Аускультация легких точки выслушивания

Аускультация легких точки выслушивания

Целью исследования является определение и оценка: 1) дыхательных шумов (основного и побочных), 2) бронхофонии над всей поверхностью

Определение дыхательных шумов: проводится в положении больного сидя, стоя (при длительном глубоком дыхании в результате гипервентиляции легких возможны головокружение или обморок у больного) или лежа (проводится у очень слабых больных).

Врач располагается в положении сидя или стоя с учетом положения больного, но обязательно удобно, без напряжения.

Аускультация легких проводится в такой последовательности: 1) спереди, 2) в боковых отделах, 3) сзади.

Для лучшего выявления дыхательных шумов во время аускультации легких необходимо, чтобы больной дышал глубоко, поэтому непосредственно перед исследованием ему дается команда “дышите глубже и чуть чаще, чем обычно”.

Аускультация спереди. Руки больного должны быть опущены. Врач становится спереди и справа от больного. Начинают аускультацию с верхушек легких. Фонендоскоп (стетоскоп) располагают в надключичной ямке таким образом, чтобы мембрана фонендоскопа (раструб стетоскопа) по всему периметру соприкасалась с поверхностью тела больного. Сосредоточив внимание на звуках, слышимых в наушниках фонендоскопа, оценивают звуки в течение всего дыхательного цикла (вдоха и выдоха). После этого фонендоскоп переставляется в симметричный участок другой надключичной ямки, аналогично выслушиваются шумы в этой точке. Далее исследование продолжают, последовательно ставя фонендоскоп на симметричные участки передней грудной клетки на уровне I, II, III межреберий, причем срединно-ключичная линия должна пересекать датчик фонендоскопа посередине.

Аускультация в боковых отделах: больной продолжает дышать глубоко и равномерно. Врач просит его сложить руки в замок и поднять на голову. Фонендоскоп кладется на боковую поверхность грудной клетки в глубине подмышечной ямки. Выслушиваются и оцениваются дыхательные шумы в этой точке. После этого фонендоскоп переставляется в симметричный участок другой подмышечной ямки, аналогично выслушиваются и оцениваются дыхательные шумы в этой точке. Далее исследование продолжают, последовательно ставя (в точки сравнительной перкуссии) фонендоскоп на симметричные участки боковой поверхности грудной клетки, опускаясь постепенно до нижней границы легких.

Аускультация сзади: больного просят скрестить руки на груди. Фонендоскоп последовательно ставят в симметричные точки: 1) на уровне надостных ямок, 2) в межлопаточном пространстве на 2-3 уровнях, 3) в подлопаточных областях на уровне VII, VIII, IX межреберий.

По окончании аускультации определяются результаты исследования. Нужно оценить: а) какой (или какие) основной дыхательный шум (шумы) выслушивается во всех точках аускультации; б) одинаков ли основной ды­хательный шум в симметричных точках; в) выслушивается ли какой-либо побочный дыхательный шум (шумы) и их локализация.

Прежде всего, нужно определить, какой из основных дыхательных шумов слышен в данной точке (шум везикулярного, шум жесткого или шум бронхиального дыхания). Затем оценивают побочные дыхательные шумы (сухие и влажные хрипы, крепитация, шум трения плевры). Если выслушивается мягкий непрерывный шум, напоминающий звук “ф” или “в” и слышимый на протяжении всей фазы вдоха и первой трети выдоха, то это шум везикулярного дыхания. Если слышен такой шум не всю фазу вдоха (появляется через какой-то интервал от начала вдоха) и менее трети в интервал выдоха (или в фазу выдоха совсем не прослушивается), констатируется ослабленное везикулярное дыхание. Если шум везикулярного дыхания слышен не как непрерывный и равномерный звук, а неравномерно (усиливаясь и ослабевая или прерываясь), то регистрируется саккадированное везикулярное дыхание.

Непрерывный шум, выслушиваемый в фазу вдоха и выдоха, называется шумом бронхиального дыхания. Этот шум в фазу выдоха продолжительнее и грубее (выше), чем в фазу вдоха. Шум бронхиального дыхания напоминает звук, который получается, если открыть рот для произнесения звука “х”, сделать энергично выдох. Шум бронхиального дыхания можно услышать у любого человека, приложив стетоскоп на область гортани. Если непрерывный шум слышен в фазу вдоха и выдоха, причем шум выдоха составляет более одной трети вдоха, то констатируется шум жесткого дыхания. Шум жесткого дыхания по тембру является промежуточным между везикулярным и бронхиальным дыханием.

Сухие хрипы проявляются продолжительными музыкальными звука­ми. Эти звуки могут напоминать свист, гудение, жужжание.Они могут быть слышны в обе или одну из фаз дыхания (чаще в обе фазы).

При крепитации на высоте вдоха слышны отрывистые звуки, напоминающие треск волос при растирании их вблизи уха.

Короткие, отрывистые звуки, которые звучат как лопанье пузырьков, слышимые в любую из фаз -дыхания – влажные хрипы. В зависимости от того, звуки лопанья каких (крупных или мелких по калибру) пузырьков они напоминают, их называют крупно-, средне-, и мелкопузырчатыми.

Продолженный шум, напоминающий звук трения полозьев санейпоснегу, хруст снега под ногами, скрип кожи, шорох бумаги или шелка, называют шумом трения плевры. Этот шум определяется в обе фазы дыхания. При выслушивании шума трения плевры создается впечатление, что источник звука располагается поверхностно, очень близко к мембране, в отличие от хрипов, звук которых идет как бы из глубины грудной клетки.

2. Определение бронхофонии. При этом исследовании оценивается проведение голоса на поверхность грудной клетки над проекцией легких. Проведение голоса регистрируется через фонендоскоп (стетоскоп).

Исходное положение больного и врача, а также точки прикладывания фонендоскопа те же, что и при определении дыхательных шумов. После прикладывания фонендоскопа к поверхности грудной клетки больного, его поросят произносить шепотом слова, содержащие шипящие звуки

По окончании исследования оценивают его результаты. Нужно определить: 1) одинакова ли бронхофония над симметричными участками легких, 2) имеется ли усиление или ослабление бронхофонии. Если при произнесении исследуемых слов на симметричных участках в наушниках фонендоскопа слышен неопределенный гул, констатируется нормальная бронхофония. Если же при этом с одной из сторон отчетливо слышны произносимые слова, то это означает усиление бронхофонии. Наконец, если при произнесении исследуемых слов с одной стороны в наушниках фонендоскопа не слышно никаких звуков, констатируется ослабление бронхофонии.

