Виды и причины нарушения слуха (сообщение)

Нарушения слуха: причины, формы, признаки, диагностика, лечение, профилактика

Нарушения слуха — снижение способности слухового анализатора обнаруживать звуки и воспринимать речь. Частичная потеря слуха называется тугоухостью, а полная неспособность обнаруживать и различать звуки — глухотой.

Дисфункция слухового аппарата, развивающаяся под воздействием экзогенных и эндогенных факторов, приводит к нарушению слуха – невозможности слышать и распознавать звуковые сигналы. Эта патология затрудняет процесс общения и восприятие звуков окружающей среды.

Эта патология затрудняет процесс общения и восприятие звуков окружающей среды.

В настоящее время наиболее часто выделяются три группы причин и факторов, вызывающих патологию слуха или спо­собствующих ее развитию:

1. К первой группе относят причины и факторы наследственного характера, которые приводят к изменениям в структуре слухового аппарата и развитию наследственной тугоухости. Наследственные факторы играют существенную роль в возникновении детской глухоты и туго­ухости и составляют, по данным отечественных и зарубежных ученых, до 30-50% ее случаев; в двух третях случаев наследственно обусловленной тугоухости отмечается нали­чие синдромальной тугоухости в сочетании с заболеваниями почти всех органов и систем организма (с аномалиями наружного уха, заболеваниями глаз, костно-мышечной системы, покровной систе­мы, почек, с патологией нервной, эндокринной и других систем).

Наследственный фактор приобретает особое значение, если слух снижен у кого-то из родителей. Генетические исследования выявили более 50 генов, мутации в которых могут вызывать расстройство слуха. Наследственное нарушение слуха может быть как доминирующим, так и рецессивным призна­ком. Большая часть наследственных нарушений слуха развивается в раннем возрасте до овладения речью.

2. Вторую группу составляют факторы эндо- или экзогенного воз­действия на орган слуха плода (при отсутствии наследственно отя­гощенного фона), обуславливающие появление врожденной глухоты или тугоу­хости. Среди этих причин прежде всего выделяются инфекционные заболевания матери в первой по­ловине беременности, особенно в первые три месяца. Из инфекций наибольшую опасность для органа слуха представляет краснуха. Среди других инфекций, которые могут повлиять на развитие органа слуха и его функционирование, отмечают грипп, скарлатину, корь, герпес, инфекционный паротит, туберкулез, токсоплазмоз.

Одним из факторов, способствующих появлению врожденного снижения слуха, может быть интоксикация матери, в частности, ототоксическое воздействие некоторых антибиотиков. К другим видам интоксикаций, которые могут вызвать патологию слуха, относят алкоголь, влияние некоторых профессиональных вредностей. Сре­ди причин врожденной тугоухости у детей также называют травмы матери во время беременности, особенно в первые месяцы. Причиной врожденной патологии слуха может служить несовместимость крови плода и матери по резус-фактору или груп­повой принадлежности, что вызывает развитие гемолитической бо­лезни новорожденных.

3. К третьей группе отнесены факторы, действующие на орган слу­ха здорового ребенка в один из периодов его развития и приводящие к возникновению приобретенной тугоухости. Причины приобретен­ных нарушений слуха многообразны. Наиболее часто такой при­чиной являются последствия острого воспалительного процесса в среднем ухе (острого среднего отита). Степень снижения слуха при заболеваниях среднего уха может быть различной: чаще встреча­ются легкая и средняя степени снижения слуха. Однако в некото­рых случаях возникают и тяжелые нарушения слуха. Обычно это происходит вследствие перехода воспалительного процесса во внут­реннее ухо.

В этиологии стойких нарушений слуха у детей велика роль инфекционных заболеваний, из которых наиболее опасны нейроинфекции (особенно менингит), корь, скарлатина, грипп, эпидемический паротит. Значительный процент стойких нарушений слуха связан с при­менением высоких доз ототоксических антибиотиков (антибиотики аминогликозидного ряда – стрептомицин, мономицин, неомицин, канамицин и др.; фуросемид, аспирин, хинин).

