и побольше, и две коробки аналогичных размеров. Проговаривая величину сначала помогаем крохе: «большой шарик – в большую коробку, а маленький – в маленькую». Затем даем возможность малышу сделать это самостоятельно.
  • Начиная с 1 года 10 месяцев можно также начать проговаривать цвета шаров.

Ищем игрушку

  • Помещаем игрушку на видном месте, и вместе с карапузом отправляемся на поиски, поддерживая его под мышки или за руки.
  • Можно положить в угол комнаты 3-4 игрушки и попросить малыша взять именно ту вещь, которые вы назовете.
  • Прячем игрушку под покрывало так, чтобы была видна лишь ее часть: хвостик кошечки, волосы куклы.

Ползем к погремушке

  • Кладем погремушку на расстояние от 1 метра и просим малыша доползти до нее, затем помогаем ему встать, поднять погремушку и позвенеть ею.
  • Усложняем задачу – ребенок должен выполнить все действия самостоятельно. В следующий раз положите на пол 2 погремушки, взять их нужно обе.
  • В зависимости от возраста увеличиваем расстояние: 1-1,5 года – до 2 метров; 1,5-2 года – до 2-3 метров; 2-3 года – до 3-4 метров.

Без предметов

  • Паровозик (от 1,5 до 3 лет). Становимся впереди малыша, он – сзади, держась за вас. Начинаем двигаться вперед, подражая гудку паровоза. Усложняем задачу – меняемся местами; попеременно «регулируем» громкость гудка – то тихо, то громко.
  • Поездка на поезде. Вместе с малышом сидим на стульчиках, выполняем руками круговые движения, подражаем гудку «Ту-ту», притопываем ногами. По сигналу «Приехали!», «Остановка – лес/деревня» – бегаем по комнате и собираем «грибы/цветы».

Ощая продолжительность активных занятий в таблице:

ВозрастВремя
1 год и 2 мес. – 1 год и 3 мес.8 – 10 минут
1 год и 3 мес. – 1 год и 6 мес.10 – 12 минут
1 год и 6 мес. – 2 года и 6 мес.12 – 15 минут
2 года и 6 мес. –3 года15 – 20 минут

Клинический и перинатальный психолог, окончила Московский Институт перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы и Волгоградский Государственный Медицинский Университет по специальности клинический психолог Подробнее »

Игры с малышами: от года до трех

во что играть с детьми

Во что играть с ребенком, которому еще нет трех лет? Некоторые идеи лежат на поверхности, но родители почему-то забывают о них: устроить домик в шкафу, разглядывать свои следы.

Можно пойти более сложным путем и начать развивать память, речь и логическое мышление малыша, подготовив элементарные пособия.

Развиваем логику

Разрезные картинки

На картоне рисуются простые картинки овощей, фруктов, животных, предметов, людей и т.д. Размером с ладошку и меньше (в зависимости от возраста ребенка). Каждая разрезается на две части. Только не на левую – правую, а нижнюю – верхнюю. Нужно собирать «пазл».

Что лишнее?

Квадратную картонку карандашом делят на четыре части, в три квадратика клеят овощи, а в четвертый – транспорт, например. Чем старше ребенок, тем ближе лишняя категория. Например, 3 овоща и 1 фрукт.

Что откуда?

Берутся тематические картинки: огород, сад, лес. На маленьких карточках: грибы, ягоды, овощи, фрукты. По одной показывается, говорится, что где растет. Потом можно спрашивать ребенка. Аналогично можно сделать с животными (кто где живет) и так далее.

Что пригодится?

На картонке в половину А4 картинка, как девочка расчесывает куклу, купает, гуляет на санках, кормит, укладывает спать и т.д. На маленьких карточках отдельно рисуется расческа, ленточки, тарелка, ложка, подушка. Показываем одну картинку, например, где купаются. И две карточки: полотенце и кастрюлю. Ребенок выбирает, что сейчас нужно, чтобы вытереться и т.д.

Карточки

Вам приходят рекламные буклеты или бесплатные цветные газеты? Или, может, у вас есть много старых журналов? Берите ножницы и вырезайте картинки. Все что угодно, как для альбомчиков. Картинки хорошо бы наклеить на прочный картон.

Такими карточками можно играть во множество развивающих игр.