ИССЛЕДОВАНИЕ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ

ОСМОТР

При осмотре определяют наличие (или отсутствие) следующих симптомов: 1) сердечный горб (выпячивание передней стенки грудной клетки над проекцией сердца); 2) верхушечный толчок (синхронную с деятельностью сердца, ограниченную пульсацию грудной стенки над проекцией верхушки сердца или синхронное с деятельностью сердца втягивание ограниченного участка передней поверхности грудной клетки над проекцией верхушки сердца); 3) сердечный толчок (синхронную с деятельностью сердца разлитую пульсацию передней грудной стенки у левого края нижней половины грудины и распространяющуюся на подложечную область); 4) пульсация во II межреберье у правого края грудины (пульсация, обусловленная аневризмой аорты) и во II межреберье у левого края грудины (пульсация легочной артерии у больных легочным сердцем); 5) пульсация в эпигастральной области (обусловленная пульсацией брюшной аорты, правого желудочка или печени); 6) патологическая прекарди-альная пульсация (пульсация III, IV межреберьях между окологрудинной и среднеключичной линиями); 7) пульсация сонных артерий (“пляска каротид”); 8) положительный венный пульс (пульсация яремных вен) и набухание шейных вен; 9) варикозное расширение вен в области грудины.

Этот шум определяется в обе фазы дыхания.

Аускультация легких

Физические основы аускультации, ее характеристика как методы исследования подробно изложены нами в главе «Методы исследования больных». Поэтому остановимся на вопросах, касающихся непосредственно аускультации легких.

Правила аускультации легких

1. В помещении должно быть тихо и тепло.

2. Легкие выслушивают в вертикальном положении больного (стоя или сидя), только при тяжелом состоянии больного можно выслушивать в лежачем положении.

3. Аускультация легких, так же как и перкуссия должна быть сравнительной.

4. Выслушивание легких, в отличие от перкуссии, проводится не по топографическим линиям, а по областям, начиная с надключичных областей (область верхушек легких), затем область больших грудных мышц и нижнелатеральные отделы передней поверхности грудной клетки (рис.22). При выслушивании подмышечных областей больного просят заложить руки за голову, далее выслушивают боковые поверхности грудной клетки. По задней поверхности аускультацию легких начинают с надостных областей (проекция верхушек легких сзади), затем выслушивают межлопаточную область, для этого больной должен скрестить руки на груди. Далее выслушиваются области ниже углов лопаток и нижнелатеральные отделы.

5. В каждой области аускультацию проводят «гнездным методом», т.е. трубку ставят не менее чем в 2-3 точках, так как оценить аускультативную картину в одной точке невозможно, затем точно так же проводят аускультацию на симметричном участке противоположной стороны.

6. В начале анализируют основные дыхательные шумы, при этом дыхание больного должено быть ровным через нос и средней глубины.

7. Затем просят больного дышать глубоко и через рот, при этом лучше выявляются побочные дыхательные шумы. С этой же целью, при необходимости, просят больного покашлять, быстро и резко выдохнуть.

Рис. 22.Точки аускультации легких спереди и сзади

У детей в связи с высокой эластичностью легочной ткани и тонкой грудной стенкой выслушивается более резкое и громкое везикулярное дыхание.

Шум трения плевры

Шум трения плевры – патологический феномен, который не связан с дисфункцией конкретно легочной ткани. Источником проблемы становится плевральная полость, висцеральный и париетальный листок соответствующей соединительнотканной структуры. В норме все указанные элементы гладкие и эластичные.

При наличии воспалительного или инфекционного процесса наблюдается частичное пропотевание плазмы в указанное пространство. Довольно быстро лишняя жидкость впитывается назад в сосуды, однако, сухая часть в виде фибрина остается.

Результат – откладывание жестких волокон на поверхности листков плевры. Во время очередных дыхательных движений при аускультации врач фиксирует шум, который возникает из-за трения фибриновых конгломератов. Звуковой феномен напоминает шуршание снега под ногами. Типичная причина – сухой (фибринозный) плеврит.

Параллельно пациента тревожит повышение температуры тела, боль в груди, дискомфорт во время глубокого дыхания.

Шум трения плевры напоминает крепитацию или влажные хрипы. Для дифференциальной диагностики пациента просят закрыть рот, а также нос руками и имитировать дыхательные движения грудной клетки.

Если шум остается, тогда поражена плевра. При хрипах и крепитации всегда сохраняется связь с потоком воздуха. Дополнительно можно предложить пациенту покашлять. Хрипы и крепитация после соответствующей пробы меняют свой характер, что нетипично для шума трения плевры.

Если шум остается, тогда поражена плевра.

Особенности аускультации легких у ребенка

В медицине существует такое понятие, как пропедевтика, которое подразумевает первичную диагностику. Такая диагностика не предполагает выполнения специальных процедур. Наличие знаний из этой научной области позволяет поставить диагноз на основе внешнего осмотра пациента или учитывая те характеристики, которые легко установить без использования специальных приспособлений. Одним из методов данной науки является аускультация.

Этот диагностический метод заключается в выслушивании звуков, формирующихся в легких и гортани. По их особенностям можно предполагать наличие или отсутствие у пациента патологий в органах дыхательной системы.

Это становится возможным лишь при наличии у специалиста необходимых знаний и достаточного опыта, иначе сделать правильные выводы будет затруднительно. Также нужно понимать, что с помощью аускультации не всегда удается обнаружить болезнь или выбрать один диагноз из нескольких предполагаемых.

В этом случае приходится применять иные диагностические процедуры. Однако, при несложных ситуациях такого способа бывает достаточно, благодаря чему не приходится лишний раз подвергать пациента, например, облучению УФ-лучами. Именно поэтому аускультация используется и на современном этапе развития медицины.

Особенно значимой является аускультация легких для диагностики заболеваний органов дыхания у детей. В детском возрасте многие эффективные диагностические процедуры несут вред организму, поэтому врачи избегают их использования.

В результате, когда болеет ребенок, приходится выбирать более простые, хоть и менее точные способы выявления патологий. Надо сказать, что методика проведения рассматриваемой процедуры для детей не отличается от той, что выполняется в отношении взрослых. Врачи руководствуются теми же правилами и тем же алгоритмом действий.

Могут быть сухими и влажными.

Аускультация легких. Техника, алгоритм

Аускультация легких. Техника, алгоритм

Читайте также:  Комплекс упражнений для утренней зарядки для детей

Аускультация легких – метод исследования, основанный на восприятии естественно возникающих в организме звуков при посредственном или непосредственном соприкосновении уха исследователя с поверхностью тела.

