Посттравматический синдром : причины, формы, признаки, диагноз, лечение. Посттравматический синдром у детей

Посттравматический синдром : причины, формы, признаки, диагноз, лечение. Посттравматический синдром у детей

Шкрябина О.Н., Клюшова О.В.,

ГБУ АО «Центр «Надежда»

ПТСР у детей: индикаторы и стратегии помощи

ПТСР – посттравматическое стрессовое расстройство, которое возникает на фоне воздействия внешних психотравмирующих событий. ПТСР — это болезненная реакция психики, возникающая в результате истощения нервной системы в результате пережитого насилия, унижения, пребывания в постоянном страхе человека за свою жизнь или жизнь близких людей.

Детские реакции на травму опосредуются возрастом и уровнем развития ребенка. При кратковременных травмах, чем меньше ребенок, тем больше его реакция на травму зависит от того, как реагируют на травматическое событие его родители. Если родители хорошо справляются с ситуацией, то у большинства маленьких детей не развиваются длительные симптомы травмы. При травмах, которые начинаются в маленьком возрасте и продолжаются на протяжении длительного времени, развитие ребенка может искажаться. Таким образом, возраст может быть как утяжеляющим, так и защитным фактором. Некоторые травмы, например, сексуальное насилие, особенно тяжело переживаются подростками.

Реакции на одно и то же травматическое событие у детей одного возраста могут быть различными: один ребенок может оказаться подавленным и испуганным, другой – начать агрессивно себя вести, третий сосредоточиться на заботе о других. Во многом эти реакции определяются тем, как ребенок или подросток понимает, что произошло и какие последствия это имеет для него лично, насколько он чувствует поддержку со стороны, как он относится к себе, характерологических особенностей ребенка и его привычных форм реагирования на трудности. Травматические события влияют на все сферы функционирования ребенка: на его представление о мире и о себе, эмоциональность и поведение.

Рассмотрим более подробно индикаторы психологического состояния детей, переживших травмирующие события [7]:

1. Чувство незащищенности и беспомощности. Пребывание в позиции жертвы субъективно переживается как беспомощность и неспособность изменить существующие обстоятельства, управлять своей жизнью. Дети воспринимают мир как источник непрогнозируемых и зловещих событий.

2. Тревога о будущем, ожидание «плохого», страх перемен. С чувством незащищенности тесно связана тревога и недоверие к будущему, ожидание чего-то «плохого». Ожидание «плохого» у детей в основном проявляется в настороженности и в страхе перемен.

3. Стыд, низкая самооценка и чувство вины. Из-за ощущения беспомощности и недоверия к миру у детей часто развивается низкая самооценка, чувство ущемленного достоинства. Низкая самооценка детей проявляется в виде страха самораскрытия и блокировки спонтанной активности. Им трудно высказать собственное мнение, выразить себя. Дети испытывают и чувство вины: они считают себя виновными за то, что остались живы, тогда как сверстники погибли во время военного конфликта. Можно предположить, что такого рода чувство носит защитный характер и служит уменьшению тревоги.

4. Гнев, агрессивность. У травмированных детей фрустрированы базисные потребности безопасности, защищенности и самоуважения. Фрустрация этих потребностей, естественно, вызывает ответный гнев и повышение уровня агрессии. Как правило, не находя источника, вызывающего агрессию, дети начинают подбирать наиболее удобную «мишень» (другого человека или животного) для реализации своих агрессивных чувств.

5. Отчуждение и изолированность от окружающей физической и социальной действительности. Травмированный ребенок стремится к уединению, глубоко погружаясь в воспоминания, связанные с травмой. Как правило, этот период связан с некоторым снижением контактности
и потребности в общении, даже если ребенок ранее был социально активным.

6. Невыплаканное горе. Невыплаканное горе и печаль – важнейшие характеристики травмы, всегда связанной с чувством потери – будь то потеря близкого человека, представления о себе, надежды и т. д. Главной помехой здесь становятся чувства стыда и беспомощности, желание сдержать агрессивный импульс. Но если взрослый человек потенциально все же может высказать и выразить горе, то ребенок находится в более тяжелом положении – у него еще не в полной мере развиты мышление и речь, чтобы он мог словами передать свои переживания. Часто единственным доступным ребенку способом выражения эмоций оказывается плач, но и в этом окружающие могут его «заблокировать»: «Ты уже взрослый и не плачь. », «Ты же такая смелая девочка. » и т. д. У ребенка остается два выхода – или переживать травматические переживания глубоко внутри, эмоционально отгородиться от окружающих и замкнуться в себе, или прибегнуть к реакциям протеста – гневу, агрессии, регрессивному поведению и др.

7. Травматические игры и повторяющиеся действия. Травматические игры повторяют тот или иной эпизод травмы. В этих играх ребенок чаще всего олицетворяет самого себя. Травматическая игра значительно отличается от обычной имитационной игры следующим:

– Прежде всего, обыкновенная игра сопровождается положительными эмоциями и задором, чего полностью лишена травматическая игра. Она характеризуется однообразием и настолько приближается к сюжету травмы, что вызывает тревогу и страх.

– Обычная подражательная игра является целесообразным поведением и служит развитию и социализации ребенка, для этого включает в себя широкий диапазон ролей (мама, папа, врач, воин и др.). Чем больше ролей «примеряет» к себе ребенок, тем больше он развивается. В противоположность этому, травматическая игра нецелесообразна. Она повторяется с характерной для навязчивости непреклонностью и монотонностью – не подвержена импровизации, в точности повторяет сюжет травмы. Ребенок здесь играет самого себя и отягощается отрицательными эмоциями. Обычно имитационная игра имеет место в интервале от 3 до 12 лет. Что касается травматической игры, она может продолжаться и в последующие годы, а у взрослых видоизменяется в травматическую деятельность. Например, при наличии у человека творческих способностей это может воплотиться в сюжетах художественной продукции.