  1. Карточки можно просто раскладывать на кучки (в конвертики, коробочки) «по темам». Изучаем обобщающие слова: мебель, еда, одежда, дикие животные, домашние животные, растения, транспорт, бытовая техника, игрушки, .
  2. Выкладываете перед ребенком несколько карточек с общим признаком, а одну «лишнюю». Ребенок должен убрать «лишнюю». Например: яблоко, хлеб, йогурт, ножницы. Или сложнее: яблоко, груша, слива, помидор.
  3. Животные и что они едят. Выкладываете перед ребенком карточки с животными. Отдельно «в кучу» – с тем, что эти животные едят. Ребенку надо накормить животных. Например: к карточке с мышкой надо положить карточку с сыром, зайчику – морковку.
  4. Кто что «дает». Так же, как и в предыдущем пункте, только раскладываем так: курица – яичко; коровка – молоко, масло, сыр.
Читайте также:  Тиолепта 300, 600: инструкция по применению, отзывы худеющих

Кто где живет

Те же карточки с изображениями животных можно раскладывать на большой карте мира по принципу кто где живет («Развезти животных по домам»). Например: кенгуру – в австралию, пингвине – в Антарктиду и т.д.

Поделки и рисование

Первые аппликации

Научить малыша пользоваться ножницами можно, если вместе с его пальчиками в «колечки» ножниц мама вставит и свои. Детям очень нравится вырезать, да и тренировка для руки хорошая.

Заранее вырежьте несколько простеньких (можно геометрических) фигурок. Придумайте из них картину (машину, цветок, дом, елку…). Разложите фигурки на листе в соответствии с задуманной картиной и обведите карандашом. Теперь покажите ребенку, как приклеивать фигурки, каждую на свое место. Клеить очень удобно клеящим карандашом.

Очень интересные аппликации можно сделать, используя вырезанные мамой картинки из журналов (машины, люди, предметы мебели и пр.)

Рисуем на крупе

Берем плоский поднос. Насыпаем мелкой крупы ровным тонким слоем. Ребенок может рисовать на подносе, проводя пальчиком по крупе.

Обводим предметы

Покажите ребенку, как обводить предметы – монетку, кружку, свою руку, как проводить линию по линейке. Можно еще взять в руку сразу несколько фломастеров разного цвета и провести несколько волнистых линий – получится довольно красиво.

Раздай шарики

Детям, которые еще не в состоянии нарисовать что-либо (отличное от «каляки-маляки»), можно помочь сделать первый шаг к рисованию чего-то конкретного.

Нарисуйте ребятишек (по принципу «палка, палка, огуречик») разного цвета. А над ними в другом порядке цветные шарики. Ребенок должен «раздать шарики» детям. Т.е. нарисовать ниточки от шариков к руке человечка (соответственного цвета).

Аналогично можно «раздавать машинки», которые человечки должны тянуть за веревочку.

Знакомство с математикой

развивающие игры до 3 летГаражи

Берем несколько разных коробок. Наклеиваем (или пишем) на них цифры. Те же цифры приклеиваем скотчем на машинки. Теперь надо развезти все машинки по своим гаражам.

Цилиндрики

Черенок для лопаты распиливаем на цилиндрики. Надо по 5 штук пяти размеров. Например, по штук высотой 3,6,9,12,15см. Затем одинаковые по размеру цилиндры раскрашиваются в 5 цветов (чтобы получилось каждого цвета 5 размеров). Играть можно так:

  1. строить заборчики по любой закономерности (по высоте, по цвету, по убывающей, красный высокий-синий высокий-красный пониже-синий пониже и т.п.) – вводится понимание рядов!
  2. изучаем цвета,
  3. изучаем понятия выше – ниже, длиннее – короче,
  4. можно изучать счет,
  5. можно сортировать по любому признаку (понятие множества),
  6. ну и наконец, можно ими играть, как простыми кубиками или строительным материалом.

Точка, линия, отрезок

Каждый ребенок – это точка. Если дети возьмутся за руки, то получится линия. Если где-то посередине один из детей поставит руку на пояс, то получится луч. Если в луче еще один ребенок поставит руку на пояс – отрезок. Одна ребенок – «точка», а вокруг нее хоровод «равноудаленных» детей – будет окружность.

Учим цвета и буквы

Собери команду

Берем цветной картон, режем на полоски (4-5 см) и для них кружочки этого же цвета (диаметром 3-4 см), вместе раскладываем на полосочки, сохраняя один цвет. Можно сделать не только кружочки, но и квадратики, треугольнички.