Аускультация легких по простой технике

В то же время это весьма сложный для интерпретации метод исследования, который по своему значению, по своей ценности в некоторых случаях не уступает рентгенологическому исследованию. Для выслушивания необходим опыт, надо иметь правильно разбираться в воспринимаемых ухом звуковых впечатлениях, и что наиболее важно, уметь находить в этих чрезвычайно разнообразных акустических феноменах отображение паталогоанатомических процессов, разыгрывающихся в легких соответственно месту выслушивания.

Для правильного понимания выслушиваемых легочных шумов необходимо обращать внимание на их характер, силу, отношение к фазам дыхания (т.е. к вдоху и выдоху), локализацию и распространение. Так же и при перкуссии, в начале проводим сравнительную аускультацию. Выслушивая на строго симметричных местах грудной клетки, сравниваем между собой полученные данные. Необходимо мысленно сравнить вдох с выдохом на одноименной стороне, вдох с выдохом и выдох с выдохом на сторонах противоположных.

Положение больного при аускультации в зависимости от состояния может быть любым. Однако наиболее удобным будет стоячее или сидячее положение со свободно опущенными или положенными на колени руками. Не следует в положении стоя выслушивать тяжелых, слабых больных; – при глубоком дыхании у них нередко возникает головокружение и обмороки. Самое неправильное положение – это когда больной сидит на кровати с вытянутыми ногами. Больной должен обнажен по пояс, так как одежда часто вносит посторонние звуки. Необходимо научить больного правильно дышать: глубоко,

спокойно, ровно, через нос и только по особому требованию врача – через рот в среднем темпе, т.е. делать около 25 дыханий в минуту.

По знаку врача больной к концу выдоха должен, не вдыхая коротко кашлянуть энергично, но беззвучно, только остаточным воздухом; опять немедленно после кашля глубоко вдохнуть.

Невыполнение этого правила представляет собой большое упущение: почти у половины больных туберкулезом легкие хрипы выслушиваются лишь после покашливания. И врач, который не инструктирует больного, как нужно дышать, не получает того, что может дать аускультация. Большое значение имеет также правильная установка стетоскопа. Если стетоскоп плотно не прилегает к коже, то легко можно услышать такие шумы и хрипы, которых в действительности нет.

При выслушивании легких, прежде всего, нужно выслушивать дыхательные шумы, определить характер дыхания, его интенсивность, установить соотношение вдоха и выдоха.

После этого обращают внимание на возможные побочные шумы или хрипы. При выслушивании дыхательных шумов дыхание через рот нежелательно (больной дышит через нос), в то время как при хрипов дыхание через рот будет способствовать более сильному движению воздуха в бронхах и тем самым более легкому образованию, а следовательно восприятию хрипов.

Затем выслушивают шум трения плевры, которых чаще всего можно слышать в нижнебоковых частях грудной клетки, где экскурсия легких небольшая, а, следовательно, условия для выслушивания шума трения наилучшие.

Наконец, производится выслушивание голоса. Выслушивается как громкая речь, так и шепот. Как через стетоскоп, так и непосредственно ухом. Порядок мест выслушивания тот же самый, что и при перкуссии, т.е. верхушки, передняя поверхность (сверху вниз), боковые поверхности (от подмышечных ямок книзу), задняя поверхность (над лопатками, между ними и под лопатками) на симметричных местах поочередно.

Возникающие при выслушивании дыхательных органов звуки или шумы делятся на три основных группы:
1. Дыхательные шумы.
2. Побочные шумы или хрипы и крепитация.
3. Шум трения плевры.

Аускультация легких. Алгоритм

1. Подготовка к аускультации, инструктирование больного, выявле­ние и устранение факторов, способных вызвать появление аускультативных артефактов
2. Строгая симметричность точек выслушивания справа и слева. При выявлении асимметрии основных дыхательных шумов и подозрении на нали­чие побочных (локализованных) дыхательных шумов переходить к аус­культации по зонам
3. Определения наличия (или отсутствия) и дифференцирование ос­новных дыхательных шумов
А. Определение соотношения времени фаз вдоха и выдоха
Б. Определение качественных характеристик основного дыха­тельного шума

а) Преобладание фазы вдоха над фазой выдоха (3: 1)

б) Качественно напоминает звук “ф”, произносимый на выдохе

а) Фазы вдоха и выдоха по длительности равны и выдох нес­колько преобладает

б) Качественно напоминает звук “х”

4. Оценка характера и изменений везикулярного дыхания
а) Физиологическое везикулярное дыхание (пуэрильное)
б) Патологическое везикулярное дыхание и его характерис­тика
А. Симметричность
1. Тотальное его изменение
2. Одностороннее
3. Локальное
Б. Усиление везикулярного дыхания (жёсткое, шерохова­тое)
В. Ослабление везикулярного дыхания
Г. Саккадированное везикулярное дыхание
Д. Одностороннее (локальное) исчезновение везикуляр­ного дыхания

5. Оценка характера и изменений бронхиального дыхания
а) Физиологическое (над трахеей и гортанью)
б) патологическое – в зоне предполагаемого выслушива­ния везикулярного дыхания
А. Локализация (односторонняя, локальная)
Б. Громкость
1. Обычная
2. Громкое (металлическое)
3. Тихое (компрессионный стелектаз)
В. Редкие варианты (амфорическое)

6. Определение наличия побочных дыхательных шумов
А. Над всей поверхностью лёгких
Б. Односторонние
В. Локальные

7. На основании качественных характеристик (длительность, высота, тембр, стабильность) и дополнительных аускультативных приёмов (форсированное дыхание, покашливание, напряжение и расслабле­ние мышц брюшного пресса при закрытых верхних дыхательных пу­тях) определяется конкретный дыхательный шум

8. Хрипы
А. Тембр
Б. Высота
В. Длительность
Влажные / Сухие
Мелкопузырчатые / Среднепузырчатые / Крупнопузырчатые
Свистящие / Гудящие
Оральные (клокочущеедыхание) / Оральные (пение петуха)

9. Крепитация
Дифференцируется с мелкопузырчатыми влажными хрипами
В отличие от них
а) Не меняет калибр (только громкость)
б) Качественно напоминает треск волос при трении их около уха
При плевропневмонии:
а) Инициальная
б) Терминальная

10. Шум трения плевры
Дифференцируется с сухими хрипами, в отличие от них
а) Выслушивается как бы”ближе”к уху
б) Не меняет высоту после кашля
в) Меняет громкость при нажиме фонендоскопа на грудную клетку
г) Сопровождается обычно типичным болевым синдромом
Качественно напоминает хруст снега, скрип дверной петли

11. Редкие аускультативные симптомы
а) Шум”падающей капли”
б) Шум плеска

12. Оценка взаимосвязи основных и побочных дыхательных шумов
13. Оценка взаимосвязи аускультативных симптомов с данными, полу­ченными другими методами исследования дыхательной системы.