8. Деформация картины мира. Травма искажает картину мира человека. Ребенок с еще не сформировавшейся системой убеждений стоит перед опасностью образования у него под воздействием травмы изначально деформированной картины мира. Часто мир представляется как источник зловещих событий, враждебный, преследующий, и сам человек в нем — незащищенный, беспомощный, жертва. Такая картина мира лишает человека свободы выбора, блокирует его жизненные силы. Подобные тенденции часто выражаются в творчестве детей.

9. Проблемы внимания, памяти, обучения. Невыплаканный травматический опыт – психологически незавершенное явление, поэтому он несет в себе тенденцию постоянной актуализации. Для человека, тем более ребенка, эта актуализация – довольно мучительный процесс, поэтому большая часть его жизненной энергии направлена на сопротивление этой тенденции, на обуздание болезненных эмоций. Это, естественно, накладывает отпечаток на познавательную активность – внимание становится рассеянным, возникают трудности сосредоточения, снижается объем памяти, может возникать «вязкость» мышления.

10. Различного рода страхи. Страх выполняет защитную функцию и, следовательно, имеет целесообразный характер. На разных возрастных этапах ребенку свойственны различные «нормальные страхи». В отличие от «нормальных страхов», возникшие в результате травмы невротические страхи, с одной стороны, имеют сверхсильную (паническую) интенсивность, с другой – они длительны во времени и поэтому деструктивны по своему характеру. У детей часто встречают страхи, «унаследованные» от родителей.

11. Травматические сновидения и нарушения сна. Травматические повторяющиеся сновидения – один из признаков «неизжитого», все еще непреодоленного травматического опыта. Травматические сны различаются тем, сколько точно они отражают травмирующее событие. Сновидение может воспроизводить случившееся полностью или же с изменениями, а возможно и не точно. Но в любом случае травматический сон вызывает тягостные эмоции (выкрики, бормотание, плач, вскакивание с постели, хождение во время сна). Часто наутро ребенок не помнит, что ему приснилось. Кошмарные сны и связанные с ними реакции могут быть присущи и нетравмированным детям, но при повторяющемся характере
и продолжительности это следует считать признаком травмы. Психосоматические нарушения. У травмированного ребенка можно встретить такие психосоматические нарушения, как логоневроз, энурез, бронхиальная астма, нейродермиты и др. Потому в процессе психосоциальной реабилитации важно направлять работу не только на лечение этих симптомов, но и на переработку травматического опыта.

Появление данных симптомов (даже одного-двух) является очень тревожным признаком. Подобные проявления требуют не только точной психологической диагностики, но и психотерапевтической помощи ребенку, т. к. многие симптомы, имея способность «закрепляться» в детском возрасте, затем оказывают влияние на всю жизнь человека, формируя деструктивные психологические защиты.

Многие авторы считают, что реабилитация детей и подростков, с ПТСР, должна реализовываться в рамках комплексно-целевой программы психолого-педагогической и медико-социальной реабилитации детей (биопсихосоциального подхода), включать следующие основные этапы: диагностический (наличие скрининг-оценки);

экстренной медико-психологической помощи,

комплексной психолого-педагогической и медико-социальной реабилитации (в индивидуальной и групповой форме),

мониторинг психологического и психического состояния, психообразование пациента и родителей, против рецидивную терапию,

обучение социальным навыкам [1].

А.Л. Венгер рекомендует, включать в психотерапевтический процесс членов семьи, родственников, друзей и проводить групповой дебрифинг и психообразование. Он отмечает, что только мультимодальный подход, т.е. использование арт-терапии, игровой терапии, релаксационных техник, поведенческих техник направленных на от реагирование агрессии. Зонирование реабилитационного пространства (зона сюжетно-ролевой игры, конструктивной деятельности, спортивных занятий, отреагирования агрессии, творческой деятельности) эффективно при лечении детей и подростков с ПТСР [3]. В отечественной клинической психологии активно разрабатываются формы экспресс-коррекции острой симптоматики психотравмы, состоящей из:

1. стабилизации психического состояния, восстановление нервно-психического состояния;

2. обеспечение стабильной социальной активности;

3. обучение навыкам преодоления поведенческих и эмоциональных проблем (страхи, тревожные руминации, негативные автоматические мысли, флешбек-эффекты);

4. коррекция нарушения коммуникативных навыков [4].

Показано, что большое значение в улучшении психического состояния детей и подростков с ПТСР могут оказать группы поддержки ребенку в горе и травматической ситуации. Цель работы группы – поощрять детей в их желании поделиться своим опытом, мыслями и переживаниями; так они глубже осознают всевозможные обстоятельства и самих себя в них. Дети получают возможность анализировать свой собственный случай, свои реакции на травматическую ситуацию и то, каким образом это влияет на их психическое состояние. В группе анализируется различная тематика, которая объединяет проблемы горя, пережитой травмы и концепции целостности, четкости, самоанализа и самосознания [1].

Л. Шнейдер при оказании психологической помощи детям и подросткам в кризисном состоянии рекомендует использовать следующие техники: информирование, метафору (аналогии), установление логических взаимосвязей, проведение логического обоснования, самораскрытие, конкретное пожелание, парадоксальная инструкция, работа с убеждениями, эмоциональное заражение, отреагирование неконструктивных эмоций, релаксацию, переоценку,, ролевое проигрывание, внутренние переговоры и др [9]. Однако изолированное использование эти техник вне понимания психотерапевтических мишеней, построения концептуализации (когнитивной модели расстройства) признается неэффективным лечением.

Основные мишени помощи при ПТСР:

1. Игро-терапия и арт-терапия. А.Л. Венгер и Е.И. Морозова рекомендуют с младшими детьми проводить терапию преимущественно с использованием методов игровой терапии, а со старшими – арт-терапии [2]. Каждое занятие в арт-терапии и игро-терапии детей с ПТСР рекомендуется строить по алгоритму «волны»: сначала постепенно включать детей в деятельность, ее интенсивность повышать по типу градиента, доходить до некоторого максимума, а затем снижать. Занятие заканчивать спокойной деятельностью (например, рисованием) или техниками релаксации (дыхание, мышечные упражнения). Обязательным является включение в реабилитационный процесс детей свободной игры и свободной художественной деятельности как в индивидуальной, так и групповой форме [5].