Вторая ступень этой игры: вырезаются предметы одного цвета. Например, желтого: конфета, лимон, бантик и т.д. Подготовить листы цветного картона этих же цветов и также раскладывать по цвету.

Цветовое лото

На белом картоне рисуется 4 квадратика, приклеиваются цветные кружочки в каждый квадратик, а кружочки из картона этих же цветов нужно разложить соответственно на карточку (по типу лото).

Учим цвета и развиваем дыхание

Нужно взять несколько пластмассовых колечек двух цветов, поделить их на 2 “команды”. Сымитировать футбольное поле (лучше это делать на широком стуле) и, встав по разные стороны стула, дуть, забивая голы. Получается весело и интересно.

Кубик, все грани которого разного цвета

Катая его по полу, можно просить малыша быстро называть цвет той грани, которая оказывается сверху.

Кубики с буквами

Кидаем деревянные кубики с буквами. Ребенок должен назвать, какая буква выпала. Если назвал правильноэтот кубик выиграл он, если неправильнородитель. После того, как кинули все кубики, считаем, у кого больше. Кто победил – получает конфету. Ну и, естественно, по ходу игры неизвестные буквы мама называет, проговаривает 10 раз и заставляет 1 раз повторить.

Простые идеи для дома и улицы

чем занять ребенкаЗеркало

Ребенок располагается лицом к вам и делает какие-то движения. Вы начинаете повторять их, как зеркало. Потом меняетесь ролями.

Помогаем по дому

Отличная игра – мыть пол шваброй, протирать холодильник, помогать что-нибудь готовить. Игрушки на кухне – кастрюли, чашки, ложки, миксер. Любят малыши и помогать папе – крутить шурупы, например.

Лепка

Мама лепит из пластилина стереометрические фигуры и называет их. Например, шар, куб, цилиндр, конус, пирамида (правильная), тор. Можно их лепить большие и маленькие, разного цвета.

Можно слепить с ребенком из пластилина морковку, косточку, сыр и т.п. Если игрушечные звери, то «накормить» каждого тем, что он любит. Можно кормить и нарисованных зверей. Главное, смотрите, чтобы ребенок сам не наелся пластилина.

Камешки

Гуляя, можно собирать камешки, обговаривать цвет, размер, форму, проговаривать их на английском языке и т.д. А потом бросать их в реку.

Следы

Покажите ребенку, как оставлять след от ботинка на снегу. Обратите его внимание на узор. «У мамы – такой, а у тебя?» Многих детей это очень забавляет. А какие следы оставляют птички? А вон собачка пробежала.

Что там такое голубое.

Вам понадобится полая трубка, через которую можно смотреть. Если же вы воспользуетесь настоящим биноклем, то не забудьте приспособить его к глазам ребенка.

Взгляните в бинокль и скажите:

Я вижу в бинокль что-то голубое

Это стул? Нет, это не стул.

Это пол? Нет, это не пол.

Может быть это мой ботинок? Да, это мой ботинок.

Теперь предложите посмотреть в бинокль малышу и повторите игру. Побуждайте ребенка говорить. После того как вы спросите: «Это стул?», попросите его сказать: «Hет, это не стул». Скорее всего, в начале игpы он будет отвечать односложно: «нет», но со временем начнет добавлять и дpугие слова.

Игра в домик

Расстилаем коврик в шкафу и садимся в него. Когда дверь закрывается – становится темно, но в этом нет ничего страшного, ведь можно в любой момент включить свет – зажечь фонарик!

Можно организовать домик под столом дом, накрыв стол покрывалом.

эксперименты для малышейЦветные льдинки

Кубики изо льда – это очень интересная игрушка для ребенка.

  1. Можно положить на стол и смотреть, как она растает.
  2. Можно положить в воду и смотреть, как она плавает и тает.
  3. Можно щелчками погонять ее по столу (здорово катается!).

А еще лучше сделать цветные ледяные кубики. А может, найдутся и другие формы? Если в стакан налить воды на донышке – круг. Можно нарезать стаканчики из-под йогурта, чтоб они занимали меньше места, высотой 2-3 сантиметра. Или, может, у вас есть формочки для печенья?

Покрасить воду можно чем угодно начиная от пищевых красителей (для малышей) и до акварели, гуаши, чернил. Когда цветные льдинки готовы, можно идти на улицу и творить! Можно сделать что-то из снега, а потом выложить цветными узорами.

