Сенсорная интеграция, как метод лечения нарушений в развитии ребенка

Сенсорно-интегративная терапия: основные принципы построения коррекционно-развивающей работы, применяемые приемы и методы

Сегодня в большинстве подходов к поведенческим и эмоциональным проблемам детей признается ключевая роль регулирования сенсорной системы на подкорковом уровне в развитии ребенка, а также влияние на обучение ребенка механизмов сенсорной интеграции и вестибулярно-церебеллярных механизмов поддержания позы и равновесия.

Теорию и метод сенсорной интеграции и стимуляции начала разрабатывать в 50-ых годах 20 века врач и трудотерапевт Э. Джин Айрес (США). Основная идея метода сенсорной интеграции заключается в том, что впечатления собственного тела тактильные, проприоцептивные, вестибулярные являются базой для приобретения и накопления сенсорного опыта и развития личности в целом. Это положение обусловлено онтогенезом развития сенсорных систем. Тактильная, проприоцептивная, вестибулярная сенсорные системы начинают формироваться до рождения ребенка. Другие зрительная, слуховая, обонятельная, вкусовая развиваются на их основе значительно позже. Поэтому сенсорно-интегративная терапия направлена, прежде всего, на развитие взаимодействия между тактильной, проприоцептивной и вестибулярной сенсорными системами как базы, основы, предпосылки для формирования других чувств.

Сенсорно-интегративная терапия представляет собой строго дозированную и четко простроенную специфическую тренировку нарушенных функций в специально организованной терапевтической среде.

Центральной идеей терапии, основанной на сенсорной интеграции, является стимуляция сенсорных систем и контроль над сенсорными «каналами» (особенно это касается двигательной, вестибулярной системы, мышц, суставов и кожи), направленные на то, чтобы ребенок спонтанно формировал адаптивные ответы, интегрирующие различные виды ощущений [1].

Основные принципы терапии [1]:

1. Сенсорные аспекты активности важны для развития и обучения.

2. Чтобы справляться с трудностями и осваивать новые навыки, ребенку нужны хорошая перцепция и интеграция ощущений.

3. Эффективная реакция на трудности и усвоение новых навыков весьма существенны для развития сенсорной интеграции нервной системы.

4. Организация сенсорной перцепции и эффективных ответов, как правило, улучшает не только развитие, но и поведение детей.

5. Освоение сложных навыков и типов поведения зависит от совокупности ответов на более простые задачи.

6. Чем сильнее ребенок мотивирован к какому-либо занятию и чем сильнее в нем заинтересован, тем больше шансов, что он выстоит перед трудностями и в результате будет действовать эффективнее.

7. Важный аспект терапии – следовать за ребенком в его развитии.

8. Терапия основана на игре, причем организация и выбор видов активности обусловлены интересами и предпочтениями ребенка (терапия наиболее эффективна, если ребенок направляет свои действия сам, а терапевт лишь ненавязчиво меняет обстановку).

9. Терапевтические виды активности предполагают, что задачи, поставленные перед ребенком, ему по силам.

10. Эффективность терапии определяется тем, начинает ли ребенок эффективно реагировать на задачи, с которыми он прежде не мог справиться.

11. В терапии необходимо учитывать, что все сенсорные системы взаимосвязаны между собой и особым образом взаимодействуют друг с другом. Например, тесная взаимосвязь существует между тактильной и вестибулярной системами, этим объясняется, почему при сильном стимулировании вестибулярной системы часто наблюдаются кожные реакции. И наоборот, чрезмерная стимуляция тактильной чувствительности (кожи) может вызывать вестибулярные нарушения (тошноту, плохое настроение – вплоть до вспышек гнева и агрессивного поведения). Чаще всего дети с повышенной чувствительностью кожи имеют также и повышенную чувствительность вестибулярной системы, а у детей с пониженной чувствительностью тактильного восприятия, как правило, отмечается и пониженная чувствительность вестибулярной системы.

12. В терапии важно целенаправленно стимулировать отдельные системы восприятия ощущений таким образом, чтобы на долю других приходилось как можно меньше работы.

13. Человек не может упражняться в том, чего не умеет; не работать с теми областями, которые испытывают дефицит, а подводить под них основание, опираясь на «умения» ребенка. Для улучшения конечного результата необходимо работать на стадиях, предшествующих желаемому уровню развития; начинать работу надо не там, где ребенок нуждается в помощи, а там, где он чувствует себя уверенно и уравновешенно (например, не работать с кожей, если нервная система оказывает сопротивление (при десенсибилизации, повышенной чувствительности кожи), следует начинать с тех сенсорных каналов, которые достаточно развиты для работы с новыми стимулами). Основываясь на том, что ребенок уже умеет делать, мы можем воздействовать на проблемные области, не нанося ущерба его уверенности в себе.

14. В терапии важен тщательный выбор занятий и силы воздействия на ту или иную сенсорную систему ребенка, методы и приемы терапии не должны ни в коем случае наносить вред ребенку. Ответы ребенка на сенсорные импульсы почти всегда служат надежным критерием того, насколько хорошо мозг обрабатывает ощущения. Например:

– вестибулярные импульсы особенно сильно влияют на мозг, причем они могут как организовывать, так и дезорганизовывать работу организма, например, дыхания и сердцебиения; неспособность мозга обрабатывать вестибулярные импульсы может привести к дезорганизации, летаргии и, в крайних случаях, к потере сознания или припадкам (при наличии склонности к ним), поэтому не рекомендуется подвергать ребенка целенаправленным вестибулярным нагрузкам;
– обработка сигналов, поступающих от органов равновесия, осуществляется нервной системой по-разному. Легче всего воспринимаются движения вперед-назад и вверх-вниз. Затем – вправо и влево. Труднее всего осознается вращение вокруг разных осей. При искусственной стимуляции (искусственная стимуляция – это та стимуляция, которую осуществляет терапевт, самостоятельная стимуляция происходит, когда ребенок стимулирует себя сам) важно учитывать эту закономерность (иерархию восприятия стимулов) особенно при работе с младенцами и детьми с тяжелыми нарушениями. Раскачивание на качелях должно происходить в строго определенном направлении в соответствии с иерархией восприятия стимулов и в медленном темпе, чтобы нервная система успевала обрабатывать стимулы, поступающие в мозг ребенка от заданных движений. Качели с переменным, неопределенным направлением движения (например, вперед-назад или вправо-влево) годятся только для детей с пониженной чувствительностью вестибулярной системы. Они сообщают мозгу путаную, «диффузную» информацию. «Диффузное» воздействие не способствует преодолению нарушений, не помогает дифференцировать сенсорные ощущения;
– при тактильной стимуляции очень часто применяется вибрация, но следует иметь в виду, что, как и другие виды сенсорных импульсов, вибрацию следует использовать осторожно, потому что ее влияние очень индивидуально;
– всегда очень осторожно нужно работать с повышенной чувствительностью любой из сенсорных систем; нельзя, например, проводить тактильную стимуляцию при повышенной чувствительности кожи; тактильная стимуляция при повышенной чувствительности кожи может привести к таким болезненным ощущениям, которые могут стать настоящей пыткой для ребенка и его нервной системы.

15. Сенсорная интеграция как вид терапии целостна: она задействует все тело, все органы чувств и весь мозг. Когда мышцы работают слаженно, формируя адаптивное движение всего тела, они вместе с соответствующими суставами посылают в мозг хорошо организованные ощущения. Движения, в которые вовлечено все тело, также порождают множество вестибулярных импульсов, помогающих объединить другие сенсорные системы. Способность организовать эти ощущения и адекватно на них ответить способствует организации различных мозговых функций.

  • хорошо организованное пространство: помещение должно быть довольно большое и безопасное (наличие покрытия или бутоматов на полу; «мягкие» стены);
  • наличие оборудования, обеспечивающего сенсорные ощущения (качели, шведские стенки, сухой бассейн, мягкие пуфы, маты, мягкое оборудование, мягкие горки, тоннели и т.д.);
  • наличие оборудования и приспособлений для организации детских игр.
  • постараться исключить возможность отвлекаться;
  • чтобы помочь ребенку удержать внимание – не давать одновременно больше одного задания;
  • если ребенок волнуется, что его могут ударить, найти для него место, где он сможет почувствовать себя в безопасности, например, не в центре группы, а с краю;
  • постарайтесь убрать то, что может приводить к зрительной перегрузке (различная информация на стенах, ковровые покрытия с яркими рисунками, игрушки и предметы, которые отражают свет, бликуют);
  • твердые, гулкие поверхности, шум аквариума, радио, открытое окно, осветительные или обогревательные приборы, которые издают звук, мешают маленьким детям сосредоточится на задании, поэтому, необходимо убрать такие вещи;
  • запахи еды, медикаментов, краски могут раздражать детей, необходимо устранить отвлекающие обонятельные раздражители.
  • в помещении, где находятся дети (игровая комната), должно быть тихое место, где ребенок, который устал или расстроился, может отдохнуть.