Читайте также:  Нюансы операции по удалению узлов щитовидной железы

2. Психосинтез при работе с детьми и подростками с ПТСР. Это направление терапии направлено использование образных техник для обучения навыкам совладания с травматическим опытом, проблемной ситуацией. Используется процесс визуализации образа, который включает в себя обучение детей и подростков техникам релаксации (дыхательные и мышечные техники), так и воспроизведение ситуаций, в которых ребенок оказывается в сложны и опасных обстоятельствах и может успешно с ними справиться с помощью дыхательных техник и воображения.

3. Когнитивно-поведенческая терапия при работе с детьми и подростками с ПТСР. При психотерапевтической работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста во всем мире стандартом является когнитивно-поведенческая психотерапия, ориентированная на работу с психологической травмой [6]. Когнитивно-поведенческая психотерапия — это кратковременная психокоррекционная работа, которая включает в себя 12-18 сеансов от 20-30 минут до 50-90 минут в зависимости от возрастных особенностей ребенка, потребности в психотерапевтической помощи, степени психологического состояния ребенка. Используются наглядные схемы, игрушки (особенно полезны игрушки бибабо), активно используется интерактивная доска для рисунков, планшетный компьютер с установленной программой (Triangle of Life). Занятия проводится индивидуально. Включают в себя занятия с ребенком и родителем (опекуном), или совместные занятие с ребенком и родителем вместе. Каждый сеанс предназначен для построения терапевтических отношений, а также психообразования, обучения навыкам эффективного совладания с напряжением, организации безопасной среды для решения и переработки травматического опыта.

4. Гештальт-терапия. Направлена на помощь ребенку в осознании того, что с ним происходит «здесь и сейчас» [1]. Для детей с ПТСР и особенно для жертв насилия данное осознание особенно актуально. Большинство гештальт-техник рекомендуется для работы с детьми 5-12 лет. Ключевым моментом в терапии является принятие ответственности (использовать «я» вместо «мы» или «вы») за свои мысли, чувства и поведение. Замена «не могу» на «не хочу» («почему» на «что» и «как»; «я должен» на «я хочу») чтобы понять какую долю ответственности ребенок в случившемся берет на себя, эффективно при работе с личностными диссоциациями детей, возникшими в результате травмы.

Используемая литература:

1. Брязгунов И.П. Посттравматическое стрессовое расстройство у детей и подростков. Медпрактика-М, 2008. 144 с.

2. Венгер А.Л. Психологическая помощь детям и подросткам в чрезвычайных ситуациях (на опыте работы с жертвами террористического акта в Беслане) // Консультативная психология и психотерапия. 2006. № 1.

3. Венгер А.Л., Морозова Е.И. Психологическая помощь детям и подросткам после Бесланской трагедии. Владимир: Транзит-ИКС, 2009. 150 с.

4. Кадыров Р.В. Посттравматическое стрессовое расстройство (PTSD): состояние проблемы, психодиагностика и психологическая помощь. СПб.: Речь, 2012. 448 с.

5. Мелёхин А.И. Игровая когнитивно-поведенческая терапия// Современное содержание дошкольного образования: вариативность, инициатива, устойчивое развитие. Иркутск: МЦПТИ «Микс», 2016. C. 68-71.

6. Пушкарев А.Л. Особенности коррекции посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) у участников военных действий. Мн.: 1997. 40 с.

7. Тарабрина Н.В. Психология посттравматического стресса: Теория и практика. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. 304 с.

8. Цуциева Ж.Ч. Феноменология, психодиагностика и психологическая коррекция посттраматических стрессовых расстройств у детей – жертв тер­рористического акта: особенности, психодиагностика и коррекция// Вестник психотерапии. 2009. № 32 (37). С.84-90.

Посттравматический синдром : причины, формы, признаки, диагноз, лечение. Посттравматический синдром у детей

По своей сути посттравматическое расстройство у детей представляет собой отсроченную реакцию на травматическую ситуацию, которая развивается по окончании действия причины этой травмы.

Дети всегда находятся в зоне риска, потому что адаптационные механизмы их нервной системы еще не до конца сформированы. И современное общество буквально подвергает детей риску получения какой-либо эмоциональной травмы. Такое может произойти в школе, где ребенок может стать жертвой буллинга, в общественном месте или в собственной семье. Кстати, случаев домашнего насилия очень много, что часто и является следствием развития посттравматического стрессового расстройства.

Причины ПТСР можно разделить на следующие категории:

  • Психологическая травма. Именно сильное стрессовое событие является основой данного расстройства. Под «травмой» может пониматься все что угодно: длительная болезнь или смерть близкого человека, семейное или сексуальное насилие, инвалидизация, помещение в интернат, природные, техногенные катастрофы и т.д.
  • Неблагоприятные социальные условия. Усугубление ситуации происходит в том случае, если ребенок после перенесенной психологической травмы оказывается без необходимой поддержки. Ребенок, который не имеет близких людей (либо они игнорируют его проблемы), проживающий в сложных бытовых и материальных условиях, еще сильнее подвержен ПТСР.
  • Индивидуальные особенности ребенка. В зону риска входят дети с различными соматическими, психическими и неврологическими заболеваниями.

На физиологическом уровне причиной развития ПТСР является повышенный уровень стрессовых гормонов. У обычного человека при возникновении опасности вырабатывается адреналин, задача которого – сделать так, чтобы максимально активизировать организм, чтобы человек скорее ушел от угрозы. У людей, которые ранее пережили психотравмирующую ситуацию, продолжает вырабатываться повышенное количество стрессовых гормонов, даже когда рядом нет никакой опасности. Безусловно, это сильно усложняет жизнь и социальное взаимодействие.