Одной из причин возникновения нарушений слуха являются раз­личные травмы. Слуховой орган может пострадать вследствие ро­довой травмы в связи со сдавлением головки ребенка узкими родовыми путями матери, в результате наложения акушерских щипцов, а также при ушибах головы в раннем возрасте, при травмах внутреннего уха, возникающих вследствие падений ребенка с большой высоты, при дорожно-транспортных происшествиях. Среди причин нарушений слуха большое значение имеют заболе­вания полости носа и носоглотки, особенно аденоидные разращения, приводящие к нарушению звукопроведения (кондуктивной тугоухости), которое при правиль­ном лечении исчезает.

Вместе с тем, определение причин возникновения снижения слу­ха является в некоторых случаях достаточно сложным, поскольку возможно воздействие сразу нескольких причин, обуславливающих снижение слуха, и в то же время одна и та же причина может вызвать наследственную, врожденную или приобретенную тугоухость либо глухоту.

– сенсоневральную тугоухость поражены улитка или слуховой нерв ; причиной могут быть инфекции краснуха, менингит , антибиотики, др.

Причины нейросенсорной тугоухости

Развитие нейросенсорной тугоухости на более поздних этапах жизни может быть вызвано массой неблагоприятных факторов, среди которых можно выделить:

  • пресбиакузис, развивающийся в ходе физиологического процесса старения;
  • регулярное воздействие громких шумов;
  • Болезнь Меньера — негнойное поражение внутреннего уха, сопровождающееся увеличением объема эндолимфатической жидкости;
  • заболевания сердца и сосудов;
  • инфекционные заболевания — корь, скарлатина, эпидемический паротит, менингит;
  • аутоиммунные заболевания;
  • злокачественные опухоли внутреннего уха, например, акустическая неврома;
  • негативное воздействие ототоксичных препаратов;
  • травмы внутреннего уха, слухового нерва.

злокачественные опухоли внутреннего уха, например, акустическая неврома;.

Типы нарушений слуха

Стойкое нарушение слуха, причины и классификация патологических изменений определяются в ходе аудиометрического обследования пациента, жалующегося на развитие слуховой дисфункции в одном или обоих ушах. Тип тугоухости зависит от того, в каком отделе локализовались патологические процессы. Согласно физиологическим и анатомическим особенностям строения слухового анализатора, выделяют два основных отдела:

  1. звукопроводящий – обеспечивает передачу звукового сигнала извне к рецепторной системе посредством основных отделов среднего и наружного уха;
  2. звуковоспринимающий – трансформирует энергию окружающих звуков в нервные импульсы, что обусловлено модуляцией физических колебаний волн в основных отделах ушной улитки, подкорковых центрах и нервных клетках.

В контексте данной классификации развитие слуховой дисфункции может быть обусловлено:

  • нарушениями в звукопроводящем отделе;
  • нарушениями в звуковоспринимающем отделе;
  • комбинированными нарушениями в обоих отделах.

Для определения вида тугоухости специалисты проводят субъективные аудиометрические исследования, в ходе которых определяют уровень слышимости костно- и воздушно-проведенных сигналов. Таким образом удается установить, в каком из отделов слухового анализатора возникают нарушения, благодаря чему определяется вид тугоухости и последующие принципы лечения.

Слуховая дисфункция частичного характера определяется неспособностью слухового анализатора воспринимать и обрабатывать звуковые сигналы низкой частоты и амплитуды.

Причины нарушения слуха

Нарушение слуха серьезная социальная проблема

Нарушение слуха — бывает полным (глухота) или частичным (тугоухость) и выражается в снижении способности обнаруживать, распознавать и понимать звуки. Со школьной скамьи всем известно, что звуковые волны различаются по частоте и амплитуде. Потеря или снижение способности обнаруживать и распознавать некоторые (или все сразу) частоты или неспособность различать звуки с низкой амплитудой (тихие звуки), называется нарушением слуха. Нарушением слуха может страдать любой человек, от этого никто не застрахован.

Читайте также:  Маски для волос из хлеба: лучшие рецепты

Нарушение слуха серьезная социальная и медицинская проблема. Согласно исследованиям Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) к 2020 году число людей с нарушением слуха резко увеличится на 30 процентов и достигнет 9 % от общего числа населения земного шара. Нарушение слуха у детей выявляется с каждым годом все чаще. По этой причине предупреждение нарушения слуха и его лечение имеет крайне важное значение.