Для преодоления нарушений сенсорной интеграции используют разные упражнения:

  • лошади-качалки и кресла-качалки;
  • качели;
  • карусель;
  • батут;
  • иппотерапия

раскачивания ребенка на качелях, или на коленях взрослого можно проводить с опорой на живот (грудную клетку), так чтобы ноги касались земли;

прыжки с возвышением, постепенно увеличивая высоту;

игры с большим мячом (положить ребенка грудью или животом на большой мяч, придерживая сначала за туловище, затем за колени, и потом за голеностопные суставы мягко раскачивая, руки у ребенка, в этом случае, остаются свободные для опоры перед собой);

можно использовать традиционные игры с потешками, такими как «По кочкам», «Кто на лодочке плывет…» и т.д.;

«падение» на руки взрослого, стоя к нему лицом, затем спиной; когда ребенок уже будет готов к этому, можно пробовать тоже самое с закрытыми глазами;

хождение по скамейке, можно использовать игру «Перейди через пропасть»;

перелезание через стулья (два стула ставятся спинками друг к другу, упражнения хорошо проводятся с двумя детьми, при этом им нужно помогать друг другу);

  • обозначайте границы с помощью яркого скотча на полу;
  • прививайте правило «вытянутой руки» для других людей;
  • упражнения на сдавливание и растягивание мышц, сухожилий и суставов с разной силой воздействия;
  • используйте все виды занятий для развития мелкой моторики (любые пальчиковые игры, игра в мяч (ловить его); хлопки в ладоши; собирание пирамидки, доставание предметов, нанизывание крупных бусин и колечек; можно рвать бумагу, катать «колбаски» из пластилина; застегивать пуговицы); любой вид рукоделия, бисероплетение, рисование и раскрашивание;
  • обязательное изучение материалов различной фактуры;
  • также можно использовать такие упражнения:

– поочередные движения правой и левой руки;
– синхронные движения обоих рук;
– учить детей фиксировать одну руку на предмете, объекте, а другой совершать какие-либо движения;
– учить детей осуществлять не синхронные движения обоих рук для выполнения какого-либо действия

  • тяжелые одеяла;
  • спальные мешки;
  • массажные коврики;
  • растирание жёсткой мочалкой;
  • развитие мелкой моторики;
  • работа с материалами разной фактуры и плотности;
  • крепкий массаж, прием «Сэндвич» (ребенка кладут между больших подушек, при этом гладят ребенка ладонью, поглаживания должны быть крепкими и растирающими);
  • игры, где необходимо толкать или тянуть что-то, нести умеренно тяжелые предметы, прыгать;
  • ощупывание руками разных поверхностей, хождение по ним ногами, соприкосновение всем телом с различными материалами (шариками в сухом бассейне, с песком, камешками, крупой, водой разной температуры и т.д.). Если ребенок избегает прикосновения с незнакомыми предметами, целесообразнее использовать знакомые игрушки (предметы), их можно, например, прятать под одежду ребенка и искать.

помните, что объятия могут быть скорее болезненными, чем утешающими;

постепенно знакомьте ребенка с различными текстурами; приготовьте для этого коробку с различными по фактуре материалами (шерсть, шелк, бархатная бумага и т.д.);

учите ребенка самостоятельным действиям, позволяющим регулировать чувствительность (например, при расчесывании волос и мытье)

Сенсорно-интегративная терапия рассчитана на продолжительные занятия и обучения периодами. Она воздействует на организацию мозга и не нацелена на достижение кратковременных результатов на поверхностном уровне. Между курсами занятий (периодами обучения) необходимы остановки, паузы, чтобы ребенок, получив порцию обучающего материала, мог воспользоваться паузой для того, чтобы основательно усвоить данный материал. Нельзя упускать из внимания тот немало важный факт, что пауза равнозначна этапу работы со стимуляцией органов чувств. Мозгу нужно время, чтобы обработать воздействие раздражителей [2].

Ни один метод не гарантирует непременного успеха. Все люди разные. Каждый ребенок неповторим и многогранен. Важно следовать за ребенком в его развитии, искать тот метод, который поможет преодолеть проблемы и трудности данного конкретного ребенка, и гибко менять приемы, методы и вид терапии, если они не подходят к конкретному ребенку. Понимание особенностей и потребностей каждого ребенка может помочь в построении эффективной коррекционно-развивающей работы, помочь ребенку наладить контакты, общение со сверстниками и взрослыми, и полноценно развиваться во всех направлениях.

Наилучший результат также достигается в комплексном подходе, в сочетании сенсорно-интегративной терапии с другими методами и видами терапий (коррекция речи, физическая терапия (ЛФК), нейропсихологическая коррекция, иппотерапия, кинезиология, когнитивная терапия, игротерапия, сенсорно-интегрирующие виды спорта и т.д.)

Также одним из решающих факторов, помогающих добиться положительных изменений, является активное сотрудничество ближайшего окружения, поэтому очень важна роль родителей в данном виде терапии.

Сенсорная интеграция, как метод работы с детьми с ОВЗ
статья

В последние десятилетия во многих странах в коррекционно-развивающей деятельности с детьми с ОВЗ активно используется метод сенсорной интеграции. Он был разработан американским врачом-трудотерапевтом Джин Айрес (1923-1988), работавшей в Калифорнии с детьми и взрослыми, имеющими неврологические нарушения. После ее смерти в 90-х годах сенсорная интеграция также нашла своё применение в работе с детьми, имеющими трудности в обучении, склонных к гиперактивности; в лечении неврологических и дементных взрослых больных. В России это направление только начало получать распространение, и часто смешивается с традиционным сенсорным воспитанием.

Давайте попробуем разобраться, что же такое сенсорная интеграция?

Сенсорная интеграция – это способность человека организовывать ощущения, испытываемые организмом, для совершения движений, обучения и нормального поведения . Мы учимся, перерабатывая информацию от органов чувств, воспринимающих ощущения – визуальные, звуковые, обонятельные, вкусовые, тактильные, вестибулярные и земное притяжение. Процесс сенсорной интеграции начинается с первых недель внутриутробной жизни и наиболее интенсивно протекает до конца дошкольного возраста. С развитием сенсорной интеграции связана деятельность человека в целом.

Сенсорная интеграция занимается проблемами, связанными с интерпретацией мозгом сигналов от всей нервной системы тела. Примером того, что у мозга бывают проблемы с этим может послужить привыкание к новым очкам или одежде.

Сенсорная интеграция может заинтересовать людей, которым знакома непереносимость некоторых тканей, текстур еды, звуков, таких воздействий как езда, качание на качелях. Или которым, напротив, хорошо знакомо состояние, когда надо потереть лицо, чтобы проснуться или “разрядиться”, или которым для того, чтобы заснуть, необходимо накрыться тяжелым одеялом.

В наше время проблема сенсорной интеграции у детей стоит особенно остро. Мы часто, сами того не замечая, вызываем у детей сенсорные перегрузки зрения-слуха и сенсорный голод всего остального.

Таким образом, сенсорная интеграция – это способность воспринимать информацию, поступающую от всех наших органов чувств, вычленять наиболее значимую информацию, анализировать информацию, вырабатывать соответствующую ответную реакцию .

У детей с нарушениями сенсорной интеграции, чаще всего, одно или несколько чувств недостаточно развиты (гипосензитивность) или наоборот – чрезмерно чувствительны (гиперсинзитивность).

Проявления нарушений сенсорной интеграции у детей.

1. Тактильная дисфункция, т.е неспособность ощущать и различать прикосновения:

– эмоциональное или негативное реагирование даже на легкое прикосновение;

– уход в себя, если прикосновение кажется ребенку неприятным, ребенок начинает тереть то место, к которому прикасались;

– сверхреакция на боль, дети делают трагедию из-за малейшей царапины, или очень слабая реакция на боль, может присутствовать аутоагрессия;

– раздражение на новую одежду, особенно жесткую и колючую, предпочитают строго определенные виды одежды или ткани;

– избегание игр, в которых можно испачкаться, или наоборот, не обращают внимание на грязь на лице;

– проблемы с расчесыванием и мытьем головы.

2. Вестибулярная дисфункция проявляется в том, что дети:

– медленно и осторожно двигаются, часто просто сидят на месте, или наоборот, испытывают потребность в постоянном движении, имеется потребность раскачиваться, качаться, вращаться;

– испытывают дискомфорт в лифте, на эскалаторе, укачиваются при езде в машине;

– боятся упасть, даже если такой угрозы нет;

– пугаются, когда находятся вниз головой или ноги не стоят на земле.