Коррекция ПТСР

Диагностика ПТСР у детей раннего возраста осложнена тем, что они еще не в состоянии четко описать то, что они чувствуют. Часто сами родители не замечают изменения в поведении ребенка, либо игнорируют их. По этой причине был разработан специальный опросник «Перечень педиатрических симптомов», в котором присутствует 3 теста, помогающих определить признаки наличия ПТСР. Он разработан для детей от 6 до 18 лет.

Что же касается лечения посттравматического стрессового расстройства, то здесь существует 2 подхода – медикаментозный и психотерапевтический. Возможно сочетание этих методов.

Безусловно, не существует никакого лекарства от ПТСР. Но есть ряд медикаментозных препаратов, которые с успехом применяются в купировании симптоматики, характерной для данного расстройства. Используются седативные препараты и другие средства, которые снижают напряжение, устраняют тревожность, снижают агрессивность и нормализуют работу ЦНС. Они помогают бороться с паническим атаками, фобиями и т.д.

Психотерапия предполагает использование следующих методик:

  • Когнитивно-поведенческая терапия. Предполагает активное взаимодействие психолога и ребенка путем разговоров о травмирующем событии. КПТ позволяет ребенку замечать и исправлять иррациональные мысли о самой травмирующей ситуации, либо о тех ситуациях, с которыми он сталкивается в повседневной жизни. Специалист знакомит ребенка с методами расслабления, которые позволяют ему пережить дискомфорт, вызванный травматическими событиями.
  • Десенсибилизация и переработка движением глаз. Ребенку предлагается сфокусироваться на внешнем стимуле (движения глаз из стороны в сторону, направляемые специалистом), параллельно прорабатывая воспоминания, эмоции и мысли, связанные с травматической ситуацией.
  • Телесно-ориентированная терапия (массаж, физиотерапия, рефлексотерапия, акупунктура, йога и т.д.). Цель – поиск внутренних ресурсов через внимание к телесным ощущениям, а также попытка перепрожить травматический опыт с позиции активного действующего лица (не жертвы).
  • Игровая терапия. Как правило, используется в работе с детьми младшего возраста, для которых затруднительно проведение когнитивно-поведенческой терапии по причине ее сложности для маленького ребенка. Используются различные игры и арт-терапия.

Снизить вероятность возникновения ПТСР у детей может только благоприятная психоэмоциональная атмосфера в семье. Необходимо максимально вовлечь его в социальные отношения: школа, игры с друзьями, посещение секций (только если он ребенок сам этого хочет), активный отдых вместе с семьей.

Конечно, травмирующая ситуация может прийти извне, поэтому задача родителей, если травма все-таки случилась – максимально снизить ее последствия. Если ребенок хочет поговорить об этом, то нужно выслушать его, но говорить об этом событии, как о прошлом опыте. Если же наблюдается яркая симптоматика, характерная для ПТСР, то важно вовремя обратиться к детскому психологу, которому доступны современные методы терапии.

Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста, напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Посттравматический синдром : причины, формы, признаки, диагноз, лечение. Посттравматический синдром у детей

Посттравматическое стрессовое расстройство — это тревожное расстройство, возникающее в результате длительных (отдаленных) последствий и кратковременных эффектов травмы, которая вызывает поведенческие и физиологические нарушения в младшем, детском и подростковом возрасте. Выделена новая диагностическая категория — острое стрессовое расстройство, отражающая тот факт, что травматические события часто вызывают острое развитие симптомов, которые могут в дальнейшем сохраняться или претерпевать обратное развитие.

Предшествующее травматическое воздействие, другие психопатологические проявления в анамнезе и симптомы посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) у родителей предопределяют развитие данного заболевания в детском возрасте. Оказалось, что многие психопатологические состояния в подростковом возрасте и у взрослых, такие как кондуктивное расстройство, депрессия и некоторые личностные нарушения, связаны с предшествующей травмой. Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) также ассоциируется с расстройствами настроения, деструктивным поведением и другими заболеваниями в детском возрасте.

Эпидемиологические исследования показали, что распространенность посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) в популяции детей до 18 лет составляет 6 %. У многих других детей (до 40 %) могут выявляться отдельные симптомы заболевания, однако данные случаи не удовлетворяют всем диагностическим критериям посттравматического стрессового расстройства (ПТСР).

Для установления диагноза посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) необходима идентификация угрожающего для жизни события, которое нанесло вред ребенку или близкому для него человеку и которое вызывает сильный стресс или страх. Для установления диагноза необходимы также три группы (кластеры) симптомов: повторное переживание, избегание и гипервозбуждение. Стойко сохраняющееся повторное переживание стрессового события посредством навязчивых мучительных воспоминаний, ночных кошмаров и «проигрывание» болезненной ситуации в играх — типичная реакция в детском возрасте.

посттравматическое стрессовое расстройство

Стойкая тенденция к избеганию ситуаций, напоминающих о травматическом событии, и притупление эмоционального ответа в виде изоляции, амнезии и избегания составляют вторую группу (кластер) поведенческих симптомов. Наконец симптомы гипервозбуждения включают нарушение сна, бессонницу, нарушение концентрации внимания, усиление старт-реакции и возбуждение и являются завершающим звеном в профиле симптомов посттравматического стрессового расстройства (ПТСР). Иногда после травматического события у детей отмечается некоторый регресс психомоторного развития.
Симптомы избегания обычно наблюдаются у маленьких детей, у детей более старшего возраста чаще распространены симптомы повторного переживания события и гипервозбуждения.

Читайте также:  Что делать, если ребенок кусается в 1, 2 год года, в детском саду: как отучить кусаться

Могут встречаться повторное «проигрывание» травматического события в играх, психосоматические нарушения и ночные кошмары.

После травматического события необходимо в первую очередь сфокусировать внимание на соединении ребенка с родителями и оказании первой помощи ребенку в безопасном месте. Быстрое купирование боли может снизить вероятность ПТСР в будущем и облегчает процесс адаптации в повседневной жизни, в том числе способствует налаживанию регулярного сна.