Нарушения слуха вызваны стечение биологических и экологических факторов!

Причинами потери слуха могут быть заболевания слухового нерва и внутреннего уха, воспаление среднего уха или перенесенные инфекционные болезни — менингит, грипп; иногда причиной является травма или продолжительное воздействие сильного шума и вибраций.

Нарушение слуха, делающее невозможным восприятие речи, у человека называется глухотой, а более лёгкие степени нарушения слуха, которые затрудняют восприятие речи — тугоухостью (бывает нескольких видов кондуктивная, нейросенсорная или смешанного характера). Кроме того, к сожалению, глухота бывает врождённая или приобретённая.

Нарушения слуха классифицируются, как правило, следующим образом:

Типы и причины нарушений слуха

– Долговременное воздействие шума

Люди, проживающие около заводов, аэропортов или оживлённых шоссе подвергаются ежедневному звуковому облучению, интенсивность которого достигает 65-75 дБ. Если в таких местах человек проводит много времени на улице или находится дома с приоткрытыми окнами, то постепенно у него может развиться ослабление и потеря слуха. Существуют государственные стандарты, в соответствии с которыми устанавливается максимальный допустимый уровень шума и риска для здоровья людей. Например, организация Агентство по защите окружающей среды – USEPA – United States Environmental Protection Agency (США) устанавливает ограничение в 70 дБ (децибел), при круглосуточном постоянном облучении, как приемлемый для здоровья (EPA, 1974). Чем выше уровень шума, тем меньше время безопасного пребывания под его облучением. Обычно это время должно уменьшаться в 2 раза на каждые дополнительные 3 дБ шума. Портативные плееры, такие как iPod (громкость которого достигает 115 дБ), также могут вызывать сильные нарушения слуха. Категорически не рекомендуется использовать их на максимальной громкости и продолжительное время.

– Генетическое нарушение слуха

Это врожденные нарушения слуха или глухота , обусловленные наследованием определенных генов, ответственных за неправильное формирование и функционирование органа слуха..

– Медикаментозное нарушение слуха

Ряд медикаментозных препаратов (некоторые антибиотики, цитостатики и др.) обладают ототоксическим действием и их применение может вызвать снижение слуха, вплоть до глухоты.

– Потери слуха, вызванные воспалительными заболеваниями среднего уха

Воспалительные заболевания среднего уха, особенно хронические, приводят к образованию спаек и рубцов в барабанной полости, стойким перфорациям барабанной перепонки, что нарушает проведение звука через структуры среднего уха до улитки.

– Снижение слуха – как один из симптомов сосудистой патологии.

Очень часто снижение слуха появляется при такой сосудистой патологии , как атеросклероз сосудов, гипертоническая болезнь, сахарный диабет, и является одним из симптомов данных заболеваний.

– Физическая травма

Травма, вызвавшая потерю слуха, может быть нанесена как непосредственно уху, так и мозговому центру головного мозга, обрабатывающему звуковую информацию. Физическую травму может вызвать длительное облучение громкими звуками (больше 90 Дб, например: нахождение вблизи двигателя реактивного самолета)

Нарушение слуха оказывает серьезное влияние на развитие ребенка

Нарушение слуха по-разному оказывает влияние на развитие ребенка. Врожденное нарушение слуха может сильно тормозить языковое развитие ребенка в то время, как нарушения слуха, появившиеся после завершения основного языкового развития ребенка, играет менее важную роль. Степень потери слуха тоже имеет важное значение. В большинстве случаев тяжелая степень нарушения слуха оказывает серьезное влияние на развитие речевых способностей ребенка, чем небольшая степень снижения слуха.

Ранняя диагностика нарушения слуха имеет решающее значение!

Крайне важно обнаружить и компенсировать нарушение слуха с помощью слухового аппарата как можно раньше. Научные исследования показали, что речевое развитие слабослышащего ребенка можно сравнивать с развитием ребенка с нормальным слухом, при условии своевременного протезирования ребенка слуховыми аппаратами в возрасте до 6 месяцев.

Вид и степень нарушения слуха определяется в центре слуха или сурдологическом центре. При наличии подозрения на снижение слуха необходимо обратиться врачу сурдологу.