3. Проприорецептивная дисфункция:

– чрезмерная близость – ребенок встает слишком близко к другим людям, плохо понимает концепцию личного телесного пространства;

– проблемы с навигацией по помещению и избеганием препятствий, такие дети постоянно натыкаются на мебель, часто сталкиваются с другими людьми;

– шлепают ногами во время ходьбы;

– не понимают, какую силу надо приложить, чтобы сдвинуть предмет, не могут оценить вес предмета, поэтому часто ломают предметы, не могут рассчитать силу нажима и поэтому рвут бумагу, когда рисуют;

– трут руки о стол, кусают и сосут пальцы, щелкают суставами;

Читайте также:  Тимомегалия у детей: чем грозит заболевание, симптомы и лечение

– жуют несъедобные предметы;

– трудно поднимаются и спускаются по ступеньками;

– плохо удерживают позу.

4. Обонятельная дисфункция

– не чувствуют запахов, не замечают даже сильную вонь или же наоборот повышенная чувствительность и сильные реакции на запахи;

– проблемы с тем, чтобы воспользоваться туалетом;

– неприязнь к животным и к людям, которые используют духи или шампуни с сильным запахом.

5. Зрительная дисфункция

– непереносимость яркого света или же темноты;

– раздражаются от яркого света, легко отвлекается на зрительный стимул, избегают зрительного контакта, возбуждается, если в комнате яркие стены или обои;

– плохо следят за движущимися объектами, путают схожие буквы, фокусируются на отдельных деталях картины, не замечая ее целиком, не могут следить за строкой при чтении или списывании с доски;

– проблемы с восприятием глубины – трудности с тем, чтобы бросать и ловить предметы, неуклюжесть.

6. Слуховая дисфункция

– плохо откликаются на речь, любят слишком громкую музыку или сами создают шум, не понимают, где находится звуковой источник, постоянно переспрашивают;

– громкость шума преувеличивается, окружающие звуки воспринимаются как искаженные и спутанные;

– ребенок не распознает определенные звуки.

7. Вкусовая дисфункция

– некоторые виды вкуса и продукты воспринимаются как слишком интенсивные и невыносимые;

– предпочитают есть пищу с ярко выраженным вкусом;

– определенная структура еды вызывает дискомфорт или же наоборот, имеется потребность есть буквально все – землю, траву, ткань, зубную пасту.

В целом нарушения сенсорной интеграции вызывают:

  • снижение самооценки,
  • фрустрацию из-за невозможности находиться среди других детей,
  • чувство физической и психологической небезопасности,
  • трудности в освоении знаний.

Проблемы сенсорной интеграции довольно распространены среди детей с такими нарушениями, как аутизм, задержка психического развития, задержка речевого развития, так же наблюдаются у детей, воспитываемых в условиях сенсорной депривации, например, домах ребенка.

Для преодоления сенсорной интеграции мы в своей работе стали использовать разнообразные упражнения.

При тактильной дисфункции подходят разные варианты сенсорных игр, цель которых: дать ребенку новые чувственные ощущения.

При низкой сенсорной чувствительности используем:

– тяжелые одеяла и подушки, массажные коврики, растирание жёсткой мочалкой, развиваем мелку моторику, работаем с материалами разной фактуры и плотности.

Гиперактивного ребенка можно во время занятия укрыть утяжеленным пледом или одеялом, чтобы снять моторное возбуждение. Удобно приучать ребенка сидеть за столом и заниматься, положив ему на колени утяжеленную подушку, она чуть давит на колени, тем самым заземляя ребенка.

При высокой сенсорной чувствительности:

– всегда предупреждаем ребенка, что мы собираемся прикоснуться к нему, приближаемся к нему только спереди. Помним о том, что объятия могут быть скорее болезненными, чем утешающими;

– постепенно знакомим детей с различными текстурами. Для этого в работе используем коробку с разнообразными материалами: шерсть, шелк, бархатная бумага и т.д.

– используем игры, где необходимо толкать или тянуть что-то, нести умеренно тяжелые предметы, прыгать.

– ощупываем руками разные поверхности, ходим по ним ногами, соприкосновение всем телом с различными материалами (шариками в сухом бассейне, с песком, камешками, водой разной температуры и т.д.). Если ребенок избегает прикосновения с незнакомыми предметами, используем знакомые игрушки (предметы), их можно, например, прятать под одежду ребенка и искать.

Несомненно, в своей работе для преодоления тактильной дисфункции мы используем традиционные виды сенсорных игр, такие как:

— Игры с красками (рисование пальчиками, ладошками, штампами; смешивание цветов, перетекание красок друг в друга), водой, мыльными пузырями, льдом.

— Игры с песком, природным материалом. Что мы делаем: устраиваем «дождь» из бусинок, мелких камушков и т.д., при этом старательно подставляем под струи «дождя» все части тела; ходим босиком по сенсорным «лужам» после «дождя»; пересыпаем сыпучий материал с помощью баночек, формочек, ложек; зарываем в тазик с песком и разыскиваем игрушки, конфеты играем с мокрыми песком, рисуем на нем.

— Игры с тканями и бумагой: трогаем различные виды тканей и бумаги, после чего, начинаем шуршать и оборачивать вокруг себя эти материалы.

– Игры с сенсорными баночками: различные баночки, наполненные крупой, монетками, колокольчиками, водой, блестками, маслом.

– Игры со стеклянными шариками, гидрогелем : устраиваем «сухой бассейн» для пальчиков, раскладываем шарики в разные емкости; бросаем шарики и кубики в воду; перекатываем между пальцами.

— Игры с массажерами для рук: делаем массаж рук, используя деревянные и пластиковые массажеры, фактурные резинки для волос, ребристые мыльницы, погремушки-прорезыватели, силиконовые прихватки и т.д.

Все описанные игры дают ребенку поток разнообразных по силе и направлению ощущений. В итоге происходит стимуляция нервной системы, улучшается сенсорная интеграция. В сочетании с традиционными методами развития речи, происходит положительная динамика в развитии речи ребенка.

При высокой сенсорной чувствительности разделяем деятельность на маленькие шаги, используем визуальные подсказки для обозначения финишной линии (напр. цветной скотч).

При низкой сенсорной чувствительности:

– мы поощряем занятия, которые способствуют развитию вестибулярной системы – лошади-качалки, качели, карусель и кресла-качалки;

– используем традиционные игры с потешками («По кочкам, по кочкам», «Кто на лодочке плывет…» и т.д.);

– применяем на занятиях игры с большим мячом (фитболом). Например, можно положить ребенка грудью или животом на большой мяч, придерживая его слегка за туловище. В таком положении ребенок собирает разбросанные на полу предметы в одну или две корзины или пытается что-нибудь нарисовать маркерами на большом листе бумаги в несколько приемов;

– так же можно использовать такие приемы, как хождение по скамейке, перелезание и подлезание под стульями, при этом дети могут работать в парах, помогая друг другу.

Все эти варианты игр можно гармонично вплетать в ежедневную коррекционную деятельность, используя в качестве оргмоментов или динамических пауз во время НОД.

При низкой сенсорной чувствительности.

– стараемся размещать мебель у стены комнаты, чтобы сделать навигацию проще;

– обозначаем границы с помощью яркого скотча на полу;

– прививаем правило «вытянутой руки» для других людей.

При высокой сенсорной чувствительности:

– используем все виды занятий для развития мелкой моторики, любой вид рукоделия, бисероплетение, рисование и раскрашивание. Обязательно исследуем материалы различной фактуры.

Также можно использовать такие упражнения:

– поочередные движения правой и левой руки;

– синхронные движения обоих рук;

– учим детей фиксировать одну руку на предмете, объекте, а другой совершать какие-либо движения;

– учим детей осуществлять несинхронные движения обоих рук для выполнения какого-либо действия.

При организации коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с нарушениями сенсорной интеграции мы стараемся придерживаться следующих рекомендаций:

– постараться исключить возможность отвлекаться;

– чтобы помочь ребенку удержать внимание – не давать одновременно больше одного задания;

– если ребенок волнуется, что его могут ударить, найти для него место, где он сможет почувствовать себя в безопасности, например, не в центре группы, а с краю;

– постарайтесь убрать то, что может приводить к зрительной перегрузке (различная информация на стенах, ковровые покрытия с яркими рисунками, игрушки и предметы, которые отражают свет, бликуют и т.д.);

– твердые, гулкие поверхности, шум аквариума, радио, открытое окно, осветительные приборы, которые издают звук, мешают деткам сосредоточится на задании, поэтому, необходимо убрать такие вещи;

– запахи еды, медикаментов, краски и т.д. могут раздражать детей, необходимо устранить отвлекающие обонятельные раздражители.

В помещении, где находятся дети, должно быть тихое место, где ребенок, который устал или расстроился, может отдохнуть.

В заключении хотелось бы сказать, что современное образование нацеливает педагогов на обязательный учёт индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей детей, на необходимость создания системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и специальных условий для их обучения и воспитания. На наш взгляд, использование технологии сенсорной интеграции в комплексе с традиционными методами коррекционного воздействия способствует всестороннему и гармоничному развитию детей с ОВЗ, а также способствует развитию творческого потенциала педагогов.

Родителям о сенсорной интеграции

Консультация составлена учителем-дефектологом Щербининой О.В.