Долговременное лечение может включать индивидуальную, групповую, школьно-ориентированную и семейную психотерапию, а также фармакотерапию в отдельных случаях. Индивидуальная терапия направлена на трансформацию идеи «жертвы» у ребенка в идею «выживания» и может осуществляться посредством игровой, психодинамической и когнитивно-поведенческой терапии. Работа в группе также помогает идентифицировать детей, требующих более интенсивного терапевтического вмешательства.

Цель работы с семьей состоит в том, чтобы помочь ребенку выработать чувство безопасности, понять его эмоциональные реакции и идентифицировать тревожные ситуации, в которых ребенок в наибольшей степени нуждается в поддержке со стороны членов семьи. Клонидин или гуанфацин могут быть эффективны в лечении нарушений сна, постоянного возбуждения и страхов. При сочетании тревожного расстройства с депрессией и отсутствием аффектов возможно назначение антидепрессантов класса SSRI (сертралин, пароксетин или нефазодон).

Трициклические антидепрессанты также могут быть эффективны в лечении подростков, однако успешность их применения у детей более младшего возраста не доказана.

Редактор: Искандер Милевски. Дата обновления публикации: 18.3.2021

– Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики “Психология отношений”

Стресс и посттравматическое состояние у детей

Мы лечим детей по принципам доказательной медицины: выбираем только те методы диагностики и лечения, которые доказали свою эффективность. Никогда не назначим лишних обследований и лекарств!

 (1)

 (2)

 (3)

 (4)

 (5)

 (6)

 (7)

 (8)

 (9)

 (10)

 (11)

Никаких лишних обследований и лекарств! Назначим только то, что доказало эффективность и поможет вашему ребенку.

Педиатры и узкие специалисты Фэнтези – доктора с большим опытом, члены профессиональных обществ. Врачи постоянно повышают квалификацию, проходят стажировки за рубежом.

Мы сделали детскую медицину безопасной! Весь наш персонал работает по самым строгим международным стандартам JCI

Игровая комната, веселый аниматор, подарки после приема. Мы стараемся подружиться с ребенком и делаем все, чтобы маленькому пациенту было у нас комфортно.

Что такое посттравматическое расстройство?

Посттравматический синдром или стресс у ребенка – возникает по причине сильного, непереносимого для психики воздействия каких-либо обстоятельств и сопровождается рядом психических симптомов. Сильными стрессами, повлиявшими на состояние ребенка могут быть:

  • медицинские вмешательства, сильные болевые ощущения, операции
  • длительные болезни, серьезные физические травмы
  • физическое насилие в семье, наблюдение за насилием
  • ребенок потерялся, попал в руки злоумышленников
  • тяжелая болезнь или смерть родственника, друга
  • внезапное исчезновение из жизни ребенка кого-то из близких
  • переезд, перевод в новую школу
  • усыновление/удочерение
  • несчастный случай, авария
  • природные катастрофы
  • война: бомбежки, выстрелы, эвакуация
  • длительное пребывание в условиях эмоционального насилия в семье или в коллективе (давление, унижение, издевательства, отвержение)

Себелева Юлия Григорьевна

Опыт – более 13 лет, кандидат психологических наук. Работа с семьями, помощь в детско-родительских отношениях. Помощь при возрастных кризисах у ребенка. Психологическое сопровождение грудного вскармливания и завершения лактации. Психологическая коррекция при нарушении развития у ребенка и сложностях адаптации.

Острый и хронический стрессы у ребенка

Врачи отмечают, что существует несколько стадий посттравматического синдрома – острый и хронический. Острая стадия наступает в момент проживания стресса и длительность ее индивидуальна. В начале этого этапа ребенок проживает психическое напряжение и страх. Рядом могут быть другие люди, но субьективно человек остается один на один со страхом, злостью, отчаянием, беспомощностью. По окончанию приходит облегчение, происходит улучшение настроения, но вскоре временная эйфория трансформируется в вялость, усталось и заторможенность. В этот момент ребенку нужно помочь пережить негативные эмоции и почувствовать поддержку. Однако часто взрослые сами парализованы стрессом, и ребенку приходится справляться одному. Человек, не получивший поддержки во время острого стресса, переходит к стадии хронического стресса. Эта стадия предполагает длительную адаптацию после пережитого стресса, и если на этом этапе человеку не будет оказана адекватная помощь, то есть риск формирования посттравматического стрессового расстройства. Это влияет на развитие личности и физическое состояние человека. Для этапа хронического стресса характерны неожиданные поведенческие реакции, резкое изменение привычек и ритма жизни, нарушение концентрации внимания и сна, пищевого поведения, обострение соматических болезней, эмоциональные вспышки, перепады настроения и другие психологические симптомы.

Похожие симптомы могут проявляться в случае, если ребенок длительно переживал мучительные обстоятельства, на которые он никак не мог повлиять (в семейных отношениях или в коллективе). Это действует на психику аналогично острому стрессу и имеет такие же последствия.

Какие бывают симптомы стресса у детей?

Внимание родителей должны привлечь такие симптомы стресса как:

  • эпизоды повторного переживания – повторяющиеся негативные воспоминания, частые сны, связанные с событием, появление объектов, провоцирующих «возврат» к пережитому стрессу
  • повышенная возбудимость – эмоциональные вспышки, раздражительность, истерики, приступы агрессии
  • депрессивные симптомы и поведение избегания – чувство отрешенности, одиночества, отсутствие положительных эмоций, потеря активности, отказ от любимых видов деятельности
  • неожиданные поведенческие реакции: ребенок не хочет разговаривать или слишком болтлив, навязчив; много плачет или смеется невпопад; немотивированная агрессия или обидчивость, страх
  • резкое изменение привычек и ритма жизни: испытывает трудности в концентрации внимания, трудности при засыпании или пробуждении, возможен отказ от еды или переедание, тяга постоянно смотреть телевизор, играть в компьютер
  • могут проявляться различные соматические болезни
  • нарушения саморегуляции – заикание, навязчивые действия, перепады настроения или зацикленность на одной теме, мысли, занятии
  • разрушение учебной деятельности, отказ от нее, отказ ходить в школу, в детский сад
  • эмоциональные симптомы: страхи, необьяснимая тревога, недоверие к окружающим, скрытность, нежелание общаться с широким кругом людей, отпускать родителей.