Величина

Берем машинки разных размеров. Подбираем подходящие по размеру «гаражи»-коробки.

Копилка

В маленькой коробочке сделайте прорезь, чтобы легко проходили монетки боком. Покажите ребенку, как собирать монетки в коробочку через эту прорезь. Вот увидите – ребенку очень понравится скидывать туда монетки, а потом открывать коробку, высыпать монетки и начинать все заново.

Игрушки в крупе

В глубокую, но не большую чашку насыпать крупы. Показать ребенку пару мелких игрушек и закопать их в крупу. Ребенок, погрузив руки в крупу, должен их найти. Хорошо развивается мелкая моторика и тактильные ощущения.

Во что играть с ребенком 1-3 лет

С ребенком от 1 до 3 лет можно играть в самые разнообразные игры. В этом возрасте ребенок очень активен и любознателен, познает мир, изучает свойства предметов, осваивает новые движения и навыки. В этой подборке – идеи для игр дома, на улице и в дороге.

Спортивные игры

Игра с одеванием. Мяч бросают об стенку, и, пока он летит обратно, играющий делает вид, что он одевается. После второго броска – будто обувается. После третьего – будто надевает шапку. Мяч надо словить. Кто собьется или не успеет поймать мяч, тот уступает место другому игроку.

Попади в ведро. Расставьте несколько ведерок на разном расстоянии и бросайте в них мячики. Задача забросить как можно больше мячей. На ведерках можно нарисовать цифры, как на мишени. Тогда игра будет заключаться в наборе бОльшего количества очков.

Пять шагов. На ветку дерева или на другое ысокое места подвесте на вервке игрушку. Затем завяжие ребенку глаза. С завязанными глазами он должен отйти от игрушки на 5 шагов, затем развернуться сделать 5 шагов до игрушки и взять ее.

Полет в космос. Для этой игры вам понадобятся детское легкое одеяло или плед и мягкая игрушка. Возьмите плед за углы, два угла возьмите вы, и два ваш ребенок. Если играющих больше, распределитесь так, чтоб каждому достался угол. Положите на середину пледа мягкую игрушку – мишку или зайчика. На счет раз-два-ТРИ резко встряхните плед так, чтоб игрушка подпрыгнула как можно выше. Можно взять несколько игрушек и провести соревнование на лучшего космонавта, т.е. какая игрушка выше взлетит.

Игры для координации движений. Предложите малышу разные способы ходьбы: как мишка, широко расставив руки и ноги; как зайчик, подпрыгивая; как лошадка, поднимая ноги; как солдат, маршируя. Ходите на носочках, бегайте, прыгайте, имитируете движение птичек, размахивая вытянутыми руками. При игре разговаривайте с малышом разными голосами животных: как птичка, как кошка, как мишка.

Топ, топ, стоп. Эта игра поможет развить координацию движений и силу крупных мышц. Возьмите ребёнка за руку и идите, приговаривая: топ, топ, топ, топ, топ, стоп. На слове «стоп» остановитесь. Далее идите вприпрыжку: гоп, гоп, гоп, гоп, гоп, стоп. Опять остановитесь на слове «стоп». Продолжайте менять характер движений, останавливаясь на слове «стоп». Вы обнаружите, что ребёнок скоро начнёт угадывать, когда вы собираетесь остановиться.

Прокати машинку через “тоннель”. Для этой игры нужно несколько человек или стульев. С людьми, конечно, интереснее. Взрослые встают друг за другом, расставив пошире ноги. Если вы вдвоем с малышом, поставьте стулья. Малыш провозит через тоннель грузовик с игрушками, выгружает их, на другом конце тоннеля в грузовик кладут другие игрушки.
Вместо машины с игрушками можно использовать мяч. Тогда задача несколько иная – нужно прокатить мяч через тоннель.

Цветная дорожка. Наклейте на пол при помощи скотча несколько листов плотной бумаги двух-трёх цветов так, чтобы получилась дорожка. Двигаясь с ребёнком по этой дорожке, пойте какую-нибудь песенку. Время от времени прекращайте пение и тот же момент останавливайтесь. Если ваш ребёнок уже узнает цвета, спрашивайте у него, на листе какого цвета вы остановились. Развивайте пространственное восприятие ребёнка, предлагая ему «переступить через лист», «пройти по листу», «обойти лист». Для разнообразия можно не просто идти, а прыгать на одной или двух ногах или идти на цыпочках.