Аускультация. Методы, правила

Аускультация (auscultare – слушать, выслушивать) – это ме­тод исследования при помощи восприятия звуков, естественно возникающих в организме, которые воспринимаются при непосредственном или посредс­твенном – при помощи какого-либо твёрдого тела – соприкосновении наше­го уха с поверхностью тела. Выслушивание голоса, кашля, чихания, гром­кого дыхания, хрипов, урчания в кишечнике и других звуков, слышимых на расстоянии, не относится к методу аускультации.

Аускультация. История возникновения

Выслушивание звуков, происходящих внутри нашего тела, применялось с диагностической целью и в древности. Так, в сочинениях Гиппократа имеются упоминания о шуме трения плевры, шуме плеска в полости плевры, влажных хрипах в лёгких. В начале нашей эры, несомненно, умели выслу­шивать и шумы сердца. Но затем в течение полутора тысяч лет выслушива­ние не играло роли при исследовании больных.

Диагностическим методом выслушивание становится только благодаря францзскому учёному Рене Лаэннеку (1781-1826), который был талантливым клиницистом, патологоанатомом и преподавателем в медицинской школе в Париже.

В России развитие метода аускультации связано с именами П.А.Чару­ковского и М.Я. Мудрова. Талантливый русский профессор Григорий Ивано­вич Сокольский, с именем которого связано учение о ревматизме (бо­лезнь Буйо-Сокольского) в работах “Об исследовании болезней слухом и стетоскопом” и “Учение о грудных болезнях” детально описал аускуль­тативные явления, выслушиваемые при пороках сердца и заболеваниях органов дыхания.

Аускультация имеет дело с очень слабыми звуками нашего тела, ко­торые мало или совсем не распространяются в воздухе. Поэтому, если между ухдм и поверхностью тела имеется хотя бы тончайший слой воздуха, мы не слышим звуков, но начинаем их воспринимать, как только будет ус­тановлено непрерывное сообщение через твёрдое тело между ухом и звучащим телом. Это достигается или прямым соприкосновением уха, например, с грудной клеткой, или соединением их каким-либо твёрдым, способным проводить колебания телом (стетоскопом). На том же основании уже неслышный тон камертона, находящегося перед ухом, снова хорошо и долго воспринимается, если камертон поставить на голову. Таким образом было доказано, что проведение звука в стетоскопах происходит не по столбу воздуха внутри них, а по их стенкам.

Название стетоскоп было дано Лаэннеком. Его стетоскоп первона­чально напоминал бумажный свёрток. Это была полая деревянная трубка длиной 33 см одинакового диаметра на всём протяжении, которая разбира­лась по середине. Видоизменение этой первоначальной формы шли в разных направлениях: утончение трубки, укорочение её, более удобное устройс­тво ушного конца, применения различных материалов для изготовления трубки.

Стетоскоп представляет собой цилиндрическую трубку. Широкая его часть имеет в большинстве случаев воронкообразную форму и прикладыва­ется к ушной раковине, а более узкая, так называемы раструб стетоско­па, к телу больного. Стетоскопы делают из различных материалов: де­рева, металла, слоновой кости, пластмассы. Впоследствии вместо твёрдых стетоскопов были предложены гибкие, впервые рекомендованные Н.Ф.Фила­товым. При этом от раструба обычного стетоскопа идут две резиновые трубки, концы которых вставляются в ушные раковины исследователя. На­конец, последние видоизменения стетоскопа, касающиеся его грудного конца, выразились в присоединении к нему приспособления для резонанса с целью усиления звуковых явлений. Так возникли различные формы фонен­доскопов. Сначала простые, когда грудной конец стетоскопа обтягивался резиновой перепонкой и более сложные, когда конечная часть фонендоско­па представляет собой металлическую полость, обтянутую мембраной. Зву­ковые явления, возникающие в том или ином органе, передаются на мемб­рану, которая приходит в колебание. Полость, покрытая этой мембраной, по теории резонанса усиливает звук. Иногда на занятиях со студентами используют мультифонендоскоп.

В принципе термин стетоскоп, данный Лаэннеком, не совсем точно отражает назначение этого прибора, так как оно происходит от двух слов – stethos – грудь и scopeo – смотрю. Достоинство гибких стетоскопа двоякое: удобство исследования для врача и для больного и более зна­чительное усиление звука. Они почти не изменяют характер естественных звуков и дают мало побочных шумов. Недостатком является значительное изменение естественного характера звуков и большое количество легко возникаемых посторонних шумов. Они неудобны для врача и больного и их использование утомительно.

Аускультация легких. Теория

Аускультация, как метод исследования, имеет дело с очень слабыми звуками нашего тела, которые очень мало или совсем не распространяются в воздухе.

Подобные звуки мы можем воспринимать при условии непрерывного сообщения через твердое тело между ухом и звучащим телом. Это достигается или прямым соприкосновением уха, например, с грудной клеткой, или соединением их (уха и звучащего тела) каким-то твердым, способным проводить колебания, телом (стетоскопом). Если же между ухом и поверхностью тела имеется хотя бы тончайший слой воздуха, мы не слышим звуков. Отсюда ясно, что в стетоскопах любой конструкции проведение звука происходит не по столбу воздуха внутри них, а по их стенкам, точно так же, как в

нашем нашем ухе проведение звуковых колебаний идет не по воздуху слухового прохода, а по ушной раковине, стенке слухового прохода, барабанной перепонке и т.д.

Полные стетоскопы предпочтительнее не потому, что они проводят звуки через воздух своего канала, а потому, что они легче и более способны к колебаниям.

Чтобы сохранить максимальную способность стетоскопа к колебаниям, нужно прикладывать его к телу возможно легче и во время выслушивания не касаться его рукой. Имеет значение величина воронки грудной части стетоскопа: чем она уже, тем точнее можно локализовать выслушиваемые звуки, но с меньшей поверхности они собираются и тем, следовательно, слабее. Чем шире воронка, тем более слабые звуки могут быть восприняты.