Записаться на прием к психологу в клинику Фэнтези можно по телефону +7 (495) 106-79-99 .

Посттравматическое стрессовое расстройство

Посттравматическое стрессовое расстройство

Посттравматическое стрессовое расстройство – это неврологическое расстройство, проявляющееся у людей после тяжелых травм, пережитых лично или у свидетелей страшного события. Симптомы этого состояния – воспоминания, кошмары и крайняя тревога. Больным трудно справиться с такими ситуациями, и у них часто возникают воспоминания о неприятных моментах, паника, агрессия и др. состояния.

Яркая стрессовая ситуация или событие, вызвавшее ужас, чрезмерно драматическое или опасное, может приводить к стрессу и тревоге еще долгое время после того, как человек физически вышел из ситуации. Это серьезное психическое заболевание, которое может в значительной степени изменить личность пострадавшего. Поэтому нужно как можно скорее начать лечение.

Какие события приводят к расстройствам такого типа

Могут вызвать посттравматическое стрессовое расстройство любые травматические события, например, жестокие нападения, антропогенные катастрофы, несчастные случаи, военные действия и т. д.

ПТСР может возникнуть в любом возрасте. Известно, что более склонны к развитию этого состояния люди, которые подвергались жестокому обращению в детстве . Другие факторы, которые могут осложнить посттравматическое стрессовое расстройство, все еще исследуются.

Жестокое обращение в детстве

Жестокое обращение в детстве

Продолжительность расстройства

Симптомы обычно проявляются в течение 3 месяцев после травматического события, хотя бывают случаи, когда психические проблемы у пациента появляются через год. Тяжесть и продолжительность заболевания могут различаться. ПТСР обычно длится до шести месяцев и проходит в контролируемой форме. Тем не менее бывают случаи, когда состояние может быть изнурительным в эмоциональном смысле, и если оно длится более шести месяцев, его следует лечить у психотерапевта.

Обычно поведение пациента является результатом одного или нескольких симптомов, обсуждаемых ниже.

Симптомы ПТСР

Стресс в результате травмы нарушает нормальное нервное функционирование. Посттравматическое стрессовое расстройство дает следующие симптомы:

Симптомы настроения :

  • Перепады настроения – наиболее частый симптом расстройства.
  • Полное отсутствие энтузиазма и стремления заниматься хобби и общаться.
  • Возможно чувство негатива по отношению к семье, друзьям и незнакомцам.
  • Самообвинение за возникновение травмирующего события.
  • Развитие негативного взгляда на себя и мир.
  • Развитие социальных или специфических фобий.

Повторные переживания . Эти симптомы включают воспоминания и переживание жизни в виде снов и кошмаров. Во многих случаях пациент может вспомнить и заново пережить всю сцену или серию событий, которые в первую очередь привели к травме. Состояние может быть вызвано воспоминанием или ассоциацией со словами, событиями и другими подобными вещами, которые имеют отношение к воспоминаниям о травмирующем эпизоде.

  • Навязчивые воспоминания о травмирующем событии;
  • Повторяющиеся сны;
  • Негативная реакция на напоминания о событии, провоцирующем симптомы.

Избегание или размышление . Пациент может изо всех сил стараться избегать вещей, отдаленно близких к травмирующему инциденту или создать психический блок, не позволяющий вспомнить точные детали события.

Симптомы из этой серии:

  • Избегание любых напоминаний о травме – людей, участвовавших в событиях, ситуаций или обстоятельств, связанных с событием.
  • Подавление воспоминаний, связанные с событием.
  • Постоянные мысли о случившемся, невозможность смириться с произошедшим.
  • Страх, вина, депрессия по поводу прошлого инцидента, который привел к травме.

Гипервозбуждение или эмоциональная холодность . Симптомы возбуждения или реактивности могут вызвать те же реакции, которые человек проявил во время травматического опыта. Они могут включать в себя постоянное нахождение на грани ожидания повторения, испуг от малейшего намека на повторение события.

  • Повышенная бдительность;
  • Преувеличенный ответ на вероятную угрозу;
  • Раздражительность, гнев и эмоциональные всплески;
  • Трудности с концентрацией внимания;
  • Проблемы со сном;
  • Трудности с переживанием эмоций;
  • Эмоциональная отстраненность от окружающих и других событий;
  • Отказ от деятельности, которая имела значение до травмы;
  • Амнезия основных аспектов травмы.

Патологии, сопровождающие ПТСР

Посттравматическое стрессовое расстройство может сопровождаться многими сопутствующими состояниями, такими как депрессия, злоупотребление алкоголем или психоактивными веществами, тревожное расстройство и т. д.

Часто встречаются дополнительные симптомы: головные боли, желудочно-кишечные заболевания, проблемы с иммунной системой, головокружение, боль в груди, дискомфорт в других частях тела. Чтобы полностью вылечить посттравматическое стрессовое расстройство, необходимо учитывать и эти симптомы.

Мифы и факты о посттравматическом стрессовом расстройстве

Миф: Посттравматическое стрессовое расстройство поражает только ветеранов войны

Факт: Несмотря на то, что это нарушение действительно распространено среди ветеранов войны, это состояние способно затронуть любого человека. Примерно 70% людей в мире подвергаются каким-либо травматическим событиям в течение своей жизни, и почти 20% из них в конечном итоге страдают этим психическим заболеванием.

Очень высока вероятность развития посттравматического стрессового расстройства у жертв физического насилия и сексуальных домогательств. Женщины с большей вероятностью испытают это состояние из-за травмирующего опыта – изнасилования, побоев и межличностного насилия .

Межличностное насилие

Межличностное насилие

Читайте также:  Сгущенка при грудном вскармливании в первые месяцы - можно или нет

Миф: Люди после травмирующего события должны двигаться дальше по жизни. Те, кто не может смириться и справиться, – слабые люди

Факт: Многие люди, пережившие травмирующее событие чрезвычайной интенсивности, быстро восстанавливаются. Большинство людей могут вернуться к нормальной жизни после короткого курса лечения. Однако травма способна нарушить и изменить химию мозга настолько, что взгляды, восприятие и образ мышления вследствие болезни меняются в корне, в этом случае нужна длительная терапия, включающая прием лекарств. Это не говорит о слабости характера.