В реабилитационном центре г. Твери прошел турнир по шашкам среди воспитанников Центра по олимпийской системе

Сенсорная интеграция

Сенсорная интеграция — это организация сенсорных сигналов, благодаря которой мозг обеспечивает эффективные реакции тела и формирует эмоции и поведение. Целью этого процесса является планирование и выполнение соответствующих действий в ответ на сенсорный раздражитель, внешний или внутренний . Дисфункция сенсорной интеграции — это состояние, при котором сигналы, поступающие от разных органов чувств, не переводятся в соответствующий ответ, не организуются в адекватную поведенческую реакцию.

В реабилитационном центре г. Твери прошел турнир по шашкам среди воспитанников Центра по олимпийской системе

Нарушение сенсорной интеграции — так называется нарушение обработки сенсорной информации. За этим диагнозом скрывается отклонение, которое обычно не видят и не диагностируют, списывая его проявления на капризы ребенка. Закрывает уши руками в шумном месте? Не любит шерстяной свитер и ярлычки на одежде до истерики? Боится ходить по ступенькам, убегает от запаха сырой рыбы, не ездит на велосипеде, а в классе отвлекается на любой шум? Да это вы избаловали ребенка, строже надо воспитывать! Что на самом деле происходит с излишне или недостаточно чувствительными детьми (и взрослыми) и поддается ли это «воспитанию», на эти вопросы может ответить специалист, работающий с теорией сенсорной интеграции.

Сенсорные системы нашего тела, их развитие и нарушения работы

Нервная система как электрическая цепь: для полноценной работы необходимо, чтобы все датчики и проводники работали с одинаковой эффективностью. Если какой-то провод не выдерживает положенного напряжения или, наоборот, отличается повышенной сопротивляемостью, цепь работает в неоптимальном режиме и может «замыкать». То же происходит и с нервной системой нашего организма. Сенсорные импульсы передаются от внешних и внутренних органов к мозгу ежесекундно еще до момента появления на свет, а после рождения их количество возрастает на порядки.

Если малыш рождается здоровым, растет в условиях богатой сенсорной среды — его часто берут на руки, разговаривают, предлагают потрогать и потянуть в рот различные на ощупь предметы, помогают двигаться — то, как правило, проблем в развитии моторных навыков, речи и поведении не возникает.

Если же во время внутриутробного развития, при родах произошло повреждение ствола мозга, мозжечка, нервных путей, например, при гипоксии плода, или же ребенок воспитывается в условиях сенсорной недостаточности , развивается дисфункция обработки сенсорной информации. То, как мы воспринимаем и обрабатываем входящую информацию: что видим, слышим, обоняем, как ощущаем голод, высоту, умеем сохранять баланс — влияет не только на самочувствие. Это формирует образ действий, мышления, тип общения, воздействует даже на овладение бытовыми навыками. Сложно есть суп, когда рука не очень ловко подносит ложку ко рту, вкусовые рецепторы искажают информацию, обоняние сообщает, что запах лавра слишком резкий, тактильные рецепторы не очень-то помогают глотать, а интроцептивные — «утверждают», что ребенок совсем не голоден.

У детей с дисфункцией сенсорной интеграции обрабатывается ненадлежащим образом. Одни перевозбуждается от сенсорных стимулов, другие постоянно находятся в их поиске или избегают их. Очень важно как можно раньше выявить симптомы дисфункции сенсорной интеграции, что является залогом успеха проведения вмешательства и предупреждения вторичных, сопутствующих проблем развития: такие, как проблемы поведения, внимания, проблемы эмоционального плана, социального взаимодействия, проблемы с самоконтролем — плохое настроение или вспышки агрессии, неуверенность в себе, низкая самооценка.

Легко ли концентрировать внимание на словах учителя, если птицы за окном щебечут, кажется, прямо в ухо, одежда раздражает, или хочется спрятаться под парту от света люминесцентных ламп? Взрослые люди, осознающие свои предпочтения, могут корректировать ситуацию. У детей же все моментально сказывается на поведении. Однако ни для одного взрослого не секрет, что дети могут также и не хотеть есть конкретно этот суп, а шерстяной свитер не любить, потому что он не розовый. Как же отличить нарушения от сиюминутных капризов и предпочтений? При не ярко выраженных нарушениях это довольно тонкий вопрос, который лучше доверить специалистам. Весь организм, и нервная система развиваются в процессе взросления. Нелюбимые супы становятся вполне съедобными, когда тело требует больше пищи, и механизмы передачи сенсорной информации также постепенно начинают работать лучше, иногда полностью, чаще не вполне эффективно, но «терпимо».

Признаки нарушения сенсорной интеграции.

По данным исследователей, каждый 6-ой ребенок не капризничает, а имеет значительное нарушение, мешающее полноценно развиваться. Как они это выясняют?

  • Нарушения обработки слуховой информации: дети боятся громких звуков, не переносят некоторых видов музыки (или музыку вообще), мамино пение, тембры голоса, часто закрывают уши руками или голову подушкой или напротив, часто не слышат, когда к ним обращаются, не любят шумного окружения, улицы, выглядят растерянными в таких местах, остаются в классе на переменке.
  • Нарушения зрительной системы: ребенок не любит ходить по ступенькам, перешагивать препятствия, смотреть в глаза, предпочитает полумрак или темноту, капризничает при ярком свете, напрягается, рассматривая окружающих и предметы.
  • Нарушения тактильного восприятия: дети не любят играть с пластилином, песком, красками, боятся испачкаться клеем или грязью, избегают прикосновений к себе, сами не любят прикасаться ко многим предметам, резко реагируют на некоторые ткани из одежды, постельного белья, определенные конструкции одежды, например, водолазки, свитера с горлом, жалуются на ярлычки, торчащие внутри футболок нитки вышивки, не терпят ходьбы босиком. Также отмечается снижение болевой и температурной чувствительности.
  • Моторные, вестибулярные дисфункции: при таких типах нарушений ребенок может отличаться неуклюжестью, неловкостью движений, избегать спортивных площадок, горок, игр с мячом, никак не осваивает катание на велосипеде, не залезает по перекладинам, плохо прыгает, опасно рискует в подвижных играх, пробует разные типы движений и пытается держаться, хвататься за все, т. к. чувствует себя неустойчиво. И основное отличие детей с подобными нарушениями — это сложность концентрации внимания, особенно, если окружающая среда насыщена теми раздражителями, к которым они особенно чувствительны. Дети склонны сменять игры, интересы, вид активности очень и очень быстро, в то же время отличаются тревожностью, присутствуют аффекты — избыточные эмоциональные реакции (резкие капризы, истерики, плач, частый смех, агрессивное поведение и т. п.).

Родители, конечно, лучше всего знают своего ребенка, но они в первую очередь родители и могут преувеличивать либо, наоборот, недооценивать проблему. Многие дети имеют симптомы не одного, а нескольких подтипов сенсорных нарушений. В одной системе, например, тактильной, ребенок может быть гиперчувствительным, в проприоцептивной –малочувствительным, а в вестибулярной иметь сенсорный поиск, так называемое комбинаторное расстройство. Но паттерны, подтипы и степень сенсорных нарушений может выявить только специалист (эрготерапевт, психолог, специальный психолог, логопед, логопед-дефектолог, нейропсихолог, клинический психолог, физиотерапевт, специалист АФК, ЛФК), прошедший специальный обучающий курс по сенсорной интеграции. Для выявления симптомов дисфункции требуется проведение тщательного обследования, тестирования и профессиональной подготовки специалиста, проводящего диагностику.

Занятия сенсорной интеграцией

В зависимости от результатов диагностики подбирается комплекс сенсорных секвенций — упражнений, помогающих улучшить восприятие, передачу и обработку информации. Несмотря на необычное название — секвенции — сами упражнения таковы, что дети воспринимают все в виде игры. Привычные бассейны с шариками, гамаки и качалки дополняются необычными приспособлениями, и ко всему есть свои цели движения. В бассейне нужно найти и собрать предметы, качаясь в гамачке, необходимо умудриться переложить игрушку из одной коробки в другую, стоя на балансире — выучить стихотворение… Все это призвано восполнить отсутствие тех навыков, которые дети в силу особенностей развития недополучили в сенситивный период. Снижение чувствительности к раздражителям или, наоборот, насыщение сенсорного голода помогают восстановить равновесие и не тратить силы и энергию на защиту от воздействия окружающей среды. А значит — развиваться быстрее, активнее и гармоничнее.

Терапевтическое вмешательство, основанное на принципах сенсорной интеграции, предоставляет взаимодействие с ребенком и побуждение его к деятельности и активности, которые носят естественный характер. Удовольствие от движения во время терапевтического занятия помогает мотивировать ребенка и способствует обработке сенсорной информации. Задача вмешательства не только стимулировать адекватную реакцию на ощущения, но и на взаимоотношение с людьми, как взрослыми, так и детьми. Терапевтическое вмешательство должно включать в себя усиленные вестибулярные, проприоцептивные и тактильные ощущения, которые имеют практическое значение для улучшения обработки ощущений ЦНС. На занятии специалист может предложить ребенку бинтование эластичным бинтом конечностей и тела для улучшения проприоцептивных ощущений, утяжелители и прижимание («Сэндвич»), работу с вибромассажерами и совершение «тяжелой работы»(преодоление препятствий) для этой же цели.