Читайте также:  Удушающий кашель у ребенка что делать

Аускультация. Методы

В целом имеет значение не выбор стетоскопа или фонендоскопа, не способ выслушивания, а умение аускультировать. Следует постоянно поль­зоваться одним и тем же прибором, так как каждый стетоскоп и фонендос­коп имеет свои индивидуальные особенности.

Различают два основных метода аускультации:

Аускультация. Выбор стетоскопа
Твердые стетоскопы

Достоинства: они мало изменяют характер естественных звуков, дают мало побочных шумов и одновременно со звуками передают осязательные ощущения.

Недостатки. Неудобство и утомительность исследования для врача и для больного, болезненность при надавливании.

Достоинства: удобство исследования для врача и для больного, возможность видеть выражение его лица и значительное усиление звука.

Недостатки. Значительное изменение естественного характера звуков. Начинающим аускультацию лучше пользоваться стетоскопом, а каким лучше – твердым или мягким – безразлично. Дело решает не метод и не способ аускультации, а умение аускультировать.

Аускультация. Правила

  1. Аускультацию проводят в тёплом помещении, необ­ходимо, чтобы соблюдалась тишина, так как появление мышечной дрожи будет мешать выслушиванию.
  2. ело больного должно быть обнажено, так кактрение одежды может вызвать побочные шумы.
  3. Следует обаращать внимание на волосяной покров тела, так как трение инструмента о волосы имитирует типичные патологические аускультативные явления. олосы на месте выслушивания или смочить или намылить, чтобы избежать побочных шумов.
  4. Раструб стетоскопа или фонендоскопа должен быть плотно, но не сильно приложен к выслушиваемой поверхности (прикладывать к выслушиваемой поверхности равномерно, плотно, но легко).
  5. оложение врача и больного должно быть удобным.
  6. К твердому стетоскопу в момент выслушивания рукой лучше не прикасаться во избежании побочных звуков и уменьшения звукопроводимости.
  7. Врач при выслушивании в стоячем или сидячем положении больного свободной рукой должен обхватить (обнять) так, чтобы они составили единое целое.
  8. Не давить стетоскоп, дабы не причинить больному боли.
  9. По возможности пользоваться одним и тем же стетоскопом.
  10. ри выслушивании системы дыхания управлять дыханием обследуемого.
  11. Выслушивать систематически, настойчиво.

Необходимо привыкнуть отвлекаться от всего окружающего. С этой целью полезно при выслушивании закрыть глаза и затыкать свободное ухо (для устранения лишних звуковых и зрительных раздражений).

Обычно проводится сравнительная аускультация, при которой порядок выслушивания тот же самый, что и при сравнительной перкуссии.

Выслуши­вают на симметричных участках и поочерёдно то на одной, то на другой стороне, сопоставляя каждый раз данные выслушивания в следующем поряд­ке: верхушки, передняя поверхность лёгких сверху вниз на симметричных участках, боковые поверхности (от подмышечных ямок книзу, лучше при закинутых за голову руках), задняя поверхность в над-, меж- и подло­паточных областях.

Сначала выслушивают дыхательные шумы, которые называются основны­ми, то есть определяют характер дыхания, его интенсивность, соотноше­ние вдоха и выдоха. Затем обращают внимание на побочные шумы или хри­пы, крепитацию, шум трения плевры, затем проводят выслушивание голоса.

Большое значение имеет также правильная установка стетоскопа.

Аускультация легких точки выслушивания

Перед объективным исследованием дыхательной системы полезно вспомнить жалобы, которые могут предъявлять пациенты с заболеваниями органов дыхания.

Объективное исследование дыхательной системы начинается с осмотра.

Осмотр грудной клетки проводится в 2 этапа:

♦ статический осмотр — оценка формы;

♦ динамический осмотр — оценка дыхательных движений (т.е. функции дыхательного аппарата).

Форма грудной клетки считается правильной, если она:

♦ не имеет деформаций,

♦ боковой размер преобладает над передне-задним,

♦ достаточно выражены надключичные ямки;

Форма правильной грудной клетки зависит от типа конституции. Принадлежность к тому или иному типу определяется по углу между реберными дугами: >90° – астеническая, 90° – нормостеническая, >90° – гиперстеническая.

Патологические формы грудной клетки:

Эмфизематозная (син. бочкообразная) — увеличен переднезадний размер, горизонтальное расположение ребер, уменьшение межреберных промежутков, сглаженность и даже выбухание надключичных и подключичных ямок — при заболеваниях с увеличением остаточного объема вследствие бронхообструкции (бронхиальная астма, ХОБЛ и др.) или поражения эластического каркаса легких.

Паралитическая – напоминает астеническую. Общая кахексия. Наблюдается при туберкулезе и других истощающих заболеваниях.

Рахитическая или килевидная (деформация грудины в виде киля). Является следствием перенесенного в детстве рахита.

Воронкообразная – врожденная (деформация грудины в виде ворон­ки). Обусловлена наследственной аномалией скелета.

Ладьевидная – врожденная (деформация грудины в виде ладьи). Обусловлена наследственной аномалией скелета.

Кифосколиотическая – деформированная (комбинация кифоза и ско­лиоза в грудном отделе). Является следствием перенесенного в детстве туберкулеза или травмы позвоночника.

Патологические формы грудной клетки могут иметь аномалии распространения звука и расположения органов. Это отразится на результатах определения голосового дрожания, перкуссии, аускультации.

После оценки строения дыхательного аппарата, исключают нарушения его функции. Для этого проводят динамический осмотр и определяют:

♦ тип дыхания (грудной, брюшной, смешанный);

♦ симметричность участия в акте дыхания половин грудной клетки;

♦ частоту дыхательных движений в минуту (в норме 12-20);

♦ верифицирут патологические типы дыхания при их наличии:

• Куссмауля (глубокое, шумное, постоянное);

• Чейна-Стокса (периоды нарастания и уменьшения глубины дыхания с последующей остановкой, после которой начинается новый цикл);

• Грокко-Фругони (напоминает предыдущее, но без периодов апноэ);

• Биота (несколько чередование серии одинаковых вдохов с периодами апноэ).

Почему появляются патологические типы дыхания?*

*Читайте на стр. 121-122 в учебнике Пропедевтика внутренних болезней или стр. 63 в пособии Основы семиотики заболеваний внутренних органов.

После осмотра выполняется пальпация грудной клетки.

NB! Прежде, чем выполнять пальпацию (а затем перкуссию) оцените соответствие своего маникюра поставленным задачам. Ногти должны быть короткими. При наличии длинных ногтей выполнение пальпации и перкуссии невозможно. Вы никогда не пробовали писать ручкой с надетым колпачком?