Бэби-баскетбол. Игра учит координировать движения.
Возьмите большую корзину для бумаг и подберите такой мяч, который ребенку будет удобно держать в руках. Для начала ребенок должен просто опустить мяч в корзину. Постепенно отходите назад, чтобы ребенку пришлось забрасывать мяч в корзину. Если у ребенка еще не получается забросить мяч – покажите несколько раз, как это делается, но помните, что детям легче бросать мяч “снизу вверх”.

Игры дома

Разноцветные льдинки

Раведите в пластмассовых бутылочках воду с гуашевыми красками. В крышках пластиковых бутылочек проделайте 2-3 отверстия. Нв прогулку с собой возьмите пластмассовые формочки. Наполните их снегом, затем налейте из бутылок цветной воды, как следует размешайте снег с водой, а в центр вставьте петлю из веревки или толстой нити. Оставьте замерзать. Когда покрашенный вами снег достаточно замерзнет, выложите “куличики”. Такие украшения можно развесить на деревьях.

Если мороз недостаточно сильный, можно просто сделать “разноцветные куличики”. Ваши дети, в любом случае, будут довольны!

Photo by Senjuti Kundu on Unsplash

Рисование с ребенком 1-3 лет

Волшебные кляксы. Вам понадобится гуашь, толстая кисть и бумага (лучше 1/2 или 1/4 листа). Согните лист бумаги пополам и разверните снова. На одной половине попросите ребёнка поставить несколько жирных клякс, мазков или завитков. Теперь согните лист снова пополам и плотно прижмите ладонью. Осторожно разверните лист. Вы увидите причудливый узор. Подумайте вместе с ребёнком, на что это похоже? Можно подрисовать фломастером какие-то детали.

Ёжик. Нарисуйте гуашью ёжика и вместе с малышом с помощью зубочисток или спичек нарисуйте ему иголки. Елка с шариками и огоньками. Нарисуйте елку. отдельно разведите гуашь разных цветов и с помощью ушных палочек нарисуйте разноцветные шары и огоньки.

Солнышко. Сделайте на бумаге круг желтой или оранжевой гуашью (не жалейте краски) и предложите малышу палочкой для чистки ушей провести от круга лучики в разные стороны.

Дорожки. На листе бумаги или картона в разных углах нарисуйте (или приклейте вырезанные из бумаги) домики и зверюшек. Предложите ребенку нарисовать разноцветные дорожки к каждому домику, чтобы зверюшки не заблудились. Помните, что кистью по бумаги надо рисовать сверху вниз!

Читайте также:  Резкая или ноющая боль в суставе бедра отдает в ногу: что делать и как лечить

Коробочка для подарка. Возьмите пакет из-под молока или другую коробку. Лучше предварительно обклеить её белой или другой бумагой светлых тонов. Предложите ребенку сделать красивую коробочку для подарка (стаканчик для карандашей). Хорошо заранее рассмотреть с ребенком такие коробки, шкатулки, обратить внимание на узоры. Для такой работы необязательно пользоваться кисточкой. Можно наносить узоры в виде цветов и ватной палочкой. Не забудьте выполненную вместе с ребенком работу использовать по назначению.

Выбери цвет. Малышам даются трафареты с изображением различных предметов. Их задача — определить, какими цветами эти предметы могут быть окрашены (солнышко – желтое, елка — зеленая, цветок – красный, белый, синий, шапочка и т.д.). Затем закрашивается краской лист бумаги по размеру трафарета и трафарет наклеивают на закрашенный лист.

Рыбки. Толстой кистью делаем туловище. Маленькой кистью плавники. А вот хвостики рыбкам можно сделать как угодно. Это может быть и длинный пышный хвост, как у золотой рыбки и короткий, прямой, и длинный. Рассмотрите с малышом картинки или лучше живых рыбок. Обратите внимание на то, какие бывают разные рыбки.

Выращиваем сахарные кристаллы

У выращивания кристаллов аж две пользы! Первая – сладость для деток, а вторая – изучение химии, дети на всю жизнь запомнят веселую, вкусную, сладкую, разноцветную химическую реакцию. Вам понадобятся ингредиенты: баночки с широким горлышком или стаканы, деревянные шпажки, прищепки, пищевые красители, ароматизаторы, много много сахара и много много терпения!