Миф: У людей развивается посттравматическое стрессовое расстройство сразу после травмирующего жизненного события

Факт: Симптомы посттравматического стрессового расстройства начинают развиваться в течение трех месяцев после переживания чрезвычайно травмирующей ситуации, но они также могут не проявляться или, напротив, проявляться через несколько месяцев или даже лет. В некоторых случаях симптомы могут исчезнуть, чтобы снова появиться на более позднем этапе жизни.

Многие люди не осознают, что страдают посттравматическим стрессовым расстройством. Это связано с тем, что они могут не связывать текущие симптомы, которые они испытывают, с прошлым травмирующим событием.

Как справиться с посттравматическим стрессовым расстройством?

Существуют различные методы лечения посттравматического стрессового расстройства, которые могут помочь изменить ваше отношение к травмирующему событию.

Очень эффективны в лечении посттравматического стрессового расстройства: когнитивно-поведенческая терапия, групповая терапия и экспозиционная терапия, когда пациент постепенно и многократно переживает пугающий опыт в контролируемой среде, что помогает ему справиться с травмой. Также помогают облегчить сопутствующие симптомы, такие как депрессия и беспокойство, лекарственные препараты.

Лечение зависит от тяжести симптомов:

  • Если симптомы легкие, предпочтительнее просто наблюдение за пациентом.
  • Если симптомы носят хронический характер, требуется психотерапия. Эта форма терапии используется для лечения как состояний психического здоровья – обсессивно-компульсивного расстройства, тревоги и депрессии так и эмоциональных проблем, возникающих в результате посттравматического стрессового расстройства. Для этого вида лечения необходимы квалифицированные специалисты в области психического здоровья.

Некоторые из методов психотерапии:

  • Когнитивно-поведенческая терапия . Позволяет человеку адаптироваться к изменениям и распознавать модели мышления, которые приводят к иррациональному и негативному поведению и действиям.
  • Экспозиционная терапия . Вызывает у пострадавшего сначала тревогу, подвергая его травмирующим воспоминаниям, ситуациям и объектам, моделируя их. Терапия помогает человеку преодолеть страхи и почувствовать себя комфортно в той же среде, которая раньше вызывала страх и беспокойство .
  • Групповая терапия . Популярная и эффективная форма терапии позволяет поделиться своими чувствами, страхами и мыслями с группой людей, которые сами пережили подобную травму в своей жизни. Обмен таким опытом помогает снизить уровень стресса.
  • Десенсибилизация движением глаз и повторная обработка . Процесс, в котором пациента заставляют сосредоточиться на нескольких формах отвлекающих факторов, таких как звуки и движения рук, пока он думает о травме.

Коморбидные симптомы, такие как депрессия, общее беспокойство и злоупотребление алкоголем или психоактивными веществами, вторичны по отношению к посттравматическому стрессу. Сначала следует лечить посттравматическое стрессовое расстройство, а затем устранять связанные с ним симптомы.

Медитация (не вариант лечения) помогает в признании когнитивных диссонансов и помогает в осознании и преодолении их влияния.

  • Трициклические и атипичные антидепрессанты и селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (СИОЗС), помогают человеку решить проблемы, связанные с бессонницей, которые возникают из-за посттравматического стрессового расстройства, подавить кошмары, грусть, напряжение.
  • Ингибиторы моноаминоксидазы, такие, как изокарбоксазид.
  • Нейролептики, в том числе рисперидон, можно использовать для снятия таких симптомов, как воспоминания и бессонница.

Все виды лекарств для лечения посттравматического стрессового расстройства следует принимать только по назначению врача.

Посттравматическое стрессовое расстройство – это сложное состояние. Если у вас или у ваших знакомых есть подобные симптомы, в первую очередь следует обратиться за помощью к психотерапевту.

Диагноз ПТСР (посттравматическое стрессовое расстройство)

Посттравматическое стрессовое расстройство или ПТСР – это тяжелое психическое состояние, прогрессирующее на фоне единичного или повторяющегося события, оказывающего негативное действие на психическое здоровье человека. Симптомы ПТСР способны проявиться сразу или спустя несколько месяцев после травмы.

Вероятность развития посттравматического стрессового расстройства одинакова для пациентов разных возрастных групп. Главный фактор риска – тяжесть полученной травмы, исходное состояние психики, психологическая и биологическая предрасположенность.

Классификация

В современной классификации выделяют 4 вида посттравматического синдрома:

Острый.
Появляется в первые дни после стрессовой ситуации. Симптомы проявляются очень ярко в течение 2-3 месяцев.

Хронический.
Характерно постепенное нарастание признаков патологии, истощение нервной системы, изменение характера, интересов.

Деформационный.
Проявляется у пациентов с длительно протекающим хроническим расстройством психики. Прогресс приводит к формированию фобий, неврозов, ощущения тревожности.

Отсроченный.
Клиническая картина становится явной через 3-6 месяцев после травмы. Спровоцировать прогресс ПТСР могут разные внешние раздражители.

Также, выделяют 3 стадии ПТСР: острая, хроническая и отсроченная.

В первом случае, это – период начала экстремальной ситуации. Состояние сохраняется до ее завершения. Характерна чрезмерная тревожность за собственную жизнь, заторможенность, спутанность сознания.

Хроническое состояние наблюдается после устранения триггера, если пациент ощущает себя неспокойно. Не исключено сохранение помутнения рассудка, человек не понимает, что произошло. Часто возникают изменения речевых и двигательных функций.

В отдельных случаях при ПТСР стадии такого плана не наблюдаются, проявляется отсроченная форма, то есть характерные симптомы возникают через несколько месяцев, а до этого пациент чувствует себя нормально.