Кроме того, длинные ногти травмируют пациентов, а также являются надежным карманом для хранения секрета кожных желез, слюны, слизи и других выделений пациентов. Подумайте, обязательно ли вам постоянно иметь при себе перечисленные предметы?

При помощи пальпации уточняют форму (соотношение бокового и передне-заднего размеров), определяют болезненность, резистентность грудной клетки, голосовое дрожание,определяют симптомыШтенберга и Потенджера.

Форму, симметричность, резистентность вы оцените на занятии.

Голосовое дрожание (вибрация грудной клетки, возникающая при произнесении звука «р») оценивается наложением ладоней последовательно в определенных зонах, представленных на схеме

Последовательность определения голосового дрожания:

Под ключицами справа слева

Над ключицами справа слева

По линиям medioclavicularis:

II межреберье справа слева

III межреберье справа слева

IV межреберье справа слева

По линиям axillaris media:

V межреберье справа слева

VII межреберье справа слева

Над лопатками справа слева

Между лопатками справа слева

Под углами лопаток справа слева

Диагностическое значение имеет диффузное ослабление, локальное ослабление, локальное усиление голосового дрожания.

Диффузное (над всеми полями) ослабление голосового дрожания возникаетт при повышении воздушности легких – эмфиземе. При этом уменьшается плотность легочной ткани и звук проводится хуже. Второй причиной диффузного ослабления может быть массивная грудная стенка.

Локальное(на ограниченном участке)ослабление голосового дрожания отмечается:

– при нарушении проведения к этому участку грудной клетки звука от голосовой щели (нарушение проходимости приводящего бронха);

– лри наличии препятствия распространению звука в плевральной полости (накопление жидкости – гидроторакс;, воздуха – пневмоторакс; образовании массивных скоплений соединительной ткани – фиброторакс).

Локальное усиление голосового дрожания наблюдается:

– при уплотнении в этом месте легочной ткани

– при возникновении резонанса вследствие образования полости в легком (абсцесс, каверна).

Уплотнение легочной ткани возникает при заполнении альвеол экссудатом (например, при пневмонии), транссудатом (например, при сердечной недостаточности с застоем в малом круге), при сдавлении легкого извне (компрессионный ателектаз, который может образоваться, например, над массивным гидротораксом).

Определение мышечныхсимптомов Штенберга и Потенджера.

Положительный симптом Штенберга – болезненность при надавливании на верхний край трапециевидной мышцы. Он свидетельствует о текущем патологическом процессе в соответствующем легком или плевре, не раскрывая, однако, его характер.

Положительный симптом Потенджера заключается в уменьшении объема мышцы и ее уплотнении. Он является признаком перенесенного ранее заболева­ния, во время которого благодаря нарушению трофической иннервации и дли­тельному спастическому сокращению произошла частичная дегенерация мышеч­ных волокон с замещением их соединительной тканью.

Следующим методом исследования являетсяперкуссия легких.Метод основан на оценке отражения и поглощения звука структурами разной плотности.

При нанесении перкуторных ударов по специальной методике* над разными структурами получается звук разной громкости и тембра. Выполнение перкуссии позволяет определять границы органов, их патологические изменения, а также появление патологических образований.

*О методике перкуссии читайте на стр. 50-53 в учебнике Пропедевтика внутренних болезней или стр. 80-84 в пособии Основы семиотики заболеваний внутренних органов.

Различают 4 варианта звука (тона) образующегося при перкуссии:

Ясный легочный (пример можно получить при перкуссии у здорового человека в 3 межреберии по среднеключичной линии справа).

Тупой или притупленный (пример можно получить при перкуссии большого массива мышц, например, бедра, отсюда еще один синоним – бедренный).

Тимпанический звук возникает над полостью (поперкутируйте над полым органом – желудком, например).

Коробочный звук возникает при повышении воздушности легких – эмфиземе. Такой звук точно воспроизводится при перкуссии перовой подушки.

Перкуссия выполняется в определенной последовательности. Это позволяет избежать ошибок при оценке перкуторных тонов.

Вначале выполняется сравнительная перкуссия.

Последовательность проведения сравнительной перкуссии легких

Под ключицами справа слева

Над ключицами справа слева

Непосредственная перкуссия по ключицам справа слева

По линиям medioclavicularis

Во II межреберьях справа слева

В III межреберьях справа слева

В IV межреберьях справа слева

По линиям axillaris media

В V межреберье справа слева

В VII межреберье справа слева

Над лопатками справа слева

У основания справа слева

У угла справа слева

По линиям scapularis

В VII межреберье (угол лопатки) справа слева

Виды перкуторного звука и их диагностическое значение.

Над легкими у здоровых

Пример записи результатов сравнительной перкуссии легких.

При сравнительной перкуссии в симметричных участках грудной клегки звук ясный легочный. Очаговых изменений перкуторного звука не отмечается.

Топографическая перкуссия позволяет оценить размеры легких и их изменение при дыхании.

Правила топографической перкуссии:

– перкуссия проводится от органа, дающего громкий звук, к органу, дающему тупой звук, то есть от ясного к тупому;

– палец-плессиметр располагается параллельно определяемой границе;

– граница органа отмечается по стороне пальца-плессиметра, обращенного в сторону органа, дающего ясный легочный звук.

Последовательность топографической перкуссии:

1. определение верхних границ легких (высоты стояния верхушек
легких спереди и сзади, а также их ширины – полей Кренига);

2. определение нижних границ легких;

3. определение подвижности нижнего края легких.

Нормальные границы легких):

Ногти должны быть короткими.

Проблемы с альвеолами

  • Прерывистое везикулярное дыхание возникает при наличии преград прохождения воздуха в альвеолы из мелких бронхов вследствие несинхронного расправления альвеол. Причиной данного явления обычно становится туберкулезный инфильтрат.
  • При пневмонии и при бронхите проявляется жесткое дыхание.
  • Бронхиальное дыхание — ларинготрахиальный шум, который появляется на стадии опеченения при крупозной пневмонии. Несколько ослабленное бронхиальное дыхание бывает при инфаркте легкого или компрессионном ателектазе.
  • Амфорическое дыхание — видоизмененное ларинготрахиальное. На вдохе имеет гулкий звук, похожий на прохождение воздуха над горлышком сосуда – отсюда и название. Эффект вызывается дополнительным резонансом бронхиального дыхания в полостях вблизи легких. В роли такой полости может выступать опустошенный абсцесс либо туберкулезная каверна.

Бронхиальное дыхание ларинготрахиальный шум, который появляется на стадии опеченения при крупозной пневмонии.