Понадобится пропорция – 10 стаканов сахара на 4 стакана воды. Налить в кастрюлю 4 стакана воды и насыпать 4 стакана сахара, поставить на огонь ( учтите, что раствор наш увеличится в объеме, кастрюлю возьмите побольше), на среднем огне довести до закипания и добавить остальной сахар, при этом регулярно помешивая.

Когда сахар весь растворится, отставить кастрюлю от огня на 15 минут.

Пока наш раствор остывает, подготовим палочки. Замочить их в воде, затем положить в сахар, чтобы положить начало образованию кристаллов, палочки мокрые – сахар приклеится! После этого нужно обязательно дать палочкам с прилипшим сахаром высохнуть полностью, если палочки будут даже слегка влажными – у вас ничего не получится, когда вы их поместите в горячий сахарный раствор, весь сахар осыпется и новым кристаллам не на чем будет расти.

Налить сахарный сироп в стеклянные баночки или стаканы, добавить пищевые красители. Медленно опустить палочки в раствор и закрепить прищепками. Обратите внимание, чтобы палочки не касались ни дна банки, ни друг друга, между ними должно остаться расстояние, для обрастания кристаллами.

Поставить баночки в теплое или солнечное место.

Кристаллы будут готовы уже через неделю!

Как сделать большие мыльные пузыри

  • 1/2 литра воды
  • 1/2 л жидкого моющего средства для посуды
  • 1/2 л глицерина
  • толстая проволока
  • палка
  • изоляционная лента

Приступаем! Перемешать в ведре первых три компонента. Из проволоки сделать петлю и закрепить за палку изолентой, будет выглядеть как сачок, но без сетки. Теперь окунуть сачок в ведро и плавно вести по воздуху. Все!

Волшебная бутылка

  • пластиковая бутылка или банка
  • вода
  • растительное масло
  • пищевой краситель
  • шипучие таблетки АЦЦ или сода

Берем бутылку, наливаем в нее растительное масло, количество масла – 2/3 бутылки, затем добавляем воду, до заполнения объема бутылки. Добавляем несколько капель пищевого красителя, если краситель в сухом виде, разбавляем его с теплой водой. Шипучие таблетки АЦЦ разделяем на 4 части, их можно заменить на 1 чайную ложку соды.

В жидкость добавлять соду или шипучие таблетки можно несколько раз, при каждом добавлении будет происходить волшебный взрыв с плавающими цветными шариками и хлопьями.

Игры в ванной

Хорошее средство, чтобы отвлечь малыша от капризов в ванной – мыльные пузыри. Пускайте их сами или предлагайте подуть ребенку.

Можно пустить два-три ярких надувных воздушных шара в ванну, чтобы малыш мог их гонять по воде, подкидывать и ловить – и процедура мытья превратится в праздник.

Пена для ванночек тоже прекрасный строительный и игровой материал. Для детишек, которым прописывают ванны с морской солью, можно купить соль-пену. Из пены строятся целые замки, а на голове можно соорудить забавную прическу и полюбоваться на себя в зеркало. Парик из пены шампуня развлечет малыша, протестующего против мытья головы. Возьмите с собой в ванну любимую куклу и искупайте ее вместе. Используйте игру, чтобы расспросить ребенка, почему он не хочет купаться. Возможно, малыш боится именно душа. Придумайте сказку о поросенке, который не любил умываться или что-нибудь в этом роде. Вспомните народные прибаутки и детские стихи о пользе купания.

Можно играть с обычной губкой, наполняя ее водой и отжимая. Можно переливать воду с помощью разноцветных формочек или читать специальные мягкие книжки. Можно играть с полыми трубочками-дудочками, наполняемыми водой, или приобрести мягкий конструктор, который при намокании приклеивается к любой поверхности.

Будьте изобретательны, и купание перестанет быть пыткой для малыша и для вас!

Игры в дороге

Хор в автомобиле

Ш. Фельдчер, С. Либерман

Поскольку вы едете в собственной ‘колеснице’, вы можете петь, раскачиваясь в такт мелодии. Каждый выбирает популярную песню, которую могли бы петь все вместе. Если в машине несколько человек, то ‘хор’ можно разделить на две или три группы. Автомобиль – прекрасное место, где можно научить детей песням своего детства или родителям познакомиться с песнями, которые поют в школе.Если вам нравятся песни из музыкальных фильмов, прослушивайте их записи и вместе учите слова. Напевайте мелодии из любимых телепередач. Учите вашего ребенка песням, которые любите вы, и в свою очередь запоминайте его любимые песни.