Читайте также:  Раздражение в интимной зоне от прокладок лечение. Раздражение в интимной зоне от прокладок

Развитию вестибулярного аппарата способствуют упражнения на качелях, батуте, гимнастическом мяче и балансирах. Тактильную чувствительность балансируют с помощью упражнений с различными сенсорными материалами (крупы, краски, пластилин, тесто, пена для бритья и мыльная и т.п.)

Сенсорная интеграционная терапия дома
Идеи для вестибулярной системы

При низкой сенсорной чувствительности.

– поощряйте занятия, которые способствуют развитию вестибулярной системы – лошади-качалки, качели, карусель и кресла-качалки, иппотерапия.

При высокой сенсорной чувствительности.

– разделяйте деятельность на маленькие шаги, используйте визуальные подсказки для обозначения финишной линии (напр. цветной скотч) или поощрения.

Идеи для проприоцептивной системы

При низкой сенсорной чувствительности.

– размещайте мебель у стены комнаты, чтобы сделать передвижение по комнате проще

– обозначайте границы передвижения с помощью яркого скотча на полу

– прививайте правило «вытянутой руки».

-Используйте вибромассажеры, вибрирующие игрушки, бинтование, утяжеленные одеяла.

При высокой сенсорной чувствительности.

Все виды занятий для развития мелкой моторики, любой вид рукоделия,бисероплетение,рисование и раскрашивание.

Идеи для развития органов восприятия внешних стимулов
Идеи для обонятельной системы

При низкой сенсорной чувствительности.

– применение веществ с сильными запахами в качестве награды или переключения внимания от неприемлемых обонятельных стимулов

При высокой сенсорной чувствительности.

– использование чистящих средств и шампуней без запаха, отказ от ношения духов, избавление окружающей среды от запаха по мере возможностей

Идеи для зрительной системы

При низкой сенсорной чувствительности.

– увеличивайте применение визуальной стимуляции, использование ярких, мигающих игрушек.

– сопровождайте любые действия визуальными подсказками: предметами,карточками,игрушками.

При высокой сенсорной чувствительности.

– избегайте флуоресцентных ламп, используя вместо них окрашенные лампы

– создайте огороженное рабочее место в классе: пространство или парту с высокими стенками или ширмами по обеим сторонам, чтобы блокировать лишнюю визуальную стимуляцию спереди и по бокам

– используйте непроницаемые шторы

Идеи для слуховой системы

При низкой сенсорной чувствительности.

Музыкальная терапия. Преимущества музыкальной терапии были заново открыты, и она часто применяется для людей аутичного спектра. Музыкальная терапия предоставляет уникальные возможности для коммуникации, общения и самовыражения.

При высокой сенсорной чувствительности.

– закрывайте двери и окна, чтобы уменьшить внешние звуки

– готовьте ребёнка к тому, что придётся посетить шумное или людное место

– создание огороженного рабочего места

Идеи для тактильной системы

При низкой сенсорной чувствительности.

– тяжелые одеяла, спальные мешки, массажные коврики, растирание жёсткой мочалкой ,развитие мелкой моторики, работа с материалами разной фактуры и плотности.

При высокой сенсорной чувствительности.

– всегда предупреждайте ребенка, что вы собираетесь прикоснуться к нему, приближайтесь к нему только спереди

– помните, что объятия могут быть скорее болезненными, чем утешающими

– постепенно знакомьте ребёнка с различными текстурами – приготовьте для этого коробку с материалами

– учите ребёнка самостоятельным действиям, позволяющим регулировать чувствительность (например, при расчесывании волос и мытье).

Некоторые виды сенсорных нарушений, их причины и примерные способы преодоления этих проблем.

– Слишком разборчивый едок – гиперчувствительность к вкусу или текстуре еды, возможно, неспособность чувствовать еду во рту – постепенное знакомство с ощущениями от разной текстуры во рту, например, фланель, зубная щетка, еда; используйте маленькие порции, меняйте текстуру еды. Поощряйте занятия, в которых участвует рот, например, свистки, мыльные пузыри, рисование соломинкой.

– Жуёт все подряд, включая одежду и предметы – возможно, находит это расслабляющим, получает удовольствие от тактильных ощущений – соломинки, жевательные кольца без латекса, твердые жевательные резинки (охлажденные в холодильнике).

– Отказывается носить определённую одежду – не нравится определенная структура или давление на кожу, выворачивает одежду наизнанку, чтобы избежать швов – удалите любые ярлыки или наклейки, позволяйте носить только ту одежду, в которой он чувствует себя комфортно.

– Трудности с засыпанием – возможно, трудно отгородится от ощущений, особенно зрительных и слуховых – используете непросвечивающие шторы, позвольте ребенку слушать музыку для блокировки внешних звуков, используйте тяжелые одеяла.

– Не может сосредоточиться в классе – возможно, слишком много сенсорных ощущений: слишком шумно (разговоры, звонок, скрип стульев о пол), много визуальных стимулов (люди, картины на стенах), может быть трудно держать карандаш или ручку (слишком твердое/холодное) – отсадите ребенка подальше от дверей и окон, используйте мебель для создания зоны, свободной от отвлекающих стимулов или, если возможно, индивидуальное рабочее место, попробуйте различные текстуры, чтобы сделать карандаш или ручку более комфортабельными.

– Неуклюж,не может правильно обогнуть предмет, человека – это низкая чувствительность проприоцептивной сенсорной системы и вестибулярного аппарата. Рекомендованы занятия: подвижные игры – прыжки со скакалкой, плавание, иппотерапия, игры в которых нужно удерживать равновесие (велосипед, самокат, коньки и др.), игра с мячом, раскачивание, скольжение, игры лёжа на животе с опорой на локти, кидание предметов.

Значение использования методов сенсорной интеграции в работе с детьми с речевыми нарушениями

В последние несколько лет резко возросло число детей, у которых есть различные проблемы с речью. Одной из причин проблем речевого развития является результат нарушений, связанных с переработкой сенсорной информации. Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире. Успешность умственного, речевого и физического развития в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Чувственное познание внешнего мира — важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимая предпосылка интеллектуального и речевого развития. Исследования, проведенные советскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми с нарушениями речи в ходе начального обучения, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, в построении рисунка, неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда. Случается, что ребенок не может воспроизводить образцы движений на занятиях физической культурой.

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста с нарушением речи отличается качественным своеобразием. У детей зрение и слух физиологически сохранны, однако процесс восприятия, который является компонентом сенсорного развития, несколько затруднен — снижен его темп, сужен объем, недостаточна точность восприятия (зрительного, слухового, тактильно-двигательного). Снижена скорость выполнения перцептивных операций. Затруднена ориентировочно-исследовательская деятельность, направленная на исследование свойств и качеств предметов. Требуется большее количество практических проб и примериваний при решении наглядно-практических задач, дети затрудняются в обследовании предмета.

Помимо хорошо известных пяти чувств: зрения, слуха, вкуса, осязания и обоняния, существует еще два подсознательных чувства, которые одинаковы важны: чувство движения (вестибулярная система) и чувство положения тела (проприоцепция). Эти два чувства работают вместе подсознательно, посылая сигналы в мозг, где информация обрабатывается, организуется и используется. Это называется сенсорной интеграцией. Сенсорная интеграция — это обработка поступающих от органов чувств ощущений, их структурирование и упорядочивание получаемой таким образом информации для последующего адекватного ответа. Другими словами, это адаптационная реакция, служащая для выполнения определенного действия, принятия соответственного положения тела и т. п. Чем правильнее работают сенсорные системы, тем больше достаточной информации получает мозг и выдает больше адекватных ответов. Нервная система при этом работает правильно, что очень важно для нормального развития ребенка. Сенсорная интеграция питает мозг нужными знаниями, без которых мы не сможем адекватно оценивать ситуацию. Знания эти получаются из испытываемых нами ощущений. Если по каким-то причинам интеграция слабая, и мозг не может получить достаточное количество знаний и дать адекватный ответ, это может привести к проблемам с речью и общим развитием.

Целью терапии сенсорной интеграции является предоставление такого количества соответствующих сенсорных, вестибулярных, проприоцептивных и тактильных стимулов, чтобы создать условия для нормальной работы центральной нервной системы. Желаемые адаптационные реакции появятся естественным образом, в качестве последствия функционирования нервной системы. Процесс сенсорной интеграции начинается с первых недель внутриутробной жизни и наиболее интенсивно протекает до конца дошкольного возраста. С развитием сенсорной интеграции связана деятельность человека в целом. Создателем метода сенсорной интеграции является A. Жан Айрес, научный сотрудник Южно-калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. Сенсорная интеграция позволяет нам осмысленно действовать и реагировать на ситуации, в которых мы находимся, и формирует базу для обучения и социального поведения. Нарушение сенсорной интеграции может проявиться довольно рано. Если ребенок позднее сверстников перевернулся, сел, пополз, взял игрушку и т. п. Это может говорить о нарушении сенсорных процессов. Если этот процесс нарушен, малышу будет трудно ориентироваться в пространстве, концентрировать внимание, могут появиться проблемы во взаимодействии со сверстниками. Задержка речи так же свидетельствует о нарушении сенсорной интеграции.