Это врожденные нарушения слуха или глухота , обусловленные наследованием определенных генов, ответственных за неправильное формирование и функционирование органа слуха.

Диагностика нарушения слуха

Далее поговорим о диагностике. И начнем с симптомов. По сути, это «самодиагностика», когда вы самостоятельно можете обнаружить у себя поводы для беспокойства. Итак, у вас могут быть слуховые нарушения в следующих случаях:

  • Трудно уловить суть разговора – тет-а-тет или в компании
  • Ваш собеседник по нескольку раз повторяет вам то, что он хочет сказать
  • Вам постоянно кажется, что окружающие люди говорят очень тихо
  • В шумной обстановке (улица, общественное помещение) вы не можете разобрать речь того или иного человека

Если есть все или что-то из этого, то нужно идти к отоларингологу. Он выполнит следующие процедуры:

  • Общая оценка слуховых функций
  • Анализ аудиологических и акустических показателей
  • Камертональная проба
  • Запись тональной пороговой аудиограммы.
  • Исследование вестибулярного аппарата пациента со стабилографией
  • Импедансометрия – выявление разрыва цепочки слуховых косточек, нарушения функционального состояния слуховой трубы, обнаружение выпота в барабанной полости;

Врач также проводит анализ свертываемости крови, работы печени, эндокринной и сердечнососудистой систем. Это позволяет более детально определить причину тугоухости.

Менингит, простуда, свинка и другие болезни, которыми ребенок переболел в младенчестве или раннем детстве.

Причины нарушений слуха

Существует множество причин нарушений слуха. Они делятся на две группы. К первой относятся приобретённые, а ко второй – врождённые нарушения слуха. С последними остаётся только смириться. Приобретённых нарушений можно избежать.

К приобретённым нарушениям слуха относятся:

  • длительное шумовое воздействие. Причины нарушения могут крыться в постоянном звуковом загрязнении, с которым сталкиваются люди, живущие возле крупных автомагистралей, железнодорожных вокзалов, аэропортов или работающие на шумных производствах;
  • звуковые травмы. Громкий хлопок, взрыв или выстрел могут привести к повреждению волосковых клеток улитки. Они отвечают за передачу звуковой информации слуховому нерву. Также причиной звуковой травмы может стать регулярное прослушивание громкой музыки в наушниках;
  • следствие приёма препаратов. Некоторые лекарственные средства вызывают ухудшению слуха. Поэтому никогда не стоит заниматься самолечением. Нарушенный слух может не восстановиться никогда;
  • механические травмы. Причин множество: от неаккуратной чистки уха до повреждения мозга;
  • инфекции. Многие заболевания, особенно в раннем детстве, вызывают нарушения слуха. К ним относятся корь, свинка, грипп и так далее;
  • возрастные изменения. С этим сталкивается большинство людей старше 60 лет. Слух снижается из-за атрофии волосковых клеток.
Читайте также:  Лечебное голодание по Марве Оганян

Среди врождённых нарушений слуха можно выделить:

  • генетические факторы. Мутации некоторых генов приводят к нарушениям слуха. Свыше половины врождённых патологий имеют генетическую природу;
  • тяжёлое течение беременности. Чаще всего на свет появляются малыши с нарушенным слухом у матерей, которые страдали от сильного токсикоза, угрозы выкидыша во время вынашивания плода;
  • трудные роды. Нарушение слуха может стать следствием недостаточного снабжения мозга ребёнка кислородом. Это бывает при обвитии, преждевременных или стремительных родах, тазового или ягодичного предлежания, кесарева сечения.

Дети с нарушенным слухом могут нормально развиваться, если родители своевременно обратятся за помощью к специалистам. Если вы находитесь в группе риска, то рекомендуется регулярно обследовать малыша.

генетические факторы.

Характерные особенности нарушения слуха

При описании нарушения слуха врач обязательно расспросит пациента о том, когда впервые возникли симптомы, с чем они могут быть связаны, как изменилось состояние с течением времени. Например, глухота после травмы возникает остро, не останется незамеченной и служит причиной для обращения в медучреждение. А вот пациенты с постепенной потерей слуха в силу возрастных изменений зачастую не могут сказать, когда стали увеличивать громкость телевизора, переспрашивать близких.