Совет меломанам

Если у вас в машине есть магнитола, поставьте записи детских песен или ваших любимых народных песен и подпевайте им. Конечно, можно обойтись и своими силами, а еще интереснее будет, если вы возьмете в машину пустую кассету и запишите ваше хоровое семейное исполнение.

Подбери мелодию

Попробуйте использовать любимые мелодии для ваших семейных песен. Если вы, например, едете к тете Бонни, у которой есть толстая, пушистая кошка по кличке Далила, можно позаимствовать мелодию из песни ‘В лесу родилась елочка’ со словами:

А у Далилы-кошечки
Полоски хороши,
Живут в полосках блошечки.
Чеши ее, чеши!

Возьмите любую песню и меняйте слова, как хотите, так, чтобы получилась ваша собственная песня. Наверное, некоторые из них вам покажутся забавными и станут любимыми в вашей семье. Наиболее удачные запишите на магнитофон, чтобы не забыть их.

Какие игры развивают детей: от 1 до 4 лет

какие качества развивают игры у детей

Дети

Непреложный факт – разные игры развивают детей умственно и физически и помогают им научиться различным навыкам. Даже неопытные родители понимают, что играть с ребенком – это значит обучать его чему-то новому. В этой статье «Мама может всё» расскажет об играх, которые помогают в развитии детей разных возрастов.

Роль игр в развитии детей

Если ребенок проводит много времени в игре, то он:

  • быстрее и легче адаптируется в окружающей среде;
  • проще взаимодействует с другими людьми (и детьми, и взрослыми) и ладит с ними, находя общий язык и общие увлечения;
  • рано становится самостоятельным и в бытовых, и в жизненных навыках;
  • активней развивается физически;
  • таким образом развивает память, зрительные и слуховые способности;
  • обретает базовый опыт эмоционального развития;
  • развивает познания в разных областях жизни и становится легко обучаемым;
  • быстрее осваивает предметы, необходимые для обучения в школе.

какие развивающие игры нужны детям

Принцип поэтапного перехода в игре от простого задания к сложному позволяет ребенку в каждом возрасте узнавать и учиться чему-то новому. Все игры постепенно развивают в детях определенное умение или жизненный навык. Например, усидчивость, умение одеваться, сосредотачиваться на чем-то одном, доводить начатое до логического конца.

Поэтому очень важно подбирать игры и игрушки соответственно возрасту и развитию ребенка. Современные дети очень активны и быстро запоминают любую информацию. Родителям есть смысл постоянно двигаться вперед, не зацикливаясь на постулатах. Есть немало деток, которые и в год вполне справляются с развивающими заданиями для 2-х леток.

Чаще всего игру совмещают с:

  • обучением чтению, математике, письму;
  • активной познавательной и физической деятельностью;
  • заданиями, направленными на развитие логического мышления, мелкой моторики, памяти, речи и активизации умственной деятельности;
  • формированием творческой, психологической и эмоциональной сфер.

Какие есть развивающие игры для детей в 1 год

В год ребенок только еще начинает активно познавать мир, и все игры малыша в этот период обычно направлены на развитие его способностей. Особенно на моторику (мелкую в том числе), координацию движений, на речевой аппарат, на знакомство с окружающими предметами и укрепление эмоциональных связей с близкими. Для этого используют различные виды развивающих игр:

какие развивающие игры для детей 4

  • раскраски и картинки с большим объемным изображением, помогающие развивать творческие способности и мелкую моторику, изучать цвета;
  • крупные пазлы и кубики с картинками, рамки-вкладыши (есть два варианта: мягкие и твердые) для знакомства с окружающим миром и развития воображения;
  • пирамидки различной величины, матрешки и крупный конструктор с разной формой деталей (кубики, конус, прямоугольники), которые помогают развивать моторику и координацию, знакомят с формами, цветами и понятием «больше-меньше»;
  • игрушки из разных материалов (куклы, машинки, плюшевые игрушки, мячики, кегли);
  • различные сортеры, коробочки, мешочки, контейнеры, шнуровки, лабиринты, которые помогают ребенку развить моторику, мышление и знакомят с определенными навыками (например, шнуровка ботинок), буквами, цифрами, цветами и окружающими предметами, такими как, например, названия животных или фруктов-овощей;
  • игры с крупами, песком, соленым тестом и водой, рисование пальчиковыми красками, развивают мелкую моторику и творческие способности, воображение;
  • музыкальные (или говорящие) игрушки знакомят кроху с музыкальными инструментами, различными звуками, буквами, новыми словами и помогают развивать речь.