Эта медицинская проблема различается и по тяжести состояния. При легком течении посттравматического синдрома, самочувствие больного остается неизменным, сохраняется способность к профессиональной деятельности и возможность общения с другими индивидами. При тяжелой степени поражения диагностируют хронические психические расстройства, возможна шизофрения. При продолжительном прогрессе, ПТСР приводит к сбоям работы головного мозга, влияет на работу эндокринной и нервной системы.

Для посттравматических синдромов характерны разноплановые признаки, в зависимости от которых обеспечивается деление на клинические типы:

  • тревожный – частые приступы, проявляющиеся на фоне постоянного перенапряжения;
  • астенический – нервная система истощена, теряется интерес к жизни, пациент начинает ощущать собственную ущербность;
  • дистрофический – замкнутость, пациенты стараются избегать окружающих, часто появляется необъяснимая агрессия;
  • соматоформный – проявляется на фоне отсроченного ПТСР, сопровождается сбоями в работе сердечно-сосудистой, нервной систем, ЖКТ.

При выявлении посттравматического стрессового расстройства основная задача специалиста правильно дифференцировать диагноз, установив вид и тип.

Основные причины ПТСР

Основным фактором, провоцирующим посттравматические стрессовые расстройства, является трагическое событие, травмирующая ситуация.

К числу причин ПТСР относят:

  • боевые столкновения и вооруженные конфликты;
  • террористические акты, природные и техногенные катастрофы;
  • физическое и психологическое насилие;
  • нападения, избиения, пытки, ограбления;
  • похищение людей;
  • неизлечимые болезни, обнаруженные у самих пациентов и его ближайших родственников;
  • смерть близких людей;
  • выкидыши или преждевременные роды у женщин.

Столкнуться с ПТСР может психологически здоровый человек, но течение болезни у него будет легче, чем у человека с расшатанной психикой. Во всех случаях синдром имеет волнообразное течение, часто это приводит к устойчивому изменению личности. Происходит переоценка собственных идеалов, своей значимости в жизни, изменение старых представлений.

Клинические симптомы ПТСР

К перечню симптомов ПТСР относят такие изменения:

  • тревожно-фобические состояния;
  • постоянные погружения в события прошлого;
  • навязчивые воспоминания;
  • нарушения памяти и расстройства сна;
  • апатия, нежелание жить;
  • ощущение напряжения и тревоги;
  • асоциальное поведение;
  • любые признаки истощения ЦНС;
  • притупление эмоций;
  • сужение сознания;
  • отсутствие удовольствий, радости жизни;
  • социальная отчужденность.

ПТСР у детей: особенности

Согласно статистике, болезнь у детей выявляют не чаще чем у взрослых, но специалисты в области психотерапии уверяют, что расстройство у детей прогрессирует быстрее. Дети представляют собой группу риска из-за повышенной предрасположенности к посттравматическому синдрому, впечатлительности и чувствительности. Причины развития проблемы у детей – это психологические травмы, неблагополучные социальные условия и индивидуальные особенности развития.

Диагностику патологии обеспечивает детский психиатр. Врач устанавливает, какое психотравмирующее событие произошло, и какие изменения в нервной системе оно спровоцировало. В ходе диагностики оценивается реакция больного на воздействие раздражителей, уточняется наличие воспоминаний, воспроизводимых во сне, в ходе игры или в рассказах. Консультация детского психолога позволит установить тип расстройства, определить схему воздействия и установить прогноз на выздоровление.

Лечение ПТСР у детей – это продолжительная работа с детским психологом или психотерапевтом. Комплексная терапия требует совокупного использования нескольких методик. Пациенту показана когнитивно-поведенческая коррекция, психотерапия и медикаментозное лечение, направленное на стабилизацию работы ЦНС.

Осложнения

Игнорировать поставленный диагноз ПТСР не следует. С течением времени проблема может усугубиться и привести к необратимым осложнениям. Коррекции поддаются только острые расстройства, после перехода в хроническую форму, терапия осложнена, наблюдается патологическое изменение личности. У человека проявляются выраженные нарциссические качества, не исключено развитие алкоголизма и наркомании. В совокупности перечисленные факторы являются неблагополучными признаками, поэтому усугубляют прогноз на восстановление.

Диагностика

Посттравматическое стрессовое расстройство устанавливают на основании жалоб пациента на психологические травмы, трагические события в прошлом. Диагностика ПТСР обеспечивается при помощи специальных опросников, подтверждающих наличие критериев, сходных для заболевания.

Тест на ПТСР, проводимый с самим пострадавшим, не всегда является точным, поскольку некоторые факторы больной может скрывать. Часто психиатр рекомендует дополнительную консультацию в присутствии родственников или людей из близкого окружения. Это позволяет дифференцировать диагноз и исключить наличие других, симптоматически схожих заболеваний.

Лечение

Тактику лечения ПТСР определяют индивидуально с учетом особенностей больного, типа патологии и наличия или отсутствия сопутствующих расстройств. Наиболее эффективной считается когнитивно-поведенческая терапия и гипнотерапия. По показаниям психотерапию сочетают с медикаментозным воздействием. Лечение ПТСР часто требует использования адреноблокаторов, антидепрессантов, транквилизаторов, нейролептиков. В качестве вспомогательных методов используется лечебный массаж.

Профилактика ПТСР

Предотвратить развитие серьезных проблем поможет врач-реабилитолог или психотерапевт. Основная задача – начать воздействие сразу после получения травмы, качественно проработать событие, чтобы не допустить перехода проблемы в хроническую форму. Также, предотвратить развитие посттравматического стрессового расстройства помогут:

  • правильное питание;
  • создание комфортных условий жизни;
  • отказ от алкоголя и наркотиков.

Врач должен разъяснить пациенту, что острая реакция на стресс – это нормально для организма человека. Еще профилактика ПТСР заключается в том, чтобы избежать возможных стрессов и сохранении психического равновесия.

Статья носит информационно-ознакомительный характер. Пожалуйста, помните: самолечение может вредить вашему здоровью.

Ссылка на основную публикацию