Последующий осмотр и обследование позволит уточнить выраженность тугоухости и симметричность поражения. Одностороннее снижение слуха характерно для травмы, опухоли, хронического воспалительного заболевания уха. Двустороннее снижение может возникнуть при аллергическом воспалении, применении лекарственных средств.

Орган слуха состоит из 3 отделов. Два – наружное и среднее ухо отвечают за проведение звука. Третий – внутреннее ухо кодирует информацию и проводит ее в кору головного мозга. Эти особенности работы органа слуха определяют характер нарушений при поражении того или иного звена цепочки. Так выделяют 3 вида тугоухости:

  • кондуктивная (при нарушении проведения);
  • нейросенсорная (поражение внутреннего уха, структур головного мозга);
  • смешанная (сочетание нейросенсорных и кондуктивных нарушений).

Уточнение локализации поражения позволит оценить, что может сделать сурдолог для пациента, насколько эффективным станет его вмешательство, как будет ухудшаться состояние здоровья при отказе от медицинской помощи. Так проводниковые нарушения слуха могут носить обратимый характер – после устранения причины пациент начинает лучше слышать. Нейросенсорная тугоухость носит стойкий характер, так как связана с гибелью нервных клеток.

позднооглохший ребенок.

Диагностика

Поскольку нарушения слуха могут быть спровоцированы целым рядом заболеваний, для установления более точного диагноза следует обратиться к отоларингологу. Врач проведет оценку слуховых функций, проанализирует аудиологические и акустические показатели. Обязательным является проведение камертональной пробы и запись тональной пороговой аудиограммы.

Более информативным методом, который позволит уточнить тип нарушения, является аудиометрия, которая выполняется в диапазоне частот выше 8000 Гц. Также важно произвести исследование вестибулярного аппарата, которое включает в себя стабилографию.

Экссудативный средний отит устраняется путем удаления жидкости из среднего уха с последующим введением в него противоотечных медикаментов.

Какие факторы могут приводить к нарушению слуха

О нарушении слуха говорят, когда человек не слышит шепот и тихие звуки. Существуют нарушения разной степени – от легкой до тяжелой. Если человек не слышит звуки с частотой меньше 90 дБ, ставится диагноз полная глухота. Ее можно вылечить хирургическим путем или с помощью слухового аппарата.

Смотреть бесплатно онлайн федеральные каналы, смотреть по ссылке ТВ онлайн

Невральные факторы это отсутствие способности мозговых отделов воспринимать нервные импульсы от слухового анализатора.

Профилактика

Еще никто в мире не сумел разработать полноценный протез органа слуха, поэтому крайне важно бережно относиться к тому подарку, который предоставила каждому из нас природа.

Что делать, чтобы избежать болезней ушей?

  • Обязательно носите шапку, платок или капюшон в холодную и дождливую погоду.
  • Не используйте спички, карандаши, скрепки, ватные палочки и какие-либо еще предметы для чистки слухового прохода от ушной серы, это лишь усилит ее выработку, уплотнит пробку у барабанной перепонки и затруднит процесс естественного самоочищения наружного уха. Кроме того, вы рискуете повредить слуховой проход и перепонку. При необходимости — обратитесь с этой проблемой к ЛОРу.
  • Если ваша работа или хобби связаны с громкими звуками или музыкой — обязательно носите специальные звукоизолирующие наушники или беруши.
  • Не игнорируйте острые и хронические болезни носоглотки и горла — они способны распространиться и на уши. При лечении опирайтесь в первую очередь на рекомендации врача, а не на методы народной медицины.
  • Регулярно посещайте оториноларинголога для профилактических осмотров: он сможет заметить любые изменения в состоянии ушей на ранних стадиях.

По жа луй, все мы пом ним, как в юнос ти нас раз дра жа ло тре бо ва ние ро ди те лей На день шап ку.

Потери слуха, вызванные заболеваниями

Генетические нарушения слуха.