− Чрезмерная или недостаточная чувствительность к тактильным, зрительным, слуховым стимулам, а также движению (избегание касания некоторых фактур (песок, каша);

сверхчувствительность к звукам, к свету; трудности в обучении письму и чтению; избегание катания на качелях, каруселях, или чрезмерное увлечение этими играми;

− Слишком высокий или слишком низкий уровень двигательной активности, расстройства мышечного тонуса, плохая координация движений (неуклюжесть);

Очевидно, что дети с дисфункцией сенсорной интеграции не могут самостоятельно справиться с перечисленными проблемами. Их профилактика и преодоление сопряжены с проведением специальных коррекционно-развивающих мероприятий, направленных на улучшение интеграции между различными сенсорными системами.

Чтобы помочь ребенку получить новый и необходимый ему сенсорный опыт, а также активизировать его речевое развитие, активно используются на индивидуальных коррекционно-развивающих занятиях различные игры сенсорных игр и упражнений. Цель сенсорных игр: дать ребенку новые чувственные ощущения. Эти ощущения очень разнообразны: зрительные (например, ребенок видит яркие цвета, их перетекание друг в друга, смешивание); слуховые (ребенок слышит разнообразные звуки, от шуршания бумаги до звучания музыкальных инструментов, учится их различать); тактильные (то, что ребенок ощущает посредством прикосновений: различные по фактуре материалы, различные по величине и форме предметы); двигательные (ощущения от движений тела в пространстве и ритма движений — ходьба, бег, прыжки, ползание, танцы); обонятельные (ребенок вдыхает и учится различать разнообразные запахи окружающего мира); вкусовые (ребенок пробует и учится различать на вкус различные продукты питания).

− Игры с крупами, мукой, специями, чаем, кофе. Можно ходить босиком по сенсорным «лужам» после «дождя»; пересыпать крупы с помощью баночек, формочек, ложек; зарывать в тазик с крупой и разыскивать игрушки, конфеты; нюхать крупы, специи, чай и кофе, определять более «вкусный» запах; играть с мокрыми крупами; с кашей из крупы; рисовать на подносе манкой или мукой.

− Игры с бытовыми предметами, с пластиковой одноразовой посудой: «Как пахнет ложка?», «Как звучит миксер», «Сколько ложек можно поставить в стакан» и др. Строить дорожки и башни из стаканчиков; шуршать тарелочками, стучать пластиковыми ложками по стаканчикам.

− Игры с тканями и бумагой: трогать различные виды тканей и бумаги: ситец, фланель, шерсть, картон, гофрированный картон, фольга, пекарская бумага. Шуршать и оборачивать вокруг себя бумагу и ткани. −

– Игры с фруктами: выкладывать узоры из долек мандарина, яблока, попутно изучая запах; трогать пальчиками различные нарезанные фрукты в миске.

− Игры с движением: ползать; прыгать; имитировать движения животных; перекатываться с боку на бок; бегать по сенсорным дорожкам; двигаться под музыку.

− Игры с сенсорными баночками: различные баночки, наполненные крупой, монетками, колокольчиками, водой, блестками, маслом.

− Игры с массажерами для рук: делаем массаж рук, используя деревянные и пластиковые массажеры, фактурные резинки для волос, ребристые мыльницы, погремушки-прорезыватели, силиконовые прихватки и т. д.

Все описанные игры дают ребенку поток разнообразных по силе и направлению ощущений. В итоге происходит стимуляция нервной системы, улучшается сенсорная интеграция. В сочетании с традиционными методами развития речи (развитие дыхания, слухового восприятия, понимания речи, речевого подражания, создание речевой среды) происходит положительная динамика в развитии речи ребенка.

Способность к сенсорной интеграции позволяет ребёнку с речевой патологией синтезировать целостную картину окружающего мира и адекватно взаимодействовать с ним. Её дисфункция приводит к деформации поведения самозащите или аутостимуляции, провоцирует возникновение трудностей в организации активных и гибких отношений со средой. Метод сенсорной интеграции позволяет нормализовать чувствительность ребенка и показать ему помощь в приёме, переработке и использовании сенсорной информации.

1. Айрес Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития. — М.: Теревинф, 2009; 272 с.

2. Грибова О. Е. Что делать, если ваш ребенок не говорит? Книга для тех, кому это интересно. — М.: Айрис пресс, 2004; 48 с.

3. Миненкова И. Н. Обеспечение сенсорной интеграции в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжёлыми и или множественными нарушениями психофизического развития. И. Н. Миненкова Обучение и воспитание детей в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: учеб.-метод. пособие С. Е. Гайдукевич и др.; науч. ред. С. Е. Гайдукевич. — Мн: УО БГПУ им. М. Танка, 2007 — с. 86–92.

12 упражнений для сенсорной интеграции, которые понравятся вашему ребенку

В этой статье мне бы хотелось раскрыть тему сенсорной интеграции немного подробнее. Вы найдете подбору из 12 простых упражнений сенсорной интеграции, направленных на коррекцию трудностей в развитии ребенка.

упражнений сенсорной интеграции

`

Содержание:

  • Немного о сенсорной интеграции
  • Симптомы нарушения сенсорной интеграции, терапияметодом сенсорной интеграции
  • 12 упражнений для сенсорной интеграции
  • Onlineсопровождение ребенка в школе развития речи «Круг общения»

Немного о сенсорной интеграции

Нервная система человека получает и обрабатывает информацию от органов чувств. Этот процесс называется сенсорной интеграцией.

Расстройство сенсорной интеграции описывает ситуацию, когда этот процесс работает неправильно. Нарушение сенсорной интеграции – это состояние, при котором мозг испытывает проблемы с получением и реагированием на информацию, поступающую через органы чувств.

Некоторые люди могут быть сверхчувствительными к обычным, казалось бы, вещам в окружающей среде. Обычные звуки могут быть болезненными или излишне громкими для них, легкое прикосновение ткани может раздражать кожу. Ребенок с нарушениями сенсорной интеграции может казаться неловким, неуклюжим, иметь трудности с координацией движения. Таким детям сложно общаться, участвовать в разговоре или играть.

Дети с расстройством сенсорной интеграции испытавют значительные проблемы с обучением и если им не помочь, то их способность к успеху в учебе будет существенна снижена этими нарушениями. Кроме того, стресс, вызванный таким состоянием, может привести к тревоге, депрессии или проблемам с поведением. Проблемы сенсорной интеграции чаще выявляются у детей. Но они могут также повлиять на взрослых.

Симптомы нарушения сенсорной интеграции, терапия методом сенсорной интеграции

Нарушение сенсорной интеграции может повлиять на одно или несколько из органов чувств, например, слух, осязание или вкус, человек может быть чрезмерно или недостаточно чувствительным в тех сферах, с которыми у них есть сложности.

Кому-то шорох карандаша по бумаге может причинить значительный дискомфорт, заставить кричать или закрывать уши. Другой может избегать прикосновения, либо носить одежду только определенных цветов, либо из определенных материалов и т.д.

Кто-то не ест красное (борщ, свеклу, помидоры), а кто-то ест только хрустящее – чипсы, сухари, печенье.

Кто-то излишне чувствительный, а кто-то наоборот не обращает внимание ни на что вокруг.

Такие дети могут не реагировать на сильную жару, холод или даже боль.Многие с расстройством сенсорной интеграции в детстве страдают недостатком внимания из-за сложности сосредоточения. Они становятся тревожными по мере взросления. Эти дети часто плохо переносят перемены – новые места, новые правила. Они могут часто устраивать истерики или срывы.

Терапия методом сенсорной интеграции

Терапия зависит от индивидуальных потребностей ребенка. Но в целом, задача помочь детям научиться использовать свои сенсорные системы для ежедневного взаимодействия. Которое они обычно не очень хорошо переносят и помогает им привыкнуть к предметам или явлениям, которые они не могут терпеть.

Лечение проблем сенсорной обработки называется сенсорной терапией. Цель сенсорной терапии состоит в том, чтобы бросить вызов ребенку в веселой, игровой форме, чтобы он или она могли научиться адекватно реагировать на изменения в окружающей среде.

Читайте также:  Спондилоартроз пояснично-крестцового отдела позвоночника что это: симптомы и лечение, деформирующий, 2 степени, спондилез

Более подробную информацию о том, как самостоятельно проводить занятия по развитию активной речи ребенка дома, Вы можете прочитать в статье «Занятия по развитию речи дома». А далее представлены примеры упражнений для сенсорной интеграции.