LiveAcademy

Аускультация легких проводится в такой последовательности 1 спереди, 2 в боковых отделах, 3 сзади.

Организация расшифровки полученных данных

В медицине имеются некоторые общие правила аускультации легких. Выслушивать пациента можно в любом положении, но удобнее всего, когда больной сидит на стуле, а его руки лежат на коленях. Такая поза позволяет получать минимальные фоновые тонусы мышц дыхания.

Это важно! Выслушивание может проводить и в положении стоя, но тогда глубокое дыхание может спровоцировать головокружение и даже обморочное состояние. Для предотвращения последствий и для плотного прижатия датчика к телу врач всегда придерживает пациента свободной рукой со стороны противоположной выслушиванию.

При диагностике первоначально сравниваются шумы дыхательного процесса при вдохе, даются им характеристики, оценивается их громкость, длительность. Впоследствии полученные данные соотносят с шумами, которые были произведены в симметричной точке — это сравнительная аускультация. Больше всего внимания уделяется основным шумам дыхания — альвеолярным, выслушивающихся над областью легких и нарушающихся при пневмонии. Также выделяют бронхиальные шумы, которые прослушиваются над гортанью, над крупными бронхами и над трахеей.

Читайте также:  Покраснения на головке и крайней плоти лечение

Пропедевтика аускультации заключается в том, что основные шумы представляются собой звуковые явления, которые дополняют внешнее дыхание, прослушиваемое у здорового человека. Основные шумы прослушиваются и у здоровых, и у больных людей. Патологические шумы — это особые патологические проявления, также сопровождающие внешнее дыхание и прослушиваемые только у пострадавших от какой-либо патологии пациентов. У здоровых людей такое явление отсутствует.

При патологических изменения, при бронхите и других подобных патологиях.

Проведение манипуляции

Алгоритм действия аускультации легких не отличается от сравнительной перкуссии. Предварительно врач выполняет поочередное выслушивание в области ямок над ключицами и под ключицами, затем до третьего ребра в области сердца (левая сторона) и до края печеночной тупости (правая сторона). Чтобы обследовать грудную клетку по бокам, пациента просят поставить руки за голову. Затем идет выслушивание межлопаточного пространства. Для этого больной немножко нагибается вперед, опуская голову, скрещивая руки. В таком положении аускультируются области вокруг лопаток прослушивается нижняя кромка легких.

Сначала пациент должен дышать через нос. В таком положении врач выслушивает каждую точку за минимум 2-3 вдоха и выдоха. Задача этих действий в том, чтобы выяснить характер основного дыхательного шума, сравнить с аналогичной зоной второго легкого. Необходимо определить:

  • громкость шумов;
  • продолжительность;
  • высоту тембра;
  • однородность;
  • принадлежность к дыхательным фазам;
  • постоянство;
  • распространенность.

Если на первом этапе были выявлены побочные шумы, то врач повторяет процедуру, но теперь пациент должен совершать глубокие вдохи через рот. Теперь специалист может попросить его покашлять и использовать метод «мнимого дыхания».

Когда необходимо более внимательно выслушать шумы в центральных областях легких, пациент, лежа на боку или спине, закладывает руку за голову. При этом важно, чтобы больной не совершал слишком частых вдохов, иначе это может привести к гипервентиляционному обмороку.

высоту тембра;.

Если у пациента бронхиальная астма

При бронхиальной астме, ввиду ослабленности дыхания обоих легких во время вдыхания и выдыхания воздуха специалист четко слышит свистящие сухие хрипы самых разнообразных оттенков.

В том случае, если приступы удушья протекают длительно, то наблюдается симптоматика недостаточности правого сердца.

Исследование во время покашливания.

Алгоритм аускультации лёгких

Целью исследования являются определение и оценка дыхательных шумов (основного и побочных) над всей поверхностью легких.

В помещении, где проводится аускультация, должно быть тихо и тепло. Определение дыхательных шумов проводится в положении больного сидя, стоя (при длительном глубоком дыхании в результате гипервентиляции легких возможны головокружение или обморок у больного) или лежа (проводится у очень слабых больных).

Врач располагается сидя или стоя с учетом положения больного, но обязательно удобно, без напряжения. Стетоскоп плотно и герметично прижимают к грудной стенке. В каждой точке аускультации выслушивают 2 – 3 дыхательных цикла.

Последовательность аускультации лёгких спереди, в боковых отделах и сзади представлена на схемах. При выслушивании фонендоскоп устанавливается поочередно на симметричных участках грудной клетки справа и слева практически в тех же зонах, что и при проведении сравнительной перкуссии. Последовательность перемещения фонендоскопа на грудной клетке указана на схемах.

Аускультация спереди. Руки больного должны быть опущены. Врач становится спереди и справа от больного. Начинают аускультацию с верхушек легких. Фонендоскоп (стетоскоп) располагают в надключичной ямке таким образом, чтобы мембрана фонендоскопа (раструб стетоскопа) по всему периметру соприкасалась с поверхностью тела больного. Сосредоточив внимание на звуках, слышимых в наушниках фонендоскопа, оценивают звуки в течение всего дыхательного цикла (вдоха и выдоха). После этого фонендоскоп переставляют в симметричный участок другой надключичной ямки, где шумы выслушивают аналогично. Далее исследование продолжают, последовательно ставя фонендоскоп на симметричные участки передней стенки грудной клетки на уровне I, II и III межреберий, причем срединно-ключичная линия должна пересекать датчик фонендоскопа посередине. Далее прослушивают только правое лёгкое до его нижней границы.

Аускультация в боковых отделах. Больной продолжает дышать глубоко и равномерно. Врач просит его сложить руки в замок и поднять на голову. Фонендоскоп размещают на боковой поверхности грудной клетки в глубине подмышечной ямки. Выслушивают и оценивают дыхательные шумы в этой точке. После этого фонендоскоп переставляют в симметричный участок другой подмышечной ямки, где аналогично выслушивают и оценивают дыхательные шумы. Далее исследование продолжают, последовательно помещая фонендоскоп на симметричные участки боковой поверхности грудной клетки (в точки сравнительной перкуссии), опускаясь постепенно до нижней границы легких.

Аускультация сзади. Больного просят скрестить руки на груди. Фонендоскоп последовательно помещают в симметричные точки на уровне надостных ямок, в межлопаточное пространство и в подлопаточные области на уровне VII, VIII и IX межреберий.