Нейросенсорная глухота

Нейросенсорная (сенсоневральная) глухота или тугоухость возникает при поражении звуковоспринимающего аппарата слухового анализатора. Этот вид слухового поражения возникает из-за целого ряда различных патологических состояний, приводящих к нарушению функционирования внутреннего уха, слухового нерва или участка коры головного мозга, отвечающего за слух. Большинство случаев нейросенсорной глухоты связано с нарушением функций волосковых клеток улитки, врожденным или приобретенным. Причинами патологии волоскового аппарата могут быть генетическая предрасположенность, шумовая травма, инфекция или интоксикация. Нейросенсорное нарушение слуха лечению практически не поддается и может быть компенсировано только слухопротезированием.

Этот вид слухового поражения возникает из-за целого ряда различных патологических состояний, приводящих к нарушению функционирования внутреннего уха, слухового нерва или участка коры головного мозга, отвечающего за слух.

Предварительный просмотр:

Причины нарушений слуха

Нарушения слуха могут вызываться различными инфекционными заболеваниями детей. Среди них — менингит и энцефалит, корь, скарлатина, отит, грипп и его осложнения. Нарушения слуха возникают в результате заболеваний, поражающих наружное, среднее или внутреннее ухо, слуховой нерв. Если поражено внутреннее ухо и стволовая часть слухового нерва, в большинстве случаев наступает глухота, если же среднее ухо, то чаще наблюдается частичная потеря слуха.

В школьном (особенно подростковом) возрасте к факторам риска относится длительное воздействие звуковых раздражителей предельной интенсивности, например широко распространенное среди молодежи слушание чрезмерно громкой музыки, особенно с использованием технических средств, таких, как плееры.

Читайте также:  Норма тестостерона у женщин

Большую роль в возникновении нарушений слуха у ребенка играет неблагополучное протекание беременности, прежде всего — вирусные заболевания матери в первом триместре беременности, такие, как краснуха, корь, грипп, герпес. Причинами нарушения слуха могут послужить врожденная деформация слуховых косточек, атрофия или недоразвитие слухового нерва, химические отравления (например, хинином), родовые травмы (например, деформация головы ребенка при наложении щипцов), а также механические травмы — ушибы, удары, акустические воздействия сверхсильными звуковыми раздражителями (свистки, гудки и т.п.), контузии при взрывах. Нарушение слуха может оказаться последствием острого воспаления среднего уха. Стойкое снижение слуха часто возникает в результате заболеваний носа и носоглотки (хронический насморк, аденоиды и др.). Наиболее серьезную опасность для слуха эти заболевания представляют в тех случаях, когда происходят в младенческом и раннем возрасте. Среди факторов, влияющих на снижение слуха, важное место занимает неадекватное применение «ототоксических» препаратов, в частности антибиотиков.

Нарушение слуховой функции чаще всего происходит в раннем детстве. Исследования Л.В. Неймана (1959) свидетельствуют о том, что в 70 % случаев потеря слуха возникает в возрасте двух-трех лет. В последующие годы жизни число случаев потери слуха уменьшается.

Большое значение в возникновении нарушений слуха имеют наследственные факторы. В семьях глухих дети с нарушениями слуха рождаются значительно чаще, чем в семьях слышащих. Вероятность рождения глухого ребенка повышается в семьях, где один или оба родителя являются врожденно глухими, а также при браках между близкими родственниками или при большой разнице в возрасте супругов. Причинами нарушений слуха могут быть и такие заболевания родителей, как алкоголизм, «кессонная болезнь» (у летчиков и водолазов). К группе риска относятся дети с различными хромосомными заболеваниями.

Отечественная и зарубежная статистика показывают, что число людей с нарушениями слуха увеличивается. Становится выше и число лиц со сниженным слухом в возрастной группе после пяти — десяти лет. Проведенные в различных странах исследования показали, что 4 — 6% от всего населения планеты имеют нарушения слуха в степени, затрудняющей социальное общение. Из этого числа 2 % людей имеют двустороннее снижение слуха и воспринимают разговорную речь на расстоянии менее 3 м, а 4% — выраженную одностороннюю тугоухость.