12 упражнений для сенсорной интеграции

1.Игры с пластилином, глиной, тестом, специальной пеной, и т.д.

Детям очень нравится играть с пластилином и другими пластичными массами, что очень полезно для малышей с тактильными проблемами. В настоящее время есть огромный выбор пластилинов; вы можете, купить готовый, изготовить его дома, существует как ароматизированный пластилин, так и без запаха. Вы можете замесить с малышом тесто по специальному рецепту, что, несомненно, доставит ему много радости и обогатит его тактильный опыт. Детям необходимо трогать разнообразные текстуры и играть с ними, чтобы развить нормальное тактильное восприятие. Если ваш малыш отказывается играть с пластилином и подобными массами, вам тем более необходимо увлечь малыша такой игрой.

2. «Тяжелая работа»

Эти виды деятельности необходимы для детей, которые испытывают трудности в регулировании уровня своего возбуждения. Такие дети часто ломают вещи, прыгают, бегают и, кажется, просто не могут сидеть на месте. Мальчики могут действительно испытывать терпение родителей, учителей и даже специалистов по терапии. Регулярные нагрузки для их нервной системы помогут им успокоиться. Такие мероприятия оказывают воздействие на их тело, мышцы и суставы, помогая вечно жаждущим движения малышам, получить необходимую нагрузку. Очень хороши упражнения с утяжеленными предметами, прыжки на батуте, лазанье по канату или шведской стенке, толкание предметов или раскачивание. Таким малышам особенно полезно чувствовать себя «сжатыми», когда на их тело оказывается глубокое давление.

В целом, подобные упражнения необходимы всем детям! Но детям с реактивной нервной системой это необходимо вдвойне, ведь именно активная деятельность дает им необходимую сенсорную нагрузку, а эффект от этого может быть удивительным, ваш малыш сможет регулировать своё поведение и уровень возбуждения.

Совет: Всегда лучше чередовать задания, требующие усидчивости и активную деятельность.

Кстати, игры с песком (ваш малыш может рыть тоннели, строить замки) также очень полезен для подвижных детей, как и для детей с тактильными проблемами.

3. Программы для сна:

Дети и взрослые с проблемами сенсорного восприятия часто испытывают проблемы с засыпанием и сном. Следующие изделия и виды деятельности могут оказать помощь в таком случае:

  • аппараты, производящие звуки природы;
  • аппараты белого шума;
  • ароматические лампы;
  • ночники, лава-лампы, пузырьковые трубы;
  • расслабляющая музыка;
  • утяжеленные одеяла;
  • физические нагрузки перед отходом ко сну;
  • вибрирующие матрасы и подушки;
  • спальные мешки.
4. Игры с водой и песком

Игры с водой и песком – это веселье, которое, кроме того, дает ребенку тактильную стимуляцию. Вы ограничены только вашей фантазией. Запаситесь полотенцами и затевайте игры с водой, песком, рисом, пеной для бритья и любыми другими вещами, которые есть под рукой. Переливайте воду в разные сосуды и слушайте, как она звучит. Прячьте маленькие игрушки в песке или пшене и попросите малыша найти их.

5. Вестибулярные движения

Детям необходимо двигаться! Для некоторых малышей – это страшно, а некоторые просто не могут остановиться. Вам следует установить, есть ли у вашего ребенка нарушения, связанные с вестибулярным аппаратом, или проприоцептивные проблемы. Вестибулярные движения (или проприоцептивная стимуляция) может взбодрить малыша или наоборот успокоить. В любом случае, такая стимуляция необходима и должна быть частью терапии. Ниже несколько предложения для получения ребенком подобного опыта:

  • крытые батуты;
  • водные трамплины (бассейн или озеро);
  • качели;
  • раскачивающиеся игрушки;
  • самокаты;
  • скейты;
  • ролики;
  • шведская стенка;
  • большие терапевтические мячи.
6. Ароматерапия

Ароматерапия — это прекрасный способ для занятий с детьми, которые не чувствуют некоторые запахи или наоборот очень к ним чувствительны. Вам и малышу доставят удовольствия ароматические масла, свечи, диффузоры. Вы можете помочь своему ребенку научиться терпеть запахи или использовать их для расслабления и успокоения. Ароматерапия – это отличное средство стимуляции, и зависит во многом от того, какой запах вы выберите (например, запах корицы скорее взбодрит ребенка, а лаванды расслабит).

Совет: Если ваш малыш очень чувствителен к запахам, предложите ему носить собой баночку ароматического масла, запах которого ему приятен (например, мята), и нюхать его, когда другие запахи становится трудно терпеть.

7. Массажеры, вибрирующие игрушки

Вибрация – это основной прием занятий для сенсорной интеграции. Вы редко встретите специалиста по оккупационной терапии, который бы работал с детьми, не используя вибрирующие изделия и игрушки. Они используются как для стимуляции, так и для успокоения ребенка. Вот некоторые идеи:

  • вибрирующие подушки и матрасы для успокоения;
  • ручные массажеры в виде животных для массажа всего тела (кроме живота);
  • ротовые массажеры;
  • массажные маты;
  • детские вибрирующие стульчики;
  • Массажные кресла и раскладушки;
  • вибрирующие зубные щётки.
8. Щётка Wilbarger

Внимание: это широко используемый, но очень особый вид лечения, который может быть применен только под руководством специалиста по оккупационной терапии. Для такого лечения требуется хирургическая щётка и чёткие инструкции о том, как и с какими интервалами, использовать её в течение дня.

Тем не менее, это – один из успешных методов лечения детей с тактильными и сенсорными проблемами. Одной из главных причин для использования этого метода является уменьшение чувствительности кожи, что помогает ребенку легче переносить другие сенсорные ощущения.

9. Игры с туннелями и палатками

И то и другое очень полезно для сенсорной интеграции, и как всегда главное – проявить фантазию. Ниже представлены некоторые советы.

  • Используйте тоннели для развития крупной и билатеральной моторики.
  • Даже просто ползая через тоннель, ребенок развивает координацию.
  • Обогатите тактильный опыт ребенка, размещая в тоннели разные предметы или помещая в него ковровое покрытие.
  • Вы можете немного потрясти тоннель (настоящее землетрясение!), когда малыш внутри, чтобы улучшить его проприоцептивные и вестибулярные реакции.
  • Используйте палатки для создания безопасной атмосферы, необходимой детям, перегруженным сенсорными стимулами, малыш может даже подремать в таком уютном месте, отдохнуть или почитать (вы можете положить там мягкие подушки, одеяла, наушники с приятной музыкой, лава-лампы, ночники, чтобы создать расслабляющую атмосферу).
10. Проприоцептивная деятельность

Количество таких занятий – почти бесконечно. Проприоцепция относится к воздействию на мышцы, суставы, связки, сухожилия и соединительные ткани. Это касается контроля моторики, управления тела, планирования движений, осознания положения тела в пространстве и постуральной стабильности.

Если проприоцептивное чувство работает плохо, ребенку может быть трудно двигаться плавно, быть скоординированным в своих движениях. Такие дети имеют проблемы как с крупной, так и с мелкой моторикой, им тяжело ездить на велосипеде, писать, гулять, заниматься спортом, и даже ползать.

Некоторым детям необходима проприоцептивная стимуляция, для того чтобы их тело успокоилось, а они смогли регулировать уровень возбуждения.

Проприоцептивное чувство – это огромная сфера для развития и лечения у детей с проблемами сенсорного восприятия, и очень часто такие проблемы можно решить ещё в самом раннем детстве.

12. Сенсорные комнаты

В каждой школе, клинике, доме, детском саду должны быть сенсорные комнаты, не важно есть ли у детей нарушения в сенсорном восприятии или нет. Всем полезно расслабиться и отдохнуть. Что же разместить в такой сенсорной комнате? Во многом это зависит от того, для кого вы её делаете, и каким пространством для этого располагаете.

Вот несколько идей:

• Магнитофон, воспроизводящий звуки природы
• Ароматические приспособления (диффузеры, лампы)
• Мягкие подушки и одеяла
• Пузырьковые трубы
• Кресла-мешки
• Массжаные кресла и маты
• Расслабляющая музыка
• Ночники, особые светильники, лава-лампы

Для тех, кто нуждается в дополнительной сенсорной стимуляции:

• Тактильные маты и мячи
• Кресла-качалки, гамаки, качели
• Вибрирующие раскладушки, подушки и игрушки
• Интерактивные пузырьковые трубы
• Прожекторы жидкого света
• Машины для мыльных пузырей
• Утяжеленные одеяла и игрушки
• Тактильные игрушки
• Свистки, свистульки, музыкальные инструменты
• Лестницы, шведские стенки, тележки, скейты

Игры подобраны по материалам:
http://www.sensory-processing-disorder.com/sensory-integration-activities.html
Перевод: Дейнега Екатерина

Скачать электронную книгу «Самые важные шаги для развития речи». В этой книге собран опыт практической работы с детьми с самыми различными нарушениями речи и изложить все это максимально понятно для обычного родителя.