По окончании аускультации оценивают результаты исследования:

1. какой (или какие) основной дыхательный шум (шумы) выслушивается во всех точках аускультации;

2. одинаков ли основной дыхательный шум в симметричных точках;

3. в) выслушивается ли какой-либо побочный дыхательный шум (шумы) с определением его (их) локализации.

При оценке основных дыхательных шумов проводят выслушивание в указанных зонах на фоне спокойного дыхания больного через нос. При наличии дополнительных дыхательных шумов прибегают к специальным приёмам для уточнения характера звуков: просят больного глубоко дышать ртом, выслушивают дыхание на фоне форсированного вдоха и выдоха, после откашливания, лёжа на боку или спине, более плотно прижав фонендоскоп, имитируют вдох после закрытия рта и носа, используют другие диагностические приёмы. Обнаруженные изменения дыхания и побочные дыхательные шумы описывают, используя принятые топографические ориентиры на грудной клетке (над-, подключичные области, подмышечные области, над-, меж-, подлопаточные области, уровень соответствующих рёбер и т. д.)

Алгоритм определения бронхофонии

Бронхофония – выслушивание с помощью фонендоскопа шепотной речи над поверхностью грудной клетки при произнесении шипящих звуков («шетьдесят шесть», «чашка чая»), при которой оценивается проведение голоса на поверхность грудной клетки; проводится в той же последовательности, что и аускультация.

Нормальная бронхофония – слышен неопределенный гул

Положительная бронхофония – произносимые слова становятся слышимы (уплотнение легочной ткани, большая полость в легком), сочетается с притуплением перкуторного звука, усилением голосового дрожания

Ослабление бронхофонии – произносимые звуки не слышны или резко ослаблены (повышенная воздушность)

Алгоритм осмотра области сердца и крупных сосудов

Сердечный горб.Развивается при врожденных пороках и приобретенных в раннем детстве.

Сердечный толчок – это пульсация слева от грудины широкой площади, распространяющаяся в эпигастральную область; бывает при гипертрофии правого желудочка.

Пульсация в области 2 – го межреберья справа у грудины – аневризма восходящей части аорты.

Пульсация в яремной ямке – значительное расширение аорты (атросклероз)

Алгоритм пальпации сердца

Верхушечный толчок

Для характеристики верхушечного толчка (его локализации, силы и площади) врач кладёт плашмя на область сердца ладонь правой руки, а затем, почувствовав верхушечный толчок, пальпирует его кончиками пальцев.

Верхушечный полчок определяется в положении небольшого наклона вперед при выдохе.

Свойства:

1. Локализация: 5 – е межреберье на 1 – 2 см кнутри от левой срединно – ключичной линии.

2. Площадь верхушечного толчка 1 – 2 см. 2

3. Сила умеренная.

При гипертрофии левого желудочка верхушечный толчок смещается влево и вниз, усилен, разлитой (локализацией будет считаться точка самого дальнего отклонения), резистентный. Площадь и сила верхушечного толчка уменьшается при ожирении, при узких ребрах, при эмфиземе. Верхушечный толчок усиливается при сморщивании края легкого и смещении сердца кпереди опухолью средостения.

Сердечный толчок

Определяется слева от грудины и несколько кнутри от верхушечного толчка в зоне абсолютной тупости сердца, образованной правым желудочком. В норме он не определяется, только у худощавых он еле заметен. Появление усиленного сердечного толчка свидетельствует о наличии гипертрофии правого желудочка.

Алгоритм определения границ относительной тупости сердца.

Вначале определяют нижнюю границу правого лёгкого по срединно-ключичной линии (в норме – VI ребро). Затем палец плессиметр переносят на одно межреберье выше и ставят его параллельно правой границе (в норме – IV межреберье). Перкутируют, постепенно перемещая палец-плессиметр по межреберному пространству по направлению к сердцу до появления притупленного перкуторного звука. По наружному краю пальца, обращенному к ясному перкуторному звуку, отмечают правую границу сердца (в норме – 1 см кнаружи от правого края грудины).Она образована правым желудочком и правым предсердием. При гипертрофии правого желудочка смещается кнаружи.

Левую границу сердца определяют в том же межреберье, где расположен верхушечный толчок (норма – в 5 межреберье, 1-2 см кнутри от левой срединно-ключичной линии). Она образована левым желудочком, при гипертрофии левого желудочка смещается кнару

Верхнюю границу сердца определяют, отступя 1 см кнаружи от левого края грудины (норма – на III ребре или в III межреберье). Она образована ушком левого предсердия, при гипертрофии левого предсердия смещается вверх.

Она образована левым желудочком, при гипертрофии левого желудочка смещается кнару.

Везикулярное дыхание

Точки выслушивания этого дыхательного феномена кроются в определённых областях лёгких. Формирование шума происходит за счёт перемещения воздуха, который проходит сквозь гортань и трахею. Когда дыхательный просвет перекрыт, шумы могут отсутствовать. Для этого типа дыхания характерно соотношение выдоха и вдоха 1:3.

При наличии хорошо развитого мышечного корсета время, за которое происходит выдох, допускается не слушать.

Во время отхода ко сну или в его время возможно появление ослабленного везикулярного дыхания. Оно может усиливаться во время физических нагрузок или у ребёнка, когда он плачет.

Основные характеристики везикулярного дыхания следующие:

  • инспирация в 3 раза длиннее, чем выдох;
  • отсутствие промежутка времени между инспирацией и экспирацией.

Дыхательный феномен хорошо прослушивается почти во всех местах грудной части, кроме яремной ямки (углубление в нижней части шеи).

отсутствие промежутка времени между инспирацией и экспирацией.

Ключевые точки для проведения процедуры

Определить характер нарушений функционирования как дыхательной системы, так и всего организма в целом, позволяют звуковые явления.

Аускультация

Аускультация — метод, основанный на выслушивании звуковых феноменов, которые возникают в некоторых органах и системах как отражение течения физиологических и патологических процессов. Различают прямую (непосредственную) и непрямую (опосредованную) аускультацию. Прямая аускультация осуществляется непосредственным приложением уха к определенному участку тела. Этот метод не применяется в современных условиях. Непрямая аускультация проводится с помощью специальных устройств — стетоскопа и фонендоскопа. Стетоскоп представляет собой деревянную или пластмассовую твердую трубку с раструбом, он имеет весьма ограниченное применение. Фонендоскоп — короткий раструб, с помощью резиновых или пластиковыхтрубочек соединяется со специальными оливами, которые вкладывают в наружный слуховой проход ушей производящего аускультацию.

Возникшие при этом звуковые волны по столбу воздуха распространяются по всему бронхиальному дереву.

Добавить комментарий