Важное значение для правильного понимания особенностей психического развития детей с нарушениями слуха, для своевременной диагностики и организации их обучения и воспитания, в частности для определения типа учреждения, в котором должен учиться ребенок, имеет классификация таких детей. Проблема дифференциации лиц, имеющих нарушения слуха, интересовала как врачей, так и сурдопедагогов. В нашей стране наибольшее распространение получила медицинская классификация нарушений слуха у детей, предложенная Л.В.Нейманом (1961). Если нарушение слуха распространяется на диапазон частот, относящийся к разговорной речи (от 500 до 3500 Гц), то ее восприятие становится невозможным. При потере слуха более 80 дБ наступает глухота, при частичном нарушении (тугоухости) отмечается потеря от 15 до 80 дБ. В соответствии с данной классификацией устанавливаются три степени тугоухости в зависимости от средней арифметической потери слуха в области речевого диапазона частот. Люди, имеющие нарушения слуха, в зависимости от его остаточной сохранности могут быть отнесены к одной из четырех групп (от 125 до 2000 Гц; от 125 до 1000 Гц; от 125 до 500 Гц; от 125 до 250 Гц).

Педагогические классификации направлены на обоснование различных подходов к обучению детей с нарушениями слуха. В нашей стране наибольшее применение находит психолого-педагогическая классификация Р. М. Боскис. Ее основу составляют положения теории компенсации психических функций Л. С. Выготского, в частности положение о сложной структуре нарушения. Р. М. Боскис предложила новые критерии, учитывающие своеобразие развития детей с нарушениями слуха:

§ степень потери слуха;

§ время возникновения нарушения слуха;

§ уровень развития речи.

В соответствии с названными критериями выделяют следующие группы.

Первая — глухие (ранооглохшие) дети, родившиеся с нарушенным слухом или потерявшие слух до начала речевого развития или на ранних его этапах. К этой группе относят детей с такой степенью потери слуха, которая лишает их возможности естественного восприятия речи и самостоятельного овладения ею. Они овладевают зрительным (чтение с губ) и слухозрительным (при помощи звукоусиливающей аппаратуры) восприятием словесной речи только в условиях специального обучения.

Вторая — позднооглохшие дети, «глухие, сохранившие речь» (Р. М. Боскис, 1971) — те, кто потерял слух в том возрасте, когда речь уже была сформирована. У них может быть разная степень

нарушения слуха и разный уровень сохранности речи, поскольку при возникновении нарушения слуха без специальной педагогической поддержки речь начинает распадаться. Эти дети имеют навыки словесного общения. Важным для них является освоение навыков зрительного или слухозрительного восприятия словесной речи. Развитие мышления в большей степени сходно с его развитием у слышащих детей, чем у ранооглохших. Это сходство оказывается тем большим, чем лучше сохранены речевой запас и связанные с ним возможности отражения действительности при помощи словесных обобщений (Р. М. Боскис, 1971).

В данном учебном пособии в основном будут рассматриваться особенности психического развития детей, относящихся к первой группе — ранооглохших детей.

На основе психолого-педагогической классификации осуществляется дифференцированное специальное обучение детей, имеющих разные степени нарушений слуха и разные уровни речевого развития. При направлении ребенка в тот или иной вид специальной школы учитываются и степень нарушения слуха, и уровень его речевого развития. Так, позднооглохшие часто учатся в школах для слабослышащих детей; глухим детям с высоким уровнем речевого развития и сформированными навыками восприятия устной словесной речи также рекомендуют учиться в школе для слабослышащих.

Вторая позднооглохшие дети, глухие, сохранившие речь Р.

Особенности поведения при нарушении слуха

Тугоухость в большинстве случаев прогрессирует так незаметно, что далеко не всегда удается распознать ее зарождающиеся признаки. Первыми замечают неладное родственники и коллеги: люди с нарушением слуха постоянно переспрашивает собеседника, стараются сделать звук телевизора погромче, не реагируют на оклики, становятся ворчливыми и раздражительными.

Психология лиц с нарушением слуха часто заключается в отрицании проблемы. Им кажется, что трудности в общении возникают из-за посторонних шумов или недостаточно внятной и громкой речи собеседника. Многие бояться признаться в потере слуха, потому что считают такое состояние ущербным и доказательством надвигающегося старения. Осознание проблемы часто приводит к тягостным переживаниям и отчаянию.

Психология лиц с нарушением слуха часто заключается в отрицании проблемы.

Добавить комментарий