Запуск речи от 0 до первых звуков/слогов -слов

Если вам сложно самим организовать занятия с ребенком дома или вы не знаете с чего начать – присоединяйтесь к он-лайн курсу: “Запуск речи от 0 до первых звуков/слогов слов”

Вы научитесь самостоятельно профессионально заниматься со своим ребенком. При поддержке специалистов школы разработаете индивидуальную программу, получите сопровождение на все время обучения. Сами выберете удобный для вас формат общения – по скайпу или через любой из мессенджеров.

Сенсорная интеграция, как метод лечения нарушений в развитии ребенка

Ежедневно каждый человек на планете пользуется анатомо-физиологической системой своего организма, в т.ч. органами чувств – слухом, зрением, вкусом, обонянием, осязанием и вестибулярным аппаратом. Важно отметить, что каждое действие сначала обрабатывается мозгом, далее сигнал передается в нервную систему, которая отвечает за выполнение простых и сложных рефлексов. Разумеется, все эти процессы можно контролировать и необходимо развивать. Для этого существует специальное направление – сенсорная интеграция (СИ).

Сенсорная интеграция: что за методика?

Многие родители, услышав про СИ, задаются вопросом: «Сенсорная интеграция – что это такое?»
Отвечаем и подробно рассказываем.

Сенсорная интеграция (от лат. «sensus» – ощущение, «integratio» – восстановление) – это определенный процесс во время которого нервная система получает информацию от рецепторов органов чувств и, анализируя их, использует для выполнения целенаправленной деятельности. Это своего рода способность нервной системы продуктивно свести воедино информацию, поступающую от разных каналов. От такого, насколько развита данная способность во многом зависит успешность деятельности человека в целом. Потому ее важно развивать при помощи специальных занятий по сенсорной интеграции. Итогом таких занятий становятся правильное сенсомоторное развитие и мгновенные рефлексы на внешние раздражители.

Условно сенсорная интеграция «заставляет» мозг воспринимать информацию от рецепторов (и реагировать на неё) быстрее, соответственно, процессы воспроизведения различных функций ускоряются.

Впервые возможности сенсорной интеграции описала американский эрготерапевт, психолог и педагог Энн Джин Айрес. Разработанные методики на основе сенсорно-интегративного подхода она представила в 1963 году в Университете Южной Калифорнии в рамках своей диссертации по педагогической психологии. С 1976 года Айрес занималась исключительно практикой по своим наработкам в области сенсомоторного развития, с помощью которых оказывала помощь детям с различными сенсорными нарушениями. Сегодня этот метод применяется во всех странах мира и помогает детям побороть моторную неловкость и восстановить баланс «рецептор-рефлекс».

Кто проводит такие занятия?

Сенсорная интеграция – это, прежде всего, работа с мозговыми функциями, поэтому чаще всего занятия с использованием сенсорно-интегративных методик проводят нейропсихологи и дефектологи, прошедшие дополнительное образование по данному направлению. Сказать более точно, кто будет работать непосредственно с Вашим ребенком, можно только после проведения диагностики и выявления в ее результате конкретных нарушений. Программа по восстановлению и/или развитию сенсомоторных функций подбирается индивидуально; для каждого ребенка это разные игры и занятия, направленные непосредственно на ту область, которая ему дается сложнее. Важно, что использование сенсорной интеграции не принуждает ребенка к труднореализуемым действиям, напротив, использование игровой механики увлекает и заинтересовывает, просто влияет на те же области головного мозга, которые отвечают и за трудные для конкретного ребенка действия.

Нарушения сенсорной интеграции у детей: примеры таких нарушений

Нарушения сенсорной интеграции называются дисфункцией и представляют собой различные проблемы слухового, зрительного, тактильного, вкусового, двигательного, обонятельного и координационного характера. Симптомы дисфункции сенсорной интеграции чаще всего проявляются в эмоциональной лабильности, поведенческих факторах, двигательной функции, задержке развития речи, что в дальнейшем приводит к проблемам в учебной деятельности, социальной адаптации, концентрации внимания и формированию самоконтроля.

Дисфункция сенсорной интеграции, как правило, встречается комплексная, т.е. когда нарушения проявляются в работе нескольких органов чувств. Однако бывает и узконаправленная дисфункция. На что стоит обратить внимание, и как проявляются нарушения сенсорной интеграции?

Со стороны слуховой функции: боязнь громких звуков и шума, непереносимость некоторых видов музыки или музыки в целом, негативные реакции на пение/голос, невосприимчивость обращений, растерянность в людных и общественных местах.

Со стороны зрительной системы: светобоязнь (предпочтение к полумраку и темноте), напряжение при рассматривании предметов, неуклюжесть при спусках и подъемах (например, на ступеньках), не смотрит в глаза собеседнику.

Со стороны осязательной функции: воздержание от игр с пластилином, тестом, красками, мелкими предметами, снижение болевой и температурной чувствительности, не терпят прикосновений к себе. Проявляется негативная реакция на некоторые виды ткани/одежды, не любят ходить босиком.

Со стороны вестибулярного аппарата: неуклюжесть и неловкость движений, неустойчивость, негативные проявления к активным играм, детским площадкам и спорту, мышечный тонус, проблемы с концентрацией внимания и координацией, излишняя тревожность.

Со стороны вкусовой и обонятельной систем: чувствительность к пище (отказ от некоторых видов продуктов), снижение вкусовых рецепторов, негативная реакция на запахи, плохая чувствительность к запахам.

При проявлении нескольких нарушений из вышеперечисленной симптоматики необходимо обратиться к специалистам и провести диагностику на предмет сенсорной дисфункции.

Сенсорная интеграция для ребенка, который никак не заговорит

Сенсорная интеграция и речь имеют очень тесную связь. Дисфункция сенсорной интеграции – одна из частых причин ЗРР (задержки речевого развития), именно поэтому деткам, у которых наблюдаются речевые трудности, рекомендованы занятия с использованием сенсорно-интегративных методик. Так, для запуска речи используются игры, направленные на развитие мелкой моторики: бизиборды, «сухие» бассейны, игры с крупами, песком и т.д. В залах для занятий сенсорной интеграцией создаются все условия для максимального погружения ребенка в увлекательную игровую среду. Считается, что сенсорная интеграция – один из самых эффективных способов для скорейшего запуска речи.

Использование сенсорной интеграции при СДВГ, РАС, аутизме

Нарушения сенсорной интеграции возникают в результате следующих причин:
– Генетическая предрасположенность
– Патологии внутриутробного развития/внутриутробные инфекции
– Родовые травмы
– Патологии в новорожденном/грудничковом периодах
– Средовые факторы (экология)
– Нарушения нервно-психического развития
– Черепно-мозговые травмы
– Детский церебральный паралич (ДЦП)
– Расстройства аутистического спектра (РАС)
– Врожденный аутизм
А также в результате синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).
Важно, что дисфункция сенсорной интеграции практически всегда выявляется при аутизме, РАС, ДЦП и при повреждениях головного мозга (например, черепно-мозговые травмы); часто – при СДВГ.
При СДВГ, РАС, ДЦП и аутизме комплексные занятия с сенсорной интеграцией необходимы в 100% случаев, т.к. являются одним из эффективных методом для развития высших психических функций детей с нарушениями мозговой деятельности и повреждениями коры головного мозга. Для каждого ребенка программа по сенсорной интеграции разрабатывается индивидуально, учитывая способности и особенности конкретного малыша.

Стоит отметить, что сенсорные нарушения встречаются у 20% среди всех детей дошкольного возраста и требуют активного внедрения в жизнь ребенка сенсорной интеграции.

Где и как проводятся занятия по сенсорной интеграции?

Обычно занятия по сенсорной интеграции проводятся специалистами в детских коррекционно-развивающих центрах. Под данный вид занятий отводится отдельная комната. Зал оборудуют различными предметами игрового формата, взаимодействие с которыми положительно сказывается на развитии функций головного мозга.

Что включает в себя «сенсорная комната»?

– Различные гамаки, маты, балансиры, качалки в разных формах (бревно, платформа, бочка, куб, шар и т.д.).
– Различные виды шведских стенок, комплексы со спортивно-игровым уклоном.

– «Сухие» бассейны, водяные матрацы и батуты.

– Веревочные тоннели и сенсорные дорожки для ходьбы.

– Лотки с различными предметами для развития мелкой моторики (песок, крупы, шарики и т.д.).

– Бизиборды, бизикубы, бизидомики.

– Утяжеленные одеяла и подушки.

– Шуршащие предметы, яркие (разных цветов и форм).

– Развивающие коврики и столы.

– Световое и звуковое оборудование и т.п.

Создать подобную комнату в домашних условиях самостоятельно навряд ли получится в связи с большим количеством крупногабаритных предметов для занятий. Более того, большинство оборудования достаточно дорогое.

Ссылка на основную публикацию