К играм,развивающим речевые навыки, мелкую моторику и координацию движений относят: пальчиковые игры, кукольный театр, игры на повтор движений за взрослыми под определенную речевку или потешку, танцы под музыку.

Особо стоит отметить активные игры, которые помогают развить физические и умственные данные ребенка. С годовалым крохой играют в мячик (учат пинать его, бросать, ловить), догонялки, прятки, паровозик. Для деток интересными будут активные игры с цветными ленточками, пластиковой бутылкой, воздушными шариками. Отличной идеей будет организовать в детской небольшой спортивный комплекс.На видео посмотрите, какие развивающие игры отлично подходят для детей этого возраста.

Не забывайте, что во все перечисленные игры малыш в год должен играть вместе с родителями. Он еще только учится обращаться со многими предметами, и ему необходима помощь взрослых.

Развивающие игры для детей от года до двух лет

В 1,5-2 года малыши становятся очень активными и любопытными. Им интересно все, что бы им ни предложили. И именно на их любопытстве и активности родителям нужно строить обучение. Ко всем уже перечисленным играм смело добавляются ролевые игры и игры с более сложными действиями и предметами. Ведь к двум годам ребенок уже многому научается, а значит и есть смысл усложнять все игры.

Игра в дочки-сыночки поможет ребенку наладить крепкую связь с родными и пояснит ему, что и он сам должен научиться любить других так же, как мама с папой любят его. А заодно и освоить жизненные и бытовые навыки. Например, ребенок учится кормить с ложки мишку или куклу и сам тоже учится кушать самостоятельно. Одевая и раздевая игрушку, малыш и сам запоминает всю последовательность действий. Старательно вдевая бусины на веревочку и делая подарок для куклы или мамы, кроха не только развивает мелкую моторику, он учится создавать полезное, делая что-то для других.

какие развивающие игры для ребенка 2

В этот период с ребенком нужно много разговаривать, учить его важным вещам, которые пригодятся ему и в общении с чужими людьми, и для формирования его характера. Такие игры как «Повторяй за мной», где малыш должен правильно произнести последнее слово в рифмовке, повторяя его за взрослым, помогут сформировать его навык правильного произношения. А игра в «Волшебный мешочек» поможет развить тактильную восприимчивость. Суть игры: спрятать в непрозрачный мешочек различные предметы и дать ребенку, не заглядывая внутрь, определить на ощупь, что это за предмет.

Попробуйте поиграть в игру «Кто и что делает», которая развивает интеллект, речь, воображение и память в двух вариантах:

  • взрослый называет предмет или животное и предлагает ребенку сказать, как они «разговаривают». Например: взрослый говорит «машина», а ребенок голосом показывает, как она едет или сигналит, взрослый говорит «лягушка», ребенок – квакает и так далее;
  • взрослые предлагают малышу самому назвать пару, которая производит одинаковые действия. Вопрос – прыгают кто? Ответ: лягушка и зайчик. Вопрос: рычит кто? Ответ – мотоцикл, медведь или волк и собака.

На видео ниже показаны еще несколько игр, которые подходят для деток 1,5-2 лет.

Развивающие игры для 3-4-х летних

Трех- четырех-летние детишки уже самостоятельны во многих своих играх. Они легко общаются со сверстниками, многие ходят в садик, где их учат и развивают уже как младших дошкольников. Такие игры направлены не только на закрепление уже приобретенных бытовых и жизненных навыков. Они готовят деток к школе. Их цель:

  • развить в ребенке усидчивость, умение подчиняться командам взрослых;
  • быть вежливыми, внимательными, восприимчивыми к критике;
  • научиться логическимыслить и запоминать материал;
  • уметь различать формы, цвета;
  • научить малыша читать, писать, считать;
  • преподать уроки этикета и правила общения в обществе;
  • научить мыслить, фантазировать, творить и быть самостоятельными.

какие игры и игрушки развивают детей

О целом сборнике разнообразных игр для 3-4-х леток рассказывается на видео ниже.

Ссылка на основную